Кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского — одно из таких мест, о которых можно снимать фильмы: наберётся сразу несколько акцентных сюжетов. Смотрите сами: в строительстве храма поучаствовал император и нижегородское купечество, поставили святыню в одном из самых затопляемых мест города на плоту (!), в советское время собор готовы были снести и разместили там производство по переработке рыбы, в годы войны использовали для защиты жителей, а совсем недавно на этом месте удалось объединить современное искусство и историю.
Шла середина XIX века. Время, когда в Нижнем Новгороде шумела знаменитая на весь мир ярмарка. Развивается торг, растёт и сам город. Центральный Спасский собор в ярмарочном торговом комплексе Кунавинской слободы уже не мог вместить в себе всех прихожан, поэтому начались разговоры о строительстве неподалёку ещё одного храма, купцы писали прошения губернатору Муравьёву да нижегородскому епископу. В 1858 году Нижегородскую ярмарку посещает императорская семья — государь Александр Николаевич и государыня Мария Александровна. Они узнают о планах строительства нового храма, и конечно же, дают добро. По случаю внимания высокопоставленных особ вместо того, чтобы посвятить будущий собор во имя спасителя и чудотворца Николая Мирликийского, купечество решает возводить храм «на память о преданности своей православию и престолу». Строительство собора затянулось на долгие годы — с 1868 по 1881 год. Возводили его на пожертвования, собрать которые оказалось не так уж и просто. Первоначально собрали около 20 000 рублей, через несколько лет подкопили уже 60 000.
Первый кирпич в основание собора заложил уже великий князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра II. Возводить храм решено было на Стрелке — будто бы на это место, мыс на слиянии Оки и Волги, указал ещё Александр II. Здесь были пристани, куда приходили суда с товарами на Ярмарку, здесь же были павильоны всероссийского торжища. Одна беда: весной, во время половодья, территория затапливалась. Оригинальное решение для фундамента собора разработал Роберт Килевейн. Из-за непростого грунта каменный фундамент лежит не на сваях, а на плоту из 1214 дубовых брёвен. Конструкция была надёжной: плот в основании будто оказывался в огромной заполненной водой глиняной «ванне», образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. При этом учитывалось свойство дерева: во влажной песчаной среде он постепенно становился морёным и приобретал прочность металла.
На протяжении всего строительства работами руководил архитектор Роберт Килевейн. А в разработке отдельных архитектурных деталей принял участие академик архитектуры Лев Владимирович Даль, сын этнографа, собирателя фольклора, только что поступивший на службу в Строительное отделение Нижегородского губернского правления.
Л. В. Даль, мастерски подойдя к задаче строительства собора, разработал совершенно новый проект "открытой" церкви. Здание должно было представлять собой восьмигранник с располагавшимися по пяти его сторонам арочными проемами. Проект предусматривал возможность расширения храма путем пристройки дополнительных объемов. В случае недостатка средств расширение можно было осуществить частично или вообще не осуществлять. Причем в любом из вариантов церковь выглядела бы вполне законченной. Проект Л. В. Даля получил поддержку и одобрение как нижегородского губернатора А. А. Одинцова, так и устроителей нового православного храма. Р. Я. Килевейну было даже поручено составить смету к этому проекту. Однако новизна и необычность постройки вызвали недоверие со стороны большинства заказчиков - нижегородских купцов. К тому же новые строительные правила ужесточили требования, предъявляемые к проектам. Рассчитывать на быстрое утверждение чертежей в Петербурге не приходилось. Длившееся девять лет дело о новом соборе грозило затянуться на неопределенный срок. Это и предрешило судьбу проекта Л. В. Даля. Он так и остался неосуществленным.
Архитектура собора ориентировалась на проекты Константина Тона, а за образец взяли Благовещенскую церковь в Петербурге. Главный престол храма — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Поскольку пожертвованных сумм на строительство собора оказалось недостаточно, в августе 1869 года был введен десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого были освобождены мусульмане. Наконец, 3 сентября 1874 года нижегородский губернатор граф Кутайсов положил последний камень в довершение кладки. А торжественное освящение собора Александра Невского состоялось 20 июля 1881 года в присутствии Александра III. На этом торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи.
Тем не менее, Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма продолжал свою деятельность до 1889 года. Он занимался изысканием средств на отделочные работы в соборе, а также строительством дома причта по проекту Р. Я. Килевейна. Возведение собора Александра Невского на Нижегородской ярмарке явилось одним из крупнейших строительств в России. По данным священника Александра Снежницкого (1864-1901 гг.), упомянутым в его труде "Святыни Нижегородской ярмарки", в 1899 году 87-метровый собор Александра Невского в Нижнем Новгороде был третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Высота храма с крестом составляет 87 метров — это один из самых крупных соборов современной России. Александро-Невский Новоярмарочный собор сегодня стоит на 6 месте после Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевскиевского собора в Санкт-Петербурге, Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске, Храма Воскресения Христова в Кубинке и Смольного собора в Санкт-Петербурге.
На строительных работах были использованы многие инженерно-технические достижения того времени. Так, большой центральный шатер имел металлические несущие конструкции (изготовленные арзамасским мастером П. И. Цыбышевым), требовавшие специальных расчетов. Металлический каркас имели и пять церковных глав, а кресты на них были вызолочены гальваническим способом. Оригинальное решение фундамента собора разработал Р. Я. Килевейн на основании геологических исследований и собственных соображений относительно влияния колебаний уровня грунтовых вод. Отказавшись от обычных свай, он предложил использовать в качестве основы храма деревянный плот, на котором покоилась сплошная плита из каменной кладки. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента, т. к. плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной "ванне", образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. Это исключало воздействие на деревянное основание собора периодического понижения уровня грунтовых вод, что при свайной конструкции вскоре привело бы к загниванию свай.
В завершенном виде собор представлял собой пятишатровый кирпичный храм, имеющий центричную объемную композицию, несколько нарушенную выступающим западным притвором, во втором ярусе которого располагалась теплая церковь (основное помещение функционировало только во время ярмарки и не отапливалось). Квадратный в плане (33,5 33,5 м) главный объем собора имеет четыре внутренние опоры сложной конфигурации, которые поддерживают восьмигранные барабаны с помощью системы подпружных арок и парусных сводов. Большой центральный барабан, перекрытый кирпичным куполом пролетом около 14,2 м, является световым. Высота от центрального купола до пола составляет 44,5 м. Купольные перекрытия малых западных барабанов находятся ниже уровня проемов, что давало возможность использовать их как звонницы (практически, звонница была устроена в одном барабане - северо-западном). Симметрично расположенные южный и северный притворы, как и алтарный выступ, решены в виде пятигранников на прямоугольном основании, перекрытых полукупольными сводами. Первоначально фасады собора не были оштукатурены. Как можно видеть на старых фотоснимках и открытках, русты и другие кирпичные детали имели белую прорисовку, шатры при этом некоторое время были покрашены "в шашку". Выполненная в 1892-1894 годах штукатурка изменила внешний вид здании: усложнились профили карнизов и других элементов фасадов, одноцветные, выкрашенные охрой стены придали большую строгость и цельность облику сооружения.
Крестовокупольная структура храма, тройное "византийское" окно западного притвора, чисто "русские" детали фасадов (шатры, луковичные главы, восьмигранные барабаны, украшенные кокошниками, и др.) отражали официальное понимание русской национальной культовой архитектуры, соответствовавшее общественно-политическому идеалу России середины XIX века. Однако собор Александра Невского нельзя назвать "чистым" образцом так называемого русско-византийского стиля. В архитектуре здания весьма вольно сочетаются элементы декора, заимствованные из разных периодов зодчества. Эклектичность творческих методов проектирования, стремление к помпезности привели к огрублению архитектурных форм, их тяжеловесности. Собор Александра Невского является типичным примером архитектуры культовых сооружений середины - второй половины ХIХ века, отражающим высокий уровень строительной культуры и инженерного искусства. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению для архитектуры Нижнего Новгорода, делают памятник немаловажной частью его речного фасада. На внутреннее убранство нижегородское купечество не поскупилось: иконы, дорогая утварь, живописные работы школы академика Ступина, уроженца Арзамаса.
По словам Василия Ивановича Виноградова, автора "Иллюстрированного путеводителя по Нижнему Новгороду и ярмарке" (1896), в соборе Александра Невского "иконы замечательны своею древностию и поступили в сей храм из упраздненного Макарьевского монастыря. Кроме того, замечательны два креста - один на жертвеннике, а другой - напрестольный. Крест на жертвеннике - серебряно-вызолоченный, резной; в нем вложены частицы св. мощей угодников Божиих. Второй крест напрестольный - серебряный, резной, обложен кругом крупным жемчугом; пожертвован в 1673 году преосвященным Иларионом, митрополитом рязанским и Муромским. Кроме этих древностей, в соборе много и других достопримечательностей из Макарьевского монастыря". В память чудесного спасения императора Александра III с семьей при крушении поезда возле станции Борки Харьковской губернии, почетным гражданином И. М. Рукавишниковым была устроена икона пророка Осии и св. благоверного кн. Александра Невского с иконами святых, имена которых носили члены семьи императора. Икона эта, прекрасной кисти художника А. О. Карелина, стояла в изящном, богатом киоте придворного мастера Мельцера.
Послереволюционная судьба собора Александра Невского не отличается от судьбы большей части культовых построек в России. В 1929 году Александро-Невский собор был закрыт. По проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу, на его месте предполагалось построить маяк с памятником Ленину. Однако этот проект не был осуществлен, дело ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов. Ценности конечно же были изъяты, а зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения пустили на дрова для обогрева домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест.
Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора была установлена зенитная батарея, защищавшая небо Нижнего Новгорода от налётов фашистской авиации. В 1940-м году произошёл сильный пожар, уничтоживший интерьер в здании собора и роспись на потолке и стенах храма. После этого остатки внутренней штукатурки были полностью сбиты. В 1984 году по инициативе редакции газеты «Ленинская смена» возникло движение добровольных помощников реставраторов, начавшее свои субботники и воскресники на восстановлении собора. Особенно активно субботники и воскресники проводились с лета 1990 года, в течение года до возвращения собора Русской Православной Церкви.
В 1983 году началось медленное восстановление храма на общественных началах силами добровольцев и неравнодушных людей. В середине 80-х годов ведущим архитектором Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Ольгой Сундиевой при участии архитекторов проектного отдела был разработан эскизный проект реставрации памятника. Ощутимую помощь при этом оказал архитекторам научный сотрудник Алексей Давыдов.
В 1989 году началось восстановление сорванных шатров храма. Мало кому известно, как тяжело было подобрать нужный металл для изготовления элементов, перекрытий шатров, найти завод-изготовитель конструкции (нашли его в Кулебаках), наконец, раздобыть и установить уникальный башенный кран, договориться со специализированными организациями… Все пять крестов, венчавших шатры, были высококлассно изготовлены кооперативом «Искра», золотили кресты вологодские позолотчики в 1990 году. Работы по реставрации храма, однако, шли все же ни шатко ни валко. Неясно было, кто будет заниматься изготовлением иконостаса, колоколов, росписей, словом — внутреннего убранства. Всё прояснилось, когда по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая 8 февраля 1991 года было создано Братство во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1992 году начались богослужения в зимнем приделе Макария Желтоводского и Унженского, освященном Владыкой Николаем.
Реставрация продолжалась успешно. В отличие от дореволюционного, новый проект предусматривал оригинальную и эффективную систему отопления. Он подготовлен группой лучших специалистов из нашего строительного университета под руководством доктора технических наук проф. В. И. Бодрова. Разработана новая конструкция иконостаса, так как секрет старых мастеров, установивших и закрепивших в прошлом веке 23-метровый — с восьмиэтажный дом! — иконостас, открыть не удалось. Однако все внешнее убранство иконостаса постараются восстановить по старым уцелевшим фотографиям. 30 декабря 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил центральный Александро-Невский престол храма. 24 апреля 1999 года был освящён Мариинский придел, и 18 мая — Никольский придел.
В ходе визита Святейшего патриарха Кирилла в Нижний Новгород в рамках Александровских дней 12 сентября 2009 года Святейший Владыка провозгласил собор Кафедральным. Сегодня вид на нижегородскую Стрелку невозможно представить без кафедрального собора Александра Невского. В 2021 году в память о 800-летии со дня рождения Александра Невского пред храмом установили памятник полководцу. Это единственный монумент князю Невскому в России, где он без шлема. По задумке, в композиции памятника авторы хотели показать человека, который заканчивает земной путь и начинает небесный.
С сайта: История собора (nevskiy-nne.ru)