Флорищева пустынь стоит на левом берегу реки Лух, являющейся притоком Клязьмы. Своё название получила по наименованию возвышенности, где зародилось монашеское поселение, - в стародавние времена эту возвышенность называли Флорищевой горой. Согласно одному из преданий, возвышенность, облюбованная монашествующими, обязана свои названием некоему сборщику мёда диких пчёл с именем Флор, который имел здесь борти. Другое предание, церковное, свидетельствует, что место будущего монастыря было необыкновенным: путники, проходившие мимо Флорищевой горы, часто видели лучезарный свет, освещавший её, и слышали исходивший из самой горы колокольный звон. Время начала иноческой жизни на Флорищах определяется достаточно точно из текста грамоты государя Алексея Михайловича от 9 марта 1651 года, выданной в ответ на челобитную, в которой "старцы Моисей, да Нефедей з братьею, да вдовой поп Ондрей" просили царя разрешить строительство церкви в месте их поселения: "А церкви в той пустыне нет, а та де Луховская пустыня гора Фролищева - лес темной и место пустынное и от жилых мест удалено, и без церкви в той пустыни быть нельзя". Челобитчики сообщали, "живут де они в той пустыне осмой год". Таким образом, основание самой монашеской общины следует относить к 1643 или 1644 году. Конечно, другие иноки могли жить здесь и гораздо раньше (может быть, даже на несколько столетий), но об этом не имеется никаких сведений. И непосредственной предтечей будущей Флорищевой обители может считаться только эта община старцев и священника Андрея.
Чуть более позднее повествование о монастыре свидетельствует, что во главе общины стоял схимонах Мефодий (очевидно Нефедей, упомянутый в челобитной), "муж свят житием, прозорлив и пророческого дара исполнен", а пустынное жительство разделяли с ним монахи Варлаам и его сын Макарий, постриженники Спасо-Пуриховской обители в селе Пурех Нижегородского уезда. Царь Алексей Михайлович удовлетворил челобитье иноков и упомянутой грамотой разрешил строить во Флорищах, на земле, которой владеют "гороховляне посацкие и уездные люди", храм во имя "Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения да в приделе преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина". То, что земля на Флорищевой горе принадлежала жителям города Гороховца, и именно поэтому требовалось царское пожалование на возведение храма, также доказывет недавнее зарождение здесь монашеской жизни. В противном случае иноки должны были получить разрешение раньше и наверняка успели бы обзавестись собственными угодьями. Через 11 дней, 20 марта 1651 года, Патриарх Московский и всея Руси Иосиф благословил строительство Успенской церкви, а также велел "на тот храм и на придел лес ронить, в том лесу, в той луховской пустыни". По возведении постройки Святейший обещал "антиминсы дать, и освятить тот храм и придел попу с дьяконом по правилом святых апостол и святых отец". Так на Флорищевой горе создавались условия для начала полноценной богослужебной жизни.
Следующее известное значительное событие монастырской истории произошло 22 мая 1654 года. В тот день Патриарх Никон совершил в Москве иерейскую хиротонию иеродиакона Илариона, незадолго до этого присоединившегося к братии Флорищевой пустыни. Теперь насельники, обретшие в своих рядах первого иеромонаха, получили возможность совершать литургию. Святитель Иларион, первый строитель и учредитель общежительного устава в обители, занимает особое место в ранней истории монастыря на Флорищах. Только что рукоположенному иеромонаху пришлось пережить трудности - в том же 1654 году чума унесла жизнь почти всех насельников пустыни, включая её основателя Мефодия. Лишь отец Иларион и три инока остались в живых - благодаря тому, что они временно переселились в келью у села Афанасьева, в пятнадцати верстах от монастыря (по некоторым же данным, выжил только батюшка Иларион). Теперь на плечи молодого иеромонаха ложились заботы по восстановлению обители. Немаловажно, что новые насельники достаточно быстро собрались в пустыни, где иеромонах Иларион ввёл общежитие, - привлекала их сюда святость его жизни. Составленный святителем монастырский устав не сохранился, но известен по пересказу в "Повести о блаженной жизни преосвящённого Илариона". Святитель определил порядок соершения молитвенного правила и послушаний, запретил приобретение для монастыря сёл, поскольку иноки должны кормиться своими трудами ("возделовая землю и различная устрояя монашескому житию приличная художества"), запретил в обители "пьянственное питие", заповедал снабжать едой и одеждой странников и бездомных. Несмотря на скудость жизни в пустыни, настоятель радушно принимал приходящих, а во время неурожаев кормил окрестных жителей. За это, как свидетельствует упомянутая "Повесть", Бог в тяжёлые времена посылал помощь терпевшим нужду инокам. Святитель считал важным наставление монахов: он учил их избегать празднословия не только в храме, но и в кельях, налагая епитимии на нарушителей благочиния. Во Флорищевой пустыни уже при отце Иларионе собралась обширная библиотека, которую пополнил сподвижник Петра Великого князь Борис Голицын, принявший здесь монашеский постриг с именем Боголеп в начале ХVIII столетия.
Обитель стала одним из крупных культурных центров России. Над её украшением трудился выдающийся русский иконописец, царский изограф, Симон Ушаков, являвшийся родственником святителя Илариона. По заказу последнего Симон написал для монастыря две иконы Божией Матери: Владимирскую с избранными святыми (наиболее ранний вклад Ушакова во Флорищеву пустынь, сделанную в 1660 году) и Успения Божией Матери (вклад сделан Ушаковым и его учениками в 1662 или 1663 году). Икона Успения Пресвятой Богородицы находилась в алтаре деревянной Успенской церкви и позднее вошла в иконостас каменного Успенского собора, освящённого в 1681 году. В более поздние времена Владимирскую икону вместе с образом Успения ежегодно носили крестным ходом по Гороховецкому и Вязниковскому уездам. Важную роль в становлении Флорищевой пустыни сыграло знакомство святителя Илариона с государем Фёдором Алексеевичем. Они познакомились в Москве благодаря И. М. Языкову, приближённому царя, когда державный тяжело болел. Впоследствии царь дважды посещал с богомольями обитель на Форищевой горе, отстроил здесь каменный Успенский собор, неоднократно делал вклады: только в 1677-1680 годах монастырь получил три починка, окружавшие его землю и лес, покосы, рыбные ловли, мельницу, соляные варницы и место в Москве для подворья; обитель имела ежегодную ругу воском, ладаном, мёдом и церковным вином. Духовный авторитет святителя Илариона в глазах царя и его семьи был очень высок: именно по распоряжению государя отца Илариона возвели в архирейский сан с назначением во владыки Суздальские (это произошло в декабре 1681 года); он также крестил сына царя Илью. Уже после смерти Фёдора Алексеевича к святителю в Суздаль приезжала царская племянница Анна Иоановна, будущая российская императрица.
На рубеже ХVII-ХVIII веков Флорищева пустынь являлась одной из известнейших русских обителей. Число братии достигло здесь 150 человек, не иссякал поток богомольцев. Однако, как отмечает исследователь истории монастырей иерей Сергей Орлов, сравнительно спокойное и размеренное течение монастырской жизни было нарушено преобразованиями, которые осуществлял новый царь Пётр Первый, вводивший в соответствии со своими представлениями о государственном устройстве и новые церковные порядки. Петровский абсолютизм не мог мириться с самостоятельностью Церкви. У монастырей отбирались наиболее доходные вотчины и землевладения. Флорищева пустынь лишилась мельниц, рыбных ловель, соляных варниц. Братии пришлось расширять своё подсобное хозяйство: сеять хлеб, сажать овощи, разводить скот, - а это отвлекало от собственно монашеских трудов, подтачивало и размывало духовную жизнь. Ещё более гибельными для монашества были петровские указы об ограничениях на постриг. Уже через 20 лет это привело к такому оскудению числа монашествующих, что под угрозой оказалось само существование монастырей. В 1736 году во Флорищевой пустыни оставалось 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 27 рядовых монахов. Тем не менее, даже после секуляризационных мероприятий Екатерины II и введения духовных штатов (1764 год) Флорищева пустынь, как имеющая хорошее материальное обеспечение, была причислена к первому классу. В период восстания Пугачёва ограблению подвергся и сам монастырь, и принадлежащие ему хозяйственные сооружения - мельница на реке Пьяне в Курмышском уезде. Власти решили, "чтобы такие злодеи и ещё не сделали на пустынь нападения... откомандировать из Владимирского батальона во Флорищеву пустынь одного унтер-офицера с шестью рядовыми солдатами". Воинская стража находилась в обители до 1800 года. Возродилось в монастыре и старчество. Из Тисманского монастыря в Молдавии, где монахи жили по правилу, установленному преподобным Паисием, пришли в пустынь иноки Филарет и Феофан.
Во второй половине ХIХ столетия обитель была благоустроена во всех отношениях. Особая заслуга в этом принадлежала архимандриту Антонию, управлявшему монастырём в период с 1872 по 1898 год. Именно он привёл в порядок главное богатство обители - прекрасный вековой лес, окружающий монастырь, устроил здесь водопровод с водокачкой, перестроил скотный и конный дворы, приобрёл множество облегчавших труд насельников сельскохозяйственных орудий - косилок, жнеек, молотилок и т. п. Вместе с тем он развёл породистых коров и устроил рациональное молочное хозяйство. Порода пашковских коров, усовершенствованная отцом архимандритом, по своей красоте и молочности славилась в округе, и многие крестьяне в окрестностях приобретали на племя коров из Флорищевой пустыни. Они столько дают молока, что обитель круглый год не нуждается в нём и имеет хорошее хозяйственное подспорье. Им же заведён обширный пчельник, кирпичный завод и устроена паровая водокачка, снабжающая весь монастырь и монастырские службы водою, проведённую из родников. В ограде монастырской кругом храмов им насажено множество фруктовых деревьев и устроены красивые цветники. Словом, при его управлении монастырь изменил внешний вид и перестал нуждаться в средствах. Архимандрит Антоний преставился 8 января (по ст. стилю) 1899 года в приписанном к Флорищевой пустыни Гороховецком Знаменском монастыре.
После революции в пустыни на базе монастырского хозяйства последовательно были организованы коммуна, совхоз, подсобное хозяйство одной из московских организаций. Монастырское имущество постепенно изымалось, а то, что представляло художественную ценность, попало в музеи. Особенно много предметов поступило во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, который взял территорию обители под охрану, но не имел сил поддерживать её в надлежащем виде. В первые годы после революции резко сократилось количество насельников монастыря. К моменту официального закрытия обители (1 апреля 1923 года) в ней подвизались только семь человек во главе с последним настоятелем отцом Иоанникием. На рубеже 1920-30-х годов сюда перевели военную часть, занимавшую территорию Флорищевой пустыни до начала 1990-х. Армия поддерживала здания в относительном порядке - по крайней мере, те, что использовались для её нужд. После ухода военных содержать монастырский ансамбль оказалось не на что - Церковь, которой передали обитель в 1992 году, пока не могла взять на себя заботу о ней. Тогда же, в 1992-м, был организован приход, он и начал возрождение христианской жизни внутри стен бывшего монастыря. Через два года состоялась первая литургия в восстановленной надвратной Петропавловской церкви.
20 апреля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по предложению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия было принято решение о возобновлении Свято-Успенской Флорищевой пустыни. Главным ревнителем возрождения обители являлся отец Сергий Орлов, тогда староста Флорищевского прихода, а ныне священник возрождённого монастыря, рукоположенный в 2007 году. Именно он с группой доброхотов предпринял попытки спасти монастырский комплекс от разрушений в 1990-е годы. Наместником Флорищевой пустыни 1 сентября 2005 года назначили иеромонаха Варнаву (Баранова). В начале 2006-го года появилась возможность приступить к активным реставрационным работам. Всё началось с визита в пустынь руководителя строительной фирмы "Спецстрой-333" Игоря Иванова. Чуть ранее он восстанавливал знаменитый храм в Дубровицах, построенный Борисом Алексеевичем Голицыным, тем самым иноком Боголепом, прах которого покоится во Флорищевой пустыни. Узнав, что Борис Голицын похоронен именно здесь и увидев воочию место погребения, И. Иванов решил помочь монастырю. Уже в феврале сюда прибыла посланная им бригада монтажников. Реставрация началась с Троицкого собора - он находился в аварийном состоянии, однако благодаря тому, что ещё в 1995 году был перекрыт крышей, в 2005 году являлся самым лучшим по сохранности в монастыре. Главным архитектором проекта стал Сергей Демидов, отлично разбирающийся в прошлом и тонко чувствующий "музыку" камня. По его почину обитель восстанавливали именно такой, какой она была отстроена на рубеже ХVII-ХVIII веков. Уже на Пасху 2006 года в Троицком храме служили литургию, а в 2007 году состоялось его освящение полным чином.
Сейчас все храмы и строения Флорищевой обители восстановлены. Паломников приезжает сюда не очень много в силу удалённости обители. Влекут туристов и паломников на древнюю Флорищеву гору и святость места, и его обитатели, и всеохватывающая, успокоительная тишина, разлитая вокруг обители...
Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №107, ООО "Де Агостини", 2011