В одном из дореволюционных путеводителей по Курску так рассказывается о Сергиево-Казанском соборе: "Местность от собора к Московской улице в старину была покрыта озёрами, около них были капустные огроды, и поэтому потомки этих огородников и до сего времени сохранили уличное название капустников. Любопытно отметить, что и теперь по всей Сергиевской улице грунтовая вода находится на глубине одного аршина. Собор устроен в 1762 году старанием купца Первышева, по имени которого и называется улица от Сергиевской к Московской. На этой улице находится принадлежавший Первышеву дом, занимаемый в настоящее время конторою Курского водопровода".
Сам Сергиево-Казанский собор в Курске построен, как и вообще большинство каменных храмов, на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине ХVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае - Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте - на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить - в память о старой церкви - преподобному Сергию Радонежскому, а верхний - праздничный - обретённой Казанской иконе Божией Матери. Благословение на строительство собора испрашивали у епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Архипастырю идея пришлась по душе, и он лично приехал освящать место и закладывать первый камень. Строительство храма началось в 1752 году. Нижнюю церковь освятили через десять лет, а ещё через пятнадцать - верхнюю. Такой солидный разрыв объясняется, видимо, тем, что именно столько времени потребовалось на создание иконостаса. Имена мастеров-резчиков остаются загадкой, но их почти 20-метровое трёхъярусное творение поражает великолепием. Про этот иконостас писали, что он "представляет собой великолепное сочетание вычурности, изящества и богатства" и что "изгибающиеся архитектурные формы, пышный фантастический растительный орнамент, статуи ангелов, колонны и гирлянды, - всё это сверкающее позолотой и темнеющими живописными иконами сооружение в насыщенном светом и воздухом пространстве производит потрясающее, торжественно-величественное и ликующе-праздничное впечатление".
Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин. Из "Курских губернских ведомостей" за 1907 год можно узнать об истории этого человека - в частности, что в ХVIII веке Мошнин владел несколькими кирпичными заводами и подряды на строительство храмов брал часто. Однако Сергиево-Казанский храм Исидор достроить не успел - преставился, и тогда "обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья". Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор "по детской неосторожности" упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим... Спустя время, на месте его падения у стен курского храма земляки установят памятник, а в самом соборе ему поставят придел. Артель приглашённых строителей была хорошо знакома с творчеством Бартоломео Растрелли и архитектурными, как теперь бы сказали, трендами своего времени. Однако это ничуть не умаляет великой ценности курского собора, и современники, при взгляде на Сергиево-Казанский храм, нередко восклицали, подобно курскому прокурору С. Ларионову в его "Описании Курского наместничества", вышедшем в свет в 1786 году: "Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех!". До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви - с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку. Изначально же, для того чтобы попасть в верхний храм, требовалось преодолеть две наружные лестницы - весьма неудобные! Путеводитель начала прошлого века так описывал этот подъём: "Ход в верхнюю церковь прежде был открытым из чугунных плит и решёток, как в киевской церкви святого Андрея Первозванного; впоследствии он был переделан на закрытый". Сделать подъём более комфортным для прихожан предложили архитектору Курской казённой палаты Павлу Грознову. В начале ХХ века встал вопрос о поновлении храма. Для этого из Московского археологического общества специально вызвали известного архитектора и реставратора Фёдора Фёдоровича Горностаева. До него последнее поновление храма проводили в 1866 году. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыши и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.
После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма в богоборческую эпоху сложилась довольно благополучно. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу - художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели. В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой - событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине ХIХ века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю - во имя преподобного Сергия Радонежского. Ныне в соборе буквально всё дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что "в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский". Её установили к столетию канонизации святого в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвящённую ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освящённом в его честь, полностью обновили иконостас. Сергиево-Казанский собор долгое время был незаслуженно забыт.
В советском культурно-историческом контексте Курск связывался совсем с другими памятниками и событиями, связанными с Великой Отечественной войной. Между тем, это необыкновенно интересный памятник. В плане собор имеет традиционную композицию, это "корабль" с запада на восток: колокольня - трапезная - основной храм - алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую "правильность" сооружению. Появление в ХIХ веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию. Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того "сундуковатые" формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трёхчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проёмы. Для каждого светового яруса - свой. Скромное оформление фасадов позволило "отыграться" на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырёхгранный, со "стёсанными" углами световой фонарь и затейливая "растреллиевская" главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально. Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, - помесь классицизма и "как бы барокко" - появилась в 1830-е годы. Она, по замечанию автора книги "На земле великой битвы" из серии "дороги к прекрасному" - М.М. Дунаева, нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом "пришлась ко двору" его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение равновеликих объёмов: тело храма - трапезная... и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение к низу в значительной мере "остановило" вертикальный "взлёт" колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнём пристройку, представим храм в первоначальных формах... Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее.
Украшением пристройки является классицистический портик. Перекрытие лежит на колоннаде из шести колонн, хоть как-то оживляющих кубоватую двухэтажную пристройку, которая "вобрала" в себя парадные лестницы в главный храм. Вроде бы и ордер колонн соблюдён, и лепнина стилизованная, но это чистой воды классицизм! По сравнению с другими шедеврами елизаветинского барокко орнаментовка Сергиево-Казанского храма кажется чересчур сухой, рисунок - несколько уплощённым. Это, однако, всё те же барочные растительные орнаменты; а сухость можно объяснить, с одной стороны, провинциальными особенностями, с другой - тем, что, возможность, зодчий не хотел излишне утяжелять и без того массивный объём храма. Завершение довольно массивного сооружения получилось неожиданно лёгким. Это отработанный в барокко стилистический приём: криволинейный купольный свод с оригинальными люкарнами, ажурный барабан, фигурная главка. Оформление верха колокольни вышло строже и одновременно легче. Восемнадцать окон, расположенных в три света, плюс окошки в люкарнах вдоволь пропускают внутрь солнечных лучей, позволяя великлепному резному барочному иконостасу и всему убранству интерьера по-настоящему "играть": похоже, что проектируя собор, архитектор гораздо больше внимания уделял внутренней освещённости, нежели пресловутой "красивости" снаружи, чем и объясняются эти ряды окон. В контрасте с верхним храмом, нижний невысок, приземист, затенён; его декоративное оформление более сдержанно, своды и стены - ощутимо массивны. Они пропускают существенно меньше света; вообще, традиционно в русском зодчестве нижний храм - место не для празднеств, а для сосредоточенной молитвы и размышлений. Высота Сергиево-Казанского храма по колокольне - 46 метров. Ширина собора в плане - около 16 метров, длина (без западной пристройки) - около 33 метров. Алтарь и трапезная равны по высоте. Высота роскошного иконостаса верхнего храма - свыше 18 метров, и при том, что в нём всего три яруса. В необычайно светлом верхнем храме - 28 окон, считая люкарны и световой фонарь.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №69, 2013 г.