ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мордыш. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь с колокольней


Мордыш. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1825.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Суздальский район, с. Мордыш

Координаты: 56.3068, 40.6061
Проезд:Дорога Владимир-Суздаль. На 12 км правый поворот на с. Борисовское, далее Порецкое, Васильково, Мордыш. Асфальтированная дорога.



Церковь Николая Чудотворца-Мордыш-Суздальский район-Владимирская область
Автор: Геннадий
Снято: 27 мая 2014 Добавлено: 28 мая 2014
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Николая Чудотворца-Мордыш-Суздальский район-Владимирская область-Геннадий
Геннадий
27 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца-Мордыш-Суздальский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
18 февраля 2012
Церковь Николая Чудотворца-Мордыш-Суздальский район-Владимирская область-Илья Козиоров
Илья Козиоров
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца-Мордыш-Суздальский район-Владимирская область-Олег Щёлоков
Общий вид с Юго-Востока
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
12 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Геннадий
23 сентября 2014
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Геннадий
27 мая 2014
Церковь Николая Чудотворца, Панорама села и церкви с юга, с противоположного берега Нерли<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Панорама села и церкви с юга, с противоположного берега Нерли
Олег Щёлоков
25 июня 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
16 марта 2022
Церковь Николая Чудотворца, Вид с востока<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Вид с востока
Василий Балашов
20 июля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
9 сентября 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Константин М
12 июля 2016
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
12 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-востока<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Вид с юго-востока
Олег Щёлоков
18 февраля 2012
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1993
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1988
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго - востока<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Вид с юго - востока
Василий Балашов
20 июля 2021
Церковь Николая Чудотворца, Северный фасад трапезной<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Северный фасад трапезной
Василий Балашов
20 июля 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Алексей Кротов
9 сентября 2019
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер апсиды.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер апсиды.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер основного объема церкви.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Интерьер основного объема церкви.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Купол основного объема в интерьере.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Купол основного объема в интерьере.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Внутренний объем трапезной и приделов.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Внутренний объем трапезной и приделов.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Мозаичные полы церкви.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Мозаичные полы церкви.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Внутреннее пространство колокольни.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Внутреннее пространство колокольни.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, , Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Илья Козиоров
14 августа 2006
Церковь Николая Чудотворца, Церковь зимой<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Церковь зимой
Елена
8 марта 2005
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид с Юго-Востока<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Общий вид с Юго-Востока
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Апсида.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Апсида.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Северный придел.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Северный придел.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, Южный придел.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
Южный придел.
Олег Щёлоков
24 августа 2004
Церковь Николая Чудотворца, юго-западный фасад<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
юго-западный фасад
chirokov
15 июня 2001
Церковь Николая Чудотворца, восточный фасад<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
восточный фасад
chirokov
15 июня 2001
Церковь Николая Чудотворца, крыльцо северного входа в колокольню.<br>, Мордыш, Суздальский район, Владимирская область
крыльцо северного входа в колокольню.
chirokov
15 июня 2001



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков 21 января 2005

Никольская церковь в с. Мордыш выстроена на подъеме церковной архитектуры. Еще сильно влияние патриархальных и своеобразных суздальских храмов с их искусной выделкой мастерами каменщиками и разнообразием наличников и узоров, устоявшимися канонами в пропорциях, апсидами, напоминающими старые деревянные церкви с гранями, обусловленными естественным использованием прямолинейных бревен.. Тем не менее, новые московские моды и тенденции не обходят стороной и глубинку. Это приподнятый восьмиугольный основной объем, строгая и внушительная колокольня, то и дело встречающиеся на фасадах треугольники античных портиков, как элементы классицизма. Трапезная для большей вместительности уширена приделами с обеих сторон и перекрыта сложной крестово-купольной системой сводов, к сожалению большей частью на сегодняшний день обрушившихся.

Фресок почти нет, зато Никольская церковь один из немногих храмов, полы которого со всей тщательностью выложены мозаикой, которая сохранилась под «культурным» слоем. Смальты подобраны белых, нежно голубых и бирюзовых оттенков. Приятно отметить и остальные полы практически не подверглись вандализму доморощенных «кладоискателей» выворачиванием всех белокаменных плит и устройством нор и подкопов в углах.

Состояние церкви аварийное, церковь бесхозная, хотя заметны попытки инициативной группы местных жителей устроить некое подобие расчистки и приведения в порядок.


Андрей Ершов 29 февраля 2012

7 июля 1931 г.  началась двухгодовая переписка о закрытии церквей в с. Крапивье и Мордыш Суздальского района: Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК потребовала у облисполкома перепроверить налоговое обложение церквей и приостановить до полного разрешения вопроса их ликвидацию. 26 апреля 1932 г. Ивановский облисполком закрыл церковь в с. Мордыш Суздальского района якобы за наличие налоговой задолженности. Более года длилась переписка о судьбе церкви, наконец 16 июня 1933 г. облисполком написал во ВЦИК, что по сообщению Суздальского РИКа от 12/5.-33 г. церковь в пользовании верующих, вопрос о ликвидации не ставится, а только прорабатывается [ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 733. Л. 64, 60, 39, 38, 59, 6, 2, 1]  - церковь функционировала еще несколько лет.

25 октября 1937 г. был арестован настоятель храма в с. Мордыш Суздальского района Петров Сергей Акимович, в монашестве Софроний. Он, якобы, «будучи непримиримым врагом Советской власти и стоящий на позициях буржуазно-монархической системы государственного устройства, в период 1934-1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность. Из активных церковников, враждебно настроенных по отношению к Советской власти, организовал антисоветскую группу, практической контрреволюционной деятельностью которой и руководил. Среди активных церковников воспитывал и разжигал ненависть к Коммунистической партии и Советской власти, а так же террористические намерения и злобу по отношению к их руководителям. Среди населения с. Мордыш систематически вел контрреволюционную и повстанческую агитацию, заявляя о необходимости организации восстания и свержения Советской власти. Одновременно дискредитировал хозяйственные и политические мероприятия Советской власти, в частности систему колхозного строительства. Кроме того, как Петров, так и участники контрреволюционной группы, созданной им, среди населения распространяли провокационные слухи, добиваясь ослабления доверия колхозных масс к Советской власти и противопоставления их последней».

«В марте 1937 г. поп Петров вел антисоветскую и антиколхозную агитацию в помещении сельского совета, в присутствии нескольких лиц, клеветнически заявляя, что политика Советской власти направлена на ухудшение жизни колхозного крестьянства. В апреле 1937 г. в доме церковника Парфенова Александра в присутствии нескольких лиц Петров высказывался за необходимость организации восстания против Советской власти, заявляя, что почва для этого в народе созрела и что Советская власть долго не продержится. Петрова поддерживала активная церковница Наумова Зиновия. Аналогичную антисоветскую агитацию в группе лиц также в доме Парфенова Петров вел и в мае 1937 г. В том же мае 1937 г., ведя антисоветские <?>дения с церковником Князевым Степаном, Петров заявлял, что зажиточную жизнь народу, крестьянству может дать только буржуазно-монархическая власть. Тот же Петров систематически проводил нелегальные крещения детей, без разрешения и согласия их непосредственных родителей. Только по его собственному признанию, он произвел до 40 таких крещений. В предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным».

Дело примечательно тем, что к нему подшит донос председателя Мордышского сельсовета. В нем сообщается о неосторожно оброненных словах священника и старосты храма Зиновии Наумовой про колхозную жизнь в сравнении с дореволюционными временами. Протоколы допроса не могут служить свидетельством поведения обвиняемого на следствии. Страницы, написанные следователем, сплошь состоят из газетных штампов: «… Я непримиримый враг Советской власти, не желающий и не могущий  примириться с общественно-политическим устройством в СССР. Я стою на позициях буржуазно-монархического строя… Я систематически вел контрреволюционную деятельность… Я систематически вел контрреволюционные разговоры, использовав для этой цели их религиозные предрассудки…».  16 ноября 1937 г. Софроний Петров приговорен к расстрелу.

По данным Суздальского райисполкома, в 1940-1941 гг. храм в Мордыше не функционировал, но при этом не был официально закрыт [ГАВО. Ф. Р-45. Оп. 5. Д. 7. Л. 130-134].

Из кн.: Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011; С. 52, 63, 209-210.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 27 января 2016

Село Мордыш от Владимира в 22 верстах, а от Суздаля в 13 верстах, на реке Нерли. Село с первой половины XV ст. принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю и было пожаловано ему вел. князем Василием Васильевичем, по завещанию его племянника князя Семена Александровича.

Церковь в Мордыше каменная, в честь св. и чудотв. Николая, построена в первой половине XIX ст. усердием прихожан. При ней построена теплая трапеза с двумя престолами: в честь Сретения Господня и св. пророка Илии; колокольня каменная. Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из книг хранится старинное Евангелие печати 7168 г.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г.; опись церковного имущества составлена в 1864 г. Церковной земли имеется: усадебной около 1,5 дес., сенокосной 3 дес. и 30 пахотной дес.; план на пахотную и сенокосную землю и межевая книга имеются.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода причт получает на свое содержание: от земли и требоисправлений до 675 руб. сер. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ муж. пола и 446 жен. С 1874 г. в селе существует церковно-приходская школа.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 19 июля 2025

В довольно известном труде историков и статистов Владимирской губернии: Добронравов В. Г. Березин В. Д. "Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии": Вып. 4, 1893-1898, изданной во Владимире, на страницах 115-117 читаем: "Село Мордыш с первой пол. XV в. принадлежало Спасо-Евфимьеву монастырю и пожаловано было ему Великим кн. Василием Васильевичем, по завещанию племянника его Семена Александровича. В жалованной грамоте 1431 года говорится: «се аз князь великий Василий Васильевич да моя мати великая княгиня Софья… по приказу мне великому князю своего сестричина, а моей матери великой княгини своего внука князя Семена Александровича… дали есмя в дом святому Спасу в Евфимиев монастырь село его Мордыш и с хлебом, и с серебром и с животиною, и со всем, что к тому селу потягло из старины… на поминок его родителем…, а архимандриту с братьею того села ни продати, ни меняти из дому Святаго Спаса».

В жалованной грамоте того же Великого Князя ок. 1453 г. говорится: «се аз князь велики Василий Васильевич пожаловал есм архимандрита Исакия с братиею… дал село Мордаш Великому Спасу по своем сестричичи по князь по Семене Александровиче». В «правой грамоте по спорному делу о землях монастырей Рождественскаго (во Владимире) и Спасскаго (в Суздале)» записано показание архимандрита Спасского Филиппа (1485-1486 гг.): «дал господин наш князь велики Василий Васильевич святому Спасу село Мордошь по своему сестричиче по князе по Семене». В приходо-расходных книгах Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года записано: «с села Мордоша взято с крестьян с 12 вытей с полувытью 12 руб. с полтиною; платил Аношка Иванов».

Церковь в Мордыше каменная, в честь Святителя и Чудотворца Николая построена в 1825 г. усердием прихожан, при ней построена теплая трапезная с двумя престолами в честь Сретения Господня и Св. пророка Божия Илии. Колокольня также была каменной. В конце 19 века, по рассказам старожилов, дома в селе были 2-этажные (низ каменный, верх деревянный). Располагались они вплотную друг к другу так, что можно было перейти по крышам домов от церкви до кладбища, не ступая на землю. Кирпич для постройки домов, подвалов, сараев брали на местном кирпичном заводике, владельцем которого был Тимофей Горячев. Из этого же кирпича строили и местную церковь. Подрядчиками строительства церкви были Силуянов и Страхов. Это были богатые люди, родом из Мордыша, они занимались строительством по всей России, в том числе и в Москве. 7 декабря 1864 г. освящен вновь устроенный Сретенский придел.

В 1873 г. благочинным Духовного правления Суздальского уезда были объявлены благословение и признательность Его Высокопреосвященства Суздальского уезда, села Мордыша крестьянам Николаю Смирнову и Петру Степанову Шочкову, за устройство в своей приходской церкви двух изразцовых печей в 200 руб., и за пожертвование полного облачения священнического и диаконского из настоящей парчи в 125 руб., паникадила и каноницы медных чеканных, отбеленных в 80 руб. В 1878 г. объявлена признательность Епархиального Начальства крестьянам с. Мордыша, Петру Стефанову Шочкову и Григорью Федорову Парфенову, за устройство в трапезе Никольской церкви мозаического пола с пожертвованием на сей предмет 410 руб.

Известно, что утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. В Свято-Никольской церкви хранилось старинное Евангелие напечатанное в 7168 году. Причт по штату: священник и псаломщик. От земли и за требоисправления дохода причт получал до 675 руб. серебром в год. Причт имел собственные дома, на церковной земле. Приход состоял из одного села, в коем 129 дворов, 440 душ мужского пола, а женского пола 446 душ. В селе существует церковно-приходска школа".

После Октябрьской революции 1917 года Никольская церковь в Мордыше жила обычной духовной жизнью, в ней проходили богослужения. Правда, в 1922 году из храма были экспроприированы практически все ценные вещи и богослужебная утварь в рамках программы помощи голодающим Поволжья и индустриализации страны, проводимой новой большевистской властью. В 1932 году Ивановский облисполком закрыл церковь якобы за наличие налоговой задолженности. Однако 16 июня 1933 года облисполком сообщил, что церковь в пользовании верующих, вопрос о её ликвидации только прорабатывается.

По данным Суздальского райисполкома, в 1940-1941 гг. храм в Мордыше не функционировал, но при этом не был официально закрыт, его закрыли только в 1948 г.; колокола были сброшены и увезены на переплавку. В храме был создан клуб колхоза им. Батурина, после закрытия клуба большое церковное паникадило было перевезено в клуб с. Павловского. В церкви с 1960-х гг. стали хранить газовые баллоны.

Статус памятника архитектуры, охраняемым государством, Никольская церковь получила в 1968 г. Но здание храма продолжало разрушаться, церковь никто не реставрировал... Никольская церковь в с. Мордыш выстроена на подъеме церковной архитектуры, в то время, когда на суздальской земле активно строились храмы местными каменщиками. Еще сильно влияние патриархальных и своеобразных суздальских храмов с их искусной выделкой мастерами каменщиками и разнообразием наличников и узоров, устоявшимися канонами в пропорциях, апсидами, напоминающими старые деревянные церкви с гранями, обусловленными естественным использованием прямолинейных брёвен. Тем не менее, новые московские моды и тенденции не обходят стороной и глубинку. Это приподнятый восьмиугольный основной объем, строгая и внушительная колокольня, то и дело встречающиеся на фасадах треугольники античных портиков, как элементы классицизма.

Трапезная для большей вместительности уширена приделами с обеих сторон и перекрыта сложной крестово-купольной системой сводов. Фресок почти не сохранилось до наших дней, зато Никольская церковь один из немногих храмов, полы которого со всей тщательностью выложены мозаикой, которая сохранилась под «культурным» слоем. Смальты подобраны белых, нежно голубых и бирюзовых оттенков. Приятно отметить и остальные полы практически не подверглись вандализму доморощенных кладоискателей и хозяйственных сельчан выворачиванием всех белокаменных плит для укладки их на своих приусадебных хозяйствах. К счастью, это время вандализма закончилось в 1990-х гг., после того, когда храм был передан Владимиро-Суздальской епархии.

После ремонтно-восстановительных работ в нём начались богослужения. Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Мордыш Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 3 июня 2005 г. Трудами настоятеля и прихожан Свято-Никольский храм в селе Мордыш кардинально преобразился и благоукрасился. Буквально два-три года здание церкви было выкрашено в приятный бело-жёлтый цвет, обустроена прихрамовая территория. 



Комментарии и обсуждение


Ведутся ремонтные работы по храму.

Ред.2012
Фасады отремонтированы, побелены, но храм требует расколеровки. Главы устроены заново. В палатке при колокольне устроена современная газовая котельная, зимой храм отапливается.

26 ноября 2010, Олег Щёлоков .

А.Л. Ершов О закрытии храмов в с. Крапивье и Мордыш Суздальского района

26 марта 2012, Андрей Ершов .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.