Что касается до первого храма в Тростянце, то он посвящён был славе Вознесения Господня и построен был, по всей вероятности, ок. 1660 г. и возобновлен полковником Перекрестовым. Крепостный акт 1703 г., которым полковник Перекрестов уступал двоюродным братьям своим, Петру и Афанасию Перекрестовым, дер. Рыботину, составлен и подписан им в Тростянце. Это показывает, что Тростянец был любимым местом знаменитого полковника. Поныне цел в Тростянецкой церкви крест с такою надписью: «199 (1691) г. апреля 20 д. сей крест построил Царского Величества стольник Иван Иванович Перекрестов, в свою отчину село Тростенец, ко храму Вознесения Господня. В нем весу 161 золотник».
Ныне в Тростянце каменный храм с тремя престолами, из которых главный во имя Благовещения Божьей Матери, а придельные один во имя Апостолов Петра и Павла, другой великомученицы Екатерины. Он построен Иосифом Надаржинским, сыном протоиерея Тимофея Васильевича. Каменный Тростянецкий храм заложен был по грамоте 1744 г. и освящен в 1750 году. Набожный храмоздатель и такой же почтительный сын Осип Тимофеевич в 1742 г. писал к преосвященному: «В маетности нашей, в селе Тростенце, при храме Вознесения Господня для ежедневного литургисания как в прежних годах было два священника, так и ныне состоит; а покойный родитель наш, бывший Их Императорских Величеств, Государя Императора Петра Великого и Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, духовник протопресвитер Тимофей Васильевич, духовным своим тестаментом завещал, для неоставления повседневного служения и для великости парохии (в которой жилых дворов имеется до трехсот) быть при том храме Вознесения Господня троим священникам. Желая исполнить завет родителя нашего, Вашего Преосвященства всепокорно прошу в показанную нашу местность до вышепомянутого храма (дабы беспрерывно по все дни жертва Господеви была приносима) произвесть во священника, чтоб был третей Тростянецкого диакона Дионисия Иванова, а жить ему на той парохии, кроме доходов, по особливому от нас учиненному определению будет на чем довольно». Благочестивая просьба была исполнена.
В нынешнем храме достойны внимания следующие священные древности: а) два креста, поступившие из прежде бывшей Вознесенской церкви, один серебряный и вызлощенный со Св. мощами священномученика Саффа, вмч. Пантеилемона, муч. Евстафия Плакиды, вмч. Варвары, и муч. Параскевы, приобретенный тщанием иерея Титова в 1711 году марта 30 дня; другой также серебряный вызлощенный, о коем сказано выше; б) Два евангелия: 1-е большое полновесное, обделанное листовым серебром и вызлощенное, отпечатанное в 1748 г. в царствование Елисаветы Петровны в Москве; г) Требник Петра Могилы за утратою листов неизвестного издания. Служебник, отпечатанный в 1691 г. во Львове, другой в Киеве 1748 г. Часослов К. п. 1729 г., Поучительные слова М. п. 1709 г.; последние две книги принадлежали упраздненному Смородскому Преображенскому храму; далее: Триодь цветная М. п. 1707 г., другая К. п. 1724 г., Апостол М. п. 1738 года (в храме с. Камянки, которое также принадлежало Перекрестову и потом перешло к Надаржинскому, сохранились: Евангелие Л. п. 1650 г., Триодь цветная Черниговской п. 1685 г., Евхологий сие есть молитвослов М. п. 1689 г., требник «святой памяти Петра Могилы, митр. Киевского». Л. п. 1695 г., Октоих М. п. 1729 г. Камянка - село в межевой выписке Перекрестова 1699 г.
Благочестие и усердие к храму Божьему заметно в Тростянецких прихожанах с давних времен; не оскудевает оно и ныне. Доказательством сего служат пожертвования в церковь, делаемые прихожанами, а именно: в 1805 г. Андрей Нескребага и Иван Собирайло сделали в церковь две хоругви, а после них крестьянин Иван Березка пожертвовал серебряный с чернью дароносный крест. В 1820 году церковный староста Иван Селегенев почти на одно свое иждевение расписал вновь иконостас и позолотил пилястры его, он же пожертвовал икону Ахтырской Божьей Матери в серебряной вызлощенной шате и устроил киот для нее.
Из священников, оказавших особенное усердие к своим обязанностям по храму и приходу. замечателен Иоанн Гнедич, сын сотника Романа, по окончанию курса наук в Киевской академии поступивший в духовное звание. Он был протоиереем и управителем Боромлянского Духовного Правления, почему указы 1742 г. на его имя писаны так: «в Боромлю слободы Тростенца Вознесенскому протопопу». Он служил храму 50 лет. Раз, донося, что Жигайловский храм требует починки, он написал: «о том указом велено присылать из священных лиц, а не простолюдинов». Святитель Иоасаф Горленко, уважая его усердную службу, не сделал формальным порядком замечания ему, а написал на клочке бумаги: «написать до протопопа, чему он бестолковый? Кто указом велел за благословительными грамотами присылать священных лиц, а не простолюдинов? Все ли то едино - антиминс святый, или миро и грамота? Такие то мурнии, что и в малом силы не могут розбирати!». После него поступил сын его Феодор Гнедич, который священнодействовал в Тростянце 55 лет.
С 1806 года к Тростянецкому приходу причислены жители сельца Смородины, где Преображенский храм существовал с 1741 года.
Церковной земли 72,5 дес.
1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"; http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii-2