ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках.

Троицкая церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1855 и 1861.
Архитектор:Ж.Ф. Тибо
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Новомосковский административный округ (НАО), с. Филимонки

Координаты:55.556952, 37.347683
Проезд:от метро "Юго-Западная" автобусом № 611 до остановки "Совхоз Московский", далее местным автобусом № 420 до остановки "Филимонки". Метро ст."Тропарёво", далее автобусом № 420 до остановки "Интернат", далее пешком 0,5 км до интерната. Охрана пускает на территорию, когда идёт служба в Троицком храме.


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
12 марта 2017
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Вид с левого берега Ликовы. Слева - Троицкая церковь; справа - Успенская
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 2002
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
вид с юга, с территории детского интерната
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
12 апреля 2009
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
7 января 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
7 января 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
7 января 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
7 января 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
7 января 2007
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Алексей Кротов
26 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Алексей Кротов
26 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Алексей Кротов
26 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
колокольня
Александр Викторович Шипилин
февраль 2003
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 2002
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1999
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 апреля 1986
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
12 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной в Филимонках - Москва - Новомосковский административный округ (НАО) - г. Москва
МОРПЕХ879
12 июня 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Викторович Шипилин,  9 июня 2004

Троицкая церковь бывшего Князе-Владимирского монастыря у усадьбы Филимонки. Двухэтажная церковь, находящаяся в километре от усадебного дома, построена в 1855-1861 гг. по проекту Ж.Ф. Тибо. Заказчиками были князья Святополк-Четвертинские, владевшие в это время усадьбой. Начинал строить Б.Б. Святополк-Четвертинский, завершила строительство его сестра Вера Борисовна. Нижний престол был освящен в 1861г. в честь Сергия Радонежского, верхний, Троицкий, освящен в 1888 г. Архитектура здания сочетает черты древнерусского, византийского, романского зодчества. Высокая четырехярусная колокольня до сих пор возвышается над окружающей застройкой и видна со всех сторон на большом расстоянии. В 1891г. здесь был учрежден женский Князе-Владимирский монастырь. В 1900г. построена еще одна, Успенская церковь по проекту А.А. Латкова в псевдорусском стиле. Обе церкви были закрыты в 1930-х гг., завершения разобраны, Троицкая церковь и колокольня частично разрушились.

Церкви сейчас находятся на территории психоневрологического интерната. В 1994г. Троицкий храм передан верующим, но остается в почти руинированном состоянии.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  4 апреля 2011

В XVIII  в. усадьба Филимонки принадлежала семейству князей Святополк-Четвертинских, состоявших в родстве или дружбе со многими знаменитыми людьми того времени. Князь Владимир Борисович начал строительство в Филимонках двухэтажного храма по проекту архитектора П.К. Козиха. В 1861 г. нижний престол был освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1868 г. был освящен верхний, Троицкий престол. Завершила строительство храма, а также соорудила высокую пятиярусную колокольню Вера Борисовна Четвертинская. Она увековечила чудесное спасение царской семьи при крушении поезда у станции Борки в октябре 1888 г. созданием в своем имении женской обители, названной в память о брате княжны в честь равноапостольного великого князя Владимира.

В 1891 г. обитель была учреждена. Вера Борисовна до 1893 г. являлась ее настоятельницей. Через год она скончалась и похоронена в обители, в семейном склепе. Долгое время В.Б. Четвертинская содержала доктора для бесплатного лечения всех нуждавшихся. Множество крестьян получали от нее ежемесячные пособия. Ее сестры: княгиня Надежда Борисовна Трубецкая, основательница Братолюбивого общества, и княгиня Наталья Борисовна Шаховская, основательница общины сестер милосердия «Утоли моя печали», — пожертвовали для монастырского храма иконостас красного дерева. 15 июня 1893 г. настоятельницей Князе-Владимирского женского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Елена Астапова).

В 1894 г. в нижнем храме был установлен новый иконостас, храм освящен после ремонта. В конце XIX  в. рабочие Даниловской мануфактуры неоднократно прибывали в обитель на богомолье, принося в дар иконы и хоругви, лампады и подсвечники.

В советское время монастырь был закрыт, Троицкий храм сильно пострадал. В подклете были устроены склад и столярная мастерская дома инвалидов.

Второй храм монастыря — в честь Успения Пресвятой Богородицы — трехпрестольный, построен в начале 1900-х гг. по проекту архитектора А.А. Латкова. Храм также был закрыт в советское время и подвергся разрушениям. Все деревянные постройки монастыря уничтожены, сохранился только каменный корпус келий.

В 1994 г. Троицкий храм Княже-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки возвращен верующим. Началось восстановление. Придел прп. Сергия Радонежского.

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=35


Статью добавил(а): Марина Григорашвили,  4 апреля 2015

29 марта 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественное богослужение и совершил Великое освящение храма в честь Живоначальной Троицы и освящение нижнего придела в честь прп. Сергия Радонежского. Это первое в истории храма и Патриаршее освящение храма. Но труды прихода, а в скором времени, надеемся, и монастыря, продолжаются с неослабным усилием и ревностью. В 2015 г. сформирована территория монастыря, земельный участок, который станет основной для развития монастырского хозяйства. А дальше - дело за малым: совершать ежедневный молитвенный подвиг, возрастать духовно, сиять светом добродетели. И собирать народ земли Русской для несения послушания в любви и добре, трезвенности и жертвенности, окромляя больных и страждущих; молясь и помогая близким и дальним, по примеру и заветам Равноапостольного Великого Князя Владимира, имя которого с самого начала носила филимонковская монашеская женская община.

Из буклета "Церковь Живоначальной Троицы в Филимонках". История памятника. 2015г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  22 июля 2017

Недалеко от усадьбы Валуево, на той же реке Ликове, располагается бывшая усадьба Филимонки. Село известно с ХVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись - одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно. В начале ХIХ века Д.В. Измаилов полностью перестроил ветхую усадьбу, возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических "домов Наполеона" к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти "версии" не представляется возможным... Дом Измаилова получился внушительным - с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он как "вырубленный из скалы", хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине ХIХ века досталось Святополк-Четвертинским. Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли их чем-то своим. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь.

Не имеющая аналогов Троицкая церковь строилась по проекту знаменитого архитектора П.К. Козиха. Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец учредили Князь-Владимирскую обитель. В начале 1900-х годов в обители была выстроена вторая церковь - во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырём до 1893 года, в нём же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сёстры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестёр милосердия "Утоли моя печали" в Лефортове, а Надежда Трубецкая - Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала всё своё имущество, её общество помогало и ей самой).

Троицкая церковь поражает как размерами, так и своей необычностью. Свеча колокольни видна издалека - не заметить её просто невозможно. Определить архитектурный стиль довольно сложно - перед нами фееричная квинтэссенция эклектики, тут намешаны и византийское зодчество, и романское, и русское... при большом желании можно даже готику разглядеть. Выглядело всё это в начале ХХ века, надо думать, великолепно: по обеим сторонам Ликовы раскинулись монастырь и усадьба - единый архитектурный ансамбль. Тяжеловесный, приземистый особняк "дворянского гнезда" на вершине холма, а напротив - прямо из низины - взметается ввысь этакая архитектурная ракета.

Троицкая церковь, как и Успенская в 1930-х годах были разграблены и закрыты. Венчания конечно же были сломаны, а с колокольни были сброшены все колокола. В советские годы монастырь превратили в психоневрологический интернат, храм лишился хозяйской руки и начал разрушаться. К концу ХХ века от него оставался лишь остов. В 1994 году Троицкий храм передали Русской Православной Церкви. Со временем нашлись спонсоры и благотворители. Вначале была отреставрирована колокольня, а затем и само основное здание храма. Дом скорби, правда, никуда не делся, поэтому к церкви через его территорию пропускают (за редким исключением) только на время богослужения. А вот усадебный дом ныне вообще не существует - он сгорел дотла летом 2006 года. Непостижимым образом уцелела в огне пожара лишь колоннада первого этажа. Жалкие руины восстановлению не подлежат и вряд ли кто-нибудь возьмётся их когда нибудь восстанавливать.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №71, 2014 г.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  2 декабря 2019

В границах территории «Новой Москвы», а ещё не так давно Ленинского района Московской области, сохранились остатки древней обители Князе-Владимирского мужского монастыря. В 20 столетии постройки монастыря занимали различные социальные учреждения, последним из которых стал психоневрологический интернат № 5. Архитектурной доминантой комплекса является белоснежный объём Троицкой церкви – выдающегося произведения русской архитектуры второй половины XIX века, возрождённый из руин в результате полномасштабных ремонтно-реставрационных работ 2007-2014 гг.

Старинное имение Филимонки известно с последней четверти XVI века, но своего рассвета усадьба достигает с 1820-х гг., когда почти на сто лет попадает во владение княжеского рода Святополк-Четвертинских. Борис Антонович Святополк-Четвертинский – представитель древнего литовского княжеского рода, по одной из исторических версий происходящего от литовского князя Гедемина. Молодой князь Борис был выписан с сестрами в Петербург после убийства их отца Антона Владимировича в Варшаве в 1794 г., помещен в кадетский корпус и вскоре произведен в офицеры. Вся семья Четвертинских пользовалась благоволением императрицы Екатерины II, а затем императоров Павла и Александра I. Князь Четвертинский – активный и блистательный участник наполеоновских войн с самого их начала. В кампании 1805 г. Четвертинский состоял при графе Голенищеве-Кутузове, награждён орденом св. Георгия 4-й степени за личное мужество. В кампании 1807 г. Четвертинский числился в Александрийском гусарском полку и находился при фельдмаршале графе Каменском, награждён за отличие при Фридланде. В 1812 г. Борис Антонович был командиром особого полка, сформированного на средства графа М.А. Дмитриева-Мамонова. В 1813 г. Б.А. Четвертинский вышел в отставку. У Бориса Антоновича и его жены Надежды Федоровны, урожденной Гагариной (1791-1883), было девять детей.

Ещё в 1852 г. имение Филимонки числится за княгиней, но уже вскоре здесь становится хозяином их сын – князь Владимир, а стареющие родители окончательно поселяются в Москве. Князь Владимир Борисович (1824-1859) был женат на О.Н. Гурьевой. Именно желание княгини Ольги Николаевны устроить в родовом имении храм, подобный пещерному храму в честь явления Черниговской иконы Богоматери в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой Лавры со склепом для родовой усыпальницы, стало поводом строительства новой усадебной церкви на правом берегу реки Ликовы, напротив усадебного дома. Вот как повествует об этом событии изданная в 1895 году брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «… Однажды прогуливаясь с супругом по лесу, при селе Филимонках, княгиня нашла это место похожим на расположение Гефсиманского скита и снова убедительно просила князя Владимира Борисовича, в случае смерти похоронить её не в селе Валуеве, а именно на этом месте, в склепе построенного нового храма…».

В 1855 г. княгиня скончалась. А безутешный супруг поспешил исполнить ее последнее желание и заложил в сельце Филимонках величественный двухэтажный храм с усыпальницей для погребения членов своего рода. В это время князь Владимир обладал значительными денежными средствами, которые позволили ему, приступив к возведению сразу нескольких построек в Филимонках, купить соседнее имение графа В.В. Мусина-Пушкина в Валуеве. Но дождаться окончания строительства и насладиться результатами своих трудов князю Владимиру было не суждено. 11 ноября 1859 г. он скоропостижно скончался в г. По во Франции. Он находился в самом расцвете физических и творческих сил. Ему шел 35 год. Супруги были похоронены в фамильной усыпальнице под Троицкой церковью.

Автором проекта Троицкой церкви выступил архитектор Жульен Франциевич Тибо. Вершиной творческого пути Ж. Ф. Тибо по достоинству стоит считать Троицкую церковь в Филимонках, созданную уже зрелым мастером в рассвете своей карьеры. Проект Троицкого храма, очевидно, составлен ранее 1855 г., что свидетельствует о том, что осуществление своего богоугодного замысла князь начал ещё при жизни жены. Храм строился достаточно долго. Ситуацию осложнила смерть заказчика. Заботу о малолетних детях князя Владимира, Сергее и Борисе, и двух его имениях в Филимонках и Валуеве взяла на себя его сестра княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская (1826-1894), бывшая незамужней и бездетной. При княжне строительство Троицкой церкви продолжилось. Очевидно, ухудшение общего финансового состояния хозяев, связанное с отменой крепостного права, обязанностью одинокой княжны заботиться о племянниках и многочисленных имениях в новой экономической ситуации пореформенной России, привело к остановке строительства в 1862 г. К этому времени был закончен только нижний храм над фамильным склепом Святополк-Четвертинских, освящённый в 1861 г. Верхние ярусы были готовы лишь в кладке. Частично успели выполнить штукатурную отделку верхней церкви. Был установлен шпиль колокольни, однако остальные крыши и венчания, вероятно, так и не были сделаны.

Кратко охарактеризуем построенную церковь. Прообразами к ней послужили древняя византийская архитектура и созданные под её влиянием средневековые, в основном южно-французские, памятники, главным образом собор Св Петра в Ангулеме (1128 г). Церковь стоит в одном ряду с современными ей произведениями французской эклектики, наиболее близкой из которых является построенная в 1852 г. базилика Нотр-Дам де ля Гард в Марселе. Храм в Филимонках двухъярусный – в нижнем цокольном ярусе помещается зимний придел Сергия Радонежского, в верхнем – главный летний Троицкий придел. Памятник имеет в плане форму латинского креста. Центральный объём, имеющий в плане квадрат со скруглёнными углами, образован четырьмя подпружными арками, несущими световой барабан. Боковые рукава нартекса и алтарный объём, являющиеся ветвями крестообразного решения плана, имели самостоятельные вальмовые крыши. Открытая галерея, в которую ведут два крыльца-всхода у боковых фасадов, соединяет центральный объём с высокой семиярусной башней – колокольней. Второй ярус галереи занят хорами и ризницей, а венчает её многоярусная смотровая площадка, имеющая в основании светового барабана так называемую «карликовую» галерею, - заимствованный у романских соборов круговой обход, служащий для более живописного обозрения окрестностей, перекликающийся с бельведером главного усадебного дома, стоявшего напротив. Пропорции сооружения значительно развиты по вертикали, что обуславливает внушительную высоту всех его объёмов.

Троицкая церковь в Филимонках является уникальным выдающимся памятником русской архитектуры как один из немногих образцов европейской, в данном случае французской эклектики. В таком ключе решены и объемно пространственное решение здания и его пластическое убранство. Основным источником для формирования образа послужила византийская архитектура. Фактически это произведение византийского стиля, только в его европейской трактовке. При проектировании использованы и другие источники, в частности, имеют место арабские, французско-романские и испанско-романские реминисценции. Ряд пластических средств и элементов не находят прямых аналогов. Декоративное убранство характеризуется укрупнённостью форм и общей динамичностью, придающими сооружению почти скульптурную экспрессию. Многие художественные приёмы, использованные автором, значительно опередили своё время, адресуя уже к архитектуре следующего столетия. Императорский указ 1841 года, по которому русско-византийский стиль допускался единственно возможным при возведении храмов, формально был соблюдён, но на деле появилось произведение не просто отличное от построек, рекомендованных К. Тоном, но отчётливо протестующее против государственного регулирования архитектуры. Такое бунтарство смогло остаться официально незамеченным для архитектора – французского подданного и заказчика, известного своими католицизирующими причудами. Возможно, сказалась и смерть императора.

Как уже говорилось, в 1861 г. была закончена внутренняя отделка нижнего Сергиевского храма. Единственным источником, в котором имеется упоминание об убранстве этого храма, является изданная в 1895 г. брошюра в пользу Князе-Владимирского женского монастыря: «…Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Этот храм помещается под сводами внизу верхней церкви; он устроен над склепом рода князей Святополк-Четвертинских. Предалтарный иконостас, первоначально устроенный в 1861 году, от сырости сделался ветх…Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами… Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Данный иконостас, очевидно, был выполнен ещё под наблюдением Ж.Ф. Тибо, очень жаль, что более подробными сведениями о его облике мы не располагаем.

В 1888 г. произошло знаменательное событие. 17 октября на Азовско-Харьковской железной дороге между станциями Тарановка и Борки потерпел крушение императорский поезд. Но для членов царской семьи все закончилось благополучно. Из искореженного вагона они вышли невредимыми. В это время многие русские люди испытывали чувство необычайного патриотического подъема. Не осталась в стороне и княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская, которая решила увековечить событие чудесного спасения царской семьи учреждением в своем любимом имении в Филимонках женской монашеской общины. Ее ходатайство было поддержано, и 3 октября 1890 года устав и штат Владимирской женской общины были утверждены. Община была названа «Владимирской», «…в память владельца села Филимонок и первоначального храмоздателя в ней Князя Владимира Борисовича Святополк-Четвертинского…». Приняв иночество, княжна Вера Борисовна была пострижена в рясофор и утверждена настоятельницей Общины.

Усадебная Троицкая церковь, к тому времени уже ставшая приписной к соседнему храму в Валуево, получила новое значение соборного храма обители. В течении 1888 г. храм был быстро достроен. Средства на строительство, возможно, были получены от продажи части земель и усадьбы Валуево фабриканту Д.С. Лепёшкину. Работы по окончательной отделке верхней церкви закончились к осени, и большое освящение состоялось 21 сентября. Помещения оштукатурили, появилась несколько суховатая лепнина, в замысле которой чувствуется попытка следовать архитектуре Ж.Ф. Тибо. Была выполнена незаурядная, но достаточно сдержанная академическая живопись в пастельных тонах на сводах и парусах. Помимо сюжетов, она включает орнаментальные элементы в технике «гризайль».

Верхний храм оставался летним и не отапливался. В числе общестроительных работ надо указать остекление галереи между храмом и колокольней, ликвидацию смотровых площадок, разборку северного крыльца, приспособление колокольни, корректировку венчаний светового барабана. Интерьера нижнего храма изменения не коснулись. К руководству данными работами Ж.Ф. Тибо, возможно, к тому времени уже покойный, отношения не имел. Они могли быть выполнены по ранее разработанному проекту архитектора П.К. Козиха, уже умершего к этому времени, которого иногда ошибочно называют автором храма. В любом случае, эти изменения можно охарактеризовать как упадок архитектуры памятника, значительно исказившие первоначальный авторский замысел. Они связаны лишь с необходимостью нового функционального использования здания.

В верхнем летнем Троицком храме был установлен иконостас, о котором имеются некоторые сведения в архивных источниках. Было принято решение о вторичном использовании старого классицистического иконостаса 1833 г., переносимого со всей утварью из домового храма старинного московского особняка князей Трубецких в Б. Знаменском переулке, по прошению княгини Н.Б. Трубецкой – сестры настоятельницы. Впоследствии этот особняк стал известен как московская резиденция известного мецената и коллекционера С.Б. Щукина и место хранения его коллекций.

Наиболее подробное описание внутреннего убранства летнего храма, включая вновь установленный иконостас, содержится в упомянутой брошюре 1895 г.: «…Внутренняя длина всего храма от западной до восточной стены 25 арш, 4 верш, ширина 30 арш. Алтарь очень светлый и просторный. На горнем месте значительной величины (12 арш. выш.) на полотне образ Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Иконостас, отделяющий храм от алтаря, деревянный, окрашен белой краской, с колоннами и небольшими золочёными резными украшениями. Св. иконы итальянской живописи пожертвованы сестрою княжны Веры Борисовны княгинею Надеждою Борисовною Трубецкою из домовой Московской церкви, устроенной в 1833 году в доме супруга её князя Николая Ивановича Трубецкого …. Из св. икон, помещённых в этом св храме, особенно примечательны: а) икона Богоматери Скоропослушницы и б) св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, помещённые в деревянном золочёном иконостасе… в) икона Богоматери Млекопитательницы, принесённая св. горы Афонской. Эти три св. иконы находятся на правой стороне храма за правым клиросом; к ним с особою верою и усердием притекают как сёстры новосозданной общины, так и сторонние богомольцы. На левой стороне храма за клиросом обращают на себя внимание: а) икона Богоматери Казанская в жемчужной ризе, пожертвованная на память о милости Божией, явленной нашему отечеству в сохранении Царского Семейства от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года; б) иконостас красного дерева, украшенный разноцветными каменьями с мелкими иконами в серебряных окладах – благочестивый дар княгини Наталии Борисовны Шыховской из родового имения князей Шаховских в Польской губернии … Из Москвы мастеровыми Даниловской мануфактуры и других фабрик … в июле сего года (1895) принесён в дар обители образ Преподобного Сергия Радонежского, точная копия с чудотворной иконы сего угодника Божия, находящейся в Троице-Сергиевой Лавре…».

Трудным было существование общины в первые годы. Сказывалось отсутствие необходимых средств и пожертвований. Так рисует быт обители монастырская брошюра: «…Шесть сестёр, исполнявших послушание на клиросе, сначала помещались у княжны в её столовой комнате, а шесть девиц, исполнявших чёрные работы, находили помещени е в маленьком домик, где раньше жил сторож имения. Вот зародыш монашеской жизни. Тесно было её помещение и скудна жизнь первых насельниц её, но всех сестёр объединяла любовь княжны которая делилась с ними последнею собственностью. Все полевые работы исполнялись сёстрами… в зимнее время сами же сёстры собирали … дрова для отопления нижнего храма и жилых помещений общины…». Трудности подкосили здоровье настоятельницы и в 1893 г. она отошла от дел, а 11 декабря 1894 г. княжна Вера Борисовна скончалась, ее имение в Филимонках с землей и домами отошло в собственность Владимирской женской общины. С 1893 г. начальницей общины была назначена монахиня Анастасия (Астапова). По завещанию, составленному 9 декабря 1887 г. и утвержденному 5 декабря 1895 г., княжна Вера Борисовна Святополк-Четвертинская завещала сельцо Филимонки своему племяннику князю Сергею Владимировичу Святополк-Четвертинскому, которого обязала заботиться и поддерживать в надлежащем виде находящуюся при сельце Филимонки церковь и в течении 10-летнего срока со дня кончины своей внести в пользу означенной церкви 10 тыс. рублей.

Вскоре произошло важное событие в жизни Троицкого храма. Под руководством настоятельницы в 1894 г. был обновлён нижний Сергиевский придел. Взамен старого иконостаса, пришедшего в негодность от сырости в помещении, был установлен новый. «…Тщанием Начальницы общины м. Анастасии в 1894 году на пожертвования служащих на московских фабриках товарищества Даниловской мануфактуры и гг Поляковой и Ганьшина, при участии других благотворителей поставлен новый (иконостас), окрашенный белою масляной краской. В нижнем ярусе св. иконы из прежнего иконостаса; во втором ярусе три иконы пожертвованы настоятельницею Московского Вознесенского монастыря Игумений Евгенией, остальные - лично исполнены усердием монахини Московского Иоанновского монастыря монахиней Магдалиной Заозерской. Сзади клиросов храм украшен многими св. иконами. Первоначальное освящение храма было в 1861 году октября 22 дня, а малое освящение по устроении нового иконостаса совершено 18 сентября 1894 года. Храм этот тёплый: он отапливается двумя голландскими, изразцовыми печами». Окончание работ по обновлению зимнего храма было отмечено пожертвованием нового храмового образа: «В субботу, 1 июля (1895 г.), с фабрики Товарищества Даниловской мануфактуры, что за Серпуховскою заставою, состоялось паломничество рабочих этой фабрики и других во Владимирскую женскую общину, находящуюся в 30 верстах за Калужскою заставою, при сельце Филимоновки.

Собравшиеся на дворе фабрики рабочие в 10 часов вечера понесли на руках в храм общины заранее приготовленные ими ценные пожертвования. На сей раз составилось шествие в несколько тысяч человек, которые при пении молитв понесли священные предметы для украшения храма Владимирской общины. Главным дорогим приношением можно назвать икону Сергия Радонежского Чудотворца с частицею гроба его. Впереди этой иконы неслись хоругви, изготовленные в память бракосочетания ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича и супруги Его Государыни Александры Феодоровны. Хоругви имеют изображения Св. Николая Чудотворца, Царицы Александры, Крещения и Воскресения Господня. Перед иконой преп. Сергия, за которой следовало еще несколько икон, несли два металлических подсвечника с зажженными восковыми свечами и приобретенный по подписке рабочих фонарь с разноцветными стеклами. Кроме того, в ящиках, поставленных на полок были отправлены еще следующие жертвы: от рабочих большой подсвечник, несколько металлических лампад, несколько пудов восковых свечей, масла и украшение для икон. От служащих в главной конторе фабрики доставлена изящная серебряная лампада. По прибытии в Общину паломников утром были совершены две обедни, после которых начальница Общины, поблагодарив жертвователей, дала всем на память по образку Св. Сергия Преподобного …».

В 1895 г. в пользу обители в типографии В.А. Гатцук была издана неоднократно уже упоминаемая брошюра – первое и единственное до последнего времени издание об истории и жизни обители.

Современник, сосед по имению барон Шеппинг, так описывает Филимонки в 1895 г.: "Это одна из самых живописных местностей нашего околотка; речка Ликова протекает между высокими гористыми берегами, на вершине коих налево находится княжеская усадьба с спускающимися к речке террасами, окаймлёнными сиренью, а направо зеленеет еловая рощица, над которой высоко подымается изящная белая колокольня. Колокольня эта скрывает собою церковь, в нижнем приделе коей помещается семейный склеп князей Четвертинских".

В 1899 г. во Владимирской общине при селе Филимонки число сестер достигало уже 80 человек. С 1900 г. при Князе-Владимирском монастыре имеется кирпичный завод для выработки и продажи кирпича. 29 июля 1901 г. община получила статус общежительного монастыря с сохранением названия «Князе-Владимирский», а её настоятельница возведена в сан игумении.

В начале 20 столетия в обители производятся крупные строительные работы, возводятся новые жилые деревянные постройки, каменные братский и просфорный корпуса, новая каменная монастырская гостиница, ограда. Очевидно, для этого использовался кирпич собственного производства. Самым большим событием в обители становится строительство нового Успенского тёплого храма, возведённого в 1901-05 гг. по проекту архитектора Троице-Сергиевой лавры А.А. Латкова, на средства московского мещанина Григория Евстигнеева, впоследствии похороненного в южном приделе храма. Игумения Анастасия была, очевидно, знакома с Латковым ещё будучи насельницей подмосковного Казанского Головинского монастыря, фактическим автором ансамбля которого он являлся. В июле 1905 г. все три престола Успенской церкви: центральный Успенский, левый – во имя св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, правый – во имя Собора Архангелов, были освящены настоятелем Николо-Угрешского монастыря архимандритом Макарием. Стоит отметить, что А.А. Латков, чье творчество отражает поздний этап развития псевдорусского стиля, несколько отошёл от задания заказчиков и попытался стилизовать русские формы Успенского храма, в духе Троицкой церкви по-своему интерпретировав архитектуру Тибо. Благодаря чему был создан удивительно гармоничный культовый ансамбль.

Отдав дань уважения своему предшественнику, зодчий присоединялся к лестным оценкам Троицкого собора, уже возникавшим в то время в среде архитектурной общественности. Уже в 1889 г. племянница Веры Борисовны Четвертинской председатель Московского археологического общества - графиня Прасковья Сергеевна Уварова писала: «Великолепная церковь во имя Святой Троицы, построенная во вкусе восточных церквей архитектором Тибо. Церковь по плану и капитальности постройки могла бы служить украшением любого города, любой столицы и должна по своей красоте и типичности поступить в число тех памятников архитектуры, о сохранности которых Московское Археологическое общество имеет особую заботу». В дальнейшем благосостояние монастыря продолжает расти. В 1908 г. он жертвует на построение храма св. Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной зависимости в г. Москве. В 1903 г. строится каменная монастырская гостиница, в 1907 г. - каменный просфорный корпус, в 1908 г. - каменная баня, многочисленные деревянные жилые дома. Наконец, в 1912-14 гг. строится новый двухэтажный сестринский корпус по проекту С.М. Ильинского, в нижнем этаже которого разместилась новая вместительная сестринская трапезная, а в верхнем – кельи сестёр.

В 1914 г., всвязи с началом войны, при монастыре открылся лазарет для больных и раненых войнах, содержавшийся за счёт монастыря. 16 марта 1915 г. умерла настоятельница монастыря игумения Анастасия. Горечь ухода любимой матушки, фактически построившей монастырь, ещё более омрачалась бременем Первой мировой войны. На её место была избрана заведующая Московским отделением приюта Братства во имя Царицы Небесной Петроградского Воскресенского Новодевичьего монастыря монахиня Ангелина, возведённая в сан игумении.

К 1917 г. община представляла собой сложившийся ансамбль разновременных построек, объединённых вокруг двух храмов, стоящих на берегу реки Ликовы, огороженных кирпичной оградой. Основным собором служил Успенский храм – «красная церковь», как её называли местные жители благодаря краснокирпичным фасадам. В Троицком храме - «белой церкви» служили только по престольным праздникам, но её светлый силуэт и парящие ввысь пропорции запечатлелись в памяти многих старожилов, бывших тогда детьми. Запечатлелись в памяти вкусная монастырская выпечка, которой одаривали детей, и вышивка, которой занимались монахини и послушницы.

В 1919 г. по решению уездного исполкома все монастыри Подольского уезда были закрыты. В 1920 г. оба храма ещё функционируют, при них, как частные граждане, проживают 65 монахинь и священник. Старания игумении об открытии сельхозартели успехом не увенчались. В подвалах монастырских зданий в это время хранят семенной фонд, а с 1925 г. все постройки, кроме культовых, заняты Десёнским сельскохозяйственным кредитным товариществом.

Троицкую церковь закрыли первой, вероятно, ещё в 1920-е гг., Успенская функционировала как приходская до 1931 г. В 1934 г. она была закрыта официально для передачи здания «…под колонию детей калек, инвалидов гражданской войны и красных партизан…». Фактически здание сразу было капитально перестроено для размещения детского дома для детей-инвалидов. Храм обезглавили и разделили на два этажа, на фасадах был стёсан кирпичный декор и изменён ритм оконных проёмов. В эти же годы окончательно были выселены оставшиеся монахини, нашедшие приют у жителей Филимонок и близлежащих сёлах. Выделяются судьбы послушницы преподобномученницы Евдокии Синицыной, расстрелянной в Бутово в 1938 г. по ложному обвинению в антисоветской пропаганде.

Троицкую церковь начали разбирать, по одним сведениям, в 1930-е, по другим - в 1950-е гг. силами солдат взрывным методом, однако позднее снос был остановлен всвязи с гибелью одного из разрушителей, а искалеченные руины здания заброшены. Всё внутреннее убранство погибло. В войну жители Филимонок укрывались в помещении нижнего храма от бомбёжек, в соседней Успенской церкви разместился госпиталь для раненых. В 1949 г. в ней открыли дом престарелых. Рядом открылся психоневрологический интернат № 5, и вскоре вся бывшая территория монастыря отошла в ведение этого учреждения. В 1950-80-е гг. её застроили новыми корпусами, полуразрушенный остов Троицкой церкви при этом использовался под склады и морг, колокольня служила водонапорной башней. В 1994 г. его передали вновь образованному приходу, для нужд которого отремонтировали нижний Сергиевский придел. В эти же годы, в связи с аварийным состоянием, было выведено из эксплуатации здание бывшего Успенского храма. К этому времени были уже разрушены почти все монастырские деревянные постройки. Последней в 1980-е гг. разрушена каменная монастырская баня...

К настоящему моменту из монастырских построек, помимо храмов, сохранились – жилой корпус с трапезной 1912-14 гг., занятый детским интернатом; руинированное здание гостиницы, 1903 г.; один из келейных домиков и фундаменты другого, оба 1890-х гг.; остатки неизвестного здания нач 20 в. в составе котельной ПНИ №5 к северу от Успенской церкви.

В 2007 г. была открыта новая страница в истории монастырского комплекса. По Федеральной целевой программе «Культура России» были выделены средства из федерального бюджета для проведения комплексной реставрации Троицкого храма. Работы проводились под контролем Государственной Думы ФС РФ и лично председателя комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы, Руководителя Федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» С.А. Попова, а также Министерства культуры РФ. Сергей Александрович Попов принимал личное участие во всех вопросах, связанных с проектированием, строительством храма, подбором утвари и жизни прихода, так что можно сказать, что здесь он выступил в полной мере в роли храмоздателя и ктитора. На стадии приёмки объекта живейшее сердечное участие принял депутат Государственной Думы, координатор федерального проекта «Историческая память» ВПП «Единая Россия» по г. Москве В.И. Ресин. Общее руководство осуществили настоятель прихода протоиерей Димитрий Кувырталов и председатель попечительского совета О.А. Попова, лично следившие за ходом выполнения всех работ. С благодарностью все реставраторы и прихожане вспоминают добрую помощь руководителей Министерства культуры Московской области, Департамента культурного наследия города Москвы, префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы и лично префекта Д.В. Набокина.

Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был составлен и согласован проект реставрации. Главный архитектор проекта - архитектор-реставратор А.И. Колесников. При разработке концепции было принято решение реставрации храма на первый строительный период, по состоянию 1862 г., то есть придания ему облика, заложенного в первоначальном авторском замысле Жульена Тибо. Разработка проекта была осложнена значительной степенью разрушения памятника и крайней скудностью имеющихся архивных и, главное, изобразительных материалов, дошедших в незначительном количестве. К тому же, Троицкий храм, обладая незаурядной для своего времени архитектурой, практически не находит прямых аналогий, что ещё более затруднило процесс проектирования. К моменту начала работ здание сохранялось только на 30%. Наименьшие утраты имела колокольня, от основного объёма уцелели только несущие пилоны и световой барабан. Наружные стены и фасады оказались фактически утрачены. Оставался совершенно непонятен первоначальный вид памятника. Благодаря этим причинам в профессиональной среде реставраторов он имел репутацию не подлежащего восстановлению, и специалисты предпочитали не замечать его существования. Объект, который в принципе ломал устоявшееся понимание архитектуроведческой науки, просто игнорировался. В советские годы это объясняли ничтожной ценностью наследия эпохи историзма, затем ретроспективизма. После переосмысления значения этой архитектуры в 1990-е гг. высказывались мнения о консервации остатков здания без воссоздания утраченных частей – организация так называемых живописных развалин. Вопрос необходимости проведения богослужений предполагалось решить остеклением проломов в стенах! В 1990-е гг. одной реставрационной организацией был предложен проект реставрации Троицкой церкви в первоначальном виде, на основании имеющейся фотографии 1920-х гг. Однако безграмотное воссоздание утраченных частей памятника, не отражённых на этом фото, свидетельствовало о том, что авторы совершенно не разобрались в архитектуре памятника.

Несмотря на все сложности, реставраторам удалось решить поставленную задачу. Были отметены все несостоятельные популистские предложения. Основными источниками для выработки концепции реставрации стали результаты натурных исследований, историко-архивных изысканий и подобранные аналоги, а также анализ наследия и творческого метода Ж.Ф. Тибо. При воссоздании главного иконостаса было принято решение отказаться от воссоздания диссонирующей алтарной преграды вторичного использования, существовавшей в храме. Были проанализированы методы организации интерьеров Ж.Ф. Тибо, главным образом принадлежавших Рюминым главного дома усадьбы Кучино и московского дома на Воздвиженке, и структура придуманного им декора. На этом основании был выбран аналог реально существовавшего иконостаса, наиболее подходящий творческой манере мастера и подчёркивающий пропорциональный строй внутреннего пространства Троицкого храма.

В 2008-09 гг. были проведены первоочередные противоаварийные работы на памятнике и начаты ремонтно-реставрационные работы. Первым генподрядчиком выступила организация ОАО «Спецреставрация», определённая по результатам открытого конкурса. Был дан старт для развернувшихся вскоре полномасштабных работ, окончание которых в 2014 г. было поручено ООО «Эшел». За эти годы были воссозданы утраченные объёмы Троицкого храма, его венчания, крыльца, крыши, оконные и дверные заполнения, произведены работы по гидроизоляции, вычинке кладки. Вновь поднялись фасадные стены увенчанные зубцами, заблестели купола и кресты, звонница обрела голос. Появился свет в воссозданных цветных витражах, где раньше гулял ветер. Каждое событие реставрации храма воспринималось как личный праздник каждым из участников и отмечалось как важный этап. Надолго остались в памяти освящение колоколов, первый звон, поднятие и освящение крестов, выбор утвари. Важным этапом стали работы по внутренней отделке помещений, воссозданию иконостасов и внутреннего убранства. Самой дорогой находкой стало обнаружение в нижнем храме надгробной плиты князя Ф.Б. Святополк-Четвертинского, стоявшей в княжеской усыпальнице.

В 2012 г. состоялось знаменательное событие. Село Филимонки вошло в состав новых границ г. Москвы. В этом же году были начаты реставрационные работы на Успенском храме. Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был разработан проект реставрации, а ООО «Эшел» приступило к разборке внутренних перекрытий. В том же 2012 г. состоялся долгожданный Первосвятительский визит в Филимонки – Святейший Патриарх Кирилл посетил ПНИ №5 и ознакомился с ходом работ по восстановлению храма.

В 2015 г. весь православный мир отметил 1000-летие представления святого равноапостольного князя Владимира. Лучшим подарком Князе-Владимирскому монастырю к этой дате стало возрождение Троицкого храма.

Отрывки из статьи, составленной А.И Колесниковым по материалам собственных исследований и на основании историко-архивных изысканий и публикаций М.Б. Морозова, А.В. Слёзкина, Л.К. Каптилкиной, В.В. Зубарёва и Г.И. Фадеевой. http://hramfilimonki.ru/istoriya-khrama.html

Комментарии и обсуждение

5 декабря 2014 г. в храме Святой Троицы в с. Филимонки проходило выездное совещание в рамках Федеральной программы "Культура России", которое возглавил Владимир Иосифович Ресин. На совещании пристутствовали: председатель комитета Госдумы С.А. Попов , представители министерства культуры РФ, архитекторы, строители, администрация ПНИ, настоятель храма протоиерей Димитрий Кувырталов, попечительский совет и все заинтересованные в востановлении храма лица. Были подведены итоги по проведенным в 2014 г. строительным работам, намечены мероприятия по подготовке встречи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла для Великого освящения храма в начале февраля 2015 г. В.И. Ресин поблагодарил строителей, жертвователей, членов попечительского Совета храма за усердие в восстановление этой исторической жемчужины. Искренне поблагодарив всех участников, он выразил надежду, что возрождаемый монастырь благодаря исключительности своего местоположения и духовного потенциаластанет духовным центром новой Москвы.

Источник - сайт храма Михаила Архангела села Летово

15 декабря 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.

Архитектор постройки:" Храм построен по проекту архитектора Петра Карловича Козиха (1810-1886). Впрочем, некоторые источники называют автором проекта храма Юлиана Францевича Тибо (1812-?), французского поданного."

( из буклета Князе-Владимирский женский монастырь в Филимонках. Издательство "Давыдов и сыновья",Москва,2011 год. davydov@ikona-lavka.ru )



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.