ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Клин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Клин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1570 и 1600.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, г.Клин, ул. Папивина, 16а

Координаты: 56.337579, 36.740282
Проезд:Из Москвы по Ленинградскому шоссе до Клина (86 км.), на развилке шоссе "Москва-Петербург" - "ул. Чайковского" взять правее по ул. Чайковского (по указателю "Дом-музей П.И.Чайковского), доехать до Советской площади, повернуть направо на ул. Папивина, церковь будет видна через 200-300 метров по правой стороне в глубине.



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
oldboy
16 июня 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Клин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Клин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
12 июня 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с северо-запада на юго-восток.<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Вид с северо-запада на юго-восток.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
6 июля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с юга<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
25 февраля 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
5 июня 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
20 сентября 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
19 января 2010
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото Макаренкова Дмитрия<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото Макаренкова Дмитрия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
18 апреля 1993
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
25 февраля 2018
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
30 марта 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
5 июня 2014
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
30 августа 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
30 августа 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
30 августа 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
oldboy
10 февраля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Звонница.<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Звонница.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
6 июля 2024
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Звонница Успенского храма<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Звонница Успенского храма
Алексей Кротов
30 марта 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Звонница (отдельно стоящая)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Звонница (отдельно стоящая)
Тимофей Черепанов
29 апреля 2007
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
16 мая 2004
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Клин, Клинский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид с юго-востока. Фото Каверзнева М. Г. 02.06.1953 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 30168648)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Общий вид с юго-востока. Фото Каверзнева М. Г. 02.06.1953 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 30168648)
Дмитрий Волохов
2 июня 1953
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Южный фасад. Фото Каверзнева М. Г. 02.06.1953 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 30168664)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Южный фасад. Фото Каверзнева М. Г. 02.06.1953 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 30168664)
Дмитрий Волохов
2 июня 1953
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 46032457)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото 1956 г. из коллекции ГНИМА. (ГК № 46032457)
Дмитрий Волохов
2 июня 1953
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Интерьер. Внутренний вид собора с частью иконостаса. Фото Лебедева Н. Н. 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №38732317)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Интерьер. Внутренний вид собора с частью иконостаса. Фото Лебедева Н. Н. 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №38732317)
Дмитрий Волохов
1 июня 1920
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото Лебедева 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 16716913)<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото Лебедева 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 16716913)
Дмитрий Волохов
1 июня 1920
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910-1915 гг.<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1910-1915 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото начала 20-го века .Успенская церковь слева.<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото начала 20-го века .Успенская церковь слева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Андрей Сергеевич
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото с сайта PastVu.com  Автор неизвестен<br>, Клин, Клинский городской округ, Московская область
Фото с сайта PastVu.com Автор неизвестен
Андрей Сергеевич



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Владислав Зарецкий  22 декабря 2007

Церковь Успения Пресвятой Богородицы - самое старое здание Клина, точная дата постройки которого неизвестна, предположительно - середине или конец 16 века. Постройка храма связана с трагической страницей в истории города. Это было время правления Ивана Грозного. Царь со своими опричниками шёл «смирить» Новгород. Путь его лежал через Клин. После ухода опричников в Клину осталось сотни убитых. Решено было в память о них построить Успенский храм. Так в Клину появилась первая каменная церковь. До середины 18 века она служила соборным храмом Успенского девичьего монастыря под Клином, упраздненного в 1764 году, и Соборной церковью Клина. В 19 веке (в 1810-х годах) храм был сильно перестроен в стиле классицизм, к нему была пристроена трапезная часть, колокольня и портики с колоннадой. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. В советское время история храма развивалась по типовому сценарию: 1937 год – храм закрыт, взорвана колокольня. Храм превращен в медицинскую библиотеку. Потом в медицинский музей, общежитие, соляной склад.

В 1960-е годы проведена капитальная реставрация храма. Работой руководил известный архитектор Н.Н Свешников. Была убрана трапезную часть, портики, «освободив» таким образом храм 16 века от более поздних пристроек. К 1967 году реставрация была закончена. А храм стал складом треста столовых. В таком состоянии памятник архитектуры русского зодчества 16 века (республиканского значения) в 1992 году был передан РПЦ. Три года шла реставрация. Создан новый иконостас, построена звонница в стиле модерн. Настоящее время храм полностью отреставрирован. Четырехстолпный трехапсидный храм, сложенный из кирпича, увенчан одной главой на массивном световом барабане. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны; фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку. После реставрации храм переосвятили в честь Сергия Радонежского, но "по старой памяти" он продолжает называться Успенским.

Использовались материалы из книги: Клин Православный, Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1998


Вадим кр
 
Вадим кр  3 марта 2017

Точная дата постройки церкви Успения Пресвятой Богородицы в городе Клин неизвестна. Предположительно, изучая архитектурные особенности здания, церковь можно отнести к середине второй половины XVI века. Достоверно известно лишь то, что церковь является самым ранним сохранившимся памятником архитектуры города Клин. Согласно некоторым данным, храм был сооружён по велению Ивана Грозного в знак раскаяния царя за разорение Клина в ходе похода на Новгород. Опричное войско, во главе которого стояли сам царь Иван Грозный и его сын, превратило в пустыню все земли, начиная от Клина. Церковь была построена на берегу реки Сестры в память о горожанах, убитых опричниками царя.

Кирпичное здание храма стало первым каменным зданием церкви в городе Клин. На границе восемнадцатого и девятнадцатого веков здание храма было сильно перестроено. Новое здание было построено в стиле классицизм. К нему были пристроены трапезная, притвор с трехъярусной колокольней и кирпичная ограда, портики с колоннадой. В трапезной были устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При храме была богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. Без малого два века (до 1761 г.) церковь Успения Пресвятой Богородицы была соборным храмом Успенского монастыря. В Успенской церкви часто бывал П.И.Чайковский.

В 1937 году храм был закрыт, а колокольня взорвана. Часть трапезной обрушилась. Вскоре здание церкви было превращено в медицинскую библиотеку. Впоследствии храм становился медицинским музеем, общежитием, соляным складом.

В первой половине 60-х годов XX века была проведена капитальная реставрация храма. Руководил реставрационными работами архитектор Николай Николаевич Свешников, известный своими реставрационными работами и исследованиями в области церковной архитектуры. Н.Н. Свешников изучал и занимался реставрацией церкви Рождества в Путинках — памятника архитектуры XVIIв, церкви Преображения в Острове, Георгиевской колокольни в Коломенском, памятников архитектуры в Новоспасском монастыре. К тому моменту, в 1963 г., церковь Успения Пресвятой Богородицы была подготовлена к сносу. Специалистами-реставраторами было выдано заключение о том, что памятник полностью перестроен и не представляет никакого историко-культурного интереса. К счастью, стараниями и упорством Н.Н. Свешникова памятник был спасен. Архитектор занялся исследованием храма, изучил памятник и разработал проект реставрации, а в дальнейшем руководил реставрацией. Реставрация проводилась на средства бельгийской подданной, бывшей уроженки Клина. В результате реставрационных работ храму был возвращен облик XVI века: была убрана трапезная часть, портики. К 1967 г. реставрация закончилась, однако храм по-прежнему остался соляным складом. Так продолжалось до 1992 г.

В 1992 г. храм был передан Русской Православной Церкви. В течение последующих трех лет шла реставрация. В процессе реставрации был создан новый иконостас, построена звонница в стиле модерн. Сейчас храм полностью отреставрирован. К сожалению, оригинальные росписи храма уже не подлежали восстановлению. Все иконы, находящиеся сейчас в церкви, или пожертвованы церкви или написаны в последние годы.

Сейчас церковь Успения Пресвятой Богородицы - это четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из кирпича. Основное здание увенчано одной главой на массивном световом барабане. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны. Фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Фасады завершены тремя щипцами, как ни в одном храме Подмосковья. После реставрации храм был переосвящен в честь Сергия Радонежского, но он продолжает называться Успенским. Храм является одним из шести памятников архитектуры всероссийского значения. В церкви находятся частицы мощей святого праведного Симеона Верхотурского, святителей Петра и Филиппа Московских, преподобномученика Игнатия Афонского и священномученика Константина Богородского.

http://www.tutnedaleko.ru/target/cerkov_uspeniya_v_klinu


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 января 2024

Специалисты датируют Успенскую церковь серединой XVI столетия. Архитектурной особенностью храма является завершение фасадов тремя треугольными щипцами – прием, который не встречается больше ни в одной другой церкви Подмосковья. До 1764 года церковь являлась соборным храмом древнего Успенского монастыря – мужской обители, упраздненной в ходе реформы по секуляризации церковных земель.

В 1920-х годах в Успенской церкви города Клин служил известный священник, художник, поэт, летчик и авиаконструктор Николай Александрович Бруни. Клин принадлежит к числу древнейших городов Московской области, а ядром всякого древнерусского города был кремль. Самый старый храм древнего города обычно нужно искать на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности. Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы «вклинивался» в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри «петли» находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь. 

В известном литературном произведении «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века» архидиакона Павла Алеппского упоминалась Успенская обитель под Клином. В августе 1655 года московский патриарх Никон предложил своему гостю Макарию III в период затянувшегося отсутствия в Москве государя Алексея Михайловича совершить паломническую поездку к северу от столицы – в Валдайский Иверский монастырь и Новгород.

Небольшая делегация, в которую, помимо самого антиохийского патриарха вошли его сын Павел, сербский архиепископ и переводчик, выдвинулась из Москвы 4 августа 1655 года и только на вторые сутки прибыла к берегам реки Сестры. Вот как описывал это путешествие Павел Алеппский: «Проехали 90 верст и в понедельник утром, в праздник Преображения, прибыли в древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий патриархии. Он занимает красивое местоположение; близ него селение, по имени Клин, где мы отстояли обедню».

Павел Алеппский называл монастырь в Клину собственностью патриархии, потому что эта обитель в том же 1655 году была приписана к новгородскому Иверскому монастырю – детищу патриарха Никона. В 1653 году Никон получил разрешение царя Алексея Михайловича основать и построить на государевых землях в Новгородском уезде на озере Валдай новую обитель, посвященную Иверской иконе Божией Матери, священномученику Филиппу и праведному Иакову Чудотворцу. Монастырь на Валдае стал одним из трех, которые основал патриарх Никон в середине XVII столетия, наряду со знаменитым Воскресенским Ново-Иерусалимским на реке Истре и Кийским Крестным на Белом море.

В 1655 году Никон вновь бил челом царю Алексею Михайловичу, и на этот раз он просил приписать к строящемуся Иверскому монастырю три обители, расположенные непосредственно на пути от Валдая до Москвы: Рождественский в Торжке, Федоровский в Твери и Успенский под Клином. Эти три монастыря должны были использоваться, в том числе, как места остановок и отдыха для путешествующих иноков Иверской обители и лично Никона во время длительных поездок (более 400 километров) из Москвы на Валдай и обратно. В 1690 году Успенский мужской монастырь в Клину был приписан к Тверскому архиерейскому дому.

В начале XVIII века кроме старинной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в нем имелась и другая каменная церковь – во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1764 году по причине секуляризации церковных земель мужская обитель была упразднена, а Успенский и Сергиевский храмы стали приходскими. Так закончилась история древней Успенской обители, хотя следы старины сохранялись во внешнем облике бывшего соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. Увы, древние черты церкви в XIXвеке попытались переделать. 

В 1810-е годы внешней облик Успенского храма изменился до неузнаваемости. Были пристроены трапезная и колокольня в классическом стиле с элементами западноевропейского барокко. Закомарное покрытие самого храма было заделано четырехскатной крышей, фасады приобрели портики с колоннами, а купол надстроили новым завершением с небольшим барабаном и маленькой главкой. После радикальной перестройки храм, казалось, навсегда потерял исконный облик и стал похож на многие подобные церкви XIX века. Тем не менее, искусствоведы безошибочно усматривали под поздней оболочкой церкви ее древнее ядро. Профессор А. И. Некрасов писал в 1920-е годы: «Пространственный смысл – душа здания – вполне сохраняет свое былое очарование внутри… Многие вопросы, возникающие при первоначальном ознакомлении с этим памятником, могут и должны быть разрешены детальным изучением. Несомненно, Успенская церковь имеет значение для понимания московского зодчества XVI в.» В 1962-1967 годах под руководством архитектора Н. Н. Свешникова была проведена научная реставрация, после которой церкви вернулся ее исконный древний облик.

У входа в Успенский храм установлена мемориальная доска в память о том, что с августа 1922 по сентябрь 1924 года здесь служил священномученик Алексий (Никонов). Подвижник пострадал за веру и скончался в одном из северных лагерей в 1938 году. С 1924 по 1928 годы в Успенской церкви служил другой священник, пострадавший в годы репрессий, и скончавшийся в лагере в том же 1938 году. Им был Николай Александрович Бруни.

Николай Бруни был неординарной личностью: не только священником, но и живописцем, музыкантом, скульптором, поэтом, летчиком и авиаконструктором. Многогранность его таланта и сложная судьба сближают его с о. Павлом Флоренским, с которым, Николай Бруни был лично знаком. Отец Николай родился в семье потомственных петербургских художников и архитекторов. Будущий священник окончил в 1913 году Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Ранее в 1911 году он вступил в так называемый «Цех поэтов» – кружок молодых стихотворцев-символистов, который возглавили Сергей Городецкий и Николай Гумилев. Не все одинаково воспринимали поэтический талант Н. А. Бруни. Коллега по «цеху» Осип Мандельштам, например, приходил от творчества Бруни в ярость и говорил: «Бывают стихи, которые воспринимаешь как личное оскорбление».

С началом Первой мировой войны в 1914 году Николай Бруни добровольцем ушел на фронт. Опыту работы санитаром на войне был посвящен очерк «Записки санитара добровольца», опубликованный им в «Новом журнале для всех». В 1916 году Бруни окончил школу авиаторов и совершил ряд испытательных и боевых вылетов. В 1917 году самолет Бруни был сбит немцами под Одессой. Чудом оставшись в живых, летчик дал обет Богу стать священником. Год спустя Николай Александрович смог исполнить это обещание – в тяжелое для Русской Церкви революционное время он принял священный сан и начал служить на приходах в разных городах России. В 1921 году о. Николай Бруни совершил церковную панихиду по поэту А. А. Блоку в Москве. На 1924-1928 годы пришелся период служения в Успенской церкви в Клину. Однако уже в 1930-е годы Николай Александрович, по сути, оставил сан и устроился на работу в авиаконструкторское бюро. Судьба поэта, священника, летчика и инженера окончилась трагически: в 1934 году он был осужден и отправлен в лагерь в Ухту, а 4 апреля 1938 года – расстрелян близ поселка Чибью в Коми АССР.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Успенская церковь в Клину


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  6 мая 2024

Успенский храм, по мнению большинства туристов, побывавших когда-либо в этом старинном городе, является самым интересным историческим памятником Клина (если, конечно же, не считать Дом-музей П. И. Чайковского), и уж точно самым примечательным архитектурным объектом города. Самый старый храм древнего города обычно нужно искать на месте крепости, однако в Клину такой храм стоит в стороне от исторического ядра. Планировка древнего Клина имела свои особенности.

Крепость располагалась у места, где река Сестра делала большую петлю. Кремль находился не внутри самой петли, а как бы «вклинивался» в узкий перешеек между двумя изгибами реки. Внутри «петли» находился один из посадов, который таким образом, хотя и стоял вне стен крепости, защищался с трех сторон водной преградой. Именно в этом месте и был устроен древний Успенский монастырь. В далёкие времена Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки Сестры и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение - "одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет" и с высоты которого в "окололежащие стороны приятный вид простирается". Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь "Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст".

Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н.М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина. Однако некоторые историки ставят под сомнение вышеописанную бойню. Они основываются на том, что в царском "Синодике опальных" упоминается имя только одной жертвы в Клину - некоего каменщика Ионы.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор был построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства на строительство каменного храма. По другой - деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов…

Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь - Успенский соборный храм монастыря - была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.

Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители - Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Они направлялись из Москвы в Новгород. Путешественники прибыли в монастырь утром в понедельник 6 августа в праздник Преображения Господня.

Архидиакон Павел писал: "Древний каменный монастырь в честь Успения Владычицы, принадлежащий Патриархии… занимает красивое местоположение; близ него селение по имени Клин". В архивах Московского кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича, согласно которому, когда в 1672 году царь – страстный любитель охоты охотился в окрестностях Клина, у сопровождавшей его жены – царицы Натальи Кирилловны начались преждевременные роды. Новорожденного ребенка (уже 14-го для царя), поскольку тот казался слабым, и у повитух были сомнения в том, выживет ли он, было решено крестить в ближайшем храме (а то, не приведи Господь, младенец помрет некрещенным!). Таким храмом и оказалась Успенская церковь Клина. Ребенок тем не менее выжил, и как вы, наверное, догадываетесь, впоследствии стал первым российским императором – Петром Великим. В то время, а именно в ХVI-ХVII веках постройки Успенского монастыря царская семья использовала для отдыха. Только непонятно, а что делала глубоко беременная царица в Клину? На таком сроке женщину вряд ли должны были из терема отпускать. Хотя с местом крещения Петра и в официальной историографии непонятки.

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. Из 953 великорусских монастырей закрыто 568, 224 оставлено в штате и 161 - за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Случайно сохранилось описание Успенской и Сергиевской церквей обители, сделанное незадолго перед закрытием монастыря в 60-е годы ХVIII века: «В соборной Успенской церкви окна светового барабана заделаны досками, деревянные двери – в крайне ветхом состоянии. Кирпичный пол в алтаре, а в церкви – из плит белого камня, – «совсем негоден». Глава собора была покрыта деревянной чешуей, а кровля – тесом, при этом только на алтаре покрытие было относительно новым. Собор, несмотря на небольшие размеры, не отапливался.

Далее описывается каменная двухэтажная трапезная церковь в честь преп. Сергия Радонежского. В верхнем богослужебном этаже имелась обветшавшая изразцовая печь, кирпичный пол в некоторых местах поломан. Нижний этаж занимала хлебенная и погреб. К трапезной церкви был присоединен деревянный чулан и крытая деревянная паперть. Состояние трапезной, по описанию, является угрожающе аварийным: в стенах «великие разседины и в некоторых местах кирпичи вывалились и углы поломаны». При соборной церкви указана "...двухэтажная колокольня, крытая тесом. Все прочие строения обители были деревянными, причем состояние их характеризуется как крайне ветхое и гнилое. Среди них две настоятельские кельи, малая братская келья, четыре житницы, стоящие в одну линию, погреб, братская баня, два сарая с сеновалом».

Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преп. Сергия Радонежского.

В конце XIX века церкви принадлежали каменная богадельня, построенная в 1881 году, в которой проживали просфорница и бедные женщины разных сословий, и деревянная часовня в д. Белавино. Приход церкви состоял из граждан г. Клина и жителей деревень Праслово, Белавино и Шевелево. С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях…

19 октября 1917 года в храм был назначен священник Сергий Щедров, ранее служивший в тюремной церкви. С 1922 по 1924 год в церкви служил священномученик Алексий Никонов. 26 сентября 1924 года священники Алексий Никонов и Алексий Воробьёв были арестованы по обвинению в том, что они без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью Православия. 27 февраля 1925 года о. Алексий Никонов был приговорен к высылке в Нарымский край на два года. В 1936 году он был снова арестован и приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов скончался 29 октября 1938 года в Севжелдорлаге. Причислен к лику святых.

В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891-1938), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.

Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения - Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми - о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О.Э. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа "Египетская марка"), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни совершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.

После закрытия храма, оставшись в Клину без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой - например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников. В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные называли его "отец Николай". В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульптурный памятник поэту.

4 апреля 1938 года о. Николай был расстрелян. Как позднее рассказывал уцелевший свидетель казни, перед смертью священник призвал всех приговоренных встать с колен, а сам обратился к Богу и запел молитву.

В советское время храм постигла общая участь - 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!

В начале 1960-х годов бывший Успенский храм готовили к сносу. Московские архитекторы составили для этого нужный документ, по которому памятник якобы настолько был перестроен в XIX веке, что не представляет для истории никакого интереса. Сохранить древнейший храм Подмосковья помог случай: в 1962 году Успенский храм показывали бельгийской королеве Елизавете. Она приехала в музей Чайковского, а сюда её привели потому что в этот храм на службу ходил Пётр Ильич Чайковский. Королева посетовала на плохое состояние храма и пожертвовала деньги Министерству Культуры СССР на реставрацию.

В 1963 году по просьбе Петра Дмитриевича Барановского этим клинским памятником занялся архитектор Николай Николаевич Свешников. В 1963-1966 годах под его руководством, на основе научного исследования памятника, проведена реставрация. Реставрация в основном заключалась в освобождении подлинных первоначальных элементов от поздней облицовки и укреплении конструктивных элементов. Все утраченные первоначальные части и детали восстановлены по сохранившимся хвостовым частям. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем склад треста столовых.

В 1992 году храм вернули верующим. Первое богослужение в возрожденной церкви состоялось в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В 1994 году неподалеку от храма была построена звонница в стиле псковской архитектуры, церковь обрела "голос".

11 ноября 1998 года отреставрированный храм освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Центральное место в церкви занимает современный иконостас, выполненный мастерами Тверской школы церковных ремесел в стиле древнерусской иконописи. Многие иконы были специально написаны для Успенского храма: икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", Всех святых, святителей Петра и Филиппа. Две плащаницы - Спасителя и Божией Матери - были созданы руками прихожан. Благотворители передали в дар храму великолепные иконы Преображения Господня, Божией Матери "Феодоровская", вмч. Пантелеимона, свт. Николая Чудотворца. Главные святыни церкви - частица Животворящего Креста Христова и икона Успения Пресвятой Богородицы. Особыми святынями являются частицы мощей московских святителей Петра и Филиппа, сщмч. Константина Богородского, прмч. Игнатия Афонского, прав. Симеона Верхотурского.

В мае 2011 года между храмом и звонницей был торжественно установлен памятный крест. На мраморной доске у его подножия выбиты имена клириков Успенской церкви, служивших в ней с XVIII по XX век.

Сейчас храм полностью отреставрирован и является памятником архитектуры всероссийского значения. Четырехстолпный трехапсидный храм, сложенный из кирпича, увенчан одной главой на массивном световом барабане. С четырех сторон фасады основного объема украшают треугольные фронтоны; фасады имеют редкую трехчастную симметричную форму, угловые компартименты (вертикальные части стен) понижены и также увенчаны треугольными маленькими фронтонами. Барабан из-за несовпадения членения фасадов и внутренних столбов смещен к востоку.

По материалам сборника "Клин православный". - Клин: "Христианская жизнь", 2012



Комментарии и обсуждение


Cамым ранним сохранившимся памятником архитектуры города Клин является Успенская церковь. Время постройки неизвестно. На основании анализа архитектурных форм она может быть датирована серединой 16 в. Почти 200 лет эта церковь была соборным храмом Успенского монастыря, упраздненного в 1761 г.

17 июня 2004, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Павел.

Предположительно, храм сооружён по велению Ивана Грозного в знак раскаяния царя за разорение Клина в 1570-х гг.

13 января 2006, Цап Д.С..

Дата постройки последнего здания: сер. XVI в. Первоначально - собор Успенского мужского монастыря, в XVII-XVIII вв. бывшего приписным, а в 1764 г. упраздненного. Одноглавый четырехстолпный храм с пониженными угловыми компартиментами и щипцовыми фронтонами. Перестроен в XVIII в., в 1810-1820 гг. реконструирован в стиле классицизма, в трапезной устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Закрыт в 1930-х гг., занят складом. При реставрации в 1960-х гг. разобраны трапезная и колокольня. Возвращен верующим в 1992 г., отремонтирован.

14 января 2008, AlexG.

С этим храмом связаны несколько интересных истории. Одна из них повествует, что в 1962 году Успенский храм показывали бельгийской королеве Елизавете. Она приехала в музей Чайковского, а сюда её привели потому что в этот храм на службу ходил Пётр Ильич Чайковский. Королева посетовала на плохое состояние храма и пожертвовала деньги Министерству Культуры СССР на реставрацию. Храм отреставрировали, но при этом соляной склад отсюда никуда неисчез. Другая история гласит о том, что из сохранившегося письма царя Алексея Михайловича Романова, известно следующее: когда царь был на охоте, здесь в Клину, царица раньше времени разрешилась от бремени, и страха ради смертного младенца крестили не в Москве, а в Успенской церкви. Это был будущий император Пётр I. В то время, в ХVI-ХVII веках Успенский монастырь царская семья использовала как путевой дворец. Здесь же останавливался патриарх Никон, когда в этом направлении ездил в отстраиваемую Иверскую обитель.

Источник информации: Цикл передач на телеканале Культура. "Пешком с Михаилом Жебраком. Клин ямской" от 29 ноября 2020 года.

5 декабря 2020, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.