Село Подберезье находится в 16 верстах от г. Владимира. В грамоте вел. князя Иоанна III Васильевича от 1504 г., коей он митрополичьим селам жаловал неподсудность княжеским чиновникам, упоминается село «новое под березами». Принимая во внимание близость этого названия к настоящему названию села и географическое положение среди теперь существующих сел Спасского и Богослова и отсутствие здесь другого села с тем же названием, нужно думать, что в грамоте вел. князя упоминается настоящее село Подберезье. Кому принадлежало село впоследствии, не известно, но в записях патриаршего казенного приказа под 1728 г. Подберезье значится в вотчинах св. Синода. По упразднении монастырских вотчин оно числилось селом владельческим и частью казенным. Название Подберезья селом в грамоте 1504 г. указывает на то, что и тогда здесь была церковь, но о ней нет никаких сведений.
Существование же церкви в начале XVII ст. подтверждается записями в патриарших окладных книгах 1628 г., в коих значится церковь чудотворца Николы в селе Подберезье. В 1691 г. повелением патриарха Адриана эта церковь за ветхостью была перестроена и новая освящена тоже в честь св. Николая. При этом патриарх приказывает старый антиминс положить в новой церкви в престол «в десном столпце с восточной стороны вытесать ящик и покрыть доскою, а ветхие церковные бревна, которые годятся, иметь к новой церкви в дело опричь мостов, а которые в дело не годятся и те бревна вывесть в поле и в чистом месте сожечь».
Кроме этой церкви в селе Подберезье существовала в начале XVIII ст. другая церковь – в честь Смоленской иконы Божией Матери, которая в 1718 г. перестроена и освящена на старом антиминсе игуменом Сновицкого монастыря Маркеллом. Дальнейшая судьба этих двух церквей остается неизвестною.
В настоящее время в селе Подберезье существует каменная церковь, построенная в 1856 г.; в 1891 г. устроен теплый придел через разделение церкви на две половины. Каменная колокольня окончена постройкою в 1871 г. Из наружных украшений на церкви обращает на себя внимание крест, на верху коего корона, а внизу полулуние.
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери, а в теплой – в честь св. Николая чудотворца. Из св. икон пользуются особенным уважением древние иконы Смоленской Божией Матери и Николая чудотворца, пришедшие в нынешнюю церковь из прежних бывших храмов. В церковной библиотеке сохранились храмозданная грамота, выданная патриархом Адрианом в 1691 г. на построение церкви Николая чудотв. и библия в лицах, приложенная в церковь в 1783 г. «бригадиршею Акулиной Лукиной, дочерью Курзановой, при священнике Тимофее Григорьеве… а кто сию книгу святую святотатно возьмет, за то сужден будет на втором Христовом пришествии».
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1828 г. Земли при церкви в наличии: усадебной 1 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Плана и межевой книги на землю в церкви не имеется. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Содержание причт получает от треб, хлебного сбора, процентов с капитала 300 руб. и от земли. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Подберезья, деревень: Ново-Александровки и Скородумки, сельца Бол. Житкова; в приходе 367 душ муж. пола и 387 жен., все православные.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.