ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Озёра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Озёра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1871.
Адрес:
Россия, Псковская область, Гдовский район, дер. Озёра

Координаты: 58.419735, 27.930336



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Озёра, Гдовский район, Псковская область
strusto
27 июня 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с востока. Фото Михайлова С.П.,1981<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Вид с востока. Фото Михайлова С.П.,1981
Дмитрий Дроздецкий
1 января 1981
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада. Фото Семенова М.И.,1969<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Вид с северо-запада. Фото Семенова М.И.,1969
Дмитрий Дроздецкий
1 января 1969
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Озёра, Гдовский район, Псковская область
Юрич
6 июня 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер храма после ремонта 2009 г.<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Интерьер храма после ремонта 2009 г.
Павел В. Воробьев
25 августа 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Известия ИАК 1907 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1907
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Из архива о.Евгения,настоятеля церкви.<br>, Озёра, Гдовский район, Псковская область
Из архива о.Евгения,настоятеля церкви.
Юрич
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 сентября 2004

Озера, Покровская церковь. Построена в 1871 г. на месте упраздненного монастыря, в котором подвизался св. Илларион Гдовский. Мост из Озерной слободы сгорел в войну, с тех пор к церкви (и на кладбище) можно попасть только вплавь или по льду. К сожалению, деревянная часовня XVIII в. на месте кельи святого (памятник архитектуры областного значения) уничтожена местным батюшкой, построена новая кирпичная. Внутри неё и находится келья - остаток ствола сосны с дуплом.


Анонимный участник  8 ноября 2010

По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского

Историческое описание церкви Покрова Богородицы деревни Озера Составила Михайлова О.К. Санкт-Петербург, 2000.

Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу продолжительным искусом обыкновенно в пустынном же монастыре под руководством опытного старца. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи». Так усвоялось первое и основное качество инока — отречение от своей воли, послу¬шание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения, подвижник, часто еще юный, вызывал среди братии удивленные толки, опасную для смирения «молву», а пустынная молва, по замечанию одного жития, ничем не отличается от мятежной городской славы. Искушаемому подвижнику приходилось бежать от воспитавшей его обители, искать безмолвия в настоящей глухой пустыне, и настоятель охотно благословлял его на это. Найти место, где бы «уединиться от человек», было важной заботой для отшельника, манили дебри, где были бы «леса черные, блата, мхи и чащи непроходимые». И прп. Иларион, покинув Елеазарову пустынь, стал ходить по дебрям лесным, ища, где бы Бог указал ему жить. Путь, который он прошел от обители прп. Евфросина до места своего будущего поселения на р. Желче нам не известен. Но осталось предание, что недалеко от селения Дряжно, при ключе, вытекающем из пригорка, спасался прп. Иларион Псковоезерский. Место его подвигов раньше было обозначено деревянным срубом. Источник этот существует и теперь; находится он в километре от д. Дряжно Красно-Стружского района Псковской области. Местные жители до сих пор берут из него воду. Но деревянный сруб, к сожалению, не сохранился. Для постоянного же жительства преподобный выбрал иное место — пустынный остров на реке Желче (будущий погост Озера).

В XV в. местность, куда пришел на подвиг пустынножительства и безмолвия «божественный» Иларион, представляла собой страшную пустыню, покрытую дремучим лесом, носящим название Сорокового бора, непроходимыми мхами и болотами, мало населенную народом непрямодушным, закоснелым в невежестве и суевериях. Здесь водились шайки разбойников, имевших свои землянки у берегов Черной речки. По преданию прп. Иларион нес свой молитвенный столпнический подвиг в дупле дерева. Возможно, поначалу он в нем и жил, подобно Павлу Обнорскому, прожившему в дупле старой липы 3 года, и Иоанну Рыльскому, жившему в дупле дуба. День и ночь подвижник славил Господа в молитвах и песнопениях, день и ночь проводил в слезах и посте. Ничто не возмущало его покоя. Лишь дикие звери ревели по ночам в пустыне, а птицы вторили пению святого. Преподобный же, созерцая Бога, беседовал с Ним умом и сердцем. Через некоторое время Господь возвеличил место пустынножительства Своего угодника, к нему стали стекаться христолюбцы, «взыскующие горнего града». Около кельи св. Илариона строились другие для желавших с ним жительствовать, и составилось пустынническое братство. В 1470 г. здесь был основан Покровский Княже-Озерский монастырь, а преподобный Иларион принял сан игумена для духовного водительства иноков. При его жизни были возведены две церкви — Покровская и Рождества Христова. Все монастырские постройки были деревянные, и ни одна из них не сохранилась до нашего времени. Все житие преподобного Илариона было — непрестанный святой труд, самопонуждение ко всему доброму, непрестанное внимание к себе, бдение, молитва, богомыслие, воздержание, кротость, смирение и всецелая преданная любовь к Богу. Он почил 28 марта (ст. ст.) 1476 г. и был погребен братией монастыря в церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1695 г. обитель была приписана к Псковскому Архиерейскому дому. Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение, складывался особый взгляд на задачи иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении, убежденный, что в миру, среди людской «молвы» это невозможно. К нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли пустыньку. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев, но и крестьян, которые селились вокруг обители. Так на месте одинокой хижины отшельника вырастал монастырь и образовывались крестьянские поселения. Лесной пустынный монастырь сам по себе, в своей тесной ограде, представлял земледельческое поселение, хотя и не похожее на мирские, крестьянские села. Монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, ловили рыбу, как и крестьяне. В монастыре были свой дегтярный завод и мельница; на месте монастырских пастбищ сейчас находится деревня Коровье Село. Но действие монастыря простиралось и на население, жившее за его оградой. Вокруг пустынного монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, кото¬рые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувшийся к монастырской церкви. Впоследствии монастырь исчезал, но крестьянский приход с монастырской церковью оставался.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ церкви Покрова Богородицы деревни Озера

В 1764 г. обитель прп. Илариона была упразднена указом Екатерины II об отчуждении «разом всех монастырских имуществ» в пользу государства. Княже-Озерский монастырь закрыли, иноческое хозяйство постепенно приходило в упадок. Церковь Покрова Богородицы стала приходской. Место, где раньше стоял монастырь, стало носить название Погост Озера. Крестьянское поселение на другой стороне р. Желчи, в древности носившее название Подмонастырская слобода, стало называться — Озерская слобода. Ныне — это деревня Озера, получившая свое название от местности, заключенной между трех озер — Велино, Долгое и Ужинское — соединенных рекою Желчею; окружена деревня лесами и болотами. Как уже было сказано выше, в монастыре было две деревянные церкви — Покрова Богородицы и Рождества Христова. В 1687 г. Покровская церковь была перестроена. После упразднения монастыря она стала приходскою, а потом — в запустении. В середине XIX в. здесь даже не было самостоятельного священника, служили священники из соседних приходов (Полновского или Ремдовского). В 1843 г. за ветхостью была разобрана церковь Рождества Христова, утварь из нее была перенесена в Покровскую церковь. На месте упраздненной церкви был поставлен четвероугольный деревянный сруб с крестом наверху. В настоящее время на этом месте стоит деревянный крест. Церковь Покрова Богородицы в середине XIX в. была обшита тесом и покрашена на средства церковного старосты Санкт-Петербургского купца Мартиниана Якимова, уроженца слободы Озерской. Он же устроил в церкви приделы — Рождества Христова и Илариона Великого,— освященные в 1850 и 1851 гг. соответственно. Он же построил каменную колокольню и каменную ограду из плиты. Дивные сказания носятся в народе об этой древней церкви.

Жителям Озерской слободы часто бывали видения: то виделся огонь в церкви и горящие свечи, то слышалось ангельское пение, ощущалось благоухание; дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руке — это сам преподобный Иларион совершал службу в сослужении ангелов... Возможно, это явилось толчком к строительству каменной церкви. В 1871 г. на месте деревянной церкви стараниями того же Мартиниана Якимова и губернского секретаря Алексея Мартыновича Турчанинова (впоследствии — монаха Череменецкого монастыря Авраамия) была построена каменная церковь с центральным престолом Покрова Богородицы и приделами Рождества Христова и Илариона Великого. Эта церковь сохранилась до наших дней. Мощи прп. Илариона находятся под спудом церкви, с левой стороны от иконостаса. Над местом погребения было две раки. Первая рака, неизвестно когда и при каких обстоятельствах устроенная из красного дерева, обложена внутри кипарисом. Вторая рака в 1887 г. была пожертвована псковским иконописцем Алексеем Бириным, украшена резьбою с херувимами по углам ее. Фон и ножки ее были посеребрены, а резьба и херувимы вызолочены. На четырех сторонах раки были помещены иконописные изображения фрагментов жития прп. Илариона. Над ракой была сень на резных столбах, стояла она под рез¬ным золоченым балдахином. В храме было множество икон с изображением прп. Илариона, многие из них были в вызолоченных рамах. Также — образ Покрова Богородицы греческого письма, считавшийся чудотворным, напрестольный крест с семнадцатью мощами и частичкой животворящего Креста Господня, Евангелие XVII века, древний помянник. Все эти святыни были или уничтожены, или утрачены. На колокольне среди прочих колоколов было два колокола, отлитых по заказу Иоанна Грозного в 1570 г.; высота большего — 102 см, меньшего — 92 см. На одном из них написано, что он вылит 7070 г., июня 11, в церковь Воскресения Христова, «на Вавиловскую гору в Эрьево» (м. б. в Юрьев-Дерпт) при царе Иоанне Васильевиче; на другом — что его делал мастер Логин при архиепископе Новгорода и Пскова Пимене, при воеводе Якове Андреевиче Салтыкове, при игумене Феодосии, при свешнике Ионе, казначее Юрии «при Келаре Каяне» и пр. Эти колокола были увезены в Псковский музей-заповедник в 1962 г. и до настоящего времени находятся в собрании этого музея.

Предание донесло до нас несколько необычных событий, связанных с именем прп. Илариона. К востоку от церкви показывают место, где была келья преподобного — там стояла огромная сосна, в которой был улей. Пастух с сыном дерзнули срубить ее, чтобы воспользоваться медом из улья, но за дерзость свою были наказаны: отец лишился зрения и долго раскаивался в своем поступке. Во время подделки фундамента два каменщика из Гдова, Петр и Григорий Кириллины, молодые парни, полюбопытствовали коснуться склепа, в котором был скрыт гроб преподобного, вероятно, желая узнать, тут ли находятся мощи угодника Божия. Но за дерзость были наказаны: на них напал внезапный страх, они бросились бежать и от испуга лишились рассудка. Петр впоследствии поправился, а Григорий — нет. В 1852 г. один молодой путешественник по святым местам от изнурения сил получил горячку и в болезненном состоянии пришел ко гробу преподобного. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжить путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, он скромно приютился в ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку — наутро горячка оставила его.

К началу XX века приход церкви состоял из 800 человек, деревня Озера была довольно населенным пунктом (около 80 дворов); через р. Желчу был мост, около церкви — два дома, один из которых для причта, а другой — для приходского училища. В престольный праздник Покрова Богородицы (14 октября, н. ст.) и в память прп. Илариона (3 ноября, н.ст.) были ярмарки. В дни памяти прп. Илариона — 3 ноября, в день его ангела, и 10 апреля, в день его преставления ко Господу — в церкви было многолюдно, из соседних приходов (например, из д. Ремда) приходили крестные ходы. 3 ноября 1916 г. на празднике прп. Илариона ко всенощному бдению прибыл епископ Вениамин, с 1917 г. — митрополит Петроградский и Гдовский, ныне причисленный к лику святых. Он отслужил всенощную накануне праздника и Божественную литургию в сам праздник, возглавил крестный ход к часовне памяти прп. Илариона. Владыка не случайно приехал в столь удаленный уголок Петроградской епархии, — ведь с 1913 г. до лета 1917 г. в озерской церкви служил его младший брат — священник Григорий Казанский. После окончания Санкт-Петербургской Духовной Семинарии он поступил на медицинский факультет Юрьевского (ныне Тартуский) университета, но не окончил его. В прошении на имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского св. Владимира (Богоявленского) он писал: «Я надеюсь, что при помощи Божией, опыт и знания, полученные в Университете, мне лишь помогут быть верным работником Православной Церкви в деревне». Григорий Казанский получил назначение в Покровскую церковь с. Озера Гдовского уезда. Владыка Вениамин сам 17 марта 1913 г. рукоположил брата во священника. О празднике в Озерах в 1916 г. о. Григорий напечатал заметку в «Известиях по Петроградской епархии».

В 1918 г. комсомольцами был сделан большой костер, в котором сгорела церковная нотная библиотека, богослужебные книги, некоторые иконы. Богослужения в церкви Покрова Богородицы совершались до 1942 г. После этого служащего священника в церкви не было, и она начала рушиться. Дома, стоящие у церкви, были разобраны. После войны в левом приделе церкви была школа. В сторожке, встроенной в церковную ограду, до 1967 г. жила монахиня Ираида; в деревне на другой стороне реки Желчи — монахиня Мария. Они-то и поддерживали порядок в храме, вместе с верующими женщинами молились преподобному Илариону, пели акафист. Но после смерти монахинь за церковью некому было присмотреть, и церковное имущество (иконы, книги, облачения, утварь и т.д.) было или украдено, или сожжено, или увезено в музеи. К началу 90-х годов храм представлял собой плачевное зрелище: кресты на куполе и на колокольне покосились, проржавевшая крыша текла, штукатурка наполовину обвалилась, стекла были выбиты, рамы выломаны, ни икон, ни утвари в церкви не осталось. Кругом была мерзость запустения: на крыше росли деревья, вокруг — бурьян из кустарника. К тому же и верующих людей в округе практически не осталось. Это наследие советских времен досталось священнику иерею Евгению Михайлову, назначенному сюда в июле 1993 г. по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, а также по молитвам и с благословения старца о. Николая с острова Залит. Первая литургия после 50-летнего перерыва состоялась на Преображение Господне 19 августа 1993 г. Одновременно с богослужениями началось и восстановление разрушенной временем и людьми церкви. Поначалу помощь шла из Петербурга. Нашлись люди, которые помогали храму во время ремонта. Например, крышу помогла перекрыть р. Б. Валентина, полностью оплатив ее ремонт. Местные жители приносили половики и полотенца для украшения храма. Летом 1994 г. осуществлены штукатурные работы внутри церкви на средства р. Б. Аллы. Летом 1995 г. были произведены каменные работы по церкви — заделаны дыры в стенах храма. Вместо двух колоколов времен Ивана Грозного, находящихся в Псковском музее-заповеднике «Поганкины Палаты», администрацией Псковской области, стараниями Звонкова Виктора Артемьевича, занимавшего тогда пост первого заместителя главы администрации области, в г. Каменск-Уральском Свердловской области были отлиты 5 колоколов меньшего размера для колокольни Покровской церкви. Освящение колоколов произвел архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий 16 мая 1996 г. в присутствии членов администрации области и района и настоятелей соседних церквей.

В июле 1996 г. был сделан наружный ремонт церкви; средства на это были выделены администрацией области. Таким образом, к осени 1996 г. ремонт церкви был завершен. Что касается святынь храма — икон, утвари, то некоторые вещи удалось вернуть на прежнее место. Раку преподобного, пожертвованную в 1887 г., привезли в 1993 г. из Гдовского собора; она была поставлена на прежнее место — над мощами святого. Конечно, она была частично разрушена: не было прежней позолоты, резьбы и икон по четырем сторонам раки. В 1996 г. она была отреставрирована мастерами реставрационных мастерских Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге на средства Олега Громова. Рака красного дерева, ранее стоявшая над местом погребения преподобного, икона прп. Илариона из раки и икона св. архидиакона Стефана хранились в церкви Архангела Михаила в д. Кобылье Городище и в 1994 г. были возвращены на свое место. Казанская икона Божией Матери, особенно почитаемая в этой местности, находившаяся на хранении в д. Ветвенник, была отдана на реставрацию в Санкт-Петербург и вернулась в обновленном виде в 1997 г. Большое распятие, сделанное из бруса и обшитое кипарисом, было возвращено из д. Ремда. К сожалению, изображение на кресте было утрачено. Но в 1998 г. его восстановил иеромонах Довмонт. Некоторые иконы из церкви Покрова Богородицы д. Озера находятся в «Поганкиных Палатах» г. Пскова (например, «Симеон Столпник» и некоторые иконы Деисусного чина).

Икона прп. Илариона, ранее висевшая за ракой на восточной стене церкви и увезенная в 1962 г. экспедицией под руководством Н.Н. Померанцева в Псковский музей-заповедник, находится в данный момент в Гдовском соборе Державной иконы Божией Матери, куда она была передана в 1991 г. музеем. Об остальных святынях церкви Покрова Богородицы деревни Озера пока, к сожалению, нет никаких данных. К югу от церкви на старинном кладбище находится часовня памяти прп. Илариона. Внутри ее стоит огромный ствол сосны со спиленной верхушкой, в дупле которого молился прп. Иларион. Существует предание, что она была построена после чудесного видения: однажды из дупла вырвалось пламя и явился сам преподобный. К сожалению, не осталось данных, в каком веке она была построена. Данные дендрохронологии показывают, что дереву было 250 лет в середине XV века, и после этого оно прекратило свой рост. Ранее в часовне было 11 икон, которые в советское время были украдены. Возможно, в языческой древности это было место поклонения идолам, и преподобный неспроста выбрал именно эту местность для своих молитвенных подвигов, подобно прп. Арсению Коневскому, поселившемуся на месте языческого капища. И свет веры Христовой возсиял там, где раньше процветали темные заблуждения. Находящиеся в храме мощи прп. Илариона Гдовского чудотворца и красота местности привлекают сюда богомольцев. Еще один уголок Руси возродился предстательством прп. Илариона пред Господом и Пресвятой Богородицей. Сие святое место да будет спасением всем прибегающим к помощи прп. Илариона. Преподобне отче Иларионе, моли Бога о нас!

Литература. 1. Ключевский В.О. «Монастыри в русской истории» / В кн. «Русские монастыри», М.: «Очарованный стран¬ник», 1995. 2. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», вып. 2, ч. 1. 1992. 3. «Известия по Петроградской епархии», №48, 1916. 4. Караев Г.П., Потресов А. С. «Загадка Чудского озера», М.: «Молодая гвардия». 5. «Историко-статистические сведения Санкт-Петербург¬ской епархии». СПб, 1885. 6. «Колокола. История и современность». М.: «Наука», 1985. 7. Полное собрание сочинений о. Иоанна Кронштадского. Т. 7. СПб, 1897 (репринт 1994 г.) 8. Митрополит Вениамин (Федченков) «Божьи люди». М.: «Отчий дом», 1997. от модератора: К сожалению, в начале 2000-х г.г. старинная часовня на кладбище была уничтожена с целью постройки новой часовни на том же месте.



Комментарии и обсуждение


Церковь выстроена на средства купца М.Якимова

Между 1856 г. и 1857 г. (СА) к церкви с. Ирининского был переведен священник церкви с. Велина Бронницкого уезда Георгий Георгиевич Воздвиженский (МЦВ-26-1887, стр.360-361), диаконский сын. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии, где окончил курс наук в 1842 г. 16 июня 1843 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом был произведен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Велина (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.2300, ч.2, л.43-46). По ревизской сказке 9 сентября 1850 г. при церкви в с. Велине, Бронницкого уезда, служит священник Георгий Георгиев Воздвиженский, 30 лет. У него в семействе жена Анна Федорова, 24 лет (ЦИАМ, ф.203, оп.746, д.898, л.29-30).

Староста Храма Каз.Б.М. Сергий Т.8(903)2420660

20 января 2014.

Как попал комментарий, касающийся несохранившейся деревянной Покровской ц-ви с. Велино Бронницкого уезда Моск. губ. (http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_velino_pokrovskaya_cerkov.html) в раздел, посвященный сохранившейся каменной Покровской ц-ви с. Озера Гдовского у. ?

Общего у них только то, что название подмосковного села (Велино) звучит также, как название озера (Велино) на Гдовщине.

6 января 2015.

Комментарий от 24.01.2014 переправлять некуда. Деревянный храм находился в с. Верхнее Велино Раменского района Московской обл. Ныне на его месте только кладбище, западнее села. Объекта храма нет.