ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гатиха. Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке.


Гатиха. Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1850 и 1868.
Адрес:
Владимирская область, Камешковский район, село Гатиха

Координаты: 56.2202, 40.8596
Проезд:Трасса Е22/М7 Москва-Нижний Новгород, на двухсотом километре населенный пункт Дворики, поворот на север с указателем "Гатиха". Далее 3км асфальтированной дороги.



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Д
1 февраля 2021
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Панорама  с юга<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Панорама с юга
Василий Балашов
28 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Вид с юго-востока<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Василий Балашов
28 октября 2020
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
rasim9001
6 июня 2020
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Василий Балашов
7 сентября 2016
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, северный фасад<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
северный фасад
chirokov
20 мая 2015
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, юго-восточный фасад<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
юго-восточный фасад
chirokov
18 марта 2013
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Вид с юга.<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Вид с юга.
Евгений
15 июня 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, северо-западный фасад<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
северо-западный фасад
chirokov
24 мая 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Общий вид с северо-запада<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Алексей Д
1 февраля 2021
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, , Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, восточный фасад<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
24 мая 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, вид на купола<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
вид на купола
chirokov
24 мая 2006
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Северный фасад основного объема<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Северный фасад основного объема
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Колокольня<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Колокольня
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Вид с северо-запада на основной объем и трапезную<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Вид с северо-запада на основной объем и трапезную
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Южный фасад основного объема<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Южный фасад основного объема
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Апсида<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Апсида
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Световой барабан центральной главы. Вид в интерьере<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Световой барабан центральной главы. Вид в интерьере
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Интерьер основного объема<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Интерьер основного объема
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Общий вид с запада<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с запада
Олег Щёлоков
21 мая 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Кладбищенская ограда,2-я пол.19 века.<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Кладбищенская ограда,2-я пол.19 века.
chirokov
20 сентября 2001
Церковь Троицы Живоначальной в Песьянке, Св. врата кладбища.<br>, Гатиха, Камешковский район, Владимирская область
Св. врата кладбища.
chirokov
20 сентября 2001



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Ершов  21 января 2012

В июне и августе 1937 г. верующие дд. Второво, Гатиха и Юрятино Владимирского района несколько раз просили во ВЦИКе и лично у Сталина открыть церковь в Николо-Песьянах, вместе со сторожкой (собрано 560 подписей, недоимок нет). Церковь была ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище, но не использовалась под склад - их достаточно. После недолгой переписки между ВЦИКом и облисполкомом, ходатайство группы верующих отклонено, т.к. … «церковь ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище».

(ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 699. Л. 86-95) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 99-100


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 января 2016

Омутец-Пестьянский погост (Гатиха) находится в 29 верстах от г. Владимира. Церковь в этом погосте существовала уже в начале XVII ст., как это видно из патриарших окладных книг под 1628 г.: «церковь Николая Чудотворца на Песье речке села Омутца…» В 1673 г. часть прихода отделилась; в селе Ковалеве была выстроена особая церковь. По переписным книгам 1703 г. при Николаевской церкви села Омутца было 7 священников: Федор, Симеон, Борис, Яков, Терентий, Максим и Яков, церковной пахотной земли 24 четверти в поле, сенных покосов на 30 копен; приходских дворов 359. В 1710 г. при этой церкви были священники: Максим Кирилов, Василий Федоров, Симеон Ефтихиев, у него зять Федор Дмитриев, Яков Иванов, Яков Кирилов, Терентий Кирилов, Борис Васильев и диакон Афанасий Борисов. В начале XVIII ст. в Омутце, кроме Николаевской церкви, существовала теплая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы.

В 1719 г. обе церкви сгорели. В следующем 1720 г. теплая Троицкая церковь построена была вновь, холодная же церковь построена и освящена была только в 1738 г. В 1763 г. холодная церковь сгорела еще раз и на месте ее в том же году построена была опять деревянная церковь с престолом во имя Николая чудотв. В 1836 г. на средства прихожан она возобновлена, но к шестидесятым годам она пришла в ветхость и богослужение в ней было прекращено.

В 1875 г., когда отведено было в Омутецком приходе новое кладбище, Никольская церковь была перенесена туда и в 1877 г. освящена уже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Троицкая же теплая деревянная церковь существовала до конца XVIII ст. и посему обветшала. В 1790 г. с разрешения епископа Владимирского Виктора начата постройкою каменная церковь, которая и была окончена и освящена в 1802 г. В 1842 г. к этой церкви была пристроена каменная колокольня.

Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 г. начат постройкою новый обширный каменный храм, соединивший в себе теплую и холодную церковь; в 1868 г. он отделан окончательно. Престолов в церкви три: в холодной церкви – во имя Пресвятой Богородицы, освящен в 1868 г.; в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1854 г., и св. Николая чудотворца, освящен в 1855 г.

Из св. икон особенным уважением пользуются в приходе и почитаются иконы Божией Матери Смоленской и св. Николая чудотворца. Церкви принадлежат здания: двухэтажный дом церковно-приходской школы, торговые деревянные лавки, дом, сдаваемый под трактирное заведение. Лавки дают дохода до 100 руб. в год, из коих 25 руб. идут в пользу причта; с трактирного заведения в 1890 г. получено 190 руб., из них 63 руб. получил причт, 63 руб. церковь и 64 руб. церковно-приходская школа.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1830 г. Земли при церкви имеется: усадебной 3 дес., пахотной 25 дес. и сенокосной 15 дес., неудобной 6 дес. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Причт получает на свое содержание проценты с капитала 2400 руб., вложенного разными лицами за вечное поминовение, доходы от служб и треб, хлебного сбора и земли – всего около 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.

Приход состоит из деревень: Гатихи, Гаврильцева, Пахирева, Пожарниц, Елакова, Сынкова, Хохлова, Чешкова, Папулова, Андрейцева, Курова, Юрятина, Куршенева, Городка и Близнина, в коих по клировым ведомостям числится 1680 душ муж. пола и 1790 душ жен. В приходе есть церковно-приходская школа, открыта в 1885 г., и школа земская, открыта в 1878 г.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 марта 2025

Церковь в этом погосте существовала уже в начале XVII столетия, как это видно из патриарших окладных книг под 136 (1628) г.: «церковь Николая Чудотворца на Песье речке села Омутца… дани два рубля 4 алтына две денги, наместничьих гривна, тиунских алтын, заезда алтын». В писцовых книгах Юрьевского уезда 1645—1647 гг. об Омутец-Пестьянском погосте говорится так: «погост Николы чудотворца на Песьянском потоке, а на погосте церковь Николы чюдотворца древяна вверх, да церковь Живоначальной Троицы, да предел святой великомученицы Парасковеи нарицаемые Пятницы древяна клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение приходных людей, а на погосте во дворе поп Сергей Михайлов, во дворе поп Петр Петров, во дворе поп Семен Иванов, во дворе дьячек Андрюшка Агеев, во дворе просвирница Оксиньица, да на погосте ж бобылей 3 двора питаются от церкви Божии, пашни паханы середние земли 22 чети, да перелогом 2 чети в поле, сена меж поль и по заполью и на пойме на Осиновском истоке 40 копен, лесу поймы в длину на полверсты, а поперек на четверть версты». В писцовых книгах упоминалось, что погост стоит «в Опольском стану на государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича земле».

В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольского с этой церкви положено было дани «7 рублев 10 алтын, заезда гривна». Такая сравнительно с другими приходскими церквями большая дань положена на Омутецкую церковь потому, что приход при ней был очень многолюдный. Он заключал в себе не только приход села Омутца, но и приход соседнего села Ковалева (Патакино). В 161 (1653) г. было три священника: «Петр Петров, Семен Иванов и Ефтифей Сергеев, 402 приходских двора, церковной земли по 24 четверти в поле и сенных покосов на 40 копен».

В 181 (1673) г. часть прихода отделилась: в селе Ковалеве была выстроена особая церковь. «181 г. сей церкви оклад велено сбавить полтину и впредь оклад у сей церкви дани и заезда шесть рублев тритцать алтын, потому что поставлена другая церковь, приход учинился особой, и сбавочные деньги полтина положены в оклад новопостроенной церкви Пресвятыя Троицы в селе Ковалеве, и февраля в 20 день с церкви Николая чудотворца отдельные деньги 6 руб. 30 алтын взято, платил староста поповской Вознесенской поп Аврамий». «204 (1696) г. генваря 9 по подписной челобитной дан антиминс на старой престол церкви Николая чудотворца в Волод. уезд в Боголюбовской стан в село Омутец, тоя же церкви поп Иван Васильев взял и росписался».

По переписным книгам 1703 г. при Николаевской церкви села Омутца было 7 священников: Федор, Симеон, Борис, Яков, Терентий, Максим и Яков, церковной пахатной земли столько же, что и в 161 (1653) г., сенных покосов на 30 копен, приходских дворов 359. 1710 г. при церкви Николая чуд. в селе Омутцах, погосту Песьянского: «попы: Максим Кириллов, Василий Федоров, Симеон Евтихиев, у него зять поп Федор Дмитриев, Яков Иванов, Яков Кириллов, Терентей Кириллов, Борис Васильев, диакон Афонасий Борисов».

В начале XVIII ст. в Омутце, кроме Николаевской церкви, существовала теплая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1719 г. обе церкви сгорели. В 1720 г. теплая Троицкая церковь построена была вновь. «1720 г. марта 11 запечатан указ о строении церкви по челобитью Волод. уезда патриарша села Омутца Троицкого попа Семиона Евтифиева велено в том селе Омутце на прежнем церковном погорелом месте построить вновь теплую деревянную церковь во имя Живон. Троицы, пошлин гривна».

«1738 г. апреля 21 Волод. уезда церкви Николая чуд., что в Омутце Песьянском на погосте, попы: Стефан Яковлев, Василий Максимов в синод. казен. приказ писали «в прошлом 719 г. во оном погосте настоящая церковь во имя Николая чуд. древянная сгорела и с того времени вновь церкви на месте сгоревшия и поныне непостроено, а ныне приходские той церкви люди по обещанию своему желают на том же месте построить вновь церковь во имя Николая же чуд. древянную, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб повелено было о строении оные церкви дать указ». И против сей челобитной в синод. казен. приказе выписано: «в окладных прошлых и сего 738 г. книге по Володимирской десятине написано: церковь Николая чуд., что на Песье реке, в селе Омутце, дани 7 руб. 20 коп., казен. пошлин 17 коп., а в писцовой Володимирской книге 161 и 162 гг. у вышепоказанной Николаевской церкви написано: попы Петр Петров, Семен Иванов, Ефтифей Сергеев, в приходе 402 двора, пашни церковные земля 24 четверти в поле, а в дву потомуж сенных покосов 40 копен; а в переписной 703 г. книге у той же церкви написано: попы Федор, Симион, Борис, Яков, Терентий, Максим, Яков, пашни церковные земли 24 четверти в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен, в приходе 359 дворов».

Подписание Преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту 1738 года мая 1 дня». Отмечено: «указ дан». 1738 г. мая 1 выдан указ о строении церкви Волод. уезда церкви Николая чуд., что на погосте Песьянском попам Стефану Яковлеву, Василью Максимову по их прошению велено показанный храм Николая чуд. вместо сгоревшей церкви на прежнем же месте построить вновь церковь во имя Николая чуд., пошлин 10 коп., нужнейших 1/8 взяты (кн. 413 л. 27). Холодная же церковь построена и освящена была только в 1738 г.

В 1763 г. холодная церковь сгорела еще раз и на месте ее в том же году построена была опять деревянная церковь с престолом во имя Николая чудотворца. В 1836 г. на средства прихожан она возобновлена, но к 60-м годам она пришла в ветхость и богослужение в ней было прекращено.

В 1875 г., когда отведено было в Омутецком приходе новое кладбище, Никольская церковь была перенесена туда и в 1877 г. освящена уже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Троицкая же теплая деревянная церковь, построенная в 1720 г., существовала до конца XVIII столетия и посему обветшала. В 1790 г. с разрешения епископа Владимирского Виктора начата постройка каменная церковь, которая и была окончена и освящена в 1802 г. В 1842 г. к этой церкви была пристроена каменная колокольня. Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 г. начата постройка нового обширного каменного храма, соединившего в себе теплую и холодную церковь; в 1868 г. он отделан окончательно.

16 декабря 1866 г. определен в священники воспитанник Семинарии Петр Постников в погост Омутец-Пестянский. 28 февраля 1885 года в погосте Николо-Песьянском Владимирского уезда в семье Василия Владимировича и Екатерины Антоновны Поспеловых родился Поспелов Николай Васильевич (1885-1938) – будущий протоиерей, Священномученик.

В кон. XIX века престолов в церкви три: в холодной церкви – во имя Пресвятой Троицы (освящен 18 августа 1868); в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1855) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1855).

Из святых икон особенным уважением пользовались в приходе и почитаются за чудотворные: икона Божией Матери, именуемой Смоленской и икона св. Николая Чудотворца. Достойно замечания также резное изображение Спасителя, сидящего в темнице. В церковной библиотеке хранится очень любопытный синодик неизвестного времени с прдварительным увещанием о поминовении усопших, несколькими лицевыми изображениями и стихами, относящимися к загробной жизни.

Церкви принадлежали следующие здания: двухэтажный дом церковно-приходской школы; торговые деревянные лавки; дом, сдаваемый под трактирное заведение. Лавки давали дохода до 100 руб. в год, из коих 25 руб. шло в пользу причта; с трактирного заведения в 1890 г. получено 190 руб., из них 63 руб. получил причт, 63 руб. церковь и 64 руб. церковно-приходская школа. Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1830 г. Земли при церкви имелось: усадебной 3 дес., пахотной 25 дес. и сенокосной 15 дес., неудобной 6 дес.

Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание их составляло: из процентов с капитала 2400 руб., вложенного разными лицами за вечное поминовение, из доходов от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.

Приход состоял из деревень: Гатихи, Гаврильцева (Деревня Гаврильцево принадлежала помещикам Авдулиным, в 1897 г. там насчитывалось 18 дворов и 97 жителей. Сегодня это небольшая деревенька рядом с Московско-Нижегородским шоссе.), Пахирева (Пахарево значится в писцовых книгах 153 г.; в ней тогда было 9 человек крестьян. Да 1 бобль, пашни худые земли 20 четвертей в поле, лесом поросло 10 четв. в поле, сена несколько пожен и рыбныя ловли по озерам и реке Клязьме), Пожарниц (Деревня Пожарницы, принадлежавшая князьям Щербатовым, находится напротив села Леонтьево, по другую сторону шоссе. Когда-то она была примечательна своей ветряной мельницей. В 1873 г. там значилось всего 48 жителей.), Елакова (Деревня Еляково Владимирского уезда Пенкинской волости, в приходе Николо-Пестьянского погоста, а 27 верстах от Владимира, а 1834 г. по данным VIII ревизии там значилось 36 мужского и 35 женского пола душ в 12 дворах, в деревне имелись ветряная мельница и кузница. В 1873 г. проживало всего 39 человек, принадлежала пяти различным помещикам. Там прежде тоже имелась ветряная мельница, была и своя кузница. В 1905 г. — 23 двора, 94 жителя. Она находилась в полутора километрах южнее Нижегородского шоссе.), Сынкова (Деревня Сынково, казенного ведомства, в километре севернее шоссе, в 1897 г. состояла из 27 крестьянских дворов.), Хохлова (В деревне Хохлово по писцовым книгам 153 г. значится 6 человек крестьян да 4 бобыля, пашни худые земли 56 четв. в поле, лесом поросло 4 четв., сена на 80 коп. Деревня Хохлово, бывшая казенная, сегодня оказалась на самом шоссе и около нее находится поворот на Камешково. В прежние времена, в середине XIX века, там имелось две кузницы и почтовая станция, деревня состояла из 19 крестьянских дворов. В 1897 г. там насчитывалось 29 дворов и 199 жителей.), Чешкова (Деревня Чешково находилась поблизости от села Лаптево и принадлежала князьям Щербатовым и помещикам Бутурлиным. В 1897 г. там проживало 198 человек в 31 дворе. Сегодня эта деревня не существует.), Папулова (Деревня Папулова находилась поблизости от Омутец-Пестьянского погоста, рядом с Гатихой. Она принадлежала помещикам Никулиным и Лихачевым, там находилось две ветряные мельницы и кузница. К 1904 г. там в 20 дворах проживало 100 человек. Сегодня эта деревня не существует.), Андрейцева, Курова (Деревня Курово, в 6-ти верстах к югу от Пенкина, принадлежала князьям Щербатовым. В 1897 г. там значилось население в 227 человек в 34-х дворах, имелась кузница и были две ветряные мельницы. Сегодня этой деревни нет.), Юрятина, Куршенева, Городка (Большая, многонаселенная деревня Городок прежде была владением пяти помещиков: князей Грузинских, Бутурлиных, Ромейковых, Чистяковых и Карташевых-Паниных. В 1904 г. там проживало 428 человек в 60 дворах, имелись две ветряные мельницы и кузница. Сегодня деревня Городок стоит при шоссе Хохлово-Камешково и Близнина (Близнино примыкает к шоссе в полутора километрах от Хохлова. Прежде это было имение господ Ладыженских. В 1904 г. там насчитывалось 325 жителей и 78 крестьянских дворов.), в коих по клировым ведомостям числилось 1680 душ муж. пола и 1790 душ жен.

В приходе была церковно-приходская школа, открыта в 1885 г., и школа земская, открыта в 1878 г.

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/vladimirskaya-guberniya/

Мое Семейное Древо



Комментарии и обсуждение


На самом деле эта церковь принадлежала другому селу, которого сейчас нет. Это было село Пестьянское по имени речки, которая протекала рядом. Сейчас это пруд недалеко от церкви.
Демаков А.И. (58 лет), родом из д. Гатиха.
5 ноября 2007.

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под мастерские Второвской ЛМС [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 121].

2 апреля 2013, Андрей Ершов.

Церковь пытаются восстановить местные жители. По праздникам приглашают священника. В момент богослужения была гроза и молния подожгла купол колокольни. На данный момент идет сбор средств на восстановление.
17 августа 2014.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.