Поговаривают, что необычным названием Опалиха обязана легендарному патриарху Никону. Будто останавливался он на этом месте, среди бывших тогда болот и лесов, на пути из своего любимого Нового Иерусалима в Москву, а потом уже в далёкую ссылку. И название места объединило в себя два слова - опала лихая. То есть - Опалиха. Но современная историческая наука проявляет известную осторожность. Дело в том, что время жизни и деятельности патриарха Никона - ХVII в, а название местечка встречается уже в ХVI в. Именно тогда, в 1542 г., в межевой грамоте, посвящённой определению границ "плотницкой земли", относящейся к Архангельскому собору московского Кремля, явлена среди прочего и деревня Опалихинская. Увы, была деревня, и не стало деревни. Писцовая книга прямо так и упоминает, описывая в 1584 г. небольшое поместье служилого человека Ивана Губина, пожалованное ему из "порозжих" (оставшихся без хозяина) земель Поместного приказа: "пустошь, что была деревня Владычня, пустошь, что была деревня Опалихина, пустошь, что была деревня Загарье".
Как мы видим, к концу ХVI в., деревни как будто и не было, а осталась от неё загадочная пустошь. Потому в версиях наименования появляется новая, связанная с принятым тогда способом обработки диких, порозжих земель, названным "подсечно-огневым земледелием". Основание этого способа - вырубка и выжигание диких дебрей, высадка на освободившихся территориях культурных растений, создание небольшого поселения. Отсюда название и второй пустоши - Загарье. Новое имение Ивана Губина граничило с землями большого села Нахабино (входившего в Нахабинскую вотчину Троице-Сергиева монастыря), принадлежавшего ещё в ХV в. роду бояр Плещеевых, чей основатель - боярин Фёдор Бяконт - жил во времена Иоанна I Калиты и был отцом святителя Московского Алексея, в нелёгкие годы второй половины ХIV в. опекавшего благоверного великого князя Димитрия Донского. Возможно, что третья пустошь - Владычная, имела какое-то отношение к святителю, но доказать данный факт на данный момент нет возможности.
Постепенно пустошь заселяется и в середине ХVII в. получает звучное название "сельцо Константиновское, Опалиха тож". В 1672 г. сельцо переходит в поместье дьяку Тимофею Литвинову. Писцовая книга 1686 г. сообщает: в господском дворе дьяка 8 человек (приказчик с сыном, семья скотника и две крестянских семьи), 8 человек в двух бобыльских дворах, да ещё семь человек учтены как бежавшие (книга даже перечисляет их имена и указывает время побега). В самом начале ХVIII в., в 1704 г., сельцо попадает стольнику Василию Ивановичу Чаадаеву, прадеду писателя Алексея Чаадаева. В 1709 г. имение стало собственностью Воейковых и получило новое название - "Алексеевское, Опалиха тож". Со временем оно переходит к Николаевым и становится их родовым имением. С появлением постоянных хозяев наблюдается положительная социальная динамика. В 1775 г., по сведениям исповедных книг, в селе "Алексеевское, Опалиха тож" уже насчитывается 47 душ мужского и 49 душ женского населения. Среди них упомянут священник домовой церкви Яков (Иаков) Иванов, возраст которого указан 69 лет. Отмечено появление и домовой, небольшой церкви, создавшей резкий количественный рост жителей. Через какое-то время Николаев обязан упразднить приход, а после смерти был похоронен в селе Чернево (ныне микрорайон г. Красногорска), а жители села стали числиться в приходе черневского храма Успения Пресвятой Богородицы.
Стоит сказать, что "домовая церковь святого Николая Чудотворца находилась в особом флигеле, без всякого призрения и на сыром месте, почему много церковной утвари попортилось, на иконах в иконостасе краска потрескалась, облачения на престоле и жертвеннике ветхие; без дозволения начальства в церкви сделан новый деревянный пол, причём было прикосновение к престолу, а на самой церкви сделана голубятня". Этот повод, как видно из рапорта благочинного в 1803 г., заставил в результате, упразднить домовой храм. Юрий Алексеевич Николаев, будущий новороссийский губернатор, оставляет у себя церковную утварь, а в 1807 г. продаёт село тайной советнице Н. А. Карповой. В 1821 г. Карпова завещала село с 10 душами мужского и 9 женского пола княжне Наталии Петровне Оболенской. Затем имение досталось статской советнице Елене Сергеевне Корнеевой. Она поспособствовало увеличению населения, переведя в Опалиху из Костромской и Орловской губерний нескольких крепостных.
Между тем, дало о себе знать удобное транспортное расположение селения - недалеко от тракта, который шёл из Москвы в Ново-Иерусалимский монастырь и далее на Волоколамск. Есть версия, что оно понравилось князю Николаю Борисовичу Юсупову - владельцу усадьбы Архангельское. В 1825 г. князю пеходит имение вместе с 33 душами мужского и 25 женского пола, "господским и крестянским всяким строением, прудами, со скотом и птицами". Тут же начинается строительство: строится конюшня о 26 стоилах и 4 дойника, дом красится в жёлтый цвет, возводится башня, устраиваются оранжереи. Довершить строительство большого дорожного подворья не получилось - на этапе постройки трактира князь скончался. Его сын продаёт сельцо Алексеевское, Опалиха тож, с 32 душами мужского пола надворному советнику, лейб-медику Фёдору Христиановичу Рамиху.
Начало ХХ века - новый взлёт усадьбы. Она перешла к врачу фон Штейну. Начался новый этап - дачный. Усадебные постройки стали сдаваться дачникам. Был возведён (по другой версии, заново построен на старом месте) флигель, где ранее была домовая церковь, и там была поставлена часовня (по другой версии - новый домовой храм). Но взлёт быстро закончился.
После революции земля разошлась на наделы крестьянам, скот по дворам бедных людей. Постройки, оставшиеся без присмотра, быстро ветшали. Сохранялся только флигель, который изумлял своей формой: мезонином, балконом, бельведером и деревянной башней над ним. Что в нём только не побывало: и клуб и детская колония "Васильки". Впрочем, в 1930-х гг. под снос пошли старые строения, которые заменили на здание пансионата, с января 1942 г. там размещался эвакогоспиталь, а с 1945 г. - дом отдыха "Опалиха". В 1952 г. Опалиха окончательно превратилась в дачи. Официальный статус дачного посёлка сельской местности Опалиха носила до 28 октября 2004 г., когда посёлок был присоединён в качестве микрорайона к городу Красногорску. Новый подъём совпал как раз с основанием нового прихода.
Несмотря на версию о том, что некогда в Опалихе был домовый храм, собственно прихода как такового не было, в 1995 г. открывается новая глава для посёлка - организация местной православной общины. Через год была официально зарегистрирована приходская община Елисаветинской церкви, и уже 17 июня 1996 г. настоятелем прихода был назначен священник Василий Пичушкин. Конечно, самое главное, что было вначале - молитва. Молебны с акафистом святой преподобномученицы великой княгине Елисавете служились в доме прихожанки Марии Преферанцевой, ставшей монахиней на Святой земле и на месте предполагаемого строительства храма.
Итак, под слова молитв, в 1997 г. нашлись благотворители, и появилась временная деревянная церковь, а это значит - возможность служить Литургию, причащать и крестить. Новый храм, как отмечал настоятель отец Василий, должен был "по архитектуре походить на храм Покрова на Нерли, к тому же иметь галерею, поскольку площадка для строительства небольшая, и обладать чертами царственности, женственности и монашества - ведь матушка Елисавета была из царской семьи и стала монахиней". И вот проект нашёлся. Через год, 24 июля 1998 г., состоялась торжественная закладка каменного храма в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы по пожетвованному проекту архитектора Андрея Николаевича Оболенского. И вот опять под слова молитвы, на пожертвования прихожан, благотворителей, благодаря разнообразной помощи братского красногорского духовенства, в 2006 г. храм был построен.
Архитектурно храм в Опалихе однокупольный, в стиле смоленского и византийского зодчества ХII в., со звонницей в куполе. Снаружи стены храма отделаны белым камнем и украшены большими мозаичными иконами Господа Иисуса Христа и святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Второй престол - в честь прподобномученика Сергия (Серебрянского), бывшего духовником Марфо-Мариинской обители с момента её появления (именно его проект стал основообразующим на этапе создания обители).
Службы в новопостроенном храме прп. Елисаветы и преподобноисповедника Сергия стали совершаться в 2006 г. Через год появилась каменная ограда, на колокольне зазвонили новые колокола, были построены здания для трапезной, воскресной школы, мастерских и маленькой просфорной. С 2008 г. в новом просторном помещении заработала воскресная школа. А в 2009 г., 7 июля, храм был освящён митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В Елисаветинской церкви имеется ковчег с частицами мощей святых прп. великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, свщ исп. Сергия (Сребрянского) и свщ. исп. Луки (Войно-Ясенецкого). На территории появились ещё два приписных храма. Храм-крестильня во имя блаженной Ксении Петербургской был освящён в 2016 г. архиепископом Можайским Григорием и храм-часовня в честь прп. Сергия Радонежского, освящена в 2018 г. епископом Зарайским Константином. К Елисаветинскому храму приписаны часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в д. Новая, а также храм близ деревни Гореносово в честь иконы Божией Матери "Казанская".
Из журнала: "Православный Красногорск", №1 (9), январь 2020 г.