Православная церковь существует здесь, вероятно, со времени просвещения карел христианскою верою, т. е. с XIII в., но о существовавших в древнее время храмах нет никаких сведений. Неизвестна история и той церкви во имя Рождества Богородицы, которая, за ветхостью, давно закрыта. В клировых ведомостях об этой церкви сказано только: «каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, находящийся в крепости, когда и кем построен, неизвестно». Колокольня при этом храме каменная, купол – деревянный; все здание храма покрыто железом. От слабого ли грунта или от непрочности фундамента здание дало несколько трещин на северной стороне, и колокольня, состоящая в связи с храмом, отшатнулась.
Причт и прихожане, по должном освидетельствовании храма просили в 1830 г. епархиальное начальство позволить им прекратить в храме богослужение и разрешить построение нового каменного храма в самом городе. Разрешение прекратить службу было дано и указом консистории от 22 октября 1836 г. за №4144 приказано до сооружения нового храма устроить временную церковь в приличном здании. Для этого, с согласия военного начальства, избрана была одна из зал офицерского флигеля в крепости, где в 1837 г. была устроена временная церковь и в нее, изъ прежнего собора, была внесена вся утварь церковная. Во временно устроенной церкви служба отправлялась до 1847 г., т. е. до сооружения настоящего храма.
Новый нынешний храм построен в середине города, на площади, на сумму, отпущенную из Святейшего Синода, по плану архитектора Висконти. Длина храма с колокольнею 11 сажень и 1 аршин, ширина 5 сажень, высота с куполом 9 сажень. В нем три двери: с севера, юга и запада. 8 окон в куполе, 8 – между арками и 8 внизу, с железными решетками; три печи: из них две кафельных при западном входе и одна железная, в алтаре. Внутри храм оштукатурен и окрашен желтой краской; пол деревянный, крашенный желтой масляной краской. В куполе на восточной стороне изображен лик Господа Вседержителя, на западной – образ Божией Матери, восходящей на небо; на парусах – четыре Евангелиста.
Крыльцо храма – из тесаной плиты. Храм окружает деревянная, решетчатая ограда, выкрашенная зеленой краской; длина ее 20 сажень, ширина 15. Храм и колокольня покрыты железом, которое окрашено медянкой. Храм строил с подряда здешний купец Андрей Васильевич Лисицын под наблюдением архитектора и строительной комиссии, состоявшей из священнослужителей и почетнейших прихожан. Суммы на постройку истрачено 15 657 руб. 14 ½ коп. серебром.
Храм однопрестольный во имя Рождества Богородицы. Освящал его местный причт 11 декабря 1847 г., антиминс его священнодействован Агафангеллом, епископом Ревельским, 20 декабря 1859 г. и подписан митрополитом Григорием; выдан в церковь 2 августа 1860 г.
Церковная библиотека состоит из 100 номеров, из коих 63 богослужебные книги, а прочие 37 – духовнонравственного содержания. Из колоколов – второй весом в 62 пуда вылит в Стокгольме. Метрические книги существуют с 1778 г.; но нет их за 1781, 1782, 1785, 1793-95 и 1817 гг.
Причт по прежнему штату составляют: протоиерей, священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. До 1806 г. из кексгольмского уездного казначейства выдавалось причту следующее жалованье: обоим священникам по 89 руб. 62 коп. ассигн., причетникам по 50 руб. 26 коп., просвирне 25 руб. 62 коп. Диакону не полагалось жалованья; вероятно, он числился на дьяческой вакансии. В 1800 г. положено платить причту из финляндских статских (государственных) доходов через Духовное Правление: протоиерею 450 руб. асс., священнику 300 руб., диакону225 руб.; причетникам по 50руб., просвирне 50 руб. Доходов получается до 600 руб. в год на весь причт. У священников имеются собственные дома; один дьячок помещается в доме, перешедшем к нему по наследству, остальные члены причта квартиры себе нанимают.
Причт кексгольмского собора до 1764 г. подчинялся архиепископу новгородскому, викарий которого даже носил титул епископа Карельского или Кексгольмского. С 1704 г. причт здешний подчинен епархиальному начальству С.-Петербургскому.
Прихожане здешнего собора состоят из коренных обывателей города – частью постоянных финляндских подданных, частью временно пребывающих подданных Российской Империи. Коренные жители почти все переселенцы из Олонецкой и Архангельской губерний, особенно же с Карельского берега Ладожского озера. Всех прихожан мужеска и женска пола до 600 душ. Прихожане: купцы занимаются торговлею, а мещане и крестьяне рыбной ловлей на Ладожском озере. Торговлю оживляют ярмарки, которых бывает две, одна в феврале месяце, а другая в сентябре. В зимнюю ярмарку привозится соленая и свежая рыба, деревянная и фаянсовая посуда, сани и конская сбруя, в осеннюю – ягоды, коровье масло и овечья шерсть. Крестьяне здесь занимаются меною лошадей. Местные купцы торгуют своим товаром, предметами для одежды, пищи и питья. Раскольников в приходе нет.
Прихожане большею частью грамотны. Школ в городе три: низшее элементарное училище для мальчиков православных и лютеран помещается в доме, нанимаемом от казны; училище для девочек лютеранских и православных бедных родителей, оно помещается в частном доме, нанимаемом на проценты с суммы, пожертвованной благотворителями; училище для обучения детей обоего пола православного исповедания, открыто в ноябре 1861 г.
Прихожане соблюдают уставы церкви: в храм Божий по воскресным дням ходит половина, а в праздник – все. Особенно празднуется только храмовой праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Приписных или домовых церквей в приходе не существует.
Кроме упраздненной церкви Рождества Богородицы была еще полковая церковь. Она стояла близ полкового дома, в котороме ныне помещается городовой магистрат. Место, где был храм, ничем не застроено и только на месте престола поставлен большой деревянный крест, обнесенный деревянной решеткой. Какому полку принадлежал храм, в чье имя и когда построен, когда упразднен и на что употреблены строительные материалы – об этом нет никаких сведений.
Часовен две, обе на берегу Вуоксы, при впадении ее в Ладожское озеро. Одна древняя, близ старой городской пристани, другая новая близ новой пристани. Первая построена радением православных обывателей Кексгольма и еще секунд-майора Кексгольмского полка Якова Яковлевича в 1740 г., о чем свидетельствует надпись на доске, бывшей прежде под иконостасом часовни, а ныне хранящейся в церковном архиве. До 1757 г. в этой часовне был только один большой деревянный крест из соснового дерева. Находящаяся на кресте надпись может быть прочитана только археологами, знающими способ древнего, под титлами, славянского письма. В этой надписи буква означает целое слово. Крест этот сделан в Валаамской обители, вероятно, по просьбе лиц, строивших часовню в 1740 г., как показывает надпись на нижнем конце креста.
В 1757 г. по радению тех же строителей часовня была украшена 4 образами, на которых написаны лики: Богородицы, Марии Магдалины, царицы Елены и Ольги, Иоанна Богослова, Лонгина сотника и царя Константина. Образа были поставлены по сторонам креста. Важнейшими в этой часовне образами были: образ Похвалы Пресвятой Богородицы и образ Софии Премудрости Божией. В образе «Похвалы» та особенность, что предвечный младенец написан сидящим не на руках Пречистой Матери, а на седалище, подле левой руки, и, кроме того, как Богородица, так и Иисус Христос имеют руки, сложенные на благословение. Все эти четыре образа писаны на дереве иконописцами валаамскими.
Украшенная таким образом часовня 65 лет стояла на берегу, у самой пристани. В наводнение, бывшее между 1805 и 1809 гг., вода подмыла часовню, и часовня покривилась на бок. Тогда прихожане, из опасения будущих наводнений, перенесли часовню на другое, более возвышенное место. Но и эта древняя часовня ныне закрыта, а иконы и крест перенесены в новую часовню, устроенную близ новой пристани. Об этой часовне сведения следующие: с 1860 г., кроме жителей города, часовню стали посещать едущие на пароходе Валамо из Петербурга на Валаам богомольцы и служить здесь молебны пред образом Похвалы Пресвятой Богородицы: многие, желавшие молиться, стояли по тесноте часовни вне ее, а другие, по отдаленности от пристани и по краткости пребывания здесь парохода, не успевали приложиться к иконе.
Эти два обстоятельства, а равно и ветхость часовни, обратили на себя внимание причта и церковного старосты купца Николая Лисицина. Когда в 1862 г. был в Кексгольме порховской потомственный почетный гражданин Григорий Михайлович Петров, то Лисицин, племянник его и причт просили его помочь устроению новой часовни, ближе к пристани. Просьба была принята.
Приехав в Петербург, Петров просил митрополита Исидора дозволить ему соорудить в Кексгольме, вместо прежней часовни, новую деревянную, близ пароходной пристани, причем представил и план новой часовни. На прошении Его Высокопреосвященство написал: «1862 г. ноября 13 дня благочинному и местному причту допустить к постройке часовни, по утвержденному мною плану, под наблюдением церковного старосты Николая Лисицына». Вследствие сего разрешения, весною 1863 г., в четверг на пасхальной неделе, освящено было причтом при стечении православных обывателей города, избранное для постройки часовни место, а затем вскоре было приступлено и к самому построению ее.
В половине июля месяца, в том же году, часовня эта совершенно была отстроена, и 22 июля в день св. Марии Магдалины и тезоименитства Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны освящена была соборными священно-церковно-служителями в присутствии прихожан и соорудителя ее.
В часовне сей всех икон, кроме креста, десять: четыре иконы из прежней часовни, три иконы и живописное Распятие Господа Иисуса Христа – из прежнего храма; две иконы написаны вновь. Прежние иконы все поновлены. На образе Похвалы Пресвятой Богородицы глава Божией Матери и глава Спасителя украшены серебряными венцами; пред каждой иконой лампада аплике с жестяною свечою. Все это, а равно и два вновь написанные образа, устроены на сумму, пожертвованную тем же благотворителем Петровым.
Со времени освящения часовни каждый раз по прибытии парохода соборные священно- и церковнослужители отправляют в ней молебное пение Господу Иисусу Христу и Божией Матери с водоосвящением и чтением прошений и молитв о благополучном плавании следующих на пароходе Валамо и всех, плавающих по водам бурного Ладожского озера.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.