ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каменные Поляны. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.


Каменные Поляны. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи , Иоанна Новгородского, Духа Святого Сошествия, Митрофана Воронежского
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:Между 1552 и 1563.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ленинградская область, Лужский район, нежилая местность к северо-востоку от дер. Мошковы Поляны

Координаты: 58.810567, 30.694367
Входит в коллекцию:Федеральная программа консервации (сезон 2025)



Сортировка:

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 		      <br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 января 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 		      <br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
15 января 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Колокольня<br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня
Михаил Владимиров
19 мая 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Знаменитые плиты, поставленные "на иконку"<br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Знаменитые плиты, поставленные "на иконку"
Михаил Владимиров
19 мая 2018
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Колокольня, вид со стороны церкви.<br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня, вид со стороны церкви.
Алексей Сычев
15 марта 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Алексей Сычев
15 марта 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Сохранившийся фрагмент росписи<br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Сохранившийся фрагмент росписи
Алексей Сычев
15 марта 2008
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Крипта Митрофана Воронежского		      <br>, Каменные Поляны, Лужский район, Ленинградская область
Крипта Митрофана Воронежского
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
1 июня 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 июля 2005

Церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1646 с приделом Иоанна Новгородского; в 1718 с каменным приделом Св. Духа и деревянным свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 с приделом свт. Митрофана Воронежского в крипте. Закрыта в 1939, действовала в 1942-45. Была разрушена в Великую Отечественную вместе с деревней, так и брошена, невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются). Храм новгородского типа, с огромной сводчатой криптой (придел Митрофана Воронежского), колокольня моложе века на три.


Марина Зуйкова  1 сентября 2017

Каменные Поляны Тесовской вол. – церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, каменная, 1552–1563 гг. с позднейшими пристройками и изменениями, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась со значительными разрушениями.

Деревни с названием Каменные Поляны нет уже более 30 лет. Когда-то это было видное село, один из ключевых пунктов древней Ивангородской дороги, связывающей Новгород с Принаровьем и далее с европейскими странами. Ивангородская дорога шла от Каменных Полян по своему несохранившемуся участку до совр. д. Велегощи Батецкого р-на Новгородской области.

Сегодня Каменные Поляны – это нежилое урочище, находящееся вблизи фермерского хозяйства, расположенного к северо-востоку от д. Мошковые Поляны, на малопроезжей грунтовой дороге, ведущей из волостного центра Тесово-4 в новгородскую д. Большие Кусони.

Наиболее ранние сведения о Каменных Полянах и здешней церкви содержатся в Писцовой книге Вотской пятины за 1566 г., где деревня именуется с. Высокие Поляны и значится как архиепископское владение. О храме сказано: «церковь Иван Предтеча стал после писма». Церковь относилась к Климентовскому погосту. До присоединения Новгорода к Москве Высокие Поляны принадлежали Новгородскому Софийскому дому, вновь став владычным имением с 1552 г. Большинство исследователей относит строительство храма к 1552–1563 гг. Мы считаем возможным ограничить этот период рамками первого, в целом удачного для русских этапа Ливонской войны, то есть 1558–1563 гг.

Известно несколько преданий о том, как была построена церковь в Высоких (Каменных) Полянах. Одно из них рассказывает: «Церковь сия современна царствованию Ивана Васильевича Грозного, который, проходя с войсками против литовцев через сии места, но не проходил лесом и болотом и, достигнув равнины, где ныне воздвигнута сия церковь, как бы от избытка благодарных Богу чувств за благополучное совершение трудного пути, сказал: „на сей поляне да будет село Поляны“ и вслед за тем воздвигнута, на собственное иждивение, сия Предтеченская церковь. Это предание подтверждается самой кладкой стен возобновленного храма» (из «описания церкви в с. Полянах» середины XIX в., по А. А. Селину). Другое предание, которое до сих пор в ходу у местных жителей (в том числе и д. Большие Кусони), гласит, что церковь сложена из кирпичей, которые по приказу Ивана Грозного несли с собой солдаты во время Ливонского похода. Каждый солдат нес по одному кирпичу.

Обе легенды не вызывают доверия, так как участие Ивана Грозного во главе русских войск против ливонцев произошло в 1572 г., на 6 лет позже первого упоминания о селе и храме.

Древнерусская реликвия долгое время оставалась без должного внимания исследователей. Ее изучение состоялось лишь в 1994–1995 гг.

Уже предварительное обследование каменнополянской Предтеченской церкви выявило ее своеобразие и, в ряде случаев, уникальность архитектурного решения. Перед нами традиционный тип крестово-купольного четырехстолпного храма на высоком подклетье и с тремя апсидами. Акцентированная высота подпружных арок центральной главы придает подкупольному пространству особую значимость в общей композиции храмового интерьера.

Своеобразна сама техника кладки стен из плит, установленных «на иконку» с грубо отколотыми краями. Новгородские мастера в середине XVI в. эту технику не употребляли. В Москве она вообще неизвестна. Она присутствует в стенах Ивангородской крепости раннего строительного периода, возведенных на полстолетия ранее церкви в Каменных Полянах. Строительное своеобразие последней, по мнению петербургского историка О. А. Прудникова, могло быть вызвано следующим обстоятельством. «В XVII веке в Тесовской волости производились разработки строительного материала, использовавшегося в Новгороде для мощения полов. Доставка плит в Новгород могла осуществляться только по Иваногородской дороге, на которой между Тесовым и Новгородом стояло село Поляны. Если допустить существование Тесовских разработок и в более раннее время, то окажется вполне возможным использование этого транзита строительных материалов для строительства Полянского храма». Исследователь подчеркивает: «Остается отдать должное древним каменщикам за их уникальную технику, позволившую предельно рационально использовать этот не предусмотренный для стенной кладки строительный материал».

Второй уникальной особенностью храма была изначальная двухглавость, не свойственная Новгородской традиции. О. А. Прудников связывает это с тем, что строительство храма велось под наблюдением архиепископа Пимена, который с 1552 г. занимал Новгородскую кафедру. Он был выходцем из Кирилло-Белозерского монастыря, «для архитектурного комплекса которого характерны именно двухглавые храмы». Вторая, малая глава Каменнополянского храма находилась в его юго-восточной части, над находящимся здесь приделом.

Прошло двадцать лет. Нет числа тем бедствиям, что вынесли за эти годы приграничные новгородские земли. Здесь и бешеный разгул опричнины, и опустошительные движения войск, и мор, и голод, и массовое бегство населения хоть в разбойники, хоть в партизаны, лишь бы уйти от гибельных тягот. Безлюдье стало участью многих сел и деревень, расположенных вдоль стратегических дорог. Не избежали этой участи и Каменные Поляны. В Писцовой книге 1582 г. отмечено, что здешняя каменная Предтеченская церковь «стоит без пения», то есть без церковных служб. Лишь через добрый десяток лет, к середине 1590-х гг., село стало принимать обустроенный вид, храмовые службы возобновились. В 1602 г. через Каменные Поляны проехал со свитой жених Ксении Годуновой, датский принц Ганс, вскоре умерший в Москве. Секретарь принца Ганса Аксель Гюльден-Стиерне, проезжая через Каменные Поляны, отметил: «Проехали мы мимо одного села, принадлежащего вместе со всем приходом патриарху» (А. А. Селин).

Следующее упоминание Каменнополянской церкви относится к 1613 г. в связи с ее освящением «после более чем вероятного разорения села в период Смутного времени» (О. А. Прудников). На 1646 г. село числилось за новгородским митрополитом Афонием. К этому времени и позже не раз менялось посвящение ее приделов. В 1646 г. она имела придел во имя Свт. Иоанна, архиепископа Новгородского, к 1718 г. в ней находились каменный придел во имя Св. Духа и деревянный – Св. Климента, папы Римского.

В начале XVIII в. церковь с запада и юга была обстроена папертью. При храме имелась настенная звонница. К 1718 г. ее заменили деревянной колокольней, которая сгорела при пожаре 1827 г. Пожар стал поводом для крупномасштабной перестройки храма. Церковь дополнили тремя новыми (малыми) главами, растесали старые и пробили новые оконные проемы, оштукатурили фасады, срубив весь древний декор.

В 1830-е гг. устроили теплый храм в подцерковье и кирпичную паперть с колокольней. Трехъярусная колокольня существенно исказила древний облик храма, заслонив его главный вид. Также и вновь устроенное пятиглавие лишило храм его древней примечательности, каким было его двухглавое завершение.

Сведения второй половины XIX в. излагают краткую историю церкви: «Климентовского погоста в выставке и селе Полянах церковь Святого Пророка и Предтечи Иоанна, каменная, построена блаженныя памяти при митрополите Макарии Новгородском, которая церковь построена по повелению блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государя царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца, которая и доныне стоит благополучно».

Стоит благополучно… Увы, но сегодня о состоянии этого памятника былинных времен так уже не скажешь.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 декабря 2024

На современной границе Лужского района Ленинградской области и Батецкого района Новгородской области до войны существовала деревня Каменные Поляны. Во время войны деревня была разорена и ныне по дороге из Машковых Полян в Вольные Кусони об исчезнувшей деревне напоминают лишь строения скотного двора, да окруженная зарослями кустарника и деревьев полуразрушенная церковь с кладбищем вокруг нее. Каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи снаружи и особенно внутри имеет следы варварского разрушения, впрочем не мешающие уяснить типологические и стилистические особенности постройки. Несколько лет назад храм привлек внимание сотрудников областной инспекции охраны памятников и ленинградских реставраторов, получив должную историко-архитектурную оценку и датировку 16 веком. Выполнен обмер здания, подготовлена документация для его реставрации (И.П. Любарова, О.В. Боровицкая), проведено архитектурно-археологическое исследование.

Крестово-купольный по типу, четырехстолпный трехапсидный храм поставлен на высокий сводчатый подклет. Широко расставленные опоры несут центральную главу, над юго-восточным компартиментом поставлена еще одна глава, подчеркивающая местонахождение придела. Несмотря на то, что полянская волость принадлежала новгородскому владыке, в архитектуре храма преобладают черты не новгородского, а общерусского зодчества. К ним относится двуглавие, широко распространенное в постройках конца 15-16 веков Белозерья и Москвы, а также повышенные подпружные арки в основании центрального барабана. Необычно выглядят стены храма: кирпичная кладка как бы инкрустирована плитами свободной конфигурации, создающими своеобразный живописно-архаический эффект. Скупые данные письменных источников позволяют проследить основные вехи истории храма, характер его перестроек и, кроме того, дают исходный материал для датировки первоначального здания.

Первое упоминание села и находящейся в нем церкви относиться к 1566 году. В писцовой книге Вотской пятины письма князя Петра Оболенского и Ивана Зюзина с товарищи село названо Высокими Полянами. В этой книге также впервые отмечается владелец полянской волости — новгородский владыка. Более ранняя история села по письменным источникам не прослеживается. Б.Д. Греков считал, что оно являлось собственностью новгородского Софийского дома уже во времена новгородской независимости, но документально подтверждения своего мнения не представил. Как бы то ни было, после присоединения Новгорода к Москве полянская волость принадлежала великому князю. В 1552 году Иван Грозный отдавал ее новгородскому архиепископу, чьим владением она оставалась, вероятно, вплоть до учреждения Екатериной Второй штатов в 1764 году. В XVI веке Высокие Поляны находились в весьма выгодном географическом положении. Они располагались на Ивангородской дороге. Эта дорога существовала и в “домовской” период новгородской истории, соединяя Новгород с Пооредежьем и Средним и Нижним Полужьем, но наибольшее развитие она получила после строительства крепостей в Ивангороде, Яме, устье Нарвы и особенно во время “нарвского мореплавания”. После Смуты и Столбовского мира, закрепившего отторжение приморских земель Вотской пятины, Ивангородская дорога заглохла и Полянская волость оказалась на глухой окраине Новгородского уезда.

Сведения о времени строительства полянского храма содержатся в “Сказках священнослужителей Вотской пятины о времени постройки церквей и соблюдении богослужений в праздничные, воскресные и викториальные дни”. По показаниям причта полянской церкви она “построена при блаженныя памяти великом государе царе и великом князе Иоанне Васильевиче самодержице (так!) всероссийском при Макарии митрополите новгородском. А та церковь построена повелением его царьским; а в котором году того он священник с причетники ничего не знают”. Поскольку terminus post quem (1552 год) уже определен временем перехода Полянской волости во владение новгородского архиепископа, то сведения полянского причта могут быть использованы для вычисления terminus ante quem. Верхний хронологический предел строительства храма ограничен кончиной митрополита Макария, последовавшей 30 декабря 1563 года. Таким образом, создание в Полянах каменной церкви датируется временным промежутком между 1552 и 1563 годами.

Уже в 1582 году церковь “стоит бес пения”, что связано с катастрофическим запустением новгородских земель в ходе затяжной Ливонской войны. В царствование Феодора Иоанновича служба в храме была восстановлена, но при этом каких-либо существенных ремонтных работ, скорее всего, не производилось. Есть основания предполагать разорение церкви в Смутное время. В упоминавшихся “Сказках” имеется дата, не связанная с контекстом — описание полянского храма заверено следующим образом: “коя (церковь) и доныне стоит благополучно, 7121-го году”. Возможно, в 7121 (1613) году имело место освящения храма, но и на этот раз сколь-нибудь значительных объемов строительных работ не обнаруживается. По всей видимости, освящение вызвано произошедшим во время разграбления церкви осквернением престола.

Крупные строительные работы проводились на рубеже XVII и XVIII веков. В это время были переосвящены престолы главного храма и придела, причем у последнего было изменено посвящение: первоначально придел посвящался новгородскому святителю Илье-Иоанну, после же переосвящения он стал Свято-Духовым. В “Книге переписной церковнослужителей, помещечьих, архиерейских, дворцовых крестьян, монастырских слуг и работников, ямщиков и другого населения Корельской и Полуцкой половины Вотской пятины Новгородского уезда” 1718 года упомянута деревянная паперть, в которой предполагалось размещение Климентовского придела, так, впрочем, и не освященного. Появление еще одного придела можно объяснить потребностью в теплой(зимней) церкви: в пользу этого предположения свидетельствует строительный материал постройки (в деревянном храме совершать богослужение зимой можно даже без отопительных устройств). Весь XVIII и первую четверть XIX века в Полянах не было теплого храма, хотя деревянная паперть с предусмотренным для него помещением существовала еще в середине XVIII века (она упомянута в описи 1750-х годов). Во второй половине XVIII — первой четверти XIX века была сооружена деревянная колокольня (в 50-х годах XVIII века еще существовала первоначальная каменная звонница на западной стене основного объема церкви). В 1827 году эта колокольня сгорела, выгорел и каменный храм.

После пожара церковь подверглась самой крупной перестройке. Вместо первоначального двухглавия она получила пятиглавие; кровля основного объема была устроена на четыре ската, для чего разобрали закомары и вывели карниз; были пробиты новые оконные проемы и заложены старые; с запада к основному объему пристроили каменную паперть и колокольню. В подцерковье, первоначально использовавшемся как житница, разместили теплый храм, посвященный епископу Митрофану Воронежскому. Все работы были завершены к 1834 году.

Последующие перестройки имели локальный характер. В 1841 году был обновлен цоколь здания: стены внутри и снаружи “от низа вверх вышиною на 1 аршин обставлены тесаною плитою”, которая крепилась к стенам “Железными крюками”. В настоящее время отдельные участки этой лицовки сохранились только в интерьере основного объема. В 1849 году в теплом храме настелили каменный пол и установили три печи: две — в церкви и одну — в алтаре. При установке печей первоначальные конструкции здания подверглись новым разрушениям. Для дымоходов церковных печей были вырублены вертикальные штробы в западной стене и пробиты своды западных угловых компартиментов. Размещение алтарной печи в северной апсиде потребовало смещения первоначального проема, соединявшего эту апсиду с двухстолпным пространством, с оси северного нефа к югу.

Значительный строительный этап пока не имеет документального подтверждения. К этому этапу относятся работы по укреплению сводчатых и несущих конструкций, сильно деформированных после ремонта 1827-1834 годов. Укрепление здания было проведено двумя способами: увеличением или заменой каменной (кирпичной) кладки и дублированием или замещением связей верхней сводчатой системы. Для укрепления стен центральной апсиды также был применен бондаж. Вероятно, одновременно с этим укреплением был обновлен наружный цоколь: тесаные плиты заменены порядовой кладкой из камня и кирпича, покрытой цементной штукатуркой.

Самые поздние сведения о полянской церкви содержаться в ее клировых ведомостях за 1916 год. Новым фактом в них является локализация сторожки. В описи 1850 года есть ее описание: “сторожка сия каменная, оштукатурена и обелена, покрыта тесом и выкрашена масличною краскою. Она занимает пространства земли в одну сторону 2 1/2 сажени, а в другую только 2. Построена в 1839 году. Местоположение этой сторожки не известно. Очевидно, к 1916 году обособленная постройка сторожки была заманена пристройкой к паперти, поскольку в источнике 1916 года она описана следующим образом: “сторожка устроена в связи с притвором нижней церкви и под одною общею с ней кровлею”. Церковь была окружена каменной с деревянными решетками оградой, “заключающей в объеме до 57 погонных сажен”, с каменными же “святыми воротами”, о времени сооружения которых сведений нет.

Данные архитектурно-археологического исследования дополнили строительную историю храма. Сложенные из валунов на глине фундаменты здания заложены на глубину 1,2 — 1,3 м. С южной стороны выявлены остатки мощения в виде забутовки на известковом растворе, хорошо сохранившееся перед средним пряслом стены. Развал из валунов, остатки каменного основания столбовой конструкции позволяют предполагать наличие здесь входного устройства на второй этаж. С запада открыты хорошо сохранившиеся остатки притвора 19 века (пол, северная, южная и отчасти западная стена). На трассе северной стены основного объема выявлена валунная кладка, связанная с фундаментом церкви — возможно, остаток притвора первоначального строительного периода.

С трех сторон храма расчищена кладка из одного ряда валунов, сложенных без раствора (с запада кладка перекрыта остатками притвора и колокольни). С южной и северной стороны она отстоит от стены храма на 2,5 м, с восточной ее конфигурация вторит формам апсид и расположена от них на расстоянии 1,2 — 2 м. Выкладка ориентирована на храм и относится, надо полагать, к остаткам благоустройства территории, непосредственно прилегавшей к стенам.

Кладка из крупных валунов к юго-западу от церкви имеет характер сплошной платформы фундаментного типа. О ее назначении можно будет судить после полного раскрытия. Примыкающие к платформе с севера и востока кладки из валунов в один ряд относятся, если не к первоначальному, то к достаточно раннему периоду существования храма и являются остатками пристроек к основному объему с юга и запада.

Итак, собранные материалы дают возможность довольно полно охарактеризовать историко-архитектурные особенности храма и ввести его в научный оборот как ранее неизвестную постройку середины 16 века.

Источник: Булкин В.А., Прудников О.А. Храм Рождества Иоанна Предтечи в бывшем селе Каменные Поляны. В журн. София, № 1, 1998.

http://www.rusarch.ru/bulkin2.htm



Комментарии и обсуждение


Раскололся окончательно барабан главного купола и наполовину обрушился, остататки едва держатся (информация от Татьяны Хмельник за 1 апреля 2007)
8 июня 2007.

Ещё пока стоит, но фундаментная кладка такова, что простоит ещё столько же...
16 ноября 2011.

Вот бы где скит Александро-Невской лавры устроить, вместо утраченного Серафимо-Антониевского. Такое молитвенное место!
7 марта 2013.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.