Тихвинская обитель имеет 5 храмов, один теплый, а остальные холодные. 1-й соборный трехпрестольный во имя Тихвинской Божией Матери; 2-й над святыми вратами под колокольней во имя св. Дмитрия, митрополита Ростовского; 3-й на источнике во имя Пресвятой Богородицы Живоносного Источника; 4-й больничный двухпрестольный во имя святителя и чудотворца Николая — теплый и 5-й на хуторе, в 6-ти верстах от обители, во имя преподобных Антония и Феодосия, киево-печерских угодников.
1) Главная церковь каменная, двухэтажная, пятиглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника. Находясь среди монастыря, она занимает довольно обширную площадь, так что длина ее с алтарем и папертью простирается до 20 саженей, а ширина на 15 арш. Высота настоящей 30, а трапезной 24 арш. Выкладка стен, начиная с грунта земли, толщиною в 21/2 арш., кровля настоящей имеет вид круглой формы, а трапезная — вид шатра на два ската. Построена в 1762 году тщанием московского купца и фабриканта Алексея Тарасовича Милякова, который, по отзывам старожилов, лично его знавших, не имея детей, находил для себя единственным удовольствием созидание и украшение храмов Божиих. Первоначально она разделялась на две части: холодную с двумя престолами во имя Живоносной Троицы и Тихвинской Богоматери и теплую с двумя же престолами во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина. Но в 1852-1854 годах храм перестроен игуменьей Анастасией, и остался один холодный; вместо 4-х престолов сделано три, из коих один внизу — во имя Тихвинской Божией Матери, а два наверху, на хорах, где стоят монашествующие во время Богослужения — во имя Живоносной Троицы и Успения Пресвятой Богородицы. Приделы же во имя святителя Николая и мученика Иоанна воина перенесены в больничную церковь. В 1885 году храм сей игуменьей Анастасией 2-й распространен каменной прикладкою трапезы и паперти . Кровля храма из листового железа окрашена зеленой краской; главы же покрыты белым железом и приосенены вызолоченными крестами.
Внутренние части храма. Тихвинский храм разделяется на алтарь и настоящую церковь. Алтарь, построенный в виде простого четырехугольника, отделен от настоящей каменной высокой, сплошной стеной и с пролетами для царских, северных и южных дверей. Настоящая церковь представляет форму квадрата, достигающего стенами 30-ти аршинной высоты, с 8-ю большими окнами, дающими обильный свет для иконостаса. При входе в храм, по боковым стенам, устроены для пред стояния монашествующих хоры во всю длину до восточной стороны, с особым алтарем. Весь храм украшен священными картинами новозаветной истории. Что касается живописи храма, то она дает ясное представление об изображаемых событиях и лицах и поучительна как для простеца-крестьянина, так и для ученых. Изображенные лица св. угодников поставлены верно и живо, настолько хороши в отделке кистью, что, взирая на лики, так и видишь в них первообразы святых, навидаешься, получаешь молитвенное настроение, возвышаешься духом. Особенно хорошо написана на своде храма большая картина “О Тебе радуется”. При взоре на эту картину, в которой последовательно поставлены лики патриархов, пророков, апостолов, святителей, преподобных и целый сонм ангелов, окружающих Богоматерь и в лучезарном свете Святую Троицу, мы видим пред собою как бы отверстое небо. Внизу, под хорами, на стенах и колоннах идет ряд художественных изображений, взятых из жизни И. Христа, заставляющих каждого из богомольцев невольно остановиться взором и с особенным вниманием и благоговением вникнуть в смысл той и другой священной картины. Прекрасным исполнением в художественном отношении обращают на себя внимание картины “Достойно есть” и “Св. Троица”. Необыкновенно приятное впечатление производит иконостас, сооруженный в 1854 году при игуменьи Евпраксии. Он деревянный и весь покрыт по полименту червонным золотом, состоит из четырех ярусов, с 16-ю гладкими колоннами, украшен очень искусной резьбою, помещенною на золотом фоне; при сем большая часть резьбы изображена в виде виноградных кистей и листьев. Иконостас помещен во всю ширину храма. Царские врата, в виде сквозной решетки, имея на себе икону Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х Евангелистов с символическими изображениями, чрезвычайно благолепны. По правую сторону царских врат стоит икона Спасителя, художественной работы, на золотом резном фоне. По левую сторону — чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, а перед нею очень изящная серебряная, с чернетью, лампада для возжения елея. Резьба иконостаса ценной работы и покрыта червонным золотом.
2) Церковь св. Димитрия, митрополита Ростовского, находится в западной части обители, в колокольне, над святыми вратами. Иконостас в ней двухъярусный, по местам украшен вызолоченной резьбою; фон белый, вполне соответствующий белизне стен храма. В ней 28 икон простой живописи. Построена, как и соборная, в том же 1762 году и тем же храмо-создателем Милюковым. В 1853 году, с разрешения начальства , игуменья Анастасия соорудила над сей церковью, на сборную по книгам сумму, каменную восьмиугольную колокольню, вышиною с крестом 24 саженей; конусообразная крыша ее покрыта белым листовым железом, а крест вызолочен червонным золотом. На 4-м ярусе висят колокола — их девять: первый весом в 157 пудов 27 ф., слит, как видно из надписи на нем, в г. Нижнем Ломове, в 1847 году, на счет доброхотных подаяний, собранных покойным священником Михаилом Земблиновым; второй — в 67 пудов 17 ф. На нем положена надпись: слит в Москве, на заводе Дмитрия Пиро-гова, в 1763 году; третий в 35 пуд. 11 ф., четвертый — 14 пуд. 33 ф., пятый — 2 пуд. 39 ф., остальные весом еще менее. Некоторым из колоколов присвоены особые названия: первый называется большим, или праздничным, второй — полиелейным, третий — вседневным, четвертый — трапезным, этим же колоколом созываются монашествующие на молитву, за утренние и вечерние правила.
3) Церковь Пресв. Богородицы Живоносного Источника каменная, одноглавая, имеет форму продолговатого четырехугольника, одноэтажная Сооружена с благословения Пензенского Просвященного Моисея в 1811 году, усердием Керенского однодворца Филиппа Каманина, над источником, в котором в 1681 г. явилась чудотворная икона Тихвинской Божи-ей Матери. Источник этот находится у подошвы горы, на коей стоит монастырь, с западной ее стороны. В прежнем монастыре над сим источником была деревянная и единственная во всем монастыре церковь во имя Тихвинской Божией Матери с приделами святителя Николая и апостолов Петра и Павла. Но в начале 19-го столетия эта церковь, за упразднением монастыря, продана и снесена, как излишняя, в село Кандевку Керенского уезда. Канакин, с прискорбием взирая на святое место, где явилась икона Небесной Заступницы и где был престол Божий, оставленное пустым, воспылал благочестивою ревностью построить на собственный счет храм и соорудил оный в честь Живоносного Источника. Освящен он в октябре 1811 года местным священником Тихвинской церкви Кириллом Васильевым, бывшим в то время членом Нижне-ломовского духовного правления. Первоначально церковь имела в длину 6, ширину 3 1/2 и вышину 3 сажени, но в 1864 году она увеличена в длину еще на 3 1/2 саж. деревянной пристройкой на каменном фундаменте. Храм замечателен богатым источником воды, на коем обретена икона Тихвинской Богоматери, устроенным недалеко от амвона. Вода из этого источника выходит наружу из-под северной стены храма в устроенный бассейн. Над сим бассейном устроена пространная благолепная сень на четырех деревянных столбах, крытая железом и окрашенная медянкою. Отсюда вода протекает трубами через весь монастырь в другие бассейны и за ограду. Из источника во всякое время, а особенно в день празднования явления свят. иконы Тихвинской Божией Матери, 26 июня, народ с благоговением черпает св. воду и нередко совершает молебное пение, изливая пред чудотворною иконою усердные моления в скорбных и радостных обстоятельствах жизни, и с верою черплющие и емлющие св. воду из сего источника получают душевное и телесное здравие.
4) Четвертая церковь во имя святителя и чудотворца Николая построена в одной половине каменного двухэтажного больничного корпуса в 1848 г. игуменьей Анастасией 1-й на собранную по сборным книгам сумму. Длину имеет вместе с корпусом 27 саж., ширину 7 саж., высота — 3 саж. В ней два престола: один внизу, во имя св. Николая, а другой вверху, на хорах, во имя св. мученика Иоанна воина. Иконы простой живописи. Кровля храма железная, окрашена медянкою; глава и крест вызолочены червонным золотом.
5) В 7-ми верстах от обители на монастырском хуторе при деревне Щербаковке, стараниями игуменьи Анастасии 2-й, по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Пензенского, в 1889 году построен пятый деревянный храм во имя Антония и Феодосия, киево-печерских чудотворцев. Храм этот за ветхостью его продан прихожанам села Котла, Керенского уезда, перенесен на настоящее место и вновь переустроен, сохранив прежнюю форму. Церковь по форме продолговатая, имеет вид корабля; высота ее 35 арш, ширина 11 и длина с папертью 43 арш. Иконостас трехъярусный, с 20 гладкими полуколоннами, вызолочен и украшен небогатой резьбою. В нем 20 икон с изображениями событий и лиц Ветхого и Нового Завета. Все иконы собственной монастырской живописи, очень искусной работы, в рамах, вызолоченных по полименту червонным золотом. Кровля железная, выкрашена медянкою, наружние стены обелены белой краской. Кресты на настоящей и колокольне вызолочены. На колокольне висят четыре небольших колокола, из коих первый весом 4 п. 11 ф., второй 2 п. 20 ф., третий 20 ф. и четвертый 8 ф.
Из книги священника отца Иоанна Кантова (1892 г.)