ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи.


Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи
Собор. Действует.  
Престолы:Усекновения главы Иоанна Предтечи , Екатерины Александрийской
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:приблизительно 901 - 1000. 1835 - придел Екатерины.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Крым, г. Керчь, пер. Димитрова, 2

Координаты: 45.351419, 36.476105
Проезд:г. Керчь, автовокзал авт. 5 до ост "пл.Ленина" (храм напротив в парке)



Сортировка:

Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Вид церкви Иоанна Предтечи с горы Митридат<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Вид церкви Иоанна Предтечи с горы Митридат
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
2 августа 2008
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Геннадий Казак
10 августа 2006
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Восточный фасад собора с апсидной частью<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Восточный фасад собора с апсидной частью
Гранковский Владимир
3 июля 2019
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Олег
29 мая 2019
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Валерий Чудинов
18 августа 2018
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Никольский придел пристроен к храму в 1895 г.<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Никольский придел пристроен к храму в 1895 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
9 мая 2017
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 августа 2011
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 августа 2011
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Светлана
26 сентября 2008
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Neyka
10 марта 2008
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12.08.2004 - 20.08.2004
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12.08.2004 - 20.08.2004
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
12.08.2004 - 20.08.2004
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Апсидная часть придела Екатерины<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Апсидная часть придела Екатерины
Гранковский Владимир
3 июля 2019
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Купол придела Екатерины<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Купол придела Екатерины
Гранковский Владимир
3 июля 2019
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Фрагмент стены<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Фрагмент стены
Александр Cахаров
17 июля 2007
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Валерий Чудинов
18 августа 2018
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, В интерьере оставлены фрагменты специально не отреставрированной кладки. Очень хорошо воспринемается этот замысел.<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
В интерьере оставлены фрагменты специально не отреставрированной кладки. Очень хорошо воспринемается этот замысел.
Геннадий Казак
5 августа 2006
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, , Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Александр Cахаров
12 августа 2005
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Фото 1930 - 1969 гг. Абсиды. Госкаталог № 40620239. ГНИМА им Щусева<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Фото 1930 - 1969 гг. Абсиды. Госкаталог № 40620239. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 сентября 1950
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Фото 1926-1927 гг. Верхняя часть восточного фасада. Госкаталог № 40652146. ГНИМА им Щусева<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Фото 1926-1927 гг. Верхняя часть восточного фасада. Госкаталог № 40652146. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1927
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1909
Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, Фото 1860-х гг. Вид с горы Митридат на церковь Иоанна Предтечи на Предтеченской площади и Керченский залив. Госкаталог № 13153864. Государственный музей истории Санкт-Петербурга<br>, Керчь, Керчь, город, Республика Крым
Фото 1860-х гг. Вид с горы Митридат на церковь Иоанна Предтечи на Предтеченской площади и Керченский залив. Госкаталог № 13153864. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Оксана Мельникова
1 июня 1865



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 сентября 2004

Уникальный керченский храм - церковь Иоанна Предтечи - единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутороканского княжества (X-XI вв). Церковь представляет собой изящный четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. Церковь Иоанна Предтечи - выдающееся произведение архитектуры. Некоторые свойственные ей черты прослеживаются и в древнерусских церквах.

С сайта http://www.crimea.edu/crimea/sights


Титов П.Н.  11 февраля 2016

Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник архитектуры, древнейший из сохранившихся раннехристианских церковных зданий, православный храм, сооруженный в начале VIII века. Древняя часть храма — четырехстолпное крестово-купольное сооружение VIII века с гранеными апсидами и крещатыми столбами. С запада к ней примыкает более поздняя базилика XI-XIII века, имеющая в интерьере четыре колонны.

В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней по проекту А. Дигби 1842 г., при этом стена древнего нартекса была разобрана. Материал стен древней части – светлый керченский известняк, каждые четыре ряда кладки которого чередуются с четырьмя слоями красноглиняной плинфы, тонкого кирпича. В конце ХIХ века к северному фасаду базилики по проекту А. Карапетова пристраивается помещение второго престола с разборкой части стен базилики. На северном и южном предалтарных крещатых столбах находятся два изображения святых.

Более 50 лет храм не использовался как церковное здание (с 28 декабря 1937 г.). С 1990 года храм вновь стал действующим.

По материалам официального сайта Феодосийской епархии


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 июня 2017

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи является выдающимся памятником ранневизантийского культового зодчества конца IX – начала X вв. Храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь в конце XIX в. Первоначальная византийская постройка, занимающая ныне восточную часть церкви, представляла собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. На нижнем кубическом массиве возвышался крестообразный верх, который хорошо выделялся сверху благодаря пониженным угловым частям. Внутри крест был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего церковь органически объединяет две архитектурные системы: базиликальную и крестово-купольную. Подобные храмы строили начиная с IX в. в восточных районах Византийской империи. Сейчас невозможно ответить на вопрос, кто же построил храм: боспорские мастера или заезжие зодчие. Можно говорить о том, что строительство подобного храма вряд ли было под силу местным мастерам (храм является примером константинопольской архитектурной школы этого периода). Его сооружение несомненно контролировалось имперской администрацией и константинопольской патриархией.

Даже при беглом осмотре здания в глаза бросается оригинальный тип кладки внешних стен. Небольшие, хорошо обработанные блоки известняка, чередуются с прослойками тонких обожженных кирпиче и плинф. Этот необычный прием придает стенам некоторую пышность и нарядность. Подобный тип кладки был хорошо известен византийским зодчим и неоднократно применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе. При помощи кирпича выложены также внутренние арки ветвей креста, верхняя часть барабана купола и навершия узких окон. Церковь венчает единственный полусферический купол, образующим центр креста. Он установлен на круглом светонесущем барабане, который придавал церкви стройные очертания. Фасады были украшены перспективными арками и пилястрами.

В композиции храма господствовала вертикаль. Несоразмерностъ поперечных и вертикальных размеров церкви еще в 1867 г. отметил инженер Рыдзевский, тщательно обследовавший храм. Благодаря этой особенности она являлась архитектурной доминантой в городской застройке. Интерьер храма формировался подпружными арками и парусами опиравшихся на четыре крестообразных в сечении столба. Они в свою очередь поддерживались четырьмя изящными мраморными колоннами. увенчанными резными капителями. Колонны, как и капители, были сделаны из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Этот сорт мрамора добывали на острове Проконнсс в Эгейском море вплоть до конца VIII в (Проконесские каменоломни Пресвятой Девы Марии перестают функционировать в первой четверти VII века. Элементы храма, вероятней, являются местными сполиями, в т.ч. местного храма Святых Апостолов. Как правило, старались использовать местные сполии). Здесь же находились мастерские, где изготовляли различные архитектурные детали. Впоследствии готовые изделия направлялись во все концы Византийской империи и украшали храмы Константинополя, Равенны, Афин, Венеции и многих других городов. Капители керченской церкви относятся к одному из самых ранних типов византииско-коринфских капителей и датируются концом V – началом VI вв.

Еще в конце XIX в. исследователь средневековой Таврики А.Л. Бертье-Делагард обратил внимание на сборный характер капителей и колонн, которые даже не совпадали по диаметру. Кроме того, было хорошо заметно, что тонкие, изящные колонны и не менее причудливые капители не вписываются в строгое, несколько тяжеловесное убранство интерьера. На этом основании Н.П. Кондаков предположил, что на месте церкви Иоанна Предтечи раньше находился более древний храм, который судя по колоннам имел базиликальную форму. По мнению исследователей, колонны и капители, изготовленные задолго до постройки церкви, были взяты из древней базилики. Подобные случаи известны в Херсоне, когда крестово-купольные храмы, построенные в IX в., украшались мраморными деталями из полуразрушенных христианских храмов юстиниановского времени. Для улучшения акустических свойств в паруса церкви были вмонтированы небольшие амфоры. Несколько из них было обнаружено пол слоем поздней штукатурки во время реставрационных работ.

Вокруг церкви, по древнему обычаю, на протяжении нескольких столетий совершались захоронения. Во время раскопок были обнаружены десятки могил, устроенных в виде каменных ящиков. Некоторые из них служили семейными усыпальницами. Внутри таких погребений обычно содержались останки нескольких человек. Судя по немногочисленному скромному инвентарю, большинство могил относилось к XII–XV вв., хотя самые ранние можно датировать временем постройки храма.

Благодаря прекрасной сохранности церковь издавна привлекала внимание путешественников и ученых. Первые упоминания о ней относятся к 1334 г., когда ее посетил арабский путешественник Ибн-Батута. В 1634 г. церковь подробно описал монах-доминиканец Эмиддио Дортелли д'Асколи. Он донес до нас очень интересную, но неправдоподобную легенду, согласно которой церковь была найдена в море. В этом путешественника убеждали многочисленные отпечатки морских ракушек на блоках известняка-ракушечника, из которых сложены стены и своды храма. В 1666 г. в своей «Книге путешествий» Эвлия Челеби, описывая «прекрасный замок Керчь», упомянул и о «церкви неверных», которую построили, по его мнению, во времена владычества генуэзцев.

После присоединения к России, в 1783 г. в Крыму создалась благоприятная обстановка для изучения его древностей. К концу XIX в. в науке сформировалось две точки зрения относительно времени постройки храма. Большинство ученых датировали его первой половиной – серединой VIII в. При этом в качестве аргумента использовали надпись, обнаруженную на северной колонне храма. В переводе В.В. Латышева надпись, написанная на греческом языке, выглядела следующим образом «Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия, внук Виндира. Скончался месяца июня 3, индикта 10, в лето от Адама 6265». Таким образом получается, что Кириак скончался в 757 г. Другие исследователи считали, что колонна, которая была взята из более древнего храма, попала в церковь Иоанна Предтечи уже с надписью. Следовательно, храм относился к позднему времени. На основании архитектурных особенностей они датировали его X и XII вв. Этот сложный вопрос был окончательно разрешен лишь после того, как в 60-х гг. XX в. внутри храма и вокруг него были проведены археологические раскопки под руководством Т.И. Макаровой. Используя вновь полученные данные, ученые смогли воссоздать в целом историю храма.

Место, на котором находится церковь Иоанна Предтечи, было заселено человеком относительно поздно, в первые века нашей эры. До этого, судя по мощному слою стерильного, без всякой примеси керамики морского песка, где-то поблизости проходила береговая полоса. В начале VI в., после того как центр Боспора переместился с вершины горы Митридат к ее подножию, здесь был построен большой храм-базилика. В эпоху правления императора Юстиниана I строительство подобных храмов развернулось по всей империи. Не был исключением и Боспор. Во время раскопок внутри северной часовни церкви, ниже ее фундаментов, были обнаружены фрагменты древних монументальных кладок, сложенных из хорошо обработанных квадров известняка. В восточной части храма выявили остатки древней апсиды, кривизна которой не совпадала с диаметром апсиды церкви Иоанна Предтечи Эти находки подтвердили гипотезу о существовании на этом месте древнего храма. Помимо этого, во время раскопок было собрано большое количество расколотых плит и архитектурных деталей, изготовленных из проконесского мрамора, излюбленного материала зодчих юстиниановской эпохи.

В 20 метрах к северу от церкви были обнаружены остатки монументального здания, носившего, по-видимому, общественно-культовый характер. Об этом свидетельствовали находки могилы, устроенной в полу здания, остатки фресок, оконных стекол и фрагмент большого мраморного ритуального сосуда-лутерия. Во время раскопок неоднократно встречались части архитектурных деталей, сделанных из проконесского мрамора. Помимо этого, внутри помещения были обнаружены колодец и большой резервуар для воды, которые и послужили ключом к разгадке назначения этой постройки. По мнению археологов, что был баптистерий – специальное здание для крещения вновь обращенных. А резервуар и мраморный лутерий служили соответственно купелями. Подобные крещальни обычно располагались недалеко от базилик и составляли с ними единый архитектурно-культовый комплекс. Такие комплексы известны в Херсоне и других крупных религиозных центрах Византии.

Дальнейшую историю базилики можно реконструировать, используя немногочисленный археологический материал, обнаруженный в засыпи ограбленной могилы внутри баптистерия. Судя по находкам небольших кусочков амфор, красного лака и стекла, могила была ограблена в промежутке между серединой VI и серединой VII вв. Как раз на этот отрезок времени, приходится тюркский погром 576 г., когда Боспор, судя по упоминавшейся выше строительной надписи дуки Херсона Евпатерия, был основательно разрушен. Именно с его восстановительной деятельностью можно связать реконструкцию баптистерия, во время которой ограбленная могила была засыпана, а поверх ее настлали новые мраморные полы. Но пострадала ли сама базилика, к сожалению, выяснить археологам пока еще не удалось.

В конце VII в. Боспор вновь становится ареной борьбы, но теперь уже между Византией и Хазарским каганатом, попытавшимся заявить свои права на имперские владения в Крыму. В результате этих событий была разрушена крещальня. На ее руинах были построены хазарские постройки. Однако базилика, по-видимому, не пострадала. На это косвенно указывает «надпись Кириака», датированная 757 г. Хазары, известные своей веротерпимостью, могли сохранить христианский храм, хотя территория самого комплекса значительно сократилась. Побывавший на Боспоре в конце VIII в. византийский монах Епифаний видел в городе большой храм во имя Святых Апостолов. Вполне вероятно, что под «большим храмом» Епифаний подразумевал обширные внутренние пространства базилики. Гибель храма, вероятно, связана с событиями конца IX в., когда хазары были изгнаны с Боспора. Но единственно, что может подтвердить это предположение – небольшой слой гари, обнаруженный в слоях этого времени во время раскопок внутри храма. Нельзя исключать, что перед постройкой новой церкви старая, обветшавшая базилика была попросту снесена.

В конце IX – начале X вв. на руинах хазарского времени сооружаются жилые кварталы и церковь Иоанна Предтечи. Подобный ход событий прекрасно иллюстрируют данные археологических раскопок древней западной стены храма. Здесь были обнаружены остатки paзрушенной, а после снивелированной усадьбы VIII в. Как показали раскопки, кварталы строились уже с учетом храма. На это указывает на правление средневековой улицы, идущей к северному входу в церковь. Возведение нового храма несомненно было связано с усилением могущества Византии и Константинопольской патриархии в Крыму.

На протяжении следующих четырех столетий судьба храма остается практически неизвестной. Можно говорить лишь о нескольких небольших ремонтах. В XIV в. храм был капитально реконструирован. Первоначальные, граненые, апсиды исчезли под массивной грубой обкладкой из необработанных камней. Внутренние стены были покрыты слоем штукатурки и фресками. Во время реставрации, с восточной части церкви, под поздними наслоениями были обнаружены лики святых. Цветовая гамма росписей была сильно ограничена. Складки одежды святых и их лица были окрашены в темно-красный цвет. Нимб над головой обведен коричневой и белой краской. По мнению исследователей, фрески можно было отнести к кругу работ мастеров школы Феофана Грека.

В дальнейшем в отдельные периоды турецкого господства церковь, возможно, меняла свою конфессиональную принадлежность и превращалась в мечеть. Возможно, поэтому были разобраны апсиды, и до наших дней не дошли фрески, которые были варварски соскоблены со стен и покрыты новым слоем штукатурки. Интересно отметить, что новый слой штукатурки был за мешан на шерсти. Такие растворы очень часто использовали мусульманские зодчие. Сейчас уже тяжело сказать, когда точно были уничтожены фрески, но в 1666 г. их еще видел Эвлия Челеби. В результате строительства турецкой крепости церковь оказалась посреди земляного вала. Чтобы в нее попасть, приходилось спускаться по нескольким ступенькам. Немногочисленная греческая община не могла поддерживать храм в хорошем состоянии и он постепенно ветшал и разрушался.

После того как в 1774 г. Керчь вошла в состав Российской империи, церковь была передана архипелажским грекам, поселенным в конце XVIII в. на южных рубежах империи. Заботу о сохранности и восстановлении немногочисленных греческих церквей взяло на себя государство. На протяжении XIX в. церковь неоднократно ремонтировалась и достраивалась. В 1801 г. с запада был пристроен небольшой придел. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стеллы, которые были обнаружены во время земляных работ (периода Боспорского царства). По крайней мере, уже в 1818 г. их видел адъютант Александра I А.И. Михайловский-Данилевский. Эти античные надгробия и сейчас можно увидеть на стене храма.

В 20-х годах XIX в. по генеральному плану одесского архитектора Франсуа Шаля, Керчь, как и многие южнорусские города, приобрела регулярную застройку. В 1827 г. на месте разобранной турецкой крепости была разбита прекрасная восьмигранная площадь, главным украшением которой становится церковь Иоанна Предтечи. В 1832–1834 гг. снова удлиняется западный притвор. Продолжая перспективу храма, он тоже делился колоннами на три нефа. С западной стороны к притвору была пристроена невысокая колокольня. Спустя несколько лет, в 1842 г., по проекту архитектора Александра Дигби была сооружена новая, двухъярусная колокольня. Причем зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов. Ее фасады были украшены многочисленными фронтонами, нишами и карнизами-сандриками. В 1894–1896 гг. с северной стороны храма на месте портала, сооруженного в первой четверти XIX в., была построена часовня.

Вплоть до закрытия большевиками в 1920-е годы церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержалась греческая и русская церковно-приходские школы. Каждый год при огромном стечении народа справлялся храмовый праздник. Снаружи храма под стеклянным футляром хранился камень с оттиском подобия человеческой стопы. Согласно легенде, он был оставлен апостолом Андреем Первозванным или Иоанном Предтечей. Во время праздников стопу аккуратно вынимали из футляра, заполняли водой и жаждущие могли черпать ее руками для исцеления своего недуга.

Алтарь храма был украшен прекрасным резным иконостасом XVIII в. Он был сделан из орехового дерева и в 1857 г. покрыт позолотой. В центральной апсиде находился престол во имя покровителя церкви Иоанна Предтечи, в западном располагался жертвенник, а в правом – еще один престол - во имя святой Екатерины. При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI в., рукописный «Апостол» XII в., иконы Богоматери и Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученницы (1703 г.), три старинных медных подсвечника и паникадило. Все эти реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи является храмом Русской православной церкви. Это уникальный памятник средневекового зодчества, который является древнейшим действующим православным храмом Восточной Европы.

Источник: http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=103


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  27 июня 2017

Керченская церковь Иоанна Предтечи считается древнейшим православным храмом на всём полуострове Крым. Создана она по образцу и подобию храмов Византии. Такие "полосатые" здания белого камня с прослойками плоского кирпича возводили, чтобы сделать их более крепкими и надёжными, способными выдержать любое землетрясение. Кто строил керченскую церковь - неизвестно. Есть предание, что благословение давал Андрей Первозванный, но единого мнения о времени постройки нет. Существует версия, что храм Иоанна Предтечи возвели на месте старинной базилики. Скорее всего, она сгорела, когда, из этих мест изгоняли хазар, поскольку на древней кладке исследователи обнаружили следы гари. Похоже, что из той первой базилики строители Предтеченского храма взяли уцелевшие колонны, сохранившиеся во внутреннем интерьере.

Большинство исследователей датируют храм IХ-ХI веками. Древность храма подтверждают в первую очередь старинные амфоры VIII века, найденные в его кладке. Эти амфоры использовали в качестве голосников. В архитектуре часто применяли полые сосуды, помещая их горлышками наружу. Это позволяло облегчить давление на несущие конструкции здания и улучшало акустику. Кроме того, в храме есть колонна, поддерживающая свод, а на ней - надпись на греческом: "Здесь покоится раб Божий Кириак, сын Георгия. Преставился месяца июня 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (752 год)". Основываясь на этой надписи, некоторые исследователи склонны датировать церковь VIII веком!

С архитектурной точки зрения церковь, что называется, хрестоматийный пример четырёхстолпного трёхапсидного крестово-купольного храма, где единственный купол несут крестообразные своды, поддерживаемые столпами, которые в свою очередь передают нагрузку на колонны. В результате переделок ХIХ века, когда церковь "обросла" двумя притворами и колокольней, облик храма как бы "расплылся", стал сложносочинённым, более горизонтально ориентированным и как бы "прижатым к земле". Но если абстрагироваться от поздних наслоений, легко заметить, что несмотря на свои небольшие размеры,исходная византийская церковь подчёркнуто вертикальна. Разновеликость апсид и пониженных угловых частей четверика приводится к общему знаменателю благодаря сильно завышенным нефу и трансепту, образующим равноконечный крест.

Исследовавший храм в 1867 году инженер Рыдзевский счёл сочетание вертикалей и горизонталей несколько несоразмерными, однако такой "перекос" позволил церкви, находящейся у подножия горы Митридат и визуально подавляемой ею, оставаться важной городской доминантой. Вертикальный порыв подчеркивается плоскими пилястрами и фактурными перспективными арками, выделяющими оконные и дверные проёмы. Соответствует общему замыслу и изящный световой барабан с венчающим строение полусферическим куполом. Барабан храма относительно невысок, но выглядит изящно благодаря удачно найденным пропорциям. Световые проёмы чередуются с глухими арочными нишами. Полусферический купол выложен из кирпича, покрыт черепицей. Простой крест по типу тех, что устанавливались на византийских храмах, советские реставраторы водрузили по собственной инициативе и на свой страх и риск, но обошлось. Пристройки ХIХ века стремятся не вступать в противоречие с исходным храмом: крупная кладка, скупой арочный декор, двойные "под Грецию" окна... И всё же, несмотря на максимальную тактичность позднейших доделок, разница ощутима. Видимо, чувствуя это, архитектор ХIХ века не тронул южный и восточный фасады древнего храма, с этих ракурсов Предтеченскую церковь можно увидеть практически в первозданном виде.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №154, 2015 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 марта 2019

Среди исследователей единого мнения о дате сооружения древней части нет: датируют и по греческой надписи на северо-восточной колонне 758 г., и на основании анализа архитектурных форм VIII, VIII-IX и X-XIV в.в. Построена из камня. Древняя часть в византийском стиле - четырех-столпный трехнефный храм, западная часть которого была разобрана при возведении притвора. Прямоугольное в плане сооружение с полукруглыми внутри выступами. Высокий барабан полусферического купола при помощи сферических парусов покоится на подпружных арках, которые поддерживаются четырьмя столбами, опирающимися на тонкие мраморные колонны с коринфскими капителями (некоторые исследователи предполагают, что колонны и капители вторичного использования). На гранях столбов сохранились две композиции фресковой росписи на самом раннем слое штукатурки. Кладка стен снаружи выполнена в виде чередующихся полос, выложенных из четырех рядов естественного камня и плинфы. Фасады имеют перспективные арки и уступчатые пилястры. Сооружение покрыто черепицей по сводам на два ската. Притвор построен в 1834 г. в формах псевдовизантийской архитектуры, прямоугольный в плане, колоннами делится на три нефа. Перекрыт системой полуциркульных сводов, крыша двускатная, крытая железом. Примыкающая к нему двухъярусная колокольня возведена в 1842 г. в формах классицизма, фасады украшены фронтонами, сандриками, нишами.

Придел пристроен в 1845 г. Прямоугольный в плане, с двумя полукруглыми выступами с восточной и западной сторон и прямоугольным тамбуром с северной стороны, перекрыт сводом на подпружных арках, крыша двух- и четырехскатная, крыта железом. Все пристройки выполнены из ракушечника.

В 1980 г. закончена реставрация (архит. Е. И. Лопушинская) экстерьера памятника: сняты позднейшие наслоения, восстановлены первоначальная облицовка стен и черепичное покрытие, для раскрытия древнего основания сделан приямок у стен. Сооружение приняло первоначальный вид.

Это наиболее ранний памятник культовой архитектуры из числа сохранившихся византийских построек в нашей стране. С 1960 г. здесь размещается лапидарий Керченского историко-археологического музея.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_585.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2025

«…Храм Иоанна Предтечи – одна из самых древних церквей Крыма в Керчи, памятник архитектуры раннесредневекового византийского зодчества. По преданию, постройка церкви начата с благословения св. апостола Андрея Первозванного. Предлагают, что храм был построен в VIII-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился ме- сяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р.Х. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII–IX века. Их использовали в качестве голосников.

О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже. В те далекие времена храм стоял у самого берега моря. Строители придали храму необычный, и потому незабываемый облик. Стены они возвели из белых известняковых блоков, чередующихся с рядами красного кирпича. Это крестово-купольный трехапсидный храм с полусферическим куполом на высоком барабане. Он был освящён в честь святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова.

Храм состоит из двух частей: древней церкви и пристройки, сделанной в ХІХ веке. В путеводителе Г. Москвича храм Иоанна Предтечи описан так: «Церковь ниже уровня земли и потому для входа в нее устроена лестница в восемь ступеней. Внутри древнего храма тяжелый свод поддерживается четырьмя темно-серыми колоннами с красивыми капителями коринфского стиля. Иконы Спасителя и Богоматери - замечательны своей древностью и весьма старинной живописью, но наибольшей древностью отличается храмовая икона святого Иоанна Предтечи, представленная в особом киоте у правой стороны солеи. Из древних предметов достойны внимания - деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши - одна ХVІ–ХVІІ века, а другая конца ХVІІІ». В церковной библиотеке хранились два манускрипта, написанные на греческом языке: Евангелие XI века и Апостол, его относили к ХІІ-XIII веку.

Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом были обнаружены фрески, на которых изображены два святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека.

В советское время храм Иоанна Предтечи был объявлен памятником архитектуры. Его не разрушали, но и не берегли особо. Здание ветшало, крестов на нем не было, купол постепенно разрушался, но оно всё равно привлекало внимание туристов.

Наконец, в 70-х годах решено было реставрировать храм. Архитектор Е. Лопушинская стала автором проекта реконструкции. Чтобы не рухнули остатки купола, сделали металлический каркас, поддерживающий его. Сначала отреставрировали стены пристроек и колокольни. А в 1972 году начали возрождать древний храм. Художники старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, что совсем разрушились. Реставраторам пришлось изучать древние образцы черепицы, плинфы - плоского и широкого кирпича, и изготавливать такие же. Подобрали такой же камень-известняк, из которого двенадцать столетий назад был построен храм. Художники закрепили росписи и остатки древней штукатурки.

В 1990-х годах древний храм Иоанна Предтечи был возвращён церкви, сегодня в нём совершаются богослужения…»

Источник: Добро пожаловать в Крым: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубов, Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр. 237-238


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2025

«…В херсонесской архитектуре позднего средневековья был осуществлен переход к каменной кладке без кирпичных прослоек и вообще без употребления кирпича. Это отличает крымские постройки от византийского строительства. Исключение составляет лишь церковь Иоанна Предтечи в Керчи, построенная техникой смешанной кладки, характерной для византийской архитектуры X—XIII столетий <…>

Церковь Иоанна Предтечи в Керчи — единственный памятник византийского зодчества в Крыму, сохранившийся в целости до наших дней. Церковь стоит на берегу Керченского пролива в районе древнего порта. Постройку её по ряду архитектурных особенностей можно отнести ко времени между X и XIII вв.

В центре здания стоят четыре мраморные колонны с коринфскими капителями раннесредневекового периода (вторично использованными). На эти колонны опираются крещатые в плане столбы, несущие на себе систему подпружных арок и парусных сводов. Здание увенчано высоким барабаном с полусферическим куполом. Ветви архитектурно-пространственного креста, образующие закомары на фасадах, значительно подняты над боковыми объёмами. С запада к зданию примыкал нартекс, над которым, по-видимому, располагались хоры. С востока здание завершается тремя апсидами, украшенными плоскими нишами и полуколоннами во втором этаже. Здание стоит на глубоких бутовых фундаментах. Стены церкви сложены из блоков тесаного камня на известковом, без примеси цемянки, растворе с прослойками кладки из тонкого кирпича-плинфы. Четыре ряда каменной кладки чередуются с четырьмя рядами плинфы по всей высоте здания. Перемычки, арки и своды выполнены из плинфы.

Большой интерес представляет сложная декорация фасадов. Портал обрамляли мраморные колонны. Фасады расчленены уступчатыми пилястрами, подчеркивающими вертикальность композиции здания. Фасады здания украшены сетчатым орнаментом из белокаменных деталей (в закомарах ветвей креста и над окнами второго яруса). Церковь имела лишь два входа — западный и с северной стороны нартекса. Внутренние стены были украшены фресковой росписью, частично сохранившейся до наших дней. Характерные для церкви Иоанна в Керчи стройные, сильно вытянутые вверх пропорции свидетельствуют о развитом характере крестовокупольной системы…»

По материалам сайта «История архитектуры средних веков»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2025

В центре города Керчь, у подножия горы Митридат, находится церковь Иоанна Крестителя прекрасный образец архитектуры, возведенной в традициях византийской архитектуры. Он считается одним из старейших христианских храмов не только на Крымском полуострове, но и в Европе. Его причудливый и элегантный вид отличает его от ряда православных церквей. Архитектурно здание церкви представляет собой храм с тремя апсидами и плоским куполом, опирающимся на крестообразные своды, которые, в свою очередь, поддерживаются четырьмя колоннами. Вся конструкция укреплена колоннами, увенчанными византийско-коринфскими капителями. При кладке стен восточной части храма использовались чередующиеся ряды из белого камня и красного кирпича. Этот прием типичен для византийской архитектуры. Кстати, этот тип строительства не только эффектно выглядит, но и выполняет антисейсмическую функцию, благодаря которой здание сохранилось до наших дней.

История храма. Точное время появления церкви Иоанна Крестителя до конца не известно. Наиболее распространено мнение, что храм был построен в 8 или 9 веке. Согласно одной из легенд, строительство началось с благословения Андрея Первого. Св. Иоанн Креститель - был очень известен: говорят, что Керченский пролив тогда назывался Иоанновым проливом, а сама Керчь порт Иоанна. Во времена Крымского ханства церковь Иоанна Крестителя, как и большинство христианских церквей, была превращена в мечеть и со временем пришла в полное запустение. Он снова стал православным храмом в 1774 году, когда Крым был присоединен к Российской империи.

В 19 веке церковь была немного перестроена, добавлен трехнефный нартекс в псевдовизантийском стиле, за которым последовали двухъярусная колокольня и северный нартекс. В то время вместо того, чтобы называться «Греческой церковью», храм получил свое настоящее название Церковь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Во время реконструкции храма Иоанна Предтечи в 30-х годах ХІХ века под куполом храма были обнаружены фрески, на которых изображены двое святых. Академик И. Грабарь предположил, что они написаны учениками известного художника средневековья Феофана Грека. На погосте можно увидеть валун с выемкой в форме человеческого следа. По легенде, это след самого Иоанна Крестителя.

ХХ век ознаменовал начало тяжелых испытаний для Церкви, разделивших судьбу многих православных святынь того времени: 1930-е годы. По официальной версии, он был закрыт из-за отсутствия сообщества. В результате Великой Отечественной войны многие святыни церкви были потеряны, в том числе и само здание. Сильно пострадал от пожара. Поросшая кустарником, с разбитыми окнами частично разрушенная церковь Иоанна Крестителя производила удручающее зрелище.

Восстановление храма. Возрождение церкви началось в 1960-х годах, когда она была объявлена архитектурным памятником республиканского значения. Через десять лет после этого события начались масштабные реставрационные работы, которые длились четыре года. Реставраторы постарались сохранить все старые элементы и заменить только полностью -разрушенные. Возникли сложности - реставраторам пришлось осмотреть и изготовить старые образцы изразцов, плинтусов (плоского и широкого кирпича). Они взяли тот же известняк, из которого двенадцать веков назад была построена церковь Иоанна Крестителя. Художники отремонтировали фрески и остатки старой штукатурки. Вокруг южного и восточного фасадов старого храма поверхность земли была понижена до первоначального уровня. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма был установлен крест. После реставрации в церкви Иоанна Крестителя была открыта секционная коллекция музея. Реставраторы постарались сохранить первоначальное здание и живописные элементы, а также оптимально использовать старые технологии и материалы.

Храм сегодня. После завершения реставрации церкви Иоанна Крестителя в Керченском историко-археологическом музее открылась лаконичная экспозиция собрание старинных камней с высеченными на них надписями. Летом 1990 года храм был передан православной общине в Керчи. Сейчас это действующая церковь с регулярными службами.

В заключении важно отметить, что в наши дни церковь Иоанна Предтечи представляет собой не только исторический памятник с богатой историей. Являясь прекрасным образцом византийской архитектуры, церковь выступает источником вдохновения для современных, художников и графиков.

Источник: работа студентов Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова (Россия, г. Симферополь) Д.И. Тюлюкова и А.С. Пьянова, «Церковь Иоанна Предтечи в Керчи, как важнейший памятник византийской архитектуры в Крыму».

Источник


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 апреля 2025

После того как в 1829 г. в прибрежной части Керчи была разобрана генуэзско-турецкая крепость, единственным средневековым памятником на территории города осталась церковь Иоанна Предтечи, древнейшая (восточная) часть которой представляет собой хорошо сохранившийся крестово-купольный храм средневизантийского периода.

Благодаря уникальной сохранности церковь обратила на себя внимание ученых путешественников уже в конце XVIII в. и с тех пор постоянно упоминалась на страницах научных изданий, путевых дневников, справочников и путеводителей. Однако широкую известность она получила не только как яркий образец византийской храмовой архитектуры. Антиковедов, и особенно тех из них, кто специализировался в области древнегреческого искусства и эпиграфики, она привлекла, прежде всего, благодаря многочисленным изделиям из камня: архитектурным деталям, надгробиям, постаментам и обломкам статуй, которые были найдены в ее стенах и облицовке пола, а также в доме священника, на территории церковного двора и в его ограде.

Впрочем, уникальным сооружением в этом отношении церковь отнюдь не являлась. Разнообразные античные изделия из мрамора и известняка были вмонтированы и в стены многих других построек Керчи, причем не только османского периода, но и возведенных уже после 1771 г. Обломки «древних мраморов» были также во множестве использованы при строительстве стен и внутренних построек генуэзско-турецкой крепости ив облицовке ее рва. Особенно много их найдено в 1829 г. во время разборки крепостных сооружений, чему способствовал нанятый И. А. Стемпковским надсмотрщик, который «безотлучно находился при разломке стен старых строений, осматривая все добываемые из оных камни и наблюдая о сбережении и обращении в музей тех, кои окажутся с изображениями, надписями и проч.». Своевременно предпринятые керченским градоначальником меры позволили пополнить коллекцию Керченского музея мраморными и известняковыми «украшениями древней архитектуры», «прекрасным фризом», хорошо сохранившимся карнизом и обломками посвятительных и почетных надписей. Наиболее же часто в путевых дневниках конца XVIII – начала XIX вв. упоминались барельефная плита с изображением грифона и мраморная скульптура льва, которые были установлены в восточных («морских») и западных воротах крепости не позднее 60-х гг. XVII в.

Кроме того, обломки «античных мраморов» – надгробий и постамента с надписью, датированной 192 г. н. э., – были использованы в облицовке «главного керченского фонтана», сооруженного недалеко от западных крепостных ворот еще в османский период.

В конце XVIII – первом десятилетии XIX вв. на эту особенность городских построек обращал внимание едва ли не каждый из побывавших в Керчи путешественников. Так, в 1786 г. Жильберу Ромму весь город показался «сооруженным из обломков греческих зданий». Большим количеством античных древностей, использованных в качестве строительного материала, был поражен и Э.-Д. Кларк, посетивший Керчь в 1800 г. По его словам, стены города «покрыты мраморными плитами, целыми и разбитыми, с барельефами и надписями, оставленными без внимания или разрушенными». А некоторые из них использовались в качестве «ступеней перед дверьми домов» или служили их украшением, причем зачастую будучи установленными «наискось или в совершенно перевернутом виде». Изобилие мрамора среди «нетесаных камней… во многих униженных хижинах» Керчи отметил в 1802 г. и П. И. Сумароков.

Что же касается церкви, то впервые на ее античные древности в 1786 г. обратил внимание Жильбер Ромм. Среди мраморных плит ее пола он обнаружил два фриза. Третий фриз, гораздо лучше сохранившийся, был использован в конструкции лестницы северного (бокового) входа. Здесь же находились два мраморных постамента, а в кладке северной стены Ж. Ромм заметил надгробную плиту с эпитафией «ΘΕΟΝΑ ΥΙΕ | ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ | ΑΜΑΣΤΡΙΑΝΕ, | ΧΑΙΡΕ». Однако следует отметить, что античное происхождение многих мраморных деталей, особенно фризов из церкви, вызвали у Ж. Ромма сомнение. Путешественник полагал, что они могли происходить «из построенной турками мечети, из развалин нескольких храмов или из какого-нибудь большого здания, которое было воздвигнуто в этой местности греками». Позднее, продолжив поездку по Крыму, он укрепился в своих сомнениях. В Бахчисарае Ж. Ромм обратил внимание на мраморные украшения общественной бани, часть которых были «такого же характера», как и некоторые фризы, найденные им в керченской церкви. Благодаря этому обстоятельству, как пишет сам автор, он стал доверять услышанным им в Керчи рассказам о том, что большая часть мраморных украшений попала в церковь из мечети.

В 1794 г. несколько надгробий зарисовал П. С. Паллас и предложил свою версию, объясняющую, каким образом они могли попасть в стены храма и других городских построек: «При раскопе фундаментов было найдено много старых могил и других древностей различного рода, срытых работавшими солдатами, а камни с надписями были ими употреблены в постройки». Еще один известняковый барельеф с изображением сцены загробной трапезы и надписью «ΑΓΑΘΗ ΤΥΧΗ» он нашел в доме священника. По словам П. С. Палласа, «камень этот взят из облицовки фонтана, находившегося когда-то к западу от почтовой дороги, ведущей в Керчь».

В 1793–1794 гг. к изучению лапидарных памятников Боспора обратился Ф. К. Маршал фон Биберштейн. Некоторые из них, в том числе и надгробия из южной и северной стен церкви и дома священника, изданы им в небольшой анонимной статье «О древних греческих надгробных камнях, встречающихся около Таврического пролива». В 1802 г. надписи, опубликованные Ф. К. Маршалом фон Биберштейном, были переизданы Мэтью Гатри. Он же, видимо, со слов своей жены – Марии Гатри, посетившей Керчь в 1795 г., – упоминает о колоннах «колоссального размера», лежавших рядом с храмом. Краткое описание и изображения трех надгробий из северной и южной стен храма опубликовал Л. С. Ваксель. На множество «греческих барельефов», вмонтированных в городские постройки и собранных для ремонта церкви, в 1800 г. обратил внимание Э.-Д. Кларк, при этом был возмущен варварским отношением к ним со стороны местных жителей. Такая же картина представилась и П. И. Сумарокову. Вокруг церкви он заметил разбросанные обломки мраморных колонн и капителей, а на ее наружных стенах – «грубо высеченные выпуклостию изображения». В 1803 г. схематические рисунки некоторых надгробий с текстом и переводом эпитафий в одной из своих «Путевых тетрадей» привел Н. А. Львов. Несколько рисунков и «памятных записок» о керченских древностях, в том числе и надгробий в стенах церкви, сделал в 1806 г. английский путешественник Реджинальд Хебер.

На два барельефа при посещении церкви в 1818 г. обратил внимание А. И. Михайловский-Данилевский, сопровождавший Александра I в его поездке по южным землям Российской империи. И хотя их подробного описания он не привел, но, насколько можно понять из его слов, остался впечатлен ими как высокохудожественными произведениями, напомнившими ему «об упадке искусств со времени их работы».

В 1822 г. с античными древностями церкви ознакомился английский врач и путешественник Роберт Лайелл. Во дворе он осмотрел собранные у ее стен обломки карнизов, капителей и колонн и особо отметил «обезглавленную статую женщины титанических размеров, выполненную из мрамора, драпировка на которой была чрезвычайно красивая». Очевидно, что Р. Лайелл принял за нее торс огромной статуи, в которой исследователи XIX в. видели Эскулапа или Асклепия. После того, как эта статуя была перемещена в Эрмитаж, О. Ф. Вальдгауер, сравнил ее со скульптурой карийского царя Мавсола и атрибутировал как изображение «боспорского царя». Один из авторов данной статьи предположил, что это боспорский царь Перисад I (349–309 гг. до Р. Х.).

Четыре барельефа, из которых два «высокой работы, с именами усопших и окончанием ? радуйся», насчитал на стенах храма в 1825 г. П. П. Свиньин. При этом, как и Р. Лайелла, его внимание особенно привлекли «женская колоссальная статуя отменно смелого резца» и «торс мужчины…гораздо низшей работы», установленные в церковном дворе. «Великое множество надписей, барельефов, обломков от колонн, вмазанных в стены церкви и находимых вокруг ея» позволили ему предположить, что она была построена первыми «пришедшими сюда христианами из развалин храма знаменитого Эскулапа Пантикапейского».

О надгробиях, вмонтированных среди мраморных плит пола, в 1827 г. упоминает и Керчь-Еникальский градоначальник Ф. Ф. Вигель. По его словам, на некоторых из них высечены «разные фигуры» и служили они «совсем для другого употребления», иными словами были использованы в кладке вторично. Как одна из достопримечательностей церкви «мраморы с разными фигурами, большей частью грубыми изображениями» были включены также в «Описание древним зданиям, находящимся в крепости Еникальской и бывшей Керченской, и вообще на крымском берегу Таврического или Воспорского пролива», составленное 17 марта 1827 г. инженер-капитаном и командиром Еникальской инженерной команды Хр. Штиром.

В 1832 и 1834 гг. Керчь посетил Фредерик Дюбуа де Монпере. В своем сочинении он уделил внимание и церкви Иоанна Предтечи, попутно отметив, что «памятники Пантикапея» начинались «уже в стенах храма». По его мнению, многие из них были «привезены сюда» (на церковный двор), чтобы «уберечь от разрушения». Однако подробного их описания он не привел, поскольку, по его словам, они были опубликованы в сочинении П. С. Палласа.

В 1836 г. с лапидарными памятниками церкви ознакомился Н. Н. Мурзакевич. На северной стене он отметил два надгробия с изображениями и надписями, прочтенными им как «Феонайя (дочь) Дионисия радуйся» и «Публий Косса радуйся», а на южной стене еще два надгробия без надписей. Спустя несколько лет о надгробиях Феоны и Публия упомянул архиепископ Гавриил.

Наиболее полная сводка античных лапидарных памятников из церкви приведена в сочинении А. Б. Ашика «Воспорское царство», изданном в 1848 г. В их числе – посвятительная надпись на мраморной колонне, обнаруженная в 1839 г. внутри церкви или недалеко от нее, а также эпитафии на надгробиях Наны и Демостратеи (южная стена), Лисимаха, сына Эвхариона (в алтарной части), Публия, сына Косса, и Феоны, сына Дионисия (северная стена). Среди других античных изделий из мрамора А. Б. Ашик назвал уже упоминавшийся нами «колоссальный торс Эскулапа» (по его мнению, может быть, и Юпитера), находившийся с «незапамятных времен» в ограде церковного двора и здесь же, якобы, обнаруженный в 1800 г. Э.-Д. Кларком.

В 1844 г., вслед за А. Б. Ашиком, но уже в виде отдельной статьи Н. Н. Мурзакевич опубликовал пьедестал в виде колонны с латинской надписью о постановке статуи царю Савромату I, обнаруженную в 1839 г. в церковном дворе. А в 1840 г. в ограде церкви или при расчистке церковного двора обнаружен мраморный фриз с изображением Артемиды, Аполлона, Гермеса и нимфы Киллены, небольшую статью которому посвятил Н. П. Кондаков. В ней он также упомянул, что во время ремонта церкви найдено еще несколько надгробий, которые были вмонтированы «в стены новых частей церкви и стену церковного амбара». Благодаря Н. П. Кондакову мраморный фриз получил широкую известность среди европейских исследователей. Краткий обзор публикаций, в которых рассматривался этот уникальный памятник, уже гораздо позднее в одной из своих статей привел Б. В. Варнеке. В 1890 г. некоторые надписи из церкви издал В. В. Латышев.

Помимо надгробий, барельефов и обломков архитектурных деталей, в качестве строительного материала в церковь попали два античных мраморных постамента. Один из них, благодаря сохранившейся надписи Леострата, получил широкую известность и неоднократно публиковался в российских и европейских изданиях конца XVIII–XIX вв. Другой постамент, надпись на котором практически не сохранилась, не привлек внимания эпиграфистов, но стал одной из почитаемых святыней храма.

Со слов Жильбера Ромма можно предположить, что изначально они были вмонтированы в лестницу северного бокового входа, в ступенях которой путешественник заметил два пьедестала. Однако, по сведениям Л. С. Вакселя и А. Б. Ашика, по крайней мере один из них, а именно – постамент с посвящением Леострата, обнаружили среди плит мраморного пола. Изготовлен он из блока серого мрамора размерами 0,24×0,98×0,48 м. На верхней его поверхности вырублены углубления в форме ступней для ног статуи, а на лицевой стороне вырезана посвятительная надпись: «В царствование Перисада, сына Спартока, Леострат, сын П… за своего брата… посвятил Матери (?)». В 1794 г. П. С. Паллас отметил его новое месторасположение – «в краю стены, выступающем у входа в церковь». В 1804 г. постамент возле церкви видел Г. К. Э. Кёлер. Впоследствии его передали Феодосийскому музею древностей, что подтверждает найденная в архиве А. Н. Оленина «Опись Феодосийского музеума, учрежденнаго в 1811 г.». В 1825 г. среди некоторых других экспонатов музейной коллекции его упомянул П. П. Свиньин. Спустя несколько лет с ним ознакомился Ф. Дюбуа де Монпере. Однако когда постамент попал в музей, документально установить пока не удалось. На основании «Описи…» музея из бумаг А. Н. Оленина, датируемой 1816 г., можно лишь утверждать, что постамент привезли в Феодосию между 1811 и 1816 гг. Возможно, он был куплен городским головой Феодосии и первым хранителем Феодосийского музея древностей А. В. Галлерой (Галерой), направленным в 1811 г. феодосийским градоначальником С. М. Броневским в Керчь и Ени-Кале для приобретения предметов древности. Нельзя также исключать, что его доставил П. Дюбрюкс, которому в этом же году С. М. Броневский поручил пополнить музейную коллекцию. В настоящее время место хранения постамента установить не удалось.

Второй постамент такой известности среди исследователей не получил, поскольку посвятительная надпись на нем практически стерта и не поддавалась прочтению. По словам Н. Н. Мурзакевича, «заметно, что на нем была древняя эллинская надпись; но невежество ее сгладило». Архиепископ Гавриил описывает его как «квадратный камень, наверху которого видна как-бы человеческая ступень». Уже в конце XVIII в. керченские обыватели окружили постамент легендами и преданиями, согласно которым углубления в виде человеческих ног на поверхности камня оставил «некой Святой», стоявший на нем «многие годы кряду», а небольшая выемка рядом с ними трактовалась как отверстие «для оконечности посоха». «Следы Святого» приписывали Св. Иоанну Предтечи или апостолу Андрею Первозванному, а наполняемая в углубления «святая вода» считалась целительной. Какое-то время постамент находился внутри церкви, но со временем, как указывает архиепископ Гавриил, посетивший Керчь в 1829 и 1835 гг., был установлен в трех саженях от западного входа в церковь. Позднее его поместили в стеклянный футляр, под которым находилась икона Св. Иоанна Предтечи с лампадой, а в начале ХХ в. постамент уже хранился в небольшой построенной для него часовенке. В целом же установить точное количество античных надгробий, постаментов и обломков статуй, барельефов и архитектурных деталей, найденных как в самой церкви, так и на территории церковного двора, в его ограде и хозяйственных постройках, уже не представляется возможным. Некоторые из них безвозвратно утеряны, при этом большей частью так и не получили должного описания. Другие же были переданы архиепископом Гавриилом и керченским протоиереем Д. Карличем в музей Одесского общества истории и древностей, и только лишь два надгробия из северной стены, поступившие в 1895 г. в Керченский музей древностей, до сих пор хранятся в лапидарии Восточно-Крымского заповедника.

В Керченский музей древностей попали также постаменты с посвятительными надписями Фарнака и Динамии, найденные в 1895 г. при рытье фундамента северного придела церкви. Два надгробия – одно безымянное, второе – сестер Наны и Демостратеи – оставлены реставраторами в южной стене церкви. Последняя подобного рода находка – надгробие «Деметрии, дочери Поседиппа» – сделана в южной стене храма, под обвалившейся штукатуркой в 1951 г., а в 1958 г. во время исследования фундаментов церкви экспедицией ИА УССР под руководством Е. В. Веймарна найден мраморный торс Асклепия. В дальнейшем лапидарная коллекция церкви может быть пополнена только в том случае, если вокруг нее продолжатся раскопки.

Источник: Федосеев Н. Ф., Пономарев Л. Ю. Античные древности церкви Иоанна Предтечи в Керчи (исторический обзор)

Источник



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 2013 году в Украине был выпущен почтовый сувенирный лист, на одной из марок которого изображена церковь Иоанна Предтечи.
7 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

В стенах керченского храма Иоанна Предтечи 27 апреля (9 мая по н. ст.) крестили будущего святителя Луку (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).

Источник: "Журнал Московской Патриархии". Выпуск №8 (август 2016 г.)

12 декабря 2020, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.