В довольно известном труде историков и статистов Владимирской губернии: Добронравов В. Г. Березин В. Д. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии": Вып. 4, 1893-1898, изданной во Владимире, на страницах 115-117 читаем: "Село Мордыш с первой пол. XV в. принадлежало Спасо-Евфимьеву монастырю и пожаловано было ему Великим кн. Василием Васильевичем, по завещанию племянника его Семена Александровича. В жалованной грамоте 1431 года говорится: «се аз князь великий Василий Васильевич да моя мати великая княгиня Софья… по приказу мне великому князю своего сестричина, а моей матери великой княгини своего внука князя Семена Александровича… дали есмя в дом святому Спасу в Евфимиев монастырь село его Мордыш и с хлебом, и с серебром и с животиною, и со всем, что к тому селу потягло из старины… на поминок его родителем…, а архимандриту с братьею того села ни продати, ни меняти из дому Святаго Спаса».
В жалованной грамоте того же Великого Князя ок. 1453 г. говорится: «се аз князь велики Василий Васильевич пожаловал есм архимандрита Исакия с братиею… дал село Мордаш Великому Спасу по своем сестричичи по князь по Семене Александровиче». В «правой грамоте по спорному делу о землях монастырей Рождественскаго (во Владимире) и Спасскаго (в Суздале)» записано показание архимандрита Спасского Филиппа (1485-1486 гг.): «дал господин наш князь велики Василий Васильевич святому Спасу село Мордошь по своему сестричиче по князе по Семене». В приходо-расходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «с села Мордоша взято с крестьян с 12 вытей с полувытью 12 руб. с полтиною; платил Аношка Иванов».
Церковь в Мордыше каменная, в честь Святителя и Чудотворца Николая построена в 1825 г. усердием прихожан, при ней построена теплая трапезная с двумя престолами в честь Сретения Господня и Св. пророка Божия Илии. Колокольня также была каменной. В конце 19 века, по рассказам старожилов, дома в селе были 2-этажные (низ каменный, верх деревянный). Располагались они вплотную друг к другу так, что можно было перейти по крышам домов от церкви до кладбища, не ступая на землю. Кирпич для постройки домов, подвалов, сараев брали на местном кирпичном заводике, владельцем которого был Тимофей Горячев. Из этого же кирпича строили и местную церковь. Подрядчиками строительства церкви были Силуянов и Страхов. Это были богатые люди, родом из Мордыша, они занимались строительством по всей России, в том числе и в Москве. 7 декабря 1864 г. освящен вновь устроенный Сретенский придел.
В 1873 г. благочинным Духовного правления Суздальского уезда были объявлены благословение и признательность Его Высокопреосвященства Суздальского уезда, села Мордыша крестьянам Николаю Смирнову и Петру Степанову Шочкову, за устройство в своей приходской церкви двух изразцовых печей в 200 руб., и за пожертвование полного облачения священнического и диаконского из настоящей парчи в 125 руб., паникадила и каноницы медных чеканных, отбеленных в 80 руб. В 1878 г. объявлена признательность Епархиального Начальства крестьянам с. Мордыша, Петру Стефанову Шочкову и Григорью Федорову Парфенову, за устройство в трапезе Никольской церкви мозаического пола с пожертвованием на сей предмет 410 руб.
Известно, что утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В Свято-Никольской церкви хранилось старинное Евангелие напечатанное в 7168 году. Причт по штату: священник и псаломщик. От земли и за требоисправления дохода причт получал до 675 руб. серебром в год. Причт имел собственные дома, на церковной земле. Приход состоял из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ мужского пола, а женского пола 446 душ. В селе существует церковно-приходска школа".
После Октябрьской революции 1917 года Никольская церковь в Мордыше жила обычной духовной жизнью, в ней проходили богослужения. Правда, в 1922 году из храма были экспроприированы практически все ценные вещи и богослужебная утварь в рамках программы помощи голодающим Поволжья и индустриализации страны, проводимой новой большевистской властью. В 1932 году Ивановский облисполком закрыл церковь якобы за наличие налоговой задолженности. Однако 16 июня 1933 года облисполком сообщил, что церковь в пользовании верующих, вопрос о её ликвидации только прорабатывается.
По данным Суздальского райисполкома, в 1940-1941 гг. храм в Мордыше не функционировал, но при этом не был официально закрыт, его закрыли только в 1948 г.; колокола были сброшены и увезены на переплавку. В храме был создан клуб колхоза им. Батурина, после закрытия клуба большое церковное паникадило было перевезено в клуб с. Павловского. В церкви с 1960-х гг. стали хранить газовые баллоны.
Статус памятника архитектуры, охраняемым государством, Никольская церковь получила в 1968 г. Но здание храма продолжало разрушаться, церковь никто не реставрировал... Никольская церковь в с. Мордыш выстроена на подъеме церковной архитектуры, в то время, когда на суздальской земле активно строились храмы местными каменщиками. Еще сильно влияние патриархальных и своеобразных суздальских храмов с их искусной выделкой мастерами каменщиками и разнообразием наличников и узоров, устоявшимися канонами в пропорциях, апсидами, напоминающими старые деревянные церкви с гранями, обусловленными естественным использованием прямолинейных брёвен. Тем не менее, новые московские моды и тенденции не обходят стороной и глубинку. Это приподнятый восьмиугольный основной объем, строгая и внушительная колокольня, то и дело встречающиеся на фасадах треугольники античных портиков, как элементы классицизма.
Трапезная для большей вместительности уширена приделами с обеих сторон и перекрыта сложной крестово-купольной системой сводов. Фресок почти не сохранилось до наших дней, зато Никольская церковь один из немногих храмов, полы которого со всей тщательностью выложены мозаикой, которая сохранилась под «культурным» слоем. Смальты подобраны белых, нежно голубых и бирюзовых оттенков. Приятно отметить и остальные полы практически не подверглись вандализму доморощенных кладоискателей и хозяйственных сельчан выворачиванием всех белокаменных плит для укладки их на своих приусадебных хозяйствах. К счастью, это время вандализма закончилось в 1990-х гг., после того, когда храм был передан Владимиро-Суздальской епархии.
После ремонтно-восстановительных работ в нём начались богослужения. Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Мордыш Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 3 июня 2005 г. Трудами настоятеля и прихожан Свято-Никольский храм в селе Мордыш кардинально преобразился и благоукрасился. Буквально два-три года здание церкви было выкрашено в приятный бело-жёлтый цвет, обустроена прихрамовая территория.
Комментарии и обсуждение
Ведутся ремонтные работы по храму.
Ред.2012
Фасады отремонтированы, побелены, но храм требует расколеровки. Главы устроены заново. В палатке при колокольне устроена современная газовая котельная, зимой храм отапливается.