ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения.

Гусевский погост


Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения
Храмовый комплекс. Действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Рязанская область, Касимовский район, с. Погост

Координаты: 55.009454, 41.160821





Сортировка:

Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, Вид с юго-запада<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
30 января 2017
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Подробнее на www.gorodec-foto.narod.ru
Таратов Юрий
1 июля 2005
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, Вид с юго-запада<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Pashkin
30 января 2017
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, Часовня<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Часовня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир
8 августа 2015
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, , Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
27 июня 2015
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, , Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
27 июня 2015
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, , Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Валерий Стегнин
23 февраля 2010
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, , Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
2 сентября 2005
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, , Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
8 августа 2015
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, Васильковые дорожки у меня в селе. Во дворе две кошки и герань в окне. Под горою речка, а над речкой мост. И в лесу,как свечки, сосны в полный рост ...<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
Васильковые дорожки у меня в селе. Во дворе две кошки и герань в окне. Под горою речка, а над речкой мост. И в лесу,как свечки, сосны в полный рост ...
Загребаев Игорь Дмитриевич
4 сентября 2008
Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения, часовня<br>, Погост, Касимовский район и г. Касимов, Рязанская область
часовня
Андрей Агафонов
1 мая 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать.

В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли...

К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников. В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика.

По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2017

Гусевской погост, принадлежавший до 1779 г. к Владимирской епархии, упоминается в списке с писцовых Владимирских книг князя Василия Крапоткина 1637 – 48 гг., где описывается «Погост на реке Гуси, на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и другая церковь Николы чудотворца, деревянные…».

Построение, вместо деревянной Преображенской церкви, упоминаемой в XVII ст. и сгоревшей в 1777 г., как видно из описи Николаевской церкви, составленной в силу присланного из духовной преосвящ. Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, Консистории указа, ныне существующей каменной, настоящей, холодной, также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми: направо – в честь иконы Божией Матери Казанской и налево – в честь пророка Божия Илии – начато в 1784 г.

В 1794 г. придельные храмы окончены были постройкою и к освящению состояли в готовности, как видно из описи новостроящейся в селе Гусевском погосте Преображенской церкви, составленной благочинносмотрителем г. Касимова соборным иереем Сергием Яковлевым, в которой показано: «В храме Казанской Божией Матери иконостас столярной работы с резьбою, в оном иконостасе на правой стороне – Образ Нерукотворенный Господа Иисуса Христа, врезанный в доску, небольшой, на нем венец серебряный позлащенный. Образ Николая Чудотворца, на нем венец с цатою серебряные, позлащенные, шапка вынизана жемчугом хорошим и камением простым. На левой стороне – Образ Преображения Господня большой, на Спасителе венец и риза серебряные; а прочие образа в иконостасе и в клеймах все греческого писания. В храме св. пророка Илии иконостас столярной работы с резьбою пристойною, в дереве – белый. В иконостасе местные образа и в клеймах все греческого писания. Храмовый образ пророка Илии обложен и в середине того образа во облочном сиянии оклад обложен и по краям серебряным широким чеканным окладом». О Преображенской церкви замечено, что она «выкладена в половину окошек каменем белым». Из рапорта благочинного видно, что освящение настоящей придельной церкви совершено было г. Касимова соборным протопопом Поликарпом 21 октября 1829 г.

От 24 июня 1822 г. причт и прихожане в прошении своем к епархиальному начальству прописывали: «так как в каменной Преображенской церкви, которая еще не освящена, из двух приделов Казанского и Ильинского, освященных, последний оказался планом испорчен – выдался против Казанского придела на 4 аршина, то они и испрашивали дозволение, не касаясь церковной суммы, на свои средства, выдавшуюся стену в алтаре сломать и устроить по плану», что и было разрешено.

В 1883 г. приделы в трапезной церкви были значительно распространены и устроены по плану архитектора Войницкого, из коих придел Казанский освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г. Вместо прежде бывшей деревянной, каменная Никольская церковь построена в 1771 г. При обеих церквах одна каменная колокольня…

Церковного капитала в процентных бумагах в 1889 г. состояло 4860 руб., в пользу священно-церковно-служителей имеется 2460 руб. К зданиям, составляющим церковную собственность, принадлежат: деревянный двухэтажный дом, в нижнем этаже которого помещаются церковные сторожа и бесприютные старцы, и шестиместный полок для торговцев, устроенный в 1876 г. Земская школа существует с 1875 г., в которой священник Сергий Стефанович Былинский состоит безмездным законоучителем, а до того времени обучением детей занимались члены местного причта.

В состав причта, кроме села Гусевского погоста, входят деревни: Белясева, Барсукова, Степанова, Кольтина, Белькова, Забелина, Петрушева, Полухина и Левина, в коих числится муж. пола 2595 душ, жен. пола 2757 душ. В причте по штату 1873 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 февраля 2019

Село Погост, в котором находится Спасо-Преображенский и Никольский храмы с часовней при них, расположены в 6 км от поселка Гусь Железный и в старых документах упоминается как “Гусський Погост”, хотя он (Погост) и намного старше этого рабочего поселка.

В 17 в. Погост имел два деревянных храма и свой обширный рынок, составляющий конкуренцию самому г. Касимову тем, что давал возможность купцам сбывать товар в селе без пошлины. Именно поэтому касимовский царевич Сент-Бурхан Арсланович “бил челом” Царю Алексею Михайловичу Романову “Тишайшему” о запрещении Погостинского торга. Несмотря на это, торг в Погосте продолжал существовать вплоть до Октябрьской революции, во многом благодаря своему географическому положению: село Погост расположено при слиянии реки Гусь со значительной торговой артерией того времени, «Божьей дорогой», рекой Окой. Этот географический фактор наложил отпечаток на судьбу и характер местного, плотницкого в своей массе (так как земля в тех краях особым плодородием не отличалась), населения. Даже название своего села, жители связывают не с позднейшей интерпретацией слова «погост» («кладбище с церковью и домом священника»), а с корнем слова «погостить». И ведь на славу гостили! Особенно на Преображенскую ярмарку - главную в году.

Так молитвами небесного заступничества предков, прибылью и пожертвованиями потомков, были возведены в с. Погост два больших белокаменных храма: зимний, в честь Преображения Господня (с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и Святого Пророка Илии), и летний, в память Святителя Николая, епископа Мир Ликийских. Неподалеку была возведена краснокирпичная часовня. Посвящение храмов, конечно же, не случайно: помощник и покровитель всех путешественников постепенно вёл гостей сего временного пристанища к жаждаемому ими Преображению…

Первой в этом архитектурном ансамбле притягивает взгляд колокольня Преображенского храма. Построенная в 1829 г. по канонам классицизма, со сложным рисунком колонн, арок, постаментов, она украшена четырнадцатью статуями пророков и преподобных. По своей самобытности она достойна гения, и, действительно, бытует легенда , что колокольня была построена по проекту Растрелли (что весьма сомнительно). Преображенский храм, начатый в 1734г. и законченный около 1830 г. являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко. Храм удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.

Никольский храм 1771 г., напротив, не так воздушен. Его кубическая форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами, порталами и тремя ярусами окон. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму.

Часовня в Погосте находится на юго-западном углу ограды церквей Гусевского погоста. Это кирпичная кубическая постройка в псевдорусском стиле.

Древняя Русь, классическая эпоха и век девятнадцатый слились в этом ансамбле как проявление любви к богу нескольких поколений сельчан. Потомки людей, которые в своё время служили украшением земли, разграбили и закрыли храмы, иконы с песнями и плясками сожгли на фабрике, священников поубивали, в Преображенском храме устроили сельскохозяйственный склад, кладбище разорили… Обычная картина того времени: «если Бога нет, то всё позволено».

В 1988 г. храмы вновь были возвращены Русской Православной Церкви. Настоятелем прихода был назначен священник Николай Швачка. С этого момента начались трудные восстановительные работы. Из прежнего богатого убранства храмов остались только деревянные скульптуры воскресшего Христа и две Богородичные иконы: Иверская (Афон) и Иерусалимская (Елеон). Первым был заново освящен Никольский храм. В 2000 г. был освящен храм Преображенский. Во время расчистки печей под полом были найдены кости неизвестных новомучеников (погребены на территории бывшего церковного кладбища).

Белокаменные храмы с. Погост вряд ли оставят кого-то равнодушным. Удивительно, но храмы нравятся людям с абсолютно разными вкусовыми пристрастиями. Многие замечают, что эти, действительно шедевры русской архитектуры, могли бы красоваться на главных улицах Москвы, Санкт-Петербурга. Это поистине памятники мирового значения. Но всё-таки лучшее место для них - то, на котором они были рождены. Эти белокаменные храмы являются одним из лучших образцов преображения и гармонии природы (места) и человека. Для того, что бы понять это, нужно, как всегда с гениальными произведениями, просто видеть.

http://prihod-pogost.cerkov.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.