Успенская церковь в селе Богослово была построена в 1838-1853-х гг., но история того места, на котором стоит ныне каменная святыня, значительно древнее самой церкви. Первый деревянный храм Иоанна Богослова, стоявший у места впадения реки Шерны в Клязьму, был известен ещё до Смутного времени (нач. ХVII в.). Он входил в число самых древних приходов округи наряду с храмами Воскресения Христова в Павловском Посаде, Петра и Павла в Обухово и Николая Чудотворца в Авдотьино.
В ХVIII веке на Богословском погосте появился монастырь, который просуществовал несколько десятилетий, но был упразднён в царствование Екатерины II. После польско-литовского разорения старая деревянная церковь апостола Иоанна Богослова на погосте исчезла, а на её месте осталось кладбище и ветхий деревянный крест, напоминающий о храме. В следственном деле о споре за церковную землю с помещиком Василием Яновым приведено такое свидетельство старожилов: "В 1700 году на кладбище пришед монах зовомый Питирим неведомо откуда и по какому указу, поселясь самою малою кельею". Десять лет инок Питирим жил отшельником на пустынном Богословском погосте, затем построил деревянную часовню, а потом и новую церковь. В 1715-1719 гг. деревянный храм на Богословском погосте был заменён на каменный и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы (1726 г.). Любопытно, что строил его крепостной крестьянин князя С.Б. Голицына - Фёдор Улазов "со товарищи".
Любопытна связь бывшей Богословской пустыни с другим монастырём - Введенской Островной пустынью на Вятском озере. Как и Богословская обитель, она появилась вблизи Владимирского тракта, но уже на территории Владимирской губернии (Покровский уезд). Монастырь основали в конце ХVII века старцы Сергий и Тимофей. В глухом лесу и тем более, на острове, окружённом водами Вятского озера, они построили келью и часовню. Монахи желали укрыться здесь от "мира", но через несколько лет слух о лесных подвижниках распространился по округе. На берег озера приходили монахи, умоляя отшельников принять их в островной скит. Со временем число братии увеличилось, поэтому старцы Сергий и Тимофей обратились к самому царю Петру I и церковному начальству о позволении построить деревянный храм. Разрешение было получено, после чего, через некоторое время, на острове появилась церковь Введения Пресвятой Богородицы, а на Владимирском тракте - часовня для сбора пожертвований в пользу лесного островного скита.
После смерти основателя Островной пустыни Сергия строителем обители назначили иеромонаха Нектария, который вскоре попытался перенести монашескую общину с Вятского озера в Богословскую пустынь Богородского уезда. Летописец указывал, что Нектарий и пятеро монахов забрали с собой "...церковную утварь, книги, всякий скот и монастырские припасы" и отправились на новое место. Монахи Богословской пустыни, не имевшие игумена в те годы, обратились к епархиальным властям с просьбой. чтобы сделать прибывшего о. Нектария своим игуменом. Просьба была удовлетворена, а Введенская Островная пустынь, из которой тот ушёл, приписывалась в подчинение Богословской. Обосновавшись на новом месте, Нектарий с братией разобрали и продали построенный Сергием и Тимофеем Введенский храм, а принадлежащую островной обители придорожную часовню на Владимирке, отдали настоятелю одного из храмов уездного города Покрова. Таким образом, благодаря Нектарию Богословская пустынь в Богородском уезде укрепилась, а Введенская Островная обитель Покровского уезда, наоборот, пришла в полное запустение.
Однако Введенской Островной пустыни не суждено было исчезнуть. Старец Тимофей и остатки братии опустевшей пустыни пожаловались на иеромонаха Нектария властям. Духовное ведомство, разобравшись в споре, встало на сторону монахов Владимирской епархии и велело вернуть церковные постройки и имущество Введенской Островной обители. Введенская Островная пустынь смогла пережить период упадка и дожила до наших дней, а вот Богословская обитель на Клязьме исчезла.
В 1740 году пустынь была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в Богословской пустыни обнаружена хлыстовская ересь. В сер. ХVIII века новый строитель обители инок Димитрий - в миру Данила Гусев - вместе с сообщником Кириллом Алексеевым тайно распространил в обители хлыстовщину, что, возможно, роковым образом повлияло на судьбу этого небольшого монастыря. Через несколько лет после скандала Богословская пустынь была упразднена как монастырь, а Успенский храм обращён в приходской. Стоит сказать, что хлыстовство в то время активно проникало и в монашескую среду, в такие монастыри, как Иоанновский, Варсонофьевский и Чудов монастыри города Москвы. В те годы они стали рассадниками ереси. Сектантов было сложно распознать, потому что внешне они соблюдали все обряды православной церкви. Одним из заражённых хлыстовством монастырей стала и подмосковная Богословская пустынь.
После революции 1917 года богослужения в Успенском храме села Богословское (называлось до 1926 г.) прекратились не сразу. На должность священника церкви села Богословское в тяжёлые для православия годы был назначен уроженец Дмитровского уезда отец Алексий Сперанский. После коллективизации отец Алексий, не оставляя священнического служения, устроился в колхоз кузнецом. Всю пятидневку священник работал в кузнице, а в субботу и воскресенье снимал фартук, надевал облачение, служил в храме и проповедовал. Однако трудовой образ жизни не спас священника от расправы: в 1937 году его арестовали и расстреляли по ложному обвинению. В 2000-м году о. Алексий Сперанский был прославлен в лике новомучеников, а на уцелевшем доме в Богослово, где он жил, уже в наше время появилась мемориальная табличка.
Что касается возвышающегося возле автомобильной дороги М7 "Волга" каменного ампирного Успенского храма, то построен он по инициативе святителя Филарета Дроздова и возводился в период с 1838 по 1849 год, колокольня пристроена к трапезной в 1853 году. Поначалу храм не был расписан. Расписал интерьер церкви в нач. ХХ века палехский иконописец "со товарищи" - Парилов Иван Иванович на средства иеромонаха Черниговского скита Паисия, уроженца села Богослово.
После возвращения верующим Успенского храма в 1989 году, церковь была отреставрирована на средства прихожан. В 2000-х годах интерьеры храма вновь были расписаны русским художником-монументалистом, родом из Орехово-Зуево - Михаилом Анатольевичем Полетаевым с артелью живописцев.
С сайтов: https://mosregtoday.ru/История Святынь Подмосковья/Антон Саков. Богословская пустынь - исчезнувший монастырь на Клязьме/ и bogorodsk-blago.ru/temple/uspenskij-hram-s-bogoslovo/history/