ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Растуново. Церковь Иверской иконы Божией Матери.

Иверская церковь


Растуново. Церковь Иверской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Иверской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1797 и 1799.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Домодедовский район, Растуново

Координаты: 55.268527, 37.835353
Проезд:до ст. Барыбино - 58км, авт. на Белые Столбы - 4км.



Сортировка:

Церковь Иверской иконы Божией Матери, , Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 марта 2015
Церковь Иверской иконы Божией Матери, , Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
Владимир Козлов
21 апреля 2007
Церковь Иверской иконы Божией Матери, , Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
oldboy
13 марта 2022
Церковь Иверской иконы Божией Матери, , Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
13 марта 2015
Церковь Иверской иконы Божией Матери, , Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
13 марта 2015
Церковь Иверской иконы Божией Матери, Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999<br>, Растуново, Домодедовский городской округ, Московская область
Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999
Андрей Агафонов
1 января 1970



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иверская церковь в стиле зрелого классицизма, с элементами палладианства в наружном декоре, сооружена в 1797-1799 гг. А.П. Демидовым в своей усадьбе. Кирпичный неоштукатуренный храм с белокаменными деталями имеет довольно необычную композицию, основу которой составляет восьмигранный трёхсветный столп с одной апсидой. (Недавно с южной стороны к храму примкнул небольшой придел, нарушивший чёткость планировки.) К восьмиграннику храма примыкает трапезная, в объём которой включены два придела. По соседству с Иверской церковью возвышалась колокольня в пять ярусов, ныне утраченная. Теперь её функции выполняет настенная звонница, сооружённая над западной стеной храма.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 августа 2020

Церковь Иверская стиля зрелого классицизма сооружена по заказу владельца местной усадьбы А.П. Демидова в 1797-1799 г.г. Кирпичная неоштукатуренная, с деталями из белого камня, она весьма своеобразна по композиции. Компактный план варьирует схему казаковской церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве с заменой гранеными ее округлых помещений. В объемной структуре господствует высокий, в три света, восьмигранный столп одноапсидного храма с посводным купольным покрытием и миниатюрным трибуном под главу. Приделы не получили самостоятельного развития и включены в объем небольшой бесстолпной трапезной с балочным перекрытием.

Вертикали храма некогда отмечала колокольня в пять ярусов, стоявшая отдельно на общей с церковью композиционной оси.

Оригинальный замысел и мастерство исполнения постройки указывают на опытного мастера московской школы. Архитектурная разработка масс памятника выявляет красоту гладкой стены. На гранях столпа, крепованных по странам света, выделяются крупные торжественные композиции порталов. Мощный дорический антаблемент отрезает верхнюю часть стен с палладианскими окнами, которая воспринимается самостоятельным ярусом, несущим функции барабана. Фасады трапезной и алтаря оживлены лишь сандриками над окнами. Тосканский западный портик почти полностью разрушен.

Организация интерьеров основана на контрасте относительно низкого помещения короткой трапезной и устремленного вверх светлого храма с куполом, парящим над непрерывной аркадой оконных амбразур. Отсутствие поясов и карнизов подчеркивает цельность и вертикализм пространства. Той же цели служат опущенные до пола ниши окон первого яруса. В проемах - кованые крестчатые решетки. Масляная настенная живопись конца XIX-XX в.в. утрачена. Стены заново оштукатурены и побелены. Прежние иконостасы отсутствуют, их заменяют временные преграды.

По материалам книги "Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог". Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 120.; ГИМ ИЗО, 72299/Р-6804. 1818 г. ЦИАМ, ф. 203, on. 761, д. 772. 1797 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 марта 2024

В 1799 году в селе Растуново вблизи старой Каширской дороги появился каменный храм Иверской иконы Божией Матери, который выстроил на свои средства прапорщик Аммос Прокопьевич Демидов из династии знаменитых российских горнозаводчиков. Его отец Прокопий Акинфиевич Демидов вошел в историю богатым чудаком-юродивым и, в тоже время, щедрым благотворителем. Дед и прадед храмоздателя начинали знаменитое дело на Урале, испросив благословения у святителя Димитрия Ростовского. Дар святителя – Корсунская икона Божией Матери – хранилась в семьях нескольких поколений Демидовых.

Аммос Прокопьевич Демидов оказался владельцем подмосковного села Растуново из-за плохих отношений с отцом Прокопием Акинфиевичем Демидовым. В. М. Грибовский в статье «Екатерининский полугерой» так описывал эту семейную историю: «Отец и сыновья не понимали друг друга, и потому Демидов не любил своих детей мужеского пола. Мало того, что он обходился с ними жестоко, и когда они переженились, дал в их распоряжение небольшую подмосковную деревушку всего в тридцать душ». Прокопий Демидов был женат два раза. От первой жены М. А. Пастуховой он имел троих сыновей: Акакия, Льва и Аммоса, но любимицами были четыре дочери, родившиеся во втором браке. Сыновей он видел редко, отправив на учебу в Гамбург. Несколько слов стоит сказать об отце храмоздателя села Растунова – Прокопии Акинфиевиче Демидове. В Москве этот отпрыск богатого семейства горнозаводчиков прослыл чудаком, проказником, самодуром и, в то же время, щедрым благотворителем. О странных выходках Прокопия Демидова ходили анекдоты наподобие тех, что рассказывали о Суворове.

Приведем несколько примеров чудачеств П. А. Демидова. В одно июльское жаркое утро Демидов решил прокатиться на санях. Для этой затеи он велел скупить столько соли, чтобы засыпать ею три версты от имения до почтовой дороги. Такая расточительность – соль в те времена была очень дорога – не вызвала гнева простолюдинов, потому что после прогулки на санях чудака Демидова каждый желающий мог забрать себе столько соли, сколько мог унести. В результате, эта выходка стала своеобразным благотворительным жестом в пользу беднейших жителей Москвы. Долго говорили и о другом случае. Досадуя, что на парадный обед не явился сановный гость, Прокопий Акинфиевич велел втащить в столовую свинью, посадил ее на почетное место и во время торжественной трапезы лично служил животному, приговаривая: «Кушайте, ваше сиятельство, на здоровье; не брезгайте моим хлебом-солью». Были и другие курьезные истории: Демидов велел надевать очки своим лошадям и свиньям, обвалял в меде и пухе полицейского, катался верхом как на лошади на купце-просителе, прежде чем дать ему денег взаймы… Такие выходки делали Демидова популярным среди простого народа, ведь за шутовством всегда следовала помощь беднякам или насмешка над порядками знати. Прокопий Демидов не скрывал неприязни к дворянам и при случае напоминал окружающим о своем происхождении от тульского кузнеца.

Есть две противоположные оценки чудачеств горнозаводчика. Так, В. В. Огарков считал такое поведение формой «вырождения» и «психоза». Обилие свободного времени, избыток денег и бесплатного труда были, по его мнению, причинами распространения явления, которому сродни выходки купцов-самодуров из комедий Островского. Впрочем, Огарков оговаривался, что Прокопий Демидов все-таки был «добрым чудаком». Другая оценка принадлежит В. М. Грибовскому. Он ставил чудачества Демидова в один ряд с подвигом православных юродивых. В статье «Екатериниский полугерой», посвященной П. А. Демидову, Грибоский писал: «Русское юродство с его общественной психологией еще не нашло себе вполне достойного литературного обобщителя, но сама история сохранила такие имена как имя Никиты Салоса, а народная память имя более безобидной блаженной Ксении, по народному убеждению не только «чудившей» при жизни, но творящей уже настоящие чудеса после смерти».

Помимо чудачеств Прокопий Демидов прославился делами благотворительности. Когда Екатерина II приказала устроить в Москве первое для того времени крупное учреждение милосердия «Сиропитательный дом», одним из самых значительных жертвователей на «заведение в пользу несчастно рожденных» стал московский чудак Демидов – он вложил в начинание более миллиона рублей. Часть этой суммы пошла также на создание при Воспитательном доме коммерческого училища для купеческих детей. За пожертвование на дом сирот в Москве Прокопий Демидов получил чин статского советника и медаль. «Императорский Московский воспитательный дом есть дом милосердия и человеколюбия христианского» – говорилось по случаю вручения медали благотворителю.

Несмотря на плохие отношения с отцом и скудное наследство, Аммос Прокопьевич унаследовал склонность к благотворительности. На его средства был возведен каменный храм в подмосковном имении Растуново, который сохранился до наших дней. Храм получил посвящение в честь Иверской иконы Божией Матери, возможно, потому, что этот лик Богородицы чтили в семье Аммоса Прокопьевича. С такой версией согласен и нынешний настоятель храма в Растуново.

Чтимый семейный образ Божией Матери был у прадеда и деда Аммоса Прокопьевича – Никиты и Акинфия Демидовых. Прежде чем отправиться на Урал, тульские горнозаводчики, которые в то время уже были известны царю Петру I и пользовались его расположением, пожелали взять благословение у будущего святителя Димитрия Ростовского – в то время архиепископа Тобольского. Встреча Демидовых со святителем произошла в Чудовом монастыре в Москве. Святой благословил Демидовых написанной к этому случаю иконой Корсуньской Божией Матери, на полях которой был помещен медальон с такими словами: «Никита Демидов благословенный, С сыном Якимфом буди во всем умножении! О Всесвятая Мати ему спутница есть буди, сохраняй в доме здрава, на пути присутствуй. Архиерей Тобольский молит тя усердно…». Что касается истории Иверского храма, то она такова: Первое описание села имеется в писцовой книге 1627—1628 гг.: «…село Ростуново на речке Язовке, а в селе церковь Николая Чудотворца деревянная, церковное строение разных помещиков, на церковной земле дворы попа Григория Сидорова, дьячка Гаврилки Обросимова, просвирницы Марицы, да на церковной же земле два двора нищих, питаются от церкви Божией». По этому же документу, к югу от современного села Растуново вдоль Каширского тракта «на горе» находился еще один, не сохранившийся до нашего времени погост с деревянной церковью Воскресения Христова. В 1778 году совладелец села прапорщик Аммос Прокофьевич Демидов в письме к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) указывает, что в его поместье Ростуново «имеется церковь Святителя Чудотворца Николая деревянного здания, в коей полы, окна и кровля, а также паперть пришли в ветхость» и просит разрешить ему исправить «указанные ветхости». Храмозданную грамоту помещику выдали 27 февраля 1796 г. Тогда и началось строительство каменной церкви во имя Иверской иконы Пресвятой Богородицы с приделами Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла, при активном участии священника Василия Васильева и дьячка Николая Сергеева.

Сложенный из кирпича и оригинальный по архитектуре храм украсили белокаменными деталями. На общей с ним композиционной оси возвели пятиярусную кирпичную колокольню. Освятили Иверскую церковь в 1799 г. В 1870-х годах при священнике Мефодии Лебедеве и церковном старосте, крестьянине деревни Купчинино Романе Сергеевиче Попове в село Растуново из деревни Сонино переводят ежегодную, проводимую в праздник святых апостолов Петра и Павла ярмарку. Под ее размещение помещик Алексей Петрович Демидов уступил церкви более двух десятин усадебной земли. В 1916 году Иверская церковь с каменной сторожкой и дровяным сараем была обнесена каменной с коваными решетками оградой. За оградой находились дом священника Александра Александровича Машкова и дом псаломщика Виктора Павловича Розанова. В приходе тогда числилось 145 дворов и 959 прихожан. Последним настоятелем храма, по воспоминаниям старожилов, был священник Василий Колоколов. Храм был закрыт в 1937 г. Много десятилетий его использовали под всевозможные нужды: склад, клуб, производство новогодних украшений. Здесь даже забивали скот. В результате здание храма сильно пострадало: купол был утрачен, стены закопчены, пол разобран и расхищен. Пятиярусную колокольню разрушили до основания.

В 1989 году, после многих лет безверия храм во имя Иверской иконы Божией Матери был возвращен верующим. Духовную жизнь прихода и работы по восстановлению храма возглавил иеромонах Даниил (Игнатов). Многие помощники, кто пожертвованиями, кто трудом, стремились внести свою лепту в восстановление храма. Нелегкое по слушание несли А. П. Козлова и А. И. Селищева — собирали пожертвования на возрождение храма, ходя с кружкой по электричкам. Постепенно приобрели первую церковную утварь и необходимые строительные материалы. Существенную помощь Иверской церкви оказал директор совхоза Геннадий Сергеевич Маркин. Он пожертвовал листовую медь для покрытия купола храма. Стараниями Л. М. Маляновой, инженера-строителя из Москвы, летом 2001 г. мастерами Палеха был изготовлен иконостас храма, приобретена новая утварь, благоустроена территория и завершено строительство церковного дома. Широкий купол церкви Иверской иконы Божией Матери доминирует в равнинной панораме местности и над частной рядовой застройкой.

16 декабря 2001 года чин Великого освящения храма совершил архиепископ Можайский Григорий. В храме находится особо почитаемый образ Иверской Божией Матери. Новый храмовый образ Иверской иконы Божией Матери был написан усердием благотворителя Владимира Владимировича Буданова. Изготовленный, согласно надписи на обороте иконы, «по благословению Игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Иеремии», образ был привезен самолетом из Греции и торжественно встречен у храма крестным ходом 20 октября 2002 г.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Демидовский храм в Растуново и с сайта: Паломничество в Растуново, Иверский храм (Растуново) – Азбука паломника (azbyka.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.