ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тростянец. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Тростянец. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1905 и 1913.
Архитектор:А.Н. Бекетов, В.Х. Немкин (руководил строительством)
Адрес:
Украина, Сумская область, г. Тростянец, ул. Вознесенская

Координаты: 50.464573, 34.954427



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Игорь Копица
3 июня 2010
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
15 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
V.Petrovich
15 июня 2012
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 сентября 2010
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
8 октября 2016
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
8 октября 2016
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
8 октября 2016
Церковь Вознесения Господня, , Тростянец, Тростянецкий район, Украина, Сумская область
Сергей Ковров
14 сентября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вознесенская церковь, 1913 г. В русско-византийском стиле, кирпичная, внутри оштукатурена, снаружи облицована красным кирпичом, крестовая в плане с полукруглыми боковыми апсидами и прямоугольными ризницей и диаконником. Однокупольная, центральная часть перекрыта куполом на высоком барабане. Переход от квадрата подкупольного пространства к окружности барабана осуществлен при помощи парусов. Боковые апсиды перекрыты конхами, остальные части здания — полуциркульными сводами. Колокольня трехъярусная: нижний ярус — четверик, два верхних — восьмерики. Завершение купола и колокольни шлемовиднов с ребрами.

Фасады основного объема и колокольни пышно декорированы арками, нишами, поясами арочек и зубцов, колонками. Декор выполнен с применением лекального кирпича. Полы — из метлахской плитки. Особенностью сооружения является размещение ризницы и диаконника центрального нефа за боковыми апсидами. Памятник отличается четким силуэтом, отражает архитектурное направление конца XIX — начала XX вв.

http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_040.html


Сергей Ковров   11 ноября 2016

Вознесенская церковь (народное название «Красная») была заложена в 1905 г., построена в 1913 г. в шатрово-купольном стиле из красного кирпича по проекту архитектора Алексея Бекетова. Церковь однокупольная, крестообразная в плане, с пристроенной колокольней. Стены ее сложены из красного кирпича с многочисленными декоративными элементами – рельефными вставками, полуколоннами. Вознесенская церковь трехпрестольная. Главный престол во имя Вознесения Господнего, а придельные один – во имя Покровы Пресвятой Богородицы, другой – во имя Святителя Николая.

Как следует из архивных документов, церковь построена по просьбе жителей Тростянца. Все расходы по строительству взял на себя Ю. Кениг. Расходы на строительство оказались немалыми, одного кирпича израсходовали 2,5 млн. штук, а общая смета строительства составила чуть больше 900000 рублей. 40-метровая колокольня Вознесенской церкви до сих пор является наивысшим зданием города. В 2008 г. на куполах церкви были установлены новые кресты, начаты работы по замене кровли. На сегодняшний день отремонтирована кровля только колокольни, хотя согласно проекту оба купола должны вскоре стать зелеными с золотыми ребрами. В 2011 г. на Вознесенскую церковь по периметру установили подсветку, подчеркивающею ее архитектурные достоинства в ночное время.

http://www.my-trostyanets.net/


Сергей Ковров   9 февраля 2018

Въезжая в Тростянец со стороны Ахтырки, невозможно не заметить с пригорка высокую колокольню Вознесенской церкви, которая является архитектурной доминантой города. Первая церковь в Тростянце была построена из дерева в 1660 году. Она действовала почти 150 лет, но в начале XIX столетия была полностью уничтожена пожаром. Средства на строительство нового храма были пожертвованы Фёдором и Юлием Кенигами в сумме 80000 рублей и фирмой “Л.Е. Кениг–наследники” в размере 59160 рублей. Кроме этого, средства пожертвовали состоятельные тростянчане. Всего для строительства было собрано 140385 рублей. Только кирпича было израсходовано 2,5 млн. штук. Закладка храма состоялась 26 мая 1905 года. Церковь сооружалась в шатрово-купольном стиле по проекту известного харьковского архитектора, академика архитектуры А.Н. Бекетова. Руководил строительством епархиальный харьковский архитектор В.Х. Немкин. Работы продолжались 8 лет, освящён храм 9 июня 1913 года.

http://www.geocaching.su/?cid=15257&pn=101


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 апреля 2019

Что касается до первого храма в Тростянце, то он посвящён был славе Вознесения Господня и построен был, по всей вероятности, ок. 1660 г. и возобновлен полковником Перекрестовым. Крепостный акт 1703 г., которым полковник Перекрестов уступал двоюродным братьям своим, Петру и Афанасию Перекрестовым, дер. Рыботину, составлен и подписан им в Тростянце. Это показывает, что Тростянец был любимым местом знаменитого полковника. Поныне цел в Тростянецкой церкви крест с такою надписью: «199 (1691) г. апреля 20 д. сей крест построил Царского Величества стольник Иван Иванович Перекрестов, в свою отчину село Тростенец, ко храму Вознесения Господня. В нем весу 161 золотник».

Ныне в Тростянце каменный храм с тремя престолами, из которых главный во имя Благовещения Божьей Матери, а придельные один во имя Апостолов Петра и Павла, другой великомученицы Екатерины. Он построен Иосифом Надаржинским, сыном протоиерея Тимофея Васильевича. Каменный Тростянецкий храм заложен был по грамоте 1744 г. и освящен в 1750 году. Набожный храмоздатель и такой же почтительный сын Осип Тимофеевич в 1742 г. писал к преосвященному: «В маетности нашей, в селе Тростенце, при храме Вознесения Господня для ежедневного литургисания как в прежних годах было два священника, так и ныне состоит; а покойный родитель наш, бывший Их Императорских Величеств, Государя Императора Петра Великого и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, духовник протопресвитер Тимофей Васильевич, духовным своим тестаментом завещал, для неоставления повседневного служения и для великости парохии (в которой жилых дворов имеется до трехсот) быть при том храме Вознесения Господня троим священникам. Желая исполнить завет родителя нашего, Вашего Преосвященства всепокорно прошу в показанную нашу местность до вышепомянутого храма (дабы беспрерывно по все дни жертва Господеви была приносима) произвесть во священника, чтоб был третей Тростянецкого диакона Дионисия Иванова, а жить ему на той парохии, кроме доходов, по особливому от нас учиненному определению будет на чем довольно». Благочестивая просьба была исполнена.

В нынешнем храме достойны внимания следующие священные древности: а) два креста, поступившие из прежде бывшей Вознесенской церкви, один серебряный и вызлощенный со Св. мощами священномученика Саффа, вмч. Пантеилемона, муч. Евстафия Плакиды, вмч. Варвары, и муч. Параскевы, приобретенный тщанием иерея Титова в 1711 году марта 30 дня; другой также серебряный вызлощенный, о коем сказано выше; б) Два евангелия: 1-е большое полновесное, обделанное листовым серебром и вызлощенное, отпечатанное в 1748 г. в царствование Елисаветы Петровны в Москве; г) Требник Петра Могилы за утратою листов неизвестного издания. Служебник, отпечатанный в 1691 г. во Львове, другой в Киеве 1748 г. Часослов К. п. 1729 г., Поучительные слова М. п. 1709 г.; последние две книги принадлежали упраздненному Смородскому Преображенскому храму; далее: Триодь цветная М. п. 1707 г., другая К. п. 1724 г., Апостол М. п. 1738 года (в храме с. Камянки, которое также принадлежало Перекрестову и потом перешло к Надаржинскому, сохранились: Евангелие Л. п. 1650 г., Триодь цветная Черниговской п. 1685 г., Евхологий сие есть молитвослов М. п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митр. Киевского». Л. п. 1695 г., Октоих М. п. 1729 г. Камянка - село в межевой выписке Перекрестова 1699 г.

Благочестие и усердие к храму Божьему заметно в Тростянецких прихожанах с давних времен; не оскудевает оно и ныне. Доказательством сего служат пожертвования в церковь, делаемые прихожанами, а именно: в 1805 г. Андрей Нескребага и Иван Собирайло сделали в церковь две хоругви, а после них крестьянин Иван Березка пожертвовал серебряный с чернью дароносный крест. В 1820 году церковный староста Иван Селегенев почти на одно свое иждевение расписал вновь иконостас и позолотил пилястры его, он же пожертвовал икону Ахтырской Божьей Матери в серебряной вызлощенной шате и устроил киот для нее.

Из священников, оказавших особенное усердие к своим обязанностям по храму и приходу. замечателен Иоанн Гнедич, сын сотника Романа, по окончанию курса наук в Киевской академии поступивший в духовное звание. Он был протоиереем и управителем Боромлянского Духовного Правления, почему указы 1742 г. на его имя писаны так: «в Боромлю слободы Тростенца Вознесенскому протопопу». Он служил храму 50 лет. Раз, донося, что Жигайловский храм требует починки, он написал: «о том указом велено присылать из священных лиц, а не простолюдинов». Святитель Иоасаф Горленко, уважая его усердную службу, не сделал формальным порядком замечания ему, а написал на клочке бумаги: «написать до протопопа, чему он бестолковый? Кто указом велел за благословительными грамотами присылать священных лиц, а не простолюдинов? Все ли то едино - антиминс святый, или миро и грамота? Такие то мурнии, что и в малом силы не могут розбирати!». После него поступил сын его Феодор Гнедич, который священнодействовал в Тростянце 55 лет.

С 1806 года к Тростянецкому приходу причислены жители сельца Смородины, где Преображенский храм существовал с 1741 года.

Церковной земли 72,5 дес.

1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii-2



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.