ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кузьминское. Церковь иконы Божией Матери "Знамение".

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы


Кузьминское. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Знамение" иконы Божией Матери, Космы и Дамиана Римских
Архитектурный стиль:Узорочье
Год постройки:Между 1671 и 1678.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, Кузьминское

Координаты: 55.24579, 37.88744
Проезд:до ст. Барыбино - 58 км, авт. до ост. Кузьминская больница - 2 км.



Сортировка:




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Кирпичный и оштукатуренный храм Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Косьмы и Дамиана сооружён в вотчине ктитора С.П. Наумова в 1671 г. и освящён в 1678 г. Несомненно, что основной объём храма, состоящий из двусветного четверика, наделён чертами московской школы, выраженных прежде всего в убывающих ярусах кокошников и рисунке оконных очелий. Храм завершён поверх двух рядов кокошников пятиглавием изысканного силуэта на глухих и вытянутых барабанах. В декоративном убранстве заметную роль играют вкрапления керамических изразцов. К сожалению, древнее сооружение было частично перестроено в XIX в., после реставрации 1968-71 гг. ему был возвращён облик, близкий первоначальному. Храм содержится в образцовом порядке и действует.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 декабря 2016

Первое упоминание о "сельце Кузьминское на суходоле" встречается в переписных книгах за 1577-78 гг. Оно находилось в вотчине князя Фёдора Ивановича Пожарского, деда князя Дмитрия Михаиловича Пожарского. Дальнейшая история селения связана с представителями одной из ветвей старинного рода Наумовых. К 1678 году в Кузьминском уже существовала усадьба и церковь во имя иконы Божией Матери "Знамение", однако достоверно известно, что в ранние века здесь уже существовала Космодамианская церковь, сгоревшая, по-видимому, во времена татарских нашествий.

Каменная церковь сооружена между 1669 и 1678 гг. Заказчиком храма был владелец села Кузьминское - Степан Петрович Наумов. Он скончался в 1700 году и был похоронен вместе с супругой в построенном им храме. В основе композиции здания лежит двухсветный четверик бесстолпного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы, увенчанный ярусами кокошников и стройным глухим пятиглавием с кирпичными луковицами. С севера к нему примыкает одноглавый придел во имя Космы и Дамиана, объединённый с храмом папертью. Своды и стены храма были расписаны орнаментальной живописью. Отдельно от церкви поставлена массивная шатровая колокольня в два яруса. Построенные в ХIХ веке трапезная придела, западная паперть и двухъярусная шатровая колокольня, имитирующая формы ХVII века, уравновесили композицию здания. В результате реконструкции храм получил композицию типа "корабль". В законченном виде здание храма состоит из расположенных на одной оси колокольни, притвора, трапезной, двухсветного четверика и трёхалтарной апсиды. Характерную архитектурную особенность имеет двухъярусная колокольня: она не выделена в отдельно стоящий объём, завершение колокольни - шатровое, с глухими декоративными слухами, крытыми жестью. Фасады церкви наполнены резным, тёсаным кирпичным декором, богатство которых дополняет пояс муравлёных поливных изразцов. Гонения безбожной власти не обошли церковь стороной; в 1937 году храм был закрыт, а ещё раньше с колокольни были сброшены все колокола. Церковь была разграблена и осквернена. 30 октября 1937 года протоирей Александр Парусников был арестован, 16 ноября 1937 года был растрелян на Бутовском полигоне.

Знаменский храм в селе Кузьминское был первым открыт на Домодедовской земле. По воспоминаниям протоирея Александра Васильева, назначенного в этот храм настоятелем: "храм представлял ужасное зрелище: почти полностью вывороченный пол, кострище на месте алтаря, кругом пробки от бутылок, окурки, всевозможный мусор, сбитая со стен штукатурка, ни окон, ни дверей, всюду в храме остатки химических удобрений. Постепенно храм стал преображаться: был расчищен мусор, сооружён временный иконостас из ДСП, был оборудован алтарь, удалось провести газ и сделать отопление в храме". 7 января 1989 года в праздник Рождества Христова в Знаменском храме состоялось первое Богослужение. В 1990 году покрыли медью купола и водрузили металлические кресты, перекрыли медью и колокольню. В этом же году на престольный праздник, 10 декабря, храм был полностью освящён Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 1998 году вокруг храмовой территории была сооружена кирпичная изгородь с коваными решётками. В 1999 году был сооружён резной иконостас и написаны для него иконы бригадой иконописцев под руководством А. Мельникова.

html://mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/kuzminskoe


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 ноября 2020

Церковь Знаменская - яркий образец московской школы второй половины XVII в. - выстроена из кирпича в вотчине С.П. Наумова. Заложена в 1671, освящена в 1678 г. В XIX в. при ней сооружена крытая паперть, перестроены вновь придельная трапезная и колокольня, поставленная на новом месте. Окна и двери были растесаны, покрытие по кокошникам заменено ярусной скатной кровлей. Первоначальные формы памятника частично восстановлены в 1968-1971 г.г. под руководством Н.П. Яворовской и М.Б. Чернышова.

Развитая асимметричная композиция здания очень живописна. Лежащий в ее основе двусветный четверик бесстолпного храма с трехчастной апсидой и трапезной увенчан ярусами кокошников и стройным глухим пятиглавием с кирпичными луковицами. С севера к нему примыкает одноглавый пониженный придел, объединенный с храмом западной папертью. В общей композиции доминирует массивная шатровая колокольня в два яруса, имитирующая формы XVII в. Лестница к колоколам помещена в западной стене трапезной. Перекрытия в здании сводчатые. Нарядное внешнее убранство из профильного и фигурного кирпича в виде разнообразных наличников, ширинок, пучков угловых полуколонн на храме дополнено поясом муравленых поливных изразцов в основании венчающего карниза. В систему декора включены и кокошники завершения, поставленные вразбежку и повторенные в основании барабанов.

Внутри здание отчетливо делится на две смежные, почти изолированные церкви, в одной из которых погребены ктитор С.П. Наумов с супругой. Тесные камерные интерьеры образованы замкнутыми, преимущественно низкими помещениями со статичным пространством.

В боковых стенах храма имеются штрабы для иконостаса, который поднимался до пяты свода. От тяблового иконостаса в приделе сохранились гнезда в трех уровнях. На стенах и своде основного четверика до недавнего времени находились остатки орнаментальных росписей XVII в., исполненных суриком и сажей. При последнем ремонте помещения церкви оштукатурены и побелены, поставлены два новых иконостаса.

От небольшой усадьбы Наумовых, отделенной от церкви прудом, сохранилась ограниченная валом и древесной обсадкой центральная территория с обращенным к пруду партером.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 114.; ЦП AM, ф. 204, on. 1, д. 1577. 1794 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  30 ноября 2023

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кузьминском является одним из старейших каменных зданий городского округа Домодедово и первой в районе церковью, в которой возобновились богослужения в новое время в 1989 году. Архитектура Знаменской церкви является ярким образцом московской школы второй половины XVII столетия. Храм был построен в 1670-е годы в имении Степана Петровича Наумова. Возле церкви сохранился памятник над могилой его потомка – известного земского деятеля второй половины XIX столетия Дмитрия Алексеевича Наумова.

Древнее сельцо Кузьминское во второй половине XVI столетия находилось во владении князя Федора Ивановича Пожарского – деда русского героя и освободителя Москвы Дмитрия Михайловича Пожарского. Возможно, что название Кузьминское произошло от существовавшей здесь когда-то деревянной церкви бессребреников Космы (Кузьмы) и Дамиана. По совпадению, при крещении князь Пожарский получил имя Кузьма в честь святого бессребреника, но стал известен со вторым «мирским» именем Дмитрий. В дореволюционной и советской литературе сохранившаяся каменная церковь Знамения Божией Матери датировалась 1652 годом. Позднее исследователи и краеведы предположили, что датировка может быть иной: храм, скорее всего, был возведен в промежутке между 1669 и 1678 годами.

Храмоздателем каменной церкви был Степан Петрович Наумов. Наумов купил сельцо Кузьминское в1664 году, и с этого времени вплоть до конца XIX века имение принадлежало представителям этого древнего дворянского рода. Фамилия Наумовых происходила от некоего Наума, дед которого Павлин был немцем, перешедшим на службу к великому князю Симеону Ивановичу Гордому. Степан Петрович Наумов был отмечен многими поместьями царем Алексеем Михайловичем «за литовскую службу» – за участие в войне с поляками. В течение четырех лет с 1669 по 1672 годы Наумов служил приставом в Ферапонтовом Белозерском монастыре при низложенном на Большом московском соборе 1666-1667 годов патриархе Никоне. Степан Наумов скончался в 1700 году и был погребен в построенной им Знаменской церкви. Рядом с ним нашла последнее пристанище и его супруга. По наследству Кузьминское перешло Григорию Михайловичу Наумову. С конца XVIII века село принадлежало полковнику Алексею Александровичу Наумову – участнику войны 1812 года и впоследствии губернатору в одной из юго-восточных губерний. После смерти полковника А. А. Наумова в 1857 году Кузьминское осталось его родным сестрам Наталье Александровне и Софье Александровне.

Во второй половине XIX века облик старинной церкви существенно изменился: с западной стороны к древнему ядру памятника были пристроены паперть, трапезная часть и двухъярусная колокольня. Шатровая колокольня была выполнена в подражание звонницам XVII века, поэтому визуально кажется, будто она возведена в одно время с церковью. В церковной ограде привлекает внимание один огромный памятник из черного гранита. На камне написано: «Первому председателю губернской земской управы 1865-1893 г. Московское губернское земство». Это могила последнего представителя семьи Наумовых, ветви владельцев села Кузьминское, Дмитрия Алексеевича Наумова (1830-1895). Дмитрий Алексеевич Наумов с момента открытия земских учреждений и до конца жизни был председателем Московской губернской земской управы. Его родители – уже упоминавшийся полковник Алексей Александрович Наумов и княжна Наталия Дмитриевна Волхонская. Мать скончалась, когда мальчику было всего четыре года, поэтому забота о нем и его младшем брате легла на двух теток – незамужних сестер отца. Окончив курс 1-й московской гимназии, Д. А. Наумов поступил на юридический факультет Московского университета. Он учился у выдающихся профессоров того времени: Грановского, Кудрявцева, Соловьева. Особенное влияние на молодого студента оказал известный историк-медиевист Тимофей Николаевич Грановский, который воспитывал в учениках чувство гражданского долга, желание послужить обществу. После окончания университета Наумов некоторое время работал переводчиком в Московском архиве министерства иностранных дел, писал диссертацию, служил в Московском цензурном комитете. Шестое октября 1865 года стало поворотным днем для Дмитрия Алексеевича – он был избран председателем Московской губернской земской управы. На этой должности он пробудет до самой смерти почти три десятка лет. Всю жизнь Д. А. Наумов оставался холостым. После смерти единственного брата Александра стал совершенно одиноким.

Биограф писал, что и после кончины брата он «ни в чем не изменил своим крайне скромным привычкам, сохранив в доме у себя прежнюю простую и старомодную обстановку, занимаясь в низеньких комнатах на антресолях среди книг, отчасти только расставленных на полках и частию сложенных грудами по углам». Еще более скромная обстановка была у Наумова в его родовом имении в Кузьминском. В большом двухэтажном усадебном доме Дмитрий Алексеевич выделил себе одну маленькую комнатку на первом этаже. Кирпичные неоштукатуренные стены его кабинета поражали своей неприглядностью гостей и посетителей. В этой комнатке он и окончил свой земной путь. Д. А. Наумов скончался 29 июня 1895 года. За три дня до смерти он приехал в Кузьминское и выглядел вполне здоровым. Утром 29 июня он осматривал рощу вместе с приказчиком, гостил у родственницы в соседнем имении, а после обеда до самого вечера бродил один в поле. После прогулки Наумов велел слуге подать самовар. Когда тот вернулся за посудой, увидел жуткую картину – помещик лежал неподвижно на полу своей комнаты. Врач Кузьминской земской лечебницы Н. И. Невский, узнав о случившемся, немедленно побежал к усадьбе. По дороге он встретил священника Знаменской церкви, выходящего из дома помещика. Батюшка сообщил Невскому печальную весть – Дмитрий Алексеевич скончался. 3 июля Дмитрий Наумов был погребен внутри церковной ограды села Кузьминское в присутствии друзей и сослуживцев. Дмитрий Алексеевич Наумов был последним в роду: не имел ни детей, ни других близких родственников, которые могли бы стать его наследниками. В главном доме усадьбы после кончины владельца была размещена земская больница. Московское губернское земство взяло на себя расходы на устройство прекрасного памятника, а также обязывалось ухаживать за его могилой. В честь покойного председателя была названо пособие Московского губернского земства «на осуществление доступности народного образования».

После свершения Октябрьской революции 1917 года над храмами и монастырями России стали сгущаться чёрные тучи. В 1918 году всё имущество церквей и монастырей перешло в собственность государства декретом от 23 января об отделении Церкви от государства. Но власти первое время не занимались конфискацией церковного имущества и не закрывали храмы. С 1924 года в этом храме служил настоятелем отец Александр (Парусников). В 1934 году у многодетной семьи Парусниковых (в которой к тому времени было уже шестеро детей) в пользу колхоза забрали их дом. Их приютила тогда прихожанка храма - Наталья Николаевна Демидова. Парусниковы прожили у неё зиму, а потом продали корову и построили небольшой домик, где перебивались три года. Часто отцу Александру приходилось служить одному в пустом храме. Стоит сказать, что в 1930-х годах Знаменскую церковь в Кузьминском несколько раз грабили, а воровали тогда почему-то серебряные сосуды. Волна репрессий 1937 года не обошла стороной ревностного пастыря. Протоиерей Александр Парусников был арестован 30 октября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности и помещён в тюрьму города Каширы, а спустя недолгое время расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня отец Александр почитается как святой покровитель Знаменского храма. Одна из местных святынь – икона священномученика с его нательным крестом, переданным в храм дочерью.

В 1936 году с колокольни были сброшены колокола и увезены на переплавку. В 1937 году Знаменская церковь в селе Кузьминском была закрыта местными властями. В конце 1930-х годах Знаменский храм и его архитектурные детали были сфотографированы с разных ракурсов областным фотографом, краеведом Михаилом Геронтьевичем Каверзневым (1899-1961). Это было сделано сразу же после закрытия старинного храма. В Центральном государственном архиве Московской области хранится письмо, которое жители села Кузьминское написали вскоре после окончания Великой Отечественной войны - в октябре 1945 года (ЦГАМО, ф.2091,Оп.2,д.1455). Письмо было направлено в Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся. В нём, в частности говорится, что небольшая группа верующих села (приведены подписи 7 человек) просит разрешить открыть закрытую в 1938 году церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В письме подчёркивается, что здание бесхозное, не эксплуатируется. Здание является редким памятником архитектуры 17 века и требует всяческого поддержания. В церкви сохранился иконостас и возможно было бы возобновить хоть редкие службы. До ближайших действующих церквей весьма далеко добираться. В Москве был избран патриарх и Господь Бог с товарищем Сталиным всячески помогли Советскому народу одержать победу над фашистскими захватчиками. Мы должны отдать должное и провести службу в нашей древней церкви. Просим удовлетворить просьбу верующих жителей села Кузьминское. 2 сентября 1945 года. На это письмо из Мособлисполкома последовал ответ датируемый 10 октября 1945 года, в котором было сказано от отказе религиозному обществу села Кузьминского (Подольский район) в открытии церкви в бывшем здании церкви ввиду функционирования в окрестностях других православных действующих храмов в сёлах Шубино, Ермолино, Михайловское и Домодедово. В церковном здании в советское время размещался хозяйственный склад (минеральных удобрений) местного колхоза.

После того как Знаменский храм в Кузьминском был взят под охрану государства, он был частично отреставрирован в 1968-1971-х годах специалистами треста "Мособлреставрация". Стоит отметить архитекторов-реставраторов, которые были причастны к реставрации старинного храма - это Макс Борисович Чернышёв и Неонила Петровна Яворовская. После реставрационных работ, Знаменский храм по-прежнему оставался закрытым (находился склад удобрений) и не использовался по прямому назначению. Новейшая история Знаменской церкви началась в 1988 году. Тогда трудами известного московского протоиерея Владимира Тимакова была организована церковная община, которой он руководил до назначения настоятеля храма. Местные власти удовлетворили просьбу православных верующих и довольно обветшавшее к тому времени, здание Знаменской церкви передали в ведение РПЦ. Быстро православная община расширилась за счёт жителей посёлков Барыбино, Востряково и Авигородка. Неравнодушные прихожане довольно быстро очистили храм от многолетних наслоений химических удобрений (местный колхоз использовал их на окрестных полях), закрыли окна плёнкой, на старую железную дверь повесили замок.

5 января Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен его бывший иподиакон священник Александр Васильев, родом из Домодедовского района. В храме зазвучала молитва, и прихожане тогда радовались, что храм с первой литургией, наконец ожил, после чего стал активнее восстанавливаться. Первое богослужение в старинной Кузьминской церкви после почти полувека запустения было совершено на Рождество 1989 года. Это был первый храм в Домодедовском районе, который вернули верующим на исходе советской эпохи. В девяностые годы, когда храм еще восстанавливался, грабители дважды выносили иконы и церковную утварь. Одну из икон – Казанскую Божию Матерь – святотатцы почему-то не тронули. На следующий день от этого образа стало исходить благоухание и течь миро. С тех пор Казанская икона почитается как приходская святыня.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Знаменская церковь в Кузьминском и с сайта: https://masjlo.wixsite.com/zhamenhram/istoriya/



Комментарии и обсуждение


В приделе погребены храмоздатели - стольник С.П.Наумов с супругой. Часть трапезной и колокольня - 2 пол.19 в.
12 апреля 2014.