По рассказам детей и внуков прихожан храма начала XX века можно сделать вывод о том, что каждое воскресенье и праздник храм был наполнен богомольцами, людьми богатыми и бедными. На Пасху, Троицын День, на Казанскую люди даже стояли во время службы на улице… Стены Казанского храма были украшены фресками, церковная утварь, облачения – все было преисполнено благолепием. Иконы были украшены золотыми и серебряными окладами с драгоценными «каменьями». Прихожан в селе Медном, в Космодамиановской слободе, в деревнях Ямке, Мухине, Полустове, Порожках, Осинках, Фенине, Романове – 531 двор (1866 мужчин, 2047 женщин). В приходе церкви находились две часовни: в Космодамиановской слободе, Свв. Косьмы и Дамиана, постройки 1831 г., деревянная, и в деревне Фенино, Св. вмч. Пантелеимона, постройки 1885 г., каменная. Впоследствии при часовне в Космодамиановской слободе было открыто кладбище, которое действует и по сей день. В Медном даже сложилась поговорка «ушел к Кузьме с Демьяном», что означало «умер». В начале ХХ в. с юго-запада храма была сделана пристройка, заполнившая угол между колокольней и трапезной.
Опись церковного имущества 1921-1922 гг. позволяет уточнить некоторые детали внешнего вида и убранства церкви: «Церковь каменная с фундаментом. Холодная из белого камня и теплая из дикого тесаного камня в 21 саж. длиною с колокольнею и алтарем и стенами… Жертвенники: главный алтарь – сосновый, в алтарях приделов – дубовые, престолы – кипарисовые, иконы с серебряными ризами с вызолоченными венчиками, украшены «каменьями». В холодном храме два деревянных клироса. При церкви стоит дом-лавка на каменном фундаменте, деревянная, с жилым помещением, крыта железом. Каменная колокольня покрыта железом с железным вызолоченным крестом. На колокольне 7 колоколов: 166 пуд., 36 пуд., 21 пуд, 12 пуд., 8 пуд., 3 пуд.,1,5 пуд. Со всех сторон церкви оштукатуренная ограда с железной решеткой. В ограде под крышей помещен образ Казанской Божией Матери. В северо-восточном углу ограды находился тесовый амбар. Деревянная часовня в Косьмодамиановской слободе покрыта железом, ограда каменная с железной решеткой и железными воротами. В деревне Фенино каменная часовня с железными решетками, покрыта железом. При часовне на столбе повешен колокол весом 1 пуд».
В 20-х гг. ХХ в. храм был расписан. Та роспись, которая еще видна в восьмерике, создана в 1920-х гг., незадолго до закрытия храма. Это чрезвычайно любопытная масляная живопись, созданная в легкой, почти эскизной манере. Осталось несколько композиций, достаточно хорошо сохранившихся, чтобы оценить ее в полной мере. Вообще, вся эта живопись – самый яркий памятник церковного приходского возрождения 1920-х гг. в Тверской губернии. К сожалению, остались неизвестны ни имя мастера (мастеров), ни обстоятельства ее появления. «Большевики начали закрывать и разрушать храмы в конце 1920- середине 1930-х гг.. Особенно распространённым способом «унижения» храмов было использование их не по назначению. Не избежал этой печальной участи и храм Казанской иконы Божией Матери в с. Медное. Его закрыли в 1929 году. Последний священник, Владимир Иванович Сабинин, был расстрелян в 1937 году.
Владимир Иванович Сабинин родился 26 июня 1876 г. в Твери, проживал в с. Медное по ул. Советская, д. 31. Священник Медновской церкви с 1902 г. Сын священника. Закончил Тверскую духовную семинарию. Есть основания полагать, что с 5 октября 1899 г. по 13 октября 1902 г. служил псаломщиком в Богоявленской церкви города Калязина. Имел сына – Сабинина Валентина Владимировича, 25 лет (род. в 1912 г.), учителя начальной школы г. Лихославля. Владимир Иванович был судим первый раз 29 июня 1919 г. «за публичное оскорбление представителя власти». Был осужден на 6 месяцев исправительно-трудовых работ «с последующим заменением 500 руб. штрафа». Второй раз был судим 22 августа 1937 г. за «организованное хищение социалистической собственности», был также осужден на 6 месяцев ИТР. В третий раз Владимир Иванович был арестован 24 декабря 1937 г. Медновским РО УНКВД, сотрудником Фёдором Васильевичем Пискуновым. Из протокола первого допроса 25 декабря 1937 г.: «Нелегальное совещание церковной тройки, в которой принимал участие и я, проводилось один раз в марте 1935 года. На этом совещании обсуждался вопрос о необходимости сбора подписей среди населения против закрытия церкви в с. Медное. На этом совещании мы решили противодействовать закрытию церкви и распределили между собой функции. На меня лично была возложена обязанность написать на подписных листах заголовки протеста против мероприятия закрытия церкви и пойти по домам и колхозам агитировать против закрытия церкви, что мною и было проделано». В деле имеются протоколы допросов свидетеля, жителя с. Медное Александра Васильевича Митропольского, 1879 года рождения. В деле прилагается справка о том, что до революции В.И. Сабинин имел дом с надворными постройками, 25 га земли и использовал наемную рабочую силу. Из этой же справки следует, что он вплоть до последнего ареста проводил обряды отпевания умерших и крестил новорожденных. Это говорит о том, что население имело в этом необходимость, а священник, зная о грозившей ему опасности, о чем говорят протоколы допросов, не уклонялся от служения. Из Агентурного донесения № 23 от 09.08.1937 г., источник «Воробей»: «В процессе нашей беседы Сабинин мне заявил, что сталинская конституция для священства создала большие условия, и что придёт время, когда все коммунисты будут ко мне приходить и просить, чтобы я окрестил их детей. Одновременно сообщаю, что Сабинин занимается подпольным крещением новорожденных ребят». В.И. Сабинин осужден тройкой УНКВД Калининской области 29 декабря 1937 г. Он обвинялся в том, что «при закрытии церкви на нелегальном совещании ставил вопрос противодействовать в закрытии церкви, проводил а/с агитацию, направленную против конституции». Расстрелян 31 декабря 1937 г., реабилитирован 16 марта 1989 г. Прокуратурой Тверской области. От ареста до приговора прошло 5 дней, от ареста до расстрела – 7. Прах его покоится на мемориале «Медное».
В 1930-е гг. колокольню сначала пытались взорвать, но она устояла. Тогда было принято решение ее разобрать. Под руководством М. Быкова и И. Г. Ларионова высокую колокольню разобрали, колокол и крест сняли. Золото с церковной утвари смывали и сдавали в фонд государства. Из кирпича разобранной колокольни построили жилье на земле погоста, где еще сохранялись могилы односельчан. Были разрушены и обе часовни. В храме с 1935 г. стал функционировать клуб. В годы войны в куполе храма были сделаны жилые помещения для эвакуированных ленинградцев. «Я была совсем маленькая во время войны. Меня с бабушкой, Чесноковой Ольгой Петровной, эвакуировали в г. Тверь вскоре после её освобождения. В Твери у нас были родственники. Родители остались в Ленинграде. В феврале—марте 1942 г. бабушка получила назначение на работу в Медновском райцентре, она была фотографом. Поселили нас в церкви, и жили мы в ней под куполом. Там было три или четыре комнаты в форме треугольника. Наша комната была небольшая, с одним окном. Вход был со стороны улицы по высокой деревянной лестнице. Были в комнатах и печки, труба от них видна на фотографии. Здесь мы с бабушкой до 1945 или 46 г. (точно не помню) и жили. Потом мы уехали и больше никогда, до сегодняшнего дня, в Медном я не была. В последние годы как-то обострились воспоминания, и я для себя решила: надо обязательно съездить в Медное и посмотреть на ту церковь, под куполом которой я жила во время войны». После войны здание церкви начали переделывать. По словам очевидцев, фрески на стенах закрашивали, однако на следующий день они проступали вновь, и лики святых укоризненно смотрели на пришедших в храм для развлечений. Люди не хотели ходить в «храм-клуб». Тогда фрески были просто сбиты до камня. До наших дней сохранились лишь фрески в куполе летнего храма. В 1930-е—1950-е гг. была утрачена глава храма, с северной стороны сделаны пристройки, окна заложены или растесаны.
Парадоксальна русская история: 68 лет в здании храма показывали кино и устраивали танцы. Что стало бы с храмом, если бы не эти танцы и не это кино… История Верхневолжья знает сотни примеров, когда клубы в храмах закрывали из-за того, что туда никто не ходил – неудобно плясать «под оком святых», – и брошенное здание гибло. В Медном очаг культуры активно посещали. Вход в Дом культуры прорубили в центральном алтаре, здесь же были гардероб и касса. В холодном храме – собственно танцы, в приделах – зрительный зал. Для киномеханика пристроили отдельное помещение. В 1974 г. здание Казанской церкви в с. Медном было признано памятником архитектуры. Его обследовали и провели фрагментарную реставрацию по проекту архитектора Т. В. Родионовой. Была восстановлена главка храма, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором. Храма в селе не было, но люди верующие были. При любой возможности они посещали ближайшие храмы – чаще всего это была церковь в д. Марьино Торжокского района. В начале 90-х некто Вера Васильевна Щурова с группой женщин написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой о помощи в возвращении храма верующим. Письмо подписали 82 человека. Дина Николаевна Емелина отвезла это письмо в Москву. С Патриархом её встреча не состоялась, но письмо не осталось без ответа. Здание Казанской церкви тогда ещё не было передано Тверской епархии, но уже в 1991 г. в храме изредка проходили первые церковные службы после времени безбожия. Верующие собирались еще до назначения в приход священника, читали акафисты, совершали крестные ходы вокруг храма. 16 августа 1997 г. приехал молодой священник Петр Гайдук. 5 октября отслужили первый молебен. Народу пришло много, но всех смущало то, что проведение молебнов нужно было подстраивать под расписание работы Дома культуры. В этом же году начали проводить службы в небольшой сторожке рядом с храмом. Отец Петр, молодой, энергичный, много сил потратил на переписку с различными инстанциями по поводу возвращения здания храма верующим, но служить в храме ему не пришлось. Из Медного его перевели, и село опять осталось без священника. Ирина Ивановна Рассказова пришла работать директором Дома культуры с. Медное в 1998 г. До этого сама прибегала сюда в кино и на танцы. Именно она была главным помощником о. Петру в деле возвращения храма верующим. В 2002 г., когда в Медное по назначению приехал священник Игорь Седов, клуб еще работал в храме, но уже собирался выезжать. Отец Игорь из Калининградской епархии, там же в 1999 г. окончил семинарию, в священники рукоположен в г. Удомле. Отец Игорь оптимист. Свое назначение в Медное, ту обстановку, что здесь царила, он принял похристиански. – Первое время было очень тяжело, – рассказывает он. – Я приехал, нужно службу служить, а у меня ни просфор нет, ни чаши. Занимал денег, покупал. Здание храма было передано Тверской епархии только в 2003 г. в плачевном состоянии. Стекла наверху выбиты, электричества и отопления не было. 4 декабря 2003 г. прихожане подняли на купол храма православный крест. Первая служба в храме состоялась в 2004 г. на Троицу. Долгие годы расчищенный придел соседствовал со сценой. Холодный храм, где был танцевальный зал, пока не трогали. Пристройку киномеханика разобрали, проемы для проектора заложили, в них, как в киотах, на салфетках стояли иконы. Несмотря на многолетнее обезличивание храма, в нем чудом сохранились некоторые фрески.
В 2011 г. в праздник Пасхи зазвенели колокола, установленные на временной звоннице. Недавно в Казанском храме прошли полномасштабные реставрационные работы, финансируемые семьей Павла Александровича Захарова и Натальи Сергеевны Захаровой из Москвы, у которых предки- выходцы из деревни Князево (родины Сергея Лемешева). Вновь построена колокольня, разобраны и демонтированы все лишние постройки, заменены окна, двери, демонтирован деревянный пол, залит бетонный, проведено отопление, оштукатурен и покрашен храм изнутри и снаружи (в жёлтый и белый колор), восстановлена кладка храма, заменена полностью кровля, установлены шатры храма и купола, установлены мраморные подоконники на окнах, летний предел теперь украшает мраморный пол из двух видов мрамора, установлены два иконостаса в зимних пределах. В настоящий момент строится трапезная на территории храма и проектируется каменный иконостас в зимний предел. Ведется отделка цоколя благородным камнем. С 2012 г. проводятся Пасхальные фестивали с участием обучающихся общеобразовательных организаций Медновского сельского поселения и Медновской детской школы искусств. Становится традицией проведение 4 ноября празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм открыт ежедневно, и люди в храм идут – кто-то поставить свечку, кто-то заказать молебен, поговорить с батюшкой, принести вещи для нуждающихся. Крестятся в храме и дети, и взрослые, венчаются молодые пары и люди, прожившие вместе много лет. Редко кого на селе хоронят без отпевания. Происходят в храме и чудеса. Батюшка говорит, что иногда мироточит частица мощей, зашитая в антиминс. Во время одного из крестных ходов просветлела Казанская икона Божией Матери, но затем была выкрадена из храма и больше никто нигде её не видел. Передают храму простые люди и старинные иконы. Одна из которых, икона Пресвятой Богородицы, которая была найдена в лесу неким гражданином. Как она туда попала (в лесные дебри), неизвестно.
С сайта: https://hram-mednoe.ru/history