В селе Михайловская Слобода Раменского района находится самый крупный в Русской Православной Церкви приход, где служат по старому обряду. Старообрядцев, которые признают управление Московской Патриархии, называют единоверцами. Единоверие официально возникло в России в 1800 году, а церковь в Михайловской Слободе получила этот статус с 1817 года. В 1990-е годы в Михайловскую Слободу перешла московская единоверческая община из Рогожского кладбища, и здесь возник единоверческий центр с церквями и часовнями. С середины XVII века старообрядцы жестоко преследовались государством и официальной церковью, но во времена Екатерины IIотношение к ним смягчилось. Появились первые попытки привлечь раскольников в официальную церковь путем уступок. В 1779 году в селе Знаменка на Украине епископ официальной церкви создал приход для местных старообрядцев, где им разрешили служить по своему чину. В 1780-е годы с просьбой о подобном приходе обратились к графу Румянцеву-Задунайскому и князю Потемкину представители староверов Стародубья. Старообрядцев, переходивших под управление официального духовенства, но сохранявших свой церковный и бытовой уклад, стали называть «соединенцами». В 1800 году при царе Павле I московский митрополит Платон Левшин разработал общие для всех старообрядцев условия соединения с официальной церковью. Этот документ назывался «Пунктами о единоверии». Переходившим из раскола староверам позволили служить по старому обряду в отдельных храмах и не пускать в эти храмы «знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочих имеющих несогласия с древними обыкновениями». Таким образом, единоверцы не сливались с обычными православными, а оставались обособленными общинами.
Митрополит Платон Левшин поддерживал обособленность единоверцев, потому что опасался обратного движения: перехода верующих из нового обряда к единоверцам. В «Пунктах» оговаривалось, что к единоверию могут примкнуть только выходцы из среды раскольников. Такая схема напоминала политику «униатства» Римской католической церкви среди православных Западной Украины и Белоруссии. «Униаты» могли строить храмы и служить по восточному православному обряду, при условии признания главенства папы римского. Единоверие поначалу воспринималось иерархами официальной церкви как временное явление. Переманив старообрядцев в общее церковное управление, они хотели постепенно привести единоверцев к переходу и на новый обряд. С XVIIвека большинство крестьян Михайловской Слободы и близлежащих сел Чулково, Кулаково, Дурнихи оставались приверженцами старого обряда. В 1817 году при преемнике митрополита Платона Августине церковь в Михайловской Слободе приобрела статус единоверческой. В указе 1817 года, отрывок из которого приводит священник Евгений Саранча в книге «Краткий очерк истории Единоверия», говорилось: «Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединяться с оною». С тех пор двести лет в церкви Михайловской Слободы совершается богослужение по старому обряду. Исключением стал период в 28 лет с 1961 по 1989 годы, когда церковь закрыли и переоборудовали под архив.
В 1990-е годы в Михайловскую Слободу переместился центр единоверия с Рогожского кладбища в Москве. Еще в XIX веке московский митрополит Филарет создал единоверческую общину на Рогожском кладбище. Для этого власти использовали давление на московских купцов: приняли закон, согласно которому старообрядцы-раскольники лишались купеческого статуса, если не присоединялись к официальной церкви. В 1854 году часть староверов Рогожки во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным попросили власти создать единоверческий приход в одной из трех церквей кладбища. Единоверцам отдали Никольский храм, в котором до них служили староверы-раскольники.
В советские годы Никольский храм на Рогожке не закрыли, но поделили на три части. В центральной части служили по новому обряду священники Московской Патриархии, в Покровском боковом приделе за стенкой молились старообрядцы-раскольники Древлеправославной церкви, а в третьем приделе иконы Троеручицы остались единоверцы. С 1990-х годов Никольский храм на Рогожском кладбище стал полностью новообрядным. Древлеправославной церкви из Покровского придела выделили большой храм на Новокузнецкой улице в Москве, а единоверцы из придела Троеручицы переместились в Михайловскую Слободу. Общей святыней для единоверцев и православных нового обряда Бронницкого уезда еще в XIX веке была икона Божией Матери «Иерусалимская». Она хранилась в соборе города Бронницы, а оттуда образ с крестным ходом переносили по округе. В 1864 году Михайловскую Слободу постигла холера. По решению митрополита московского Филарета из Бронниц в Михайловскую Слободу крестным ходом принесли Иерусалимскую икону, и холера сразу прекратилась. В память о чуде прихожане храма в Михайловской Слободе каждый год после Пасхи в день памяти апостола Фомы совершали крестный ход с бронницкой святыней. Перед революцией в церкви Михайловской Слободы появился собственный список «Иерусалимской» иконы, который сохранился до нашего времени. Прихожане восстановили традицию торжественного крестного хода, только теперь верующие идут не с бронницким, а со своим списком и в праздник Святых Жен-Мироносиц.Еще одна почитаемая святыня прихода в Михайловской Слободе – дореволюционная икона благоверной Анны Кашинской. Княгиня-инокиня жила в XIV веке, но ее церковное почитание началось через три столетия после смерти. Царь Алексей Михайлович лично ездил в Кашин поклониться мощам святой, у которых стали происходить исцеления и чудеса. С ростом почитания Анны Кашинской совпали церковные реформы патриарха Никона и раскол. Старообрядцы обратили внимание верующих на нетленные мощи святой – ее правая рука была сложена в двоеперстии. Это обстоятельство стало веским аргументом противников церковных реформ.
В 1677 году из-за двоеперстия Анны Кашинской церковный собор пошел на радикальный шаг: было объявлено об исключении благоверной княгини из святцев. Ее иконы вынесли из храмов, мощи закопали в землю, а молитвы и тексты жития объявили ложными. Храм в честь Анны Кашинской переосвятили в память Всех Святых. После учреждение единоверия в 1800 году начался процесс постепенного возобновления почитания святой Анны Кашинской. В 1818 году имя преподобной вновь появилось в приложении к церковному месяцеслову, а в 1909 году при Николае II в Кашине состоялись официальные торжества, посвященные полноценному восстановлению почитания святой. Икона благоверной княгини Анны в церкви Михайловской Слободы освятили на мощах святой во время этих торжеств в Кашине в 1909 году.
Самый трагический момент в истории единоверческого храма Архангела Михаила — его закрытие — произошел весной 1961 г. Власти планировали использовать храм под зернохранилище, но милостью Божьей в нем разместили архив Всесоюзной книжной палаты, что в какой-то мере способствовало его сохранению. После закрытия храма многие члены Михаило-Архангельской общины стали прихожанами единственного действующего единоверческого храма в Москве — церкви святителя Николая на Рогожском кладбище. Но в самой Михайловской Слободе, а также в Кулаково, Чулково и Дурнихе, несмотря на закрытие храма, религиозная жизнь не прекратилась. Прихожане собирались в собственных домах и молились, совершая чинопоследования суточного богослужебного круга, имея необходимые книги, а самое главное — любовь к Богу и церковной службе. В ту пору некоторые дома в Михайловской Слободе и других деревнях прихода больше напоминали часовни, чем места для проживания. Горячая вера прихожан, их молитва и любовь к Богу способствовали тому, что к концу 1980-х гг. стало возможно возрождение родного храма. Как только наступила пора относительной религиозной свободы, жители Михайловской Слободы стали ратовать за возвращение храма. Особая заслуга в этом принадлежит Клавдии Мокеевне Макеевой, понесшей много трудов для воплощения заветной мечты тех, кто почти три десятка лет был лишен возможности возносить свои молитвы в храме, построенном и украшенном тщанием благочестивых предков.
В апреле 1989 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил своим указом священноинока Иринарха (Денисова) настоятелем вновь открытого единоверческого храма Архангела Михаила. В день Светлого Воскресения Христова 17 / 30 апреля 1989 г. в Михайловской Слободе было совершено первое после 28-летнего перерыва богослужение. В праздник Святой Пасхи пережил радость воскресения и Михаило-Архангельский приход. Люди, истомившиеся духовной жаждой, хлынули в храм, словно желая наверстать упущенное за минувшие годы. Сколько было в первые годы крещений, венчаний, панихид и освящений домов! В зимнее время богослужения совершались в неотапливаемом храме, но и в эти дни церковь не пустовала — на всенощных бдениях прихожане согревали храм своей верой, молитвами и любовью к Богу. И эта пламенная вера принесла свои плоды: год за годом шли работы по восстановлению храма, а труды без устали ради Христа, из любви к Дому Божию изменяли внутренний облик труждающихся, очищая их души.
За прошедшие 19 лет совершенно изменились как сам облик храма, так и прилегающая к нему территория. Трудами и заботами настоятеля храма, попечителей и всех членов Михаило-Архангельского единоверческого общества реконструирован интерьер трапезной части и колокольни. Завершена роспись Никольского и Георгиевского приделов, а также притвора храма. Церковь украшают сохранившиеся древние и вновь написанные иконы. В 2005 г. закончилась реставрация колокольни храма. Как и прежде ее украшают часы-куранты и замечательная звонница. Общий вес 15 колоколов составляет почти 7 тонн. Кроме реставрации на территории храма ведутся и строительные работы. В 1991 г. построен двухэтажный трапезный корпус, в 1993 г. — Богоявленская надкладезная часовня, в 1995 г. — часовня преподобной Анны Кашинской, в 1998 г. — дом причта, в котором располагается также и воскресная школа и монастырская ограда со святыми вратами, в 2003 г. — храм-часовня преподобного Паисия Великого. В 2004 г. построен комплекс хозяйственных построек, примыкающих к северной от Святых врат части ограды храма. А к югу от Святых врат построен административный корпус, в котором после окончания отделочных работ будут размещены издательство храма, музей, библиотека и другие приходские учреждения. В настоящее время в былом великолепии восстанавливается древняя святыня — летний храм Архангела Михаила, пребывавший после возобновления богослужений в наиболее разрушенном состоянии.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Михайловская Слобода - подмосковное Рогожское/