Церковь эта, ныне принадлежащая общине старообрядцев, построена была как православная в 1914–1918 гг. В 1914 г. епархиальная газета «Церковно-общественный вестник» сообщила, что «17 сентября, в 1 час дня на поле за Вдовьим домом, между Бугровским старообрядческим кладбищем и бывшим ипподромом, совершена закладка новой кладбищенской церкви. Молебствие совершал преосвященнейший Иоаким «в сослужении с городским духовенством». На молебне присутствовали высшие чины городской администрации – заступающий на место городского головы М.И. Будилов, член управы В.И. Смирнов, другие чиновники, а также представительница рода Рукавишниковых В.М. Бурмистрова. Рукавишниковы и Акифьевы пожертвовали деньги на строительство церкви и пригласили архитектора Императорского Двора В.А. Покровского. Он спроектировал «Кладбищенский комплекс каменных зданий, включивший церковь, дом ее причта, келейку могильщиков, высокую кирпичную ограду с квадратными декоративными башенками по углам и въездом ворот».
Революционные события помешали достроить и освятить храм. 27 мая 1925 г. общество верующих «тихоновцев» заключило договор на пользование зданием церкви. Как был освящен храм и когда, не указано, но в 1933 г. эта церковь названа Сергиевской. Церковь оставалась недостроенной, богослужения проводились на первом этаже. 22 ноября 1930 г. техническая комиссия осмотрев здание церкви установила, что оно требует ремонта, второй этаж к использованию непригоден, община же верующих немногочисленна и «произвести ремонт здания церкви своими силами не в состоянии». Президиум Крайисполкома постановил 31 января 1931 г. церковь закрыть. 21 февраля решение о закрытии было объявлено церковному совету, и верующие обжаловали закрытие своей церкви во ВЦИК.
ВЦИК рассматривал жалобу верующих более года (вероятно, из-за огромного количества дел подобного рода). По закону, до постановления ВЦИК выселять общину было нельзя, и 13 мая 1932 г. Краевая комиссия по культам при Президиуме Нижкрайисполкома постановила: «Новокладбищенскую церковь оставить в пользовании верующих». На 3 апреля 1934 г. (как следует из анкеты священника общины Никольского К.Ф.) Новокладбищенский храм был передан обновленцам. Сергиевская община отказалась делить место богослужения с еретиками и покинула церковь.
Обновленческая община просуществовала в Новокладбищенской церкви до 1939 г. Они взяли благоустроенный первый этаж и довели его до безобразного состояния: не поддерживали здание «ни ремонтом, ни топкой», с 1937 г. отказались платить земельные и другие налоги. По свидетельству представителей Покровской общины, к июлю 1939 г. обновленческой общины «как будто бы не существует», службы никакой нет, живет один сторож, вероятно, священник, который проводит случайные требы (панихиды на могилах и крестины) и больше ничего». Тем не менее обновленцы требовали перевести их с первого, уже сырого и разрушенного этажа на второй, восстановленный к этому времени и благоустроенный Покровской общиной. Горсовет всерьез собирался «уплотнять» «тихоновскую» Покровскую общину еретиками. После жалобы Покровской общины на несправедливость такого решения райсовет 27 апреля 1939 г. провел проверку, которая установила «...полную бесхозяйственность со стороны церковного совета» обновленцев. 10 мая 1939 г. Президиум Ждановского райсовета постановил закрыть «подвальную церковь обновленческой общины на Новом кладбище» (22 августа 1939 г. обновленцы должны были передать свое имущество в райфинотдел, а здание со сторожкой – под Промкомбинат). Что касается Покровской общины, то она перешла из закрытой в 1935 г. Покровской церкви на ул. Свердлова (Б. Покровская) в недостроенный и полуразрушенный второй этаж Кладбищенской церкви. К 4 февраля 1936 г. община восстановила помещение, и в марте 1936 г. начала богослужение в новом храме.
В 1937 г. вместе с митрополитом Феофаном (Туляковым) была арестована большая часть духовенства епархии, включая клир Новокладбищенской церкви (священники Виноградов Владимир Васильевич и Малицкий Евгений Константинович, диакон Завгородний Василий Назарович). Все они были расстреляны. Однако церковь просуществовала еще до декабря 1940 г. С 29 августа Ждановский райисполком не продлил регистрацию на членов клира Свиридова П.П., Архангельского А.А. и Бодрова Н.Ф.: Свиридова и Бодрова – за задолженность райфинотделу; Архангельского – без указания причин. Поскольку церковь была тогда на окраине, то в бездорожье посещаемость падала на 70%, т.е. и доходы сокращались на треть. 4 сентября 1940 г. церковный совет получил уведомление о запрещении службы священникам их церкви и пожаловался в Горсовет, что 2 сентября уже все задолженности были «ликвидированы». Но решением Ждановского райсовета от 19 сентября церковь Покровской общины постановили закрыть, «учитывая массовое ходатайство граждан» и здание передать под клуб Ждановского Промкомбината. «Массовое ходатайство граждан» организовано было так (на справке Ждановского райисполкома в Облисполком от 23 октября 1940 г.): «... на территории данного прихода проживает граждан, достигших 18-летнего возраста 3347 чел., должно присутствовать на собраниях 2928 чел., присутствовало 2487 чел, голосовало за закрытие 2405 чел.».
Решением Горьковского Облсовета от 1 ноября 1940 г. церковь была закрыта, о чем церковному совету сообщили 20 ноября 1940 г. Не знавшие еще о закрытии их церкви верующие 12 ноября 1940 г. обещали райсовету, что любой ценой погасят накопившиеся за октябрь за священниками Архангельским и Свиридовым задолженности и просили продлить регистрацию священников до 1 января 1941 г. Но 6 декабря 1940 г. Ждановский райисполком постановил служителям культа Архангельскому и Свиридову регистрацию аннулировать. А церковь с 9 декабря 1940 г. закрыть, т.к. церковный совет задолжал свыше 100 тыс. руб. налога и здания требует капремонта – отваливается, дескать, штукатурка и т.д. Община немедленно 19 декабря 1940 г. написала в Ждановский райсовет протест о неправильности закрытия церкви: налоги к тому времени уплатили, и состояние церкви было нормальное, штукатурка не падала. Однако Горьковский облисполком утвердил решение Ждановского райисполкома о закрытии церкви. 21 декабря 1940 г. постановил закрыть Покровскую церковь в Ждановском районе с последующим ее переоборудованием под клуб.
27 января 1941 г. Президиум ВС РСФСР решение Горьковского облсовета утвердил и здание церкви передал Ждановскому райисполкому для переоборудования под клуб, с условием согласовать оборудование с отделом по охране памятников Управления по делам искусств при СНК СССР. Ждановский райисполком решением от 6 февраля 1941 г. передал помещение б. Новокладбищенской церкви Промкомбинату для размещения в нем клуба и мастерских. 14 апреля 1941 г. Облисполком утвердил решение Ждановского райсовета и отдал здание церкви Промкомбинату. До 1964 г. зданием церкви владела Горьковская чулочно-трикотажная фабрика производственного объединения им. Клары Цеткин. 26 августа 1964 г. фабрика передала «помещение б. церкви на Пушкинском кладбище в Приокском районе площадью 823 кв. м и прилегающей к ней территории» с баланса на баланс в Бюро похоронного обслуживания при Управлении благоустройства. К тому времени здание требовало капитального ремонта, всего от отопления до оконных переплетов, дверей и полов. В таком состоянии здание церкви 28 августа 1964 г. было решением Горьковского горисполкома передано с баланса Управления благоустройства и коммунальных предприятий на баланс Горьковской старообрядческой общине. Успенская старообрядческая община окончила основные работы по восстановлению церкви к 10 января 1965 г.
В марте 1965 г. здание Успенской старообрядческой церкви на ул. Суетинской снесли. Здание церкви на Пушкинском кладбище предоставили старообрядцам в бесплатное пользование взамен сносимого (решением Горсовета от 5 апреля 1965 г.). С тех пор Новокладбищенская церковь – старообрядческая.
Церковно-общественный вестник. 1914 (сент). С. 1000-1001. Филатов Н.Ф. Купола, глядящие в небеса. – Нижний Новгород, 1996. С. 187-190. http://www.gorbibl.nnov.ru/malkhramy