Покровская церковь в Осеченках Раменского района знаменита тем, что была построена по проекту архитектора Романа Ивановича Клейна который согласился на эту работу в мало примечательном подмосковном селе по уговорам митрополита московского Сергия. Клейн считался одним самых востребованных зодчих Москвы конца XIX и начала XX века: он проектировал особняки, доходные и торговые дома, больничные корпуса, реже – храмы. Самой известной его постройкой стало монументальное здание Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
В Покровском храме в Осеченках почитают святого уроженца села новомученика Петра Маркова. История места связана и с его незаурядным владельцем – графом Николаем Сергеевичем Толстым, пытавшимся наладить здесь торфяной промысел. Среди многих владельцев села Осеченки самым неординарным был граф Николай Сергеевич Толстой – троюродный брат писателя Л. Н. Толстого. Довольно подробный рассказ о характере и повадках «дикого графа» – так насмешливо называли Н. С. Толстого даже в близком кругу – оставил барон Андрей Иванович Дельвиг в своих обширных мемуарах.
Мемуары барона Дельвига – это интереснейший исторический источник, ведь их автор соприкасался со многими выдающимися людьми русской культуры XIX столетия. Андрей Иванович Дельвиг был инженером, проектировщиком гидросооружений, в том числе обновленного Мытищинского водопровода, реконструкцией которого занимался в 1850-е годы. А. И. Дельвиг – к слову, двоюродный брат поэта и товарища А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею – был свояком графа Н. С. Толстого, вот почему этот неординарный человек попал в число героев его воспоминаний. Незадолго до смерти Дельвиг завещал свою рукопись Румянцевскому музею и попросил опубликовать ее через двадцать лет. Завещание барона было исполнено в 1911 году, однако мемуары оказались настолько прямыми и резкими, что по цензурным соображениям они были опубликованы в сильно сокращенном варианте. После революции книгу Дельвига переиздали. Критические отрывки по отношению к старой власти уже могли пройти новую цензуру, однако и советское издание по каким-то причинам оказалось урезанным.
Граф Николай Сергеевич Толстой купил подмосковные Осеченки на деньги, которые, как писал Дельвиг, «получил у наших шурьев» по итогам благоприятно закончившихся имущественных тяжб с родственниками. Граф считал главной выгодой Осеченок торфяное болото: он загорелся идеей разработки и производства торфа. Толстой влез в долги и повел дело настолько неудачно, что осеченское болото не принесло ему ничего, кроме убытков. При этом наследник высокого титула и фамилии не стеснялся собственноручно копать торф как простой наемный рабочий. Трудясь вместе с простыми мужиками, Толстой время от времени давал им «затычки» и таскал за волосы, чтобы те не забывали о его благородном происхождении. По словам Дельвига, все роющие торфяное болото по указу Толстого должны были сами сечь в чем-либо провинившихся товарищей, и, таким образом, за одно лето они по очереди пересекли друг друга.
Граф Н. С. Толстой не представлял себе Россию без крепостного состояния и без телесных наказаний. Он был ярым идейным сотрудником «Желтухинского журнала», который публиковал статьи против надвигавшейся крестьянской реформы Александра II. Толстой привлекал внимание окружающих своей прожорливостью и грубыми повадками, за что получил в высшем свете прозвище «дикий граф». Таким именем называли Толстого даже и в его присутствии, пользуясь почти полной глухотой графа.
Помимо статей в поддержку крепостных порядков Н. С. Толстой опубликовал и довольно интересные этнографические материалы о жизни и поверьях заволжских народностей. После неудачи с производством торфа в Подмосковье граф Толстой продал Осеченки и уехал в Нижегородскую губернию, где наблюдал за жизнью русских и марийских крестьян. Книга «Заволжские очерки» Н. С. Толстого получила похвальные отзывы известных писателей и литераторов середины XIX века.
У входа на территорию Покровской церкви установлена мемориальная доска с барельефом местного святого – новомученика XXвека священника Петра Маркова. Будущий святой родился в 1881 году в Осеченках бывшего Бронницкого уезда в семье псаломщика Покровской церкви. Из жития священномученика мы узнаем, что будущий пастырь окончил Донское духовное училище, а в 1904 году – Московскую духовную семинарию. В 1905 году Петра Ивановича Маркова рукоположили в священника и отправили служить в Преображенский храм села Коренево, который находился недалеко от родных мест.
В 1930 году священника арестовали в первый раз. Отца Петра обвинили в срыве плана по хлебозаготовкам, но наказали достаточно мягко – присудили три недели исправительных работ и денежный штраф. Подлинные масштабные репрессии против духовенства развернулись во второй половине 1930-х. В 1938 году отца Петра, который на тот момент служил в деревянном храме апостолов Петра и Павла в соседней Малаховке, арестовали вновь. В обвинительном заключении было сказано, что пастырь якобы вел «деятельность, граничащую с террористическими намерениями по отношению к руководителям ВКП(б)… направленную на подрыв советской власти». Лжесвидетели приписывали отцу Петру такие слова: «Варвары-большевики заставят нас, православных, жить по-скотски, в одном сарае… Конец советской власти недалек, власть тиранов-мучителей русского народа будет скоро разгромлена…». Двадцать первого февраля 1938 года священномученик Петр Марков, не признавший себя виновным, был расстрелян и похоронен в общей могиле на полигоне Бутово.
После утраты настоятеля, местные власти храм закрыли, а уполномоченные люди ещё и обворовали святыню. В те годы были утрачены иконы, богослужебная утварь, облачения и богослужебные книги. После всего этого, церковное здание перепрофилировали под иные цели... Более 50 лет в храме находились склад и завод, что привело к его сильному разрушению: была снесена колокольня, исчезли колокола, разрушена крыша, полностью уничтожен иконостас, настенная живопись, обезображен пол, пострадали внутренние и наружные стены храма, не сохранилась и старинная ограда вокруг территории церкви.
В 1990 г. по инициативе верующих была организована церковная община и избран церковный совет. После многолетнего перерыва храм был возвращен прихожанам. В сентябре 1990 г. указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Юрин. Благодаря жертвователям и труду прихожан началось возрождение храма. Служились молебны, читались акафисты, на Рождество состоялась первая Божественная литургия. По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 14 октября 1995 г. Благочинный протоиерей Владимир Бушуев освятил храм. В 1995 г. был построен дом церковного причта.
Восстанавливается облик храма, как внешний, так и внутренний. Отремонтированы стены с частичной заменой кирпича с внешней стороны храма и их покраской, восстановлена колокольня, приобретены колокола, полностью заменена крыша на храме, установлен иконостас, приобретены церковная утварь, облачения, иконы для совершения богослужения. Подведен газ, проведено в храме и в доме причта отопление. Построена церковно-приходская школа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы освящена великим чином Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 19 июля 2020 г. Храм сложен из красного кирпича с побеленными деталями. Колокольню и основной объем церкви завершают небольшие луковичные главки. Это один из самых красивых памятников Раменского района. Церковь расположена на холме у Егорьевского шоссе. Особенно эффектно она смотрится при подъезде из Москвы.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храм в Осеченках и "дикий граф" Толстой и сайта: https://nataturka.ru/muzey-usadba/osechenki.html