ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липно, остров. Церковь Николая Чудотворца на Липне.

Церковь Николы на Липне в устье Мсты бывшего Липенского мужского монастыря


Липно, остров. Церковь Николая Чудотворца на Липне
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Псковско-Новгородская школа (подробнее >>)
Год постройки:1292.
Адрес:
Новгородская область, Новгородский район, остров Липно (устье Мсты)

Координаты: 58.448864, 31.348881
Проезд:в период навигации - на катере или лодке; зимой - от Вокзальной пл. Новгорода автобусом № 106а до Троицы, далее пешком по льду оз. Ильмень и протокам Мсты, ок. 7 км. Общее направление - восток; или из Сельца-Шатерно мимо Сковородского монастыря, ок. 5,5 км



Церковь Николая Чудотворца на Липне, , Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Матвеев Владимир
20 августа 2017
Церковь Николая Чудотворца на Липне, , Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
30 января 2005
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото 1954 г. Разрушения военного времени. Сайт pastvu.com<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1954 г. Разрушения военного времени. Сайт pastvu.com
Оксана Мельникова
1 июня 1954
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото 1939 г. из фондов Государственного НИМ архитектуры им. А.В. Щусева<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1939 г. из фондов Государственного НИМ архитектуры им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
8 августа 1939
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Первая треть ХХ в. Госкаталог музейного фонда. ГНИМА им. Щусева<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Первая треть ХХ в. Госкаталог музейного фонда. ГНИМА им. Щусева
Оксана Мельникова
1 июля 1920
Церковь Николая Чудотворца на Липне, 1912-1917 гг. Сайт pastvu.com<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
1912-1917 гг. Сайт pastvu.com
Оксана Мельникова
1 июля 1915
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Церковь Николая Чудотворца на Липне, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003564773/viewer/<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003564773/viewer/
Андрей Агафонов
1859
Церковь Николая Чудотворца на Липне, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003564773/viewer/<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003564773/viewer/
Андрей Агафонов
1859
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства" М. 1910-1914.
Андрей Агафонов
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото 1950-х гг. Из собрания Новгородского Музея-Заповедника<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото 1950-х гг. Из собрания Новгородского Музея-Заповедника
Дмитрий Дроздецкий
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Фото, датированное 1917-1930-ми годами. С сайта: Pastvu.com/1125920<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Фото, датированное 1917-1930-ми годами. С сайта: Pastvu.com/1125920
Алексей Кротов
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Нач. ХХ века. с сайта: Pastvu.com/1467549<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Нач. ХХ века. с сайта: Pastvu.com/1467549
Алексей Кротов
Церковь Николая Чудотворца на Липне, Вид с Большой Гнилки<br>, Липно, остров, Новгородский район, Новгородская область
Вид с Большой Гнилки
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
1 августа 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  9 сентября 2006

При стоительстве церкви Николы на Липне впервые применяется новая строительная техника - кладка посредством чередования плинфы и камня на растворе извести с примесью мелко толченого кирпича (цемянки) заменяется кладкой из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму - становится более удлиненным. такая строительная техника будет преобладать в Новгороде до конца 15 века. Наблюдается окончательный отход от посводного покрытия. Излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение. Фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. С фасадов пропадают лопатки, исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада. Церковь была расписана, но роспись полностью погибла в Великую Отечественную войну, сам храм почти до основания разрушен. Восстановлен в первоначальных формах (авторы реставрации Л.М. Шуляк, П.Н. Максимов).

По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 ноября 2019

В церкви Николы на Липне (1292) при позакомарном трёхлопастном покрытии фасадов несколько усилены декоративные элементы: линию трёхлопастного завершения фасадов повторяет размещённый под нею аркатурный поясок. Стены храма целиком сложены из отесанных лишь с лицевой стороны камнем различного размера и даже различных пород. Оконные проёмы, а также верхние части здания - своды и барабан - сложены из кирпича нового типа квадратной или брусковой формы, толщиной 9-10 сантиметров. Возможно, что такой кирпич был заимствован новгородцами из соседней Риги.

Из книги: "История Русского искусства". Том 1. - Москва: "Изобразительное искусство", 1991


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 июля 2020

Каменная церковь Николы на Липне построена согласно летописным данным в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента в восьми километрах к югу от Новгорода.

Памятник относится к типу небольших кубических крестово-купольных, четырехстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов. Апсида понижена примерно до половины высоты церкви. Конструктивное решение традиционно, но имеет и свои особенности. Четыре мощных столба поддерживают подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан. Столбы переменного сечения – внизу квадратные, вверху крещатые. Столбы соединены со стенами двумя ярусами арок. На нижние арки в западной трети опираются угловые камеры и связывающие их переход-хоры. Вход в церковь с трех сторон. Фасады решены сдержанно. Углы закреплены лопатками. Фасады имеют трехлопастное завершение, форму которого повторяет аркатурный пояс и поребрик. В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи XIII в.

Памятник представляет собой редкий и интереснейший образец небольшого храма конца XIII в. Имеет большое значение для истории русской архитектуры.

В ходе проведения ремонтно-реставрационных работ в 2016-2019 г.г. была выполнена вычинка и укрепление кладки стен фасадов и в интерьере, замена покрытия пола, замена стропильной системы и покрытия кровли над куполом, апсидой и основным объёмом, замена оконных и дверных заполнений, покраска стен в интерьере и обмазка фасадов, противоаварийные работы по укреплению и консервации настенной живописи в интерьере, устройство булыжной отмостки, археологические раскопки на прилегающей территории, музеефикация остатков паперти и колокольни.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 декабря 2023

Никольский храм стоит на острове Липно в северной части дельты реки Мсты, в 9 км к юго-востоку от Великого Новгорода. С востока остров обмывается рекой Плотница, являющаяся одним из многочисленных рукавов Мсты. На правом берегу реки расположен причал, куда могут подходить лодки с экскурсантами, направляющимися для осмотра храма. С юга и запада остров Липно обмывается протокой Большая Гнилка, а на севере - заболоченная низина (ранее это было оз. Игуменское). Вся эта местность с севера отрезана от материковой части Сиверсовым каналом, построенным в 1798-1803 годах и являющийся составной частью Вышневолоцкой водной системы. В весеннее половодье, когда Мста разливается на десяток километров, небольшой участок суши, на котором стоит храм, превращается в крохотный островок посреди обширного Ильмень-озера. Тогда создаётся впечатление, что и сам храм плывёт по волнам "Словенского моря", как в старые времена часто называли оз. Ильмень.

По преданию, на месте храма в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. В ознаменование этого события вскоре после 1113 года на этом месте был основан Николаевский Липенский мужской монастырь и выстроена первая деревянная церковь.

Строительство каменного храма началось в 1292 году по благословению новгородского архиепископа Климента. Предполагают, что окончание строительства и его освящение состоялось спустя четыре года - в 1296 году. Храм считается первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после ордынского нашествия на Русь. Церковь построили по образцу домонгольского храма Рождества Богородицы (1226 г.) в Перынском скиту. Это квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм с одной апсидой. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшение стен простой аркатурой, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Центральную ось на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши (видимо, киоты) таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован "бровками" над окнами. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Церковь была расписана фресками в 1293-1294 году.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). На хорах в угловой северной каморе до XVI века помещался придел сщмч. Климента, папы Римского. В XVI веке в церкви было устроено подцерковье.

Монастырь был упразднён в 1764 году, Никольский храм становится приходским, стоящий на погосте Липно. Но из-за малочисленности прихожан погост Липно в 1798 году, как административную единицу, упраздняют, он исчезает с географических карт, а Никольский храм приписывают к Сковородскому Михайловскому мужскому монастырю, в составе которого он находился до 1917 года. Храмовая икона свт. Николая Мирликийского была перенесена в соборный храм Архангела Михаила и являлась одной из святынь Сковородского Михайловского монастыря. Тогда Никольский храм был перекрыт четырехскатной кровлей, а в середине XIX века к нему был пристроен притвор с двухъярусной колокольней. К концу XIX века церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

После 1917 года храм был совсем закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена колокольня. Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт советских войск, подвергавшийся обстрелу немецкими войсками, отстоявшими в 6 км, на западном берегу озера Ильмень. В результате чего храм понёс значительные утраты, сохранились только 65% кладки.

Сразу после войны, в 1945 году реставраторы специальной проектно-реставрационной мастерской под руководством Сергея Давыдова провели большую реставрационную работу над фресками, а в 1954-1956 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид. Последние работы по реставрации храма производились в 2017-2019 годах. В 2021 году на Рождественской службе в храме присутствовал Президент России В.В. Путин, подаривший приходу икону "Господь Вседержитель".


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 марта 2025

«…Уже давно в литературе по истории русской архитектуры было отмечено, что, начиная с церкви Николы на Липне (1292), в Новгороде развивался самостоятельный архитектурный тип храма, довольно существенно отличавшийся от наиболее распространенного в русском зодчестве Х-ХV веков варианта крестовокупольного здания. Основными характерными признаками этого архитектурного типа являются отсутствие позакомарного завершения фасадов и одна апсида при очень небольших размерах зданий. В прежнее время считали, что церковь Николы на Липне имела фасады, завершенные фронтонами, при восьмискатном покрытии, которое рассматривалось вообще как типичное новгородское и псковское покрытие. В последнее время произведенное П. Н. Максимовым исследование церкви Николы на Липне, разрушенной фашистскими варварами, показало, что здание это имело фасады, завершенные трехлопастными кривыми…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 29

Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 марта 2025

«…Липенский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Липненский; на Липне), находился в 7 верстах от Новгорода, при впадении р. Мсты в оз. Ильмень, на острове, называвшемся Липно (Липки). Место, где был устроен монастырь, было важным в географическом отношении. В озере Ильмень сходились крупные торговые пути. По Волхову, Мсте и далее по Тверце и Волге пролегал древнейший Волжский путь, который связывал Новгород со среднерусскими землями (Тверь, Москва) и странами Востока. В 1606 г. дорога через Липно была названа Большая Московская. При этом уточняется, что она была «зимней и судовой», то есть функционировала и зимой, и летом.

В 1292 г. Новгородский и Псковский епископ Климент († 1299) заложил каменную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В поздней Новгородской третьей летописи уточняется, что храм был поставлен в монастыре. Возможно, монастырь был основан одновременно со строительством храма или вскоре после его возведения, по преданию, на месте обретения в 1113 г. круглой иконы святителя Николая Чудотворца, по молитвам перед которой исцелился князь Мстислав Владимирович. В 1113 г. в память об этом событии князь заложил Никольский собор на Ярославовом дворе в Новгороде. Чудотворная икона хранилась в этом соборе и особо почиталась горожанами. В 1294 г., при князе Андрее Александровиче и епископе Клименте, «стяжанием» некоего Николая Васильевича мастер Алекса Петров написал для Никольской церкви икону, которая экспонируется в Новгородском музее-заповеднике. На иконе имеется пространная надпись о времени ее написания, об авторе, а также о поновлении в 1556 г., при Новгородском архиепископе Пимене (Чёрном). Из этой надписи следует, что икона была выполнена специально для обители. Надпись в сокращенном виде воспроизвел автор Новгородской третьей летописи.

Известно, что земельные вотчины Липенского монастыря в конце XV в. располагались в Деревской пятине. В оброчной книге 1495 г. упоминаются две деревни в Рамушевском погосте Курского присуда. Они принадлежали обители и до присоединения Новгорода к Москве. Две вотчины в Тухольском погосте (9 и 11 дворов) той же пятины великий князь Московский выделил из бывших владений новгородских бояр Варварина и Полонского. После 1478 г. была конфискована вотчина в Облучском погосте Шелонской пятины. 1 мая 1513 г. великий князь Василий III Иоаннович пожаловал игумену Роману с братией несудимую грамоту, которая освобождала Липенский монастырь от подчинения новгородскому владыке и от уплаты в Дом Святой Софии судебных пошлин.

В 1572 г. в Липенском монастыре архимандрит и игумены монастырей торжественно встречали вернувшегося из Москвы после 10-недельного отсутствия архиепископа Новгородского и Псковского Леонида.

После введения в 1528 г. Новгородским архиепископом святителем Макарием общежительного устава в Липенском монастыре была построена трапеза. По-видимому, она была деревянной, так как в 1553 г., при игумене Давиде, сгорела. Во второй половине XVI в. строится каменная церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной. В конце XVI в. в обители имелось три престола: святителя Николая Чудотворца, святителя Климента, папы Римского (придел Никольской церкви), и преподобного Сергия Радонежского при трапезной палате. Опись Новгорода 1617 г. упоминает два каменных храма, которые после шведского разорения стояли без кровель, с проломленными стенами. Рыбной ловлей владел дьяк Дома Святой Софии Иван Лутохин.

В 1639 г. митрополит Новгородский и Великолуцкий святитель Аффоний доносил царю Михаилу Феодоровичу, что Липенский монастырь «стоит пуст без пения, а построить… некому». Царь разрешил безоброчно использовать рыбные угодья, которые принадлежали монастырю, с тем чтобы восстановить его. Митрополит отдал обитель в распоряжение дьяку Арцыбашеву, но, как оказалось, через 5 лет, несмотря на то что из Софийской казны ему было выдано 97 руб., постройки не были возобновлены. В 1646 г. Липенский монастырь перешел в ведение Дома Святой Софии.

Архимандрит Макарий (Миролюбов), ссылаясь на грамоту 1682 г., писал, что во время пожара 1677 г. в Липенском монастыре сгорели церковь и архив с документами, подтверждающими его владельческие права. Исследователи полагали, что это была Никольская церковь, но скорее всего от пожара пострадал трапезный Сергиевский храм. После сильного наводнения 1680 г., когда был затоплен соседний Троицкий Коломецкий монастырь, его приписали к Липенскому монастырю. В 1681 г. на Липно перевезли строительный материал от разобранной каменной Троицкой церкви. Тогда, вероятно, в обители и была построена каменная церковь во имя Святой Троицы с приделом преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой, которая упоминается в документах конца XVII-XVIII в. Нельзя исключать также перестройку прежнего трапезного храма преподобного Сергия Радонежского (XVI в.). По-видимому, в этот период Липенский монастырь получил самостоятельность. Но в 1686 г. он был вновь приписан к Дому Святой Софии. При описании владений, принадлежащих Дому в 1725 г., указаны рыбные ловли приписного Липинского монастыря: «В Обонежской пятине… на реки Мсты до Антифоновского колишка из Рагозина озера да колище у Николая Чудотворца на Липке на реки Глушице промеж Мсты и Плотницы, на которых разливных водах ставили по сту мереж», а также упоминаются два фруктовых сада при обители.

Опись монастыря 1749 г. упоминает каменные Никольский храм, трапезную двухпрестольную церковь во имя Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского, деревянные кельи и амбар. В трапезном храме богослужение не совершалось. Монастырю принадлежало сельцо Печерки. При Никольской церкви имелась новая деревянная паперть с надстроенной над ней колокольней, на которой висело 5 колоколов. Храм украшал тябловый четырехярусный иконостас. В местном ряду справа от резных царских врат находились иконы Воскресения Христова с пеленой «в исподе», святителя Николая Чудотворца «с басменными венцом и гривенкой», Божией Матери «Неопалимая Купина» и образ святителя Николая Чудотворца на круглой доске, написанный «красками и золотом». Слева от царских врат упоминается другой образ святителя Николая Чудотворца, «в чудесах». Над местным рядом располагались иконы деисусного, пророческого и праотеческого чинов. В 1743 г. новгородец посадский человек Елисей Кошкин для поминовения души вложил в храм образ святителя Николая Чудотворца в окладе. В 1749 г. монастырем управлял строитель иеромонах Филарет. Судя по описи 1763 г., Троицкая церковь с приделом преподобного Сергия Радонежского была возобновлена в 1755 г. Упоминание в описи каменных настоятельских келий позволяет датировать их постройку временем между 1749 и 1763 гг.

В 1764 г. Липенский монастырь был упразднен. Опись обители 1768-1769 гг. называет две каменные церкви: святителя Николая Чудотворца и Святой Троицы, каменные настоятельские кельи, ветхую деревянную келью, амбар, баню, рубленную в тарасы ограду. Каменные храмы и ограда сохранились и в 1781 г., когда поручик Андрей Балкашин выполнил план упраздненной обители. На плане не обозначен каменный корпус келий. Возможно, он был разобран. Ограда показана четырехугольной, с выступающими по углам башенками.

После приписки в 1798 г. Никольской церкви, обращенной в приходскую, к Сковородскому монастырю Троицкий храм с трапезной был разобран к 1799 г., а кирпич перевезен на Сковородку. Попытка некоего монаха Германа восстановить монастырь «на острове Липки близ Новгорода» в 1856 г. не увенчалась успехом. Митрополит Новгородский Никанор (Клементьевский) сообщил в Синод, куда Герман обращался с прошением, что монах болен, а на возобновление монастыря нет средств. К 2016 г. от бывшего монастырского комплекса сохранился лишь храм святителя Николая Чудотворца…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»:


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 марта 2025

«…Церковь во имя святителя Николая Чудотворца (Николы на Липне) заложена в 1292 г. на месте, где, по преданию, был обретен чудотворный образ святителя Николая на круглой доске. Хотя активное строительство в Новгороде во 2-й половине XIII в. не велось, творческая мысль зодчих нашла выражение в новом архитектурном облике церкви свт. Николая. Во многом он повторяет объемно-пространственное решение церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Перыни (Перынском скиту, 30-40-е гг. XIII в.). Квадратный в плане 4-столпный одноглавый одноапсидный храм с 3-лопастным завершением фасадов отличается выразительным и лаконичным силуэтом. Его компактный объем с пониженной алтарной апсидой получил подчеркнутую вертикальную организацию. На пересечении приподнятых центральных сводов возносится глава на стройном барабане.

По углам фасады здания закреплены лопатками, от которых под лопастями кровли пробегает фриз из арочек - мотив, в различных вариациях распространенный в храмовой архитектуре XI-XIII вв. по всему европейскому миру. Аркатурный пояс наряду с полукруглыми «бровками» над окнами украшает и барабан купола. Остальные части фасадов практически лишены декора: их оживляют только ниши с полукруглыми завершениями и несколько вмонтированных в кладку небольших каменных крестов. Окна на фасадах размещены по единой схеме: в среднем ярусе в центральной части каждого фасада (кроме восточного) находятся по 2 окна, над ними в люнете - одно. Такое расположение окон скоординировано с 3-лопастным завершением храма и приводит к созданию крестообразной системы освещения в интерьере. Форма основных окон однотипная - 2-уступчатые арочные ниши; наряду с ними использованы необычные миниатюрные окна крестообразной формы, которые освещают камеру на хорах в юго-западном углу храма, а также несколько крестообразных ниш, расположенных на южном, восточном и северном фасадах. Своеобразна строительная техника: стены храма сложены из камня, большемерного брускового и лекального кирпича на известково-песчаном растворе.

В основном объеме четко прочитывается пространственный крест, вычленяемый 4 подкупольными столбами и примыкающими к ним в верхней части стенами угловых компартиментов. Столбы, крещатые в верхней части, в нижней имеют разное сечение: восточные - прямоугольное, западные - 8-гранное.

В западной части храма расположены хоры в виде деревянного настила между 2 небольшими угловыми палатками. Сюда ведет деревянная лестница, устроенная в юго-западном компартименте. Угловые помещения на хорах перекрыты необычными для Новгорода, но типичными для романского зодчества 4-гранными шатровыми сводами. Северо-западная палатка имеет с востока нишу с едва просматриваемым изображением процветшего креста. Вероятно, именно здесь размещался некогда придел во имя священомученика Климента, папы Римского, упоминаемый в документах XVI в. Помещения по сторонам алтаря, жертвенник и диаконник, представляют собой еще более узкие, малоосвещенные, вытянутые по вертикали пространства, перекрытые полукоробовыми сводами. Храм серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В 50-х гг. XX в. был реставрирован по проекту П. Н. Максимова под рук. Л. М. Шуляк.

Церковь свт. Николая - единственный в рус. искусстве сохранившийся в значительной части фресковый ансамбль XIII в. Стенопись завершена не позднее 1299 г. - даты смерти заказчика-строителя архиепископа Климента. Его имя упоминается в записи-граффити, сделанной поверх фрескового грунта в помещении жертвенника.

Еще в XIX в. роспись была относительно полной. В 1877 г. в церкви были проведены ремонтные работы, в ходе которых древняя стенопись была перекрыта масляной живописью, а местами сбита. Однако, вероятно, древние фрески поновлялись и ранее. К утратам добавились разрушения периода Великой Отечественной войны. Первые пробные расчистки живописи проводились в 1923 и 1930 гг. Основной объем их был выполнен в 1946 г. В 80-х гг. XX в. работы по расчистке и укреплению росписей велись под рук. А. С. Кузнецова («Союзреставрация»).

Уцелевшие фрески в основном сосредоточены в алтарной части и небольшими фрагментами просматриваются на стенах наоса. Значительную информацию о первоначальной росписи дают архивные материалы и свидетельства очевидцев 2-й половине XIX - 1-й половине XX в.: рисунки И. И. Горностаева; архивные описания Ю. Н. Дмитриева 30-40-х гг. XX в.; акварельные схемы-зарисовки (авторы - архитекторы В. Кузанян и А. Д. Стена, см.: Дмитриев. 2010). Благодаря им с различной степенью точности атрибутируется состав изображений, характеризуются колористические особенности (к настоящему времени почти не поддающиеся оценке), художественные приемы мастеров и качественный уровень фресок. Большое значение для их изучения имеют схематические эскизы системы росписи уцелевших частей храма, составленные в 1946 г. (архитекторы Максимов и Кузанян). Акварельные эскизы восточной, северной, западной сторон наоса и росписей северной стены вимы, а также помещений жертвенника и диаконника (в масштабе 1:25) сохранились в копиях (1947, автор Стена), в оригинальном эскизе - поперечный разрез с видом на восток (1946, автор Кузанян; все в архиве СНРПМ. Инв. № 44).

В построении фресковой декорации заметна связь с домонгольсими ансамблями: четкое разделение на регистры, соотнесенные с архитектурными членениями, а также выделение высокой цокольной зоны, расписанной «под мраморы». Отличие заключается в большем, чем прежде, диапазоне масштабных перепадов между регистрами росписи, размещенными на узких плоскостях стен, развитых по вертикали и разделенных оконными проемами. На сводах и в верхних зонах стен располагались лаконично решенные композиции евангельского цикла. Плоскость между верхним окном в люнете и расположенными ниже 2 окнами средней зоны занимали доминирующие по размеру фронтальные шеренги святых в рост. Выделялась хорошо видная взгляду прихожан роспись западной стены под хорами с многофигурной композицией «Страшный Суд», выдержанной в мелком масштабе, как и иконные сюжетные изображения. Настолпные росписи строились по принципу вертикальных, четко разграниченных звеньев, заполненных единичными фигурами святых (преимущественно воинов), а вертикали уступов крещатых в плане столпов на всю высоту оформлены узкими орнаментальными цепочками.

Одна из специфических черт декорации церкви - необычный для алтарного пространства тематически усложненный состав изображений, включающий значительную часть двунадесятых праздников, которые обычно размещались в пространстве наоса. Это «Сошествие Св. Духа на апостолов» в люнете вост. стены, расположенное ниже «Преображение», на северной и южной стенах вимы в верхнем регистре - «Введение во храм» и «Сретение», в нижнем регистре южной стены - «Крещение». Выбор этих сцен и включение их в контекст традиционных образов алтаря, несомненно, были обусловлены символикой этой зоны, которая возводилась к Святая Святых ветхозаветного храма.

Особый комплекс идей, вероятно, определил появление в алтарной росписи 3 пар св. целителей: Кира и Иоанна, Космы и Дамиана на сев. стене (эти фрески почти не видны, но известны на основании анализа описания Дмитриева и акварельных схем; Дмитриев. 2010. С. 202), а также Флора и Лавра, представленных с мечами (их фигуры дошли в лучшей сохранности). Еще в XII в. почитание святых Флора и Лавра приобрело в Новгороде специфический оттенок, сопряженный с культом врачей-бессребреников. Сцена «Крещение» дополняет «целительскую» часть программы алтарной росписи, напоминая, что освященное в день Богоявления «водное естество» приобретает целительную силу, которая сохраняется круглый год. Сосредоточенность в алтаре столь развитого состава образов целительской тематики, по-видимому, была связана с посвящением главного престола храма свт. Николаю Чудотворцу. Вера в великую силу этого святого в борьбе со всевозможными скорбями и недугами легла в основу предания об исцелении кн. Мстислава Владимировича, совершенном свт. Николаем через его образ на круглой доске, обретение которого связывается с о-вом Липно.

Существенное отклонение от общепринятых схем обнаруживает роспись конхи апсиды, хотя ее центральное изображение - образ Божией Матери «Знамение» (ныне утрачено; на этом месте - образ Божией Матери «Живоносный Источник») вполне традиционно для данной части храма. Однако в церкви Л. м. этот образ приобрел неповторимые черты. В его поле, определенное границами конхи, были введены 2 фронтальные фигуры. Одна из них - пророк, по-видимому Исаия, предсказавший Боговоплощение: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».

Парная ему фигура остается под записью; судя по частично раскрытому древнему фрагменту свитка со словами: «ИСКОНИ БЕ СЛОВО…» (Ин 1. 1), это ап. Иоанн Богослов. Очевидно, их присутствие по сторонам Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее лоне было призвано акцентировать догмат Воплощения и служило изобразительным комментарием. Исключительное значение этого образа для заказчика росписи архиеп. Климента соотносится с существованием в Новгороде древней местночтимой святыни - чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Каноническое ее почитание было оформлено не позднее сер. XIV в. и должно было иметь длительную предысторию, основанную на устных преданиях. Формирование местной традиции могло влиять на выбор иконографических мотивов в росписях новгородских церквей, созданных на протяжении этого периода.

Программа росписи жертвенника и диаконника следовала распространенному в XII в. новгородскому обычаю посвящать эти части храма Богоматери и св. Иоанну Предтече. Однако в декорации диаконника на северной и южной стенах зафиксировано изображение четы неизвестных святых в молебном предстоянии св. Иоанну Предтече. При этом мужской образ на основании княжеского типа одежд идентифицирован как равноапостольный князь Владимир Святославич, крестивший Русь, - древнейшее из сохранившихся в монументальной живописи изображений этого святого. Среди избранных святых, запечатленных на стенах церкви Л. м., видное место занимали благоверные князья Борис и Глеб, известные по акварельному воспроизведению В. А. Прохорова. Почитание этих святых в Новгороде к моменту появления церкви во имя свт. Николая имело достаточно глубокую традицию, закрепленную строительством в 1167 г. Сотко Сытинычем внушительных размеров храма в Детинце. В эпоху начавшегося возрождения русских земель почитание памяти первых русских святых, «сродников» живущих князей-полководцев, по-видимому, стало более актуальным. В росписи церкви нашли отражение наиболее почитаемые на этих землях святые, а также важный этап формирования национального пантеона святости с включением местно почитаемых святынь. Тематика росписи сосредоточена вокруг таких значимых для Новгорода святынь, как икона Божией Матери «Знамение» (чей образ осенял алтарную апсиду) и икона свт. Николая Чудотворца (с преданием об этом святом связано основание церкви на о-ве Липно, что обусловило целительскую тему росписи ее алтаря). Архиерейский заказ не ограничивал идейное содержание росписи задачами догматического плана, оно не лишено ктиторского характера. Состав образов благоверных князей, св. ратников и вооруженных мучеников свидетельствует о повышении авторитета князей-полководцев и благоверных воинов в республиканском Новгороде в эпоху непрестанных военных столкновений.

Значительные трудности представляет анализ пластических характеристик росписи, поскольку почти везде верхний красочный слой утрачен и уцелел лишь подмалевок. Тем не менее сохранившиеся участки позволяют оценить художественный строй стенописи как неоднозначное явление. Лапидарны фронтальные изображения святых, напоминающие фигурки на полях некоторых новгородских икон XIII в.; убедительно переданное движение находит параллели в миниатюрах тверской «Хроники Георгия Амартола» кон. XIII - нач. XIV в. Типы ликов и способы их моделирования пробелами имеют сходство с близкой по времени живописью соседних художественных центров - Твери и Пскова.

От первоначального убранства церкви сохранился храмовый образ свт. Николая. В 1921 г. он был передан в Новгородский музей из Сковородского монастыря, где находился после запустения Л. м. Согласно ктиторской надписи, помещенной на нижнем поле, икона была выполнена в 1294 г. для церкви во имя свт. Николая на средства некоего Николая Васильевича (это имя не встречается среди новгородских бояр; скорее всего заказчик иконы был купцом). Сообщены имя мастера - Алекса Петров, а также сведения о поновлении иконы в 1556 г.; в это же время была сделана и сама надпись, в 1-й части повторившая древний текст. Святой представлен как ходатай за весь мир и всеобщий защитник. Христос и Богородица, изображенные по сторонам свт. Николая в меньшую величину, вручают ему Евангелие и омофор в соответствии с преданием о чуде на Никейском Соборе. Небольшие фигурки святых на полях превращают огромную храмовую икону в образ апостольской Церкви.

Легенда об обретении иконы свт. Николая Чудотворца близ о-ва Липно и об исцелении от нее князя Мстислава Владимировича была записана в 3-й Новгородской летописи, окончательная редакция относится к 1673 г. Предание послужило основой лит. Произведения. Список в сборнике из рукописного собрания Вологодского архиерейского дома некогда принадлежал Спасо-Прилуцкому монастырю близ Вологды; полное заглавие: «Чюдо, иже во святых отца нашего Николаа, Мир Ликийских чюдотворца и архиепископа, сотворившееся в Великом Новеграде. И что ради церковь святаго Николаа соборная, иже на торговой стране, на Ярославле Дворище именуется. И что ради в той церкви местный образ Николая Чюдотворца, круглая дска». Существовал еще один список, хранившийся в Николо-Дворищенском соборе Новгорода и не отмеченный Н. К. Никольским; его местонахождение неизвестно. Текст этого списка был опубликован в 1818 г. отдельным листком для «народного чтения», позднее переиздан…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»:



Комментарии и обсуждение


Это единственная сохранившаяся постройка древнего Липенского монастыря. Здание украшают оригинальные ниши с рельефными крестами в них. В храме хранилась первая подписанная и точнодатированная икона Древней Руси - Николай Чудотворец 1294 работы Алексы Петрова. Храм открыл новый этап в истории новгородского зодчества, связав в эволюционный ряд храмы 12 и 14 веков.

Ю.Г. Иванов Русские святыни. - Смоленск. Изд. Русич, 2005.

25 октября 2007.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.