ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Собинка. Церковь Воскресения Христова.


Собинка. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Николая Чудотворца
Год постройки:1884.
Адрес:
Владимирская область, г. Собинка, ул. Ленина, 5

Координаты: 55.996, 40.02178
Проезд:от трассы М7 въезжаем в г.Собинку на центральную площадь, сразу поворачиваем налево - начинается ул. Ленина. Дополнительный ориентир указатель "Асерхово". В ста пятидесяти метрах от центральной площади школа №1, один из корпусов которой занимает помещения бывшей Воскресенской церкви.



Сортировка:

Церковь Воскресения Христова, Вид с юго-востока<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
6 мая 2007
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
18 августа 2016
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Геннадий.
16 июня 2013
Церковь Воскресения Христова, северный фасад.<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
северный фасад.
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, северо-восточный фасад<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, юго-западный фасад<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, южный фасад<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
южный фасад
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Михаил Суханов
1 января 2004
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Михаил Суханов
1 января 2004
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1990
Церковь Воскресения Христова, Апсида<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Апсида
Олег Щёлоков
4 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, Ярус звона колокольни<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Ярус звона колокольни
Олег Щёлоков
4 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, Фрагмент фасада с окнами второго яруса<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Фрагмент фасада с окнами второго яруса
Олег Щёлоков
4 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, Кокошники на фасаде колокольни<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Кокошники на фасаде колокольни
Олег Щёлоков
4 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, , Собинка, Собинский район, Владимирская область
Алексей Кротов
18 августа 2016
Церковь Воскресения Христова, северо-западный фасад<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
северо-западный фасад
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, восточный фасад<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
2 июля 2005
Церковь Воскресения Христова, Фотография церкви, выполнена в нач. ХХ века.<br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Фотография церкви, выполнена в нач. ХХ века.
Алексей Кротов
1 июля 1901
Церковь Воскресения Христова, Фото начала XX в. <br>, Собинка, Собинский район, Владимирская область
Фото начала XX в.
Jelics
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Суханов  1 марта 2005

Неизвестный обьект находится в центре Собинки. Четко можно идентифицировать колокольню, алтарную часть храма и братский корпус. В настоящее время обьект используется как средяя общеобразовательная школа. Опрос местных жителей практически ничего не дал. Лишь одна пожилая женщина припомнила, что в годы войны в здании размещался госпиталь для советских воинов.

Предположительно, изначально (в конце XIX века) это был приют для девочек-сирот, которые, повзрослев, трудились на местной ткацкой фабрике и небольшой женский монастырь.


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 августа 2005

"Бурное промышленное развитие России во 2-й пол. XIX в. ознаменовалось быстрым формированием фабричных центров. На месте Собиновой пустоши купцом Бажановым была основана ткацкая фабрика, вокруг которой вскоре вырос рабочий поселок. Его строительство велось по специально разработанному плану, который в комплексе учитывал совмещение производственных корпусов с жилыми домами-казармами и бытовыми учреждениями." (из Каталога "Памятники истории и культуры Владимирской области" Владимир, 1996 стр. 377-378)

Остается добавить, что церковь Воскресения Христова архитектурно интегрирована со зданием церковно-приходской школы и комплексом зданий как это было принято говорить "соцкультбыта" ткацкой фабрики в целом. При советской власти использовалась под нужды гороно и как школа соответственно.


Андрей Ершов  22 марта 2012

Для 20-х гг. характерно такое средство антирелигиозной борьбы, как открытые судебные процессы, целью которых была дискредитация Церкви, продолжалась такая практика и на рубеже 20-30-х гг. Широкую известность далеко за пределами Владимирской губернии, получил собинский процесс (апрель 1929 г.) по поводу строительства церкви при фабрике «Комавангард». Судебный процесс в р.п. Собинке прогремел на всю страну (См. например: Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки борьбы с религией в СССР. - М., 1992. С. 104). Церковь при фабрике «Комавангард» в Собинке была закрыта в 1923 г.; закрытие ее было вызвано соответствующим постановлением большинства рабочих. Здания церкви стало рабочим клубом. Священник этой церкви о. Иван (Иевлев) с некоторым количеством прихожан «переселился» в деревянную, в одно окно, часовенку на кладбище. В 1925 году к этой часовне делается деревянная пристройка, получаются некоторые предметы культа из закрытой церкви и новая церковь на несколько сот человек начинает функционировать. Верующие решают строить около кладбища каменную церковь, добиваются от властей разрешения на сбор пожертвований на постройку церкви среди рабочих Собинки. Вопрос об этой новой церкви становится актуальным весной 1928 года. Мобилизация партийно-комсомольского общественного мнения Собинки в пару недель добивается своего: местные рабочие и работницы на ряде собраний выносят единодушное требование о запрещении постройки новой церкви. Следующие месяцы этот вопрос затихает. Но это не значит, что местные власти успокоились и прекратили борьбу: некоторые из них предлагали решить вопрос административно, но в чьих-то головах созрел намного более коварный план. Итак, весной 1929 г. вопрос выплывает на страницах местной прессы в виде отчета по судебному процессу собинских церковников. К концу 1928 года материальная часть Собинской церковной общины и в частности по­стройка новой церкви - находились в руках пятерки: 1) Пашнов - председатель церковного совета (подмастер фабрики), 2) Мартынов - староста (подмастер), 3) Ксенофонтов - закупщик (часовых дел мастер), 4) Коптев - главный сборщик на построение храма, 5) Желобов - сек­ретарь церковного совета (конторщик). Особо подчеркивалось, что Ксенофонтов в прошлом - торговец, член Союза русского народа, председатель волостного суда, а Мартынов - член общества хоругвеносцев. Еще не успело начаться строительство (были только закуплены стройматериалы), как уже порядочность пятерки, заведующей строительством, стала вызывать у прихожан большие сомнения. Срочно создается ревизионная комиссия, вскрывшая нецелевое использование до половины всех средств. Согласно ее акту, из 15 тысяч заприходованных за все время по церкви денег семь тысяч оправданы расходными документами (частично довольно «липовыми»), а восемь тысяч расходованы без оправдания документами, хотя бы и «липовыми». Кроме того, акт совершенно определенно указывал на использование членами пятерки материалов, принадлежавших церкви, на лич­ные нужды. Этот акт был представлен в местную милицию, которая произвела дознание, по­влекшее за собой предание пятерки народному суду. На суде большинство обвиняемых (четверо из пяти) связных показаний дать не могли. Их объяснения сводились к тому, что они мало касательства имели к хозяйственным делам, мало интересовались вопросами отчетности, а староста ссылался, главным образом, на свою малограмотность. Связные и обширные показания дал только Ксенофонтов. Пресса указала лишь несколько его фраз из почти двухчасовой речи, но и они способны пролить некоторый свет на происходившее. Положения были следующие: «староста ведает доброхотными подаяниями и отвечает за них только своей совестью», «счета нет, работа выполнена», «надежному церковному человеку можно давать из церковных сумм». На основании этих положений вырисовывается следующая картина. Все поступления и расходы финансовых средств изначально велись на доверии (работы касаются храма, дело происходит в поселке), поэтому никакой документации, вероятно, не велось. Это и стало ахиллесовой пятой общины, на это и сделали ставку заинтересованные лица: строителей обвинили в растрате средств. Естественно, что обвиняемые смогли предоставить документы (в т.ч. и довольно липовые) только на часть потраченной суммы. Их осудили по ст. 169 УК («нарушение доверия»). Священник о. Иван (Иевлев) на суде был свидетелем. Но уникальность процесса заключалась в том, что суд над растратчиками церковного имущества был лишь одной из составляющих агитации безбожников против самого строительства церкви. Судебный процесс свелся к тому, что члены общины поливали грязью друг друга, а также священника; освещавшие же процесс печатные СМИ смаковали эти обвинения. Цель посеять вражду, раскол в общине безбожники не скрывали. Более того, пропагандисты атеизма предлагали: «Дело собинских церковников со всей его предысторией должно быть внимательно изучено всем нашим безбожным активом. Надо центральному совету Союза безбожников издать специальную брошюру с изложением всех обстоятельств собинской церковной истории и дачей соответствующих методических указаний по применению опыта этой истории в других районах СССР». Если это «пособие» было выпущено, то можно только догадываться, сколько общин с помощью него было уничтожено. Любопытна судьба закупленных стройматериалов. Уже скоро в прессе начали обсуждать, как бы можно их использовать, впоследствии они действительно были растащены местными организациями. Верующим пришлось и дальше молиться в часовне.

5 декабря 1934 г. в Собинке сгорела церковь (перестроенная часовня), в марте 1935 г. верующие в очередной раз начинают просить разрешение на строительство нового храма. 22 сентября ВЦИК порекомендовал облисполкому как «лучший исход этого дела» «передать религиозному обществу помещение неспециальной постройки» (единственный случай на Владимирской земле). Но 21 октября облисполком сообщил: «В пос. Собинка неспециальных помещений, могущих быть представленных в пользование религиозной общине, нет». По словам Собинского РИКа, «все строения состоят в основном из рабочих казарм (каменные старого типа) и специальных жилых домов разных размеров, выстроенных фабрикой и жилой кооперацией; имеется незначительное количество частновладельческих строений» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 697. Л. 231-239) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 62, 161-163.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.