Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанщине памятником архитектуры нарышкинского барокко. Расположен в курортном районе Солотча на берегу одноимённой реки в Советском округе города Рязани. Заложен в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы в том месте, где она впадала в древности в реку Оку. Долгое время монастырь являлся северным форпостом Переяславля-Рязанского.
Легенда гласит, что на основание монастыря князя сподвигла встреча с двумя отшельниками, Василием и Евфимием, на берегу реки Солотчи, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь. После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей: Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.
До самой кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким. Его сын Фёдор Ольгович, внук Иван Фёдорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. Останки князя и его супруги, великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. До Октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя была составлена из железных колец обзим весом 6,56 кг. Этот доспех он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.
Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле. Около 1450 года великий князь Иван Феодорович Рязанский воздвигнул в монастыре большой храм в честь чтимого на Руси святителя Алексия митрополита Московского.
В древнем тексте экспликации к плану Солотчинского монастыря про Алексиевский храм пишется так: «Церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского… при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем…» Согласно монастырской летописи, в 1552 году в Рождества Богородицы Солотчинском монастыре останавливались войска Царя Иоанна Грозного, которые шли на покорение Казани.
В 1570-1580-х годах Солотчинская обитель переживала расцвет. Тогда монастырь считался одним из самых значимых на Руси и был в списке 46-ти самых крупных обителей России. В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела свои дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.
Как писал архимандрит Македоний: «Устроена благоприлично и даже богато по тогдашнему времени и щедро наделёная поместьями… Солотчинская обитель вскоре заняла видное место между рязанскими монастырями так что её настоятели лично были известны Московским митрополитам, святейшим Патриархам и самим великим Князьям и Царям Московским, а потому… были вызываемы на Московские соборы [поместные соборы Русской Православной Церкви] заседание в оных имели в числе первых первое после Епископов…»
К сожалению, в Смутное время, в 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.
Новый расцвет основанной князем Олегом Рязанским обители пришёлся на конец XVII века, когда её игуменом с 1688 по 1697 год был архимандрита Игнатий (Шангин). Именно при этом деятельном монастырском строителе обитель приобрела (в основном) свой нынешний вид. Так, стараниями архимандрита Игнатия были построены Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688-1689 гг.), пятиглавый Рождественский собор (1691 г.) и надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 г.). Кроме благолепных церквей при архимандрите Игнатии построили каменный Настоятельный корпус и было начато строительство каменной крепостной стены.
В 1680 году архимандрит Игнатий купил в московском Чудовом монастыре были башенные часы стоимостью 90 рублей (очень большие по тем временам деньги). Установили их на колокольне Покровской церкви, где были погребены Олег Рязанский и его супруга. Церковь находилась на песчаном берегу. Река год от года подмывала этот берег. В 1770 году, во время сильного половодья берег был настолько сильно размыт, что стоявшая на этой стороне часть монастырской ограды обрушилась, а Покровский храм накренился. По преданию, на краю отвесного берега он продержался около суток. За это время монастырская братия успела снять колокола, вынести из храма иконы и церковную утварь. Но самое главное то, что были спасены останки князя Олега и его супруги. После этого храм рухнул.
Как писал священник Николай Любомудров: «В 1790 году от обвала песчаного берега Покровская церковь обрушилась под гору к реке вместе с княжескою гробницею, и того же года, по указу Св. Синода, останки Олега и Евфросинии перенесены были епископом Рязанским Палладием в соборную Рождества Пресв. Богородицы церковь. и положены во вновь устроенную гробницу. Над гробницей, на стене, поставлены иконописные изображения Олега и Евфросинии, сделанные на полотне, длиною в 1,5, а шириною в 1 аршин. Оба изображены в монашеском одеянии (Олег в схиме). Таким образом местное почитание благоверного князя Олега началось еще с 1790 года, с благословения Святейшего Синода перенести его останки в Рождественский храм для поклонения верующим. Ныне это изображение или так называемая парсуна князя Олега и княгини Ефросинии находится в Рязанском художественном музее.
После архимандрита Игнатия ещё одним примечательным настоятелем Солотчинской обители был архимандрит Софроний Лихуд, который управлял монастырём с 1723 по 1729 год. Он был грек, присланный со своим братом Иоанникием в Россию из Византии.
Софроний Лихуд также как и его брат обладал обширными энциклопедическими знаниями, имел учёную степень доктора Коттонианской Академии, проповедником и философом. Как же он попал в рязанский монастырь? Во-первых, к тому времени он вошел в число 46-ти обителей крупных и значимых монастырей России. Архимандрит Македоний, указывая на общерусскую значимость Солотчинского Рождества Богородицы монастыря писал, что настоятелями в него «были посылаемы люди заслуженные и большею частью учёные, получившие оный монастырь, как бы в награду за понесённые труды и важные услуги Отечеству». Вот почему вплоть до революции 1917 года Солотчинская обитель была на особом попечении Патриархов и Священного Синода. В ней постоянно производились реконструкции, поновлялись иконостасы, строились новые здания, обустраивалось примонастырское хозяйство. Хотя были и времена, когда монастырь приходил в упадок, как этот случилось после передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии.
В конце XIX века Солотчинская обитель славилась своей иконописной школой, в которой учился уроженец села Солотча Николай Шумов, ставший знаменитым иконописцем. В начале ХХ века монастырь владел 310 десятинами земли и ежегодно получал из казны внушительную сумму в 1249 рублей. При обители было обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами.
Архив монастыря к тому времени хранил множество исторических документов, относящихся к XV-XVII векам. Среди них жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского князя Олега Ивановича, Царей Ивана IV и Федора Алексеевича; дела уголовные и гражданские духовенства и монастырских крестьян; дела о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат.
В книге священника Сергия Булгакова "Русские монастыри в 1913 году" упоминается о Солотчинской обители говорится так: "Солотчинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, в 18 верстах от Рязани, в 3 верстах от села Солотчи, при впадении реки Солотчи в Оку. Основан в 1390 году Рязанским князем Олегом, который принял тут иноческий сан; тело его вместе с супругою Евприксиею прежде было погребено в Покровской церкви; в XIV веке останки их перенесены в склеп под соборной церковью, в которой также хранятся кольчуга князя Олега и отломки каменных гробов их. Здесь находятся два древние образа святого Алексия митрополита и святых Бориса и Глеба, высеченный из камня. В числе старинных вещей замечательны: два блюда, из которых одно времен великого князя Василия Иоанновича, и потир, подаренный царями Петром I и Иоанном Алексеевичами".
В начале ХХ века множество паломников притекало в Солотчинскую обитель поклониться останкам князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали на себя кольчугу, и Господь по вере подавал болящим исцеление.
В 1917 году к власти в России пришли безбожники и Солотчинский монастырь, как и многие храмы и монастыри был закрыт. Это произошло в 1920 году. После закрытия монастырские здания частично разрушили, храмы изуродовали, многие святыни уничтожили. Сам монастырь превратили в колонию для малолетних преступников.
В 1923 году останки князя Олега Рязанского и его супруги были переданы в Рязанский губернский музей. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах музей начал проводить частичную реставрацию некоторых зданий.
В 1990 году состоялась передача честной главы благоверного князя Олега Рязанской епархии. Эта передача произошла благодаря мудрости и деликатности рязанского архиепископа Симона (Новикова), который сумел создать удивительно теплые отношения между епархией и краеведами, между светской и духовной властями. Перед святыней была свершена торжественная панихида, а потом её с честью перевезли в Иоанно-Богословский монастырь и выставили на поклонение в Богословском соборе.
26 ноября 1994 года Солотчинский Рождества-Богородицы монастырь был возрожден как женский.
В 2001 году из Иоанно-Богословского монастыря в Солотчинскую обитель передали главу князя Олега Рязанского. Так вернулся великий рязанский князь в основанную им обитель. Несколько недель в храме Рождества Богородицы, от раки с мощами подвижника веры и благочестия явно чувствовалось неземное благоухание. Как вспоминал литератор В. И. Степанов «Благодатное благоухание порой ощущалось настолько сильно, что казалось оно, обволакивало меня теплыми воздушными волнами и проходило сквозь тело и сердце и проникало в душу».
Когда только подходишь к Солотчинскому Рождества-Богородицы монастырю, то сразу замечаешь древнюю каменную стену, которая очень впечатляет своим видом, похожим на крепостное укрепление с бойницами для вооруженных ратников. А когда-то это стена была деревянной. Строить каменную стену с тремя башнями и Святыми вратами начали с восточной и южной стороны лишь в 1694-1698 годах, а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741-1745 годах. С внутренней стороны монастыря стены представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и ее деревянное ограждение. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и ведут внутристенные каменные, лестницы. Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. Недавно покрытые железом синего богородичного цвета деревянные кровли монастырской стены, а также всех храмов и построек очень повысили художественную выразительность прекрасного ансамбля Солотчинской обители.
При подходе к монастырю мы увидим прерывающую цельность монастырской стены надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь, которую, по преданию, построил знаменитый рязанский архитектор из крепостных крестьян Яков Бухвостов, известный возведением Успенского собора Рязанского кремля и других храмов в пышном, затейливом стиле нарышкинского барокко. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году.
Предтеченская церковь необычна по своему облику. При всей своей приземистости она легка, светла и вся устремлена ввысь. Ее наружные стены отделаны затейливой каменной резьбой. Это «каменное узорочье» являет собой образец нарышкинского барокко, которое так любил Бухвостов. Но главная ценность внутренней отделки Предтеченского храма - это уникальные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Предтеченской церкви мы видим не орнаментальные детали («квадратики» или «полоски»), а четыре крупных цветных панно с изображениями Евангелистов. Их фигуры настолько крупные, что снизу их можно увидеть в деталях.
Автором этих уникальных изразцов был знаменитый мастер Степан Иванов по прозвищу «Полубес». Изразцами Степана Иванова украшены многие храмы Москвы, но таких изразцовых панно, как в Солотчинском монастыре, более не встречается нигде, кроме как на московской Успенской церкви в Гончарах.
При входе в монастырь впереди мы увидим церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вначале храм был деревянным. Это была первая монастырская постройка, которую в конце XIV века возвел основатель обители сам великий князь Олег Иванович Рязанский. В XIV деревянную церковь по обветшалости снесли и на ее месте построили каменный храм, который по преданию был однокупольным. Он относился к довольно редким в древнерусской архитектуре двустолпным храмам. То есть ее вход поддерживали не четыре, а два столпа, которые к нашему времени к сожалению, не сохранились, как и сам пристроенный к храму торжественный вход. На рубеже XVI-XVI веков храм Рождества Богородицы значительно реконструировали, он стал пятикупольным, а сама церковь выдержана в строгих формах, характерных для храмового зодчества XVI. И тем не менее этот храм в своей основе является одним из самых древних на Руси.
Во второй половине XVII века под Рождественским храмом устроили гробницу первого строителя этого храма и основателя монастыря благоверного князя Олега Рязанского и его супруги княгини Ефросинии. А до того, как мы уже говорили их честные останки покоились в подмытой рекой и рухнувшей Покровской церкви.
В богоборческие годы храм сильно пострадал. Имущество было частью уничтожено, частью разграблено, останки князя Олега и княгини Ефросинии, а также их иконописное изображение забрал рязанский музей. Само здание было реконструировано под клуб с кинозалом. Сегодня трудно в это поверить, но вплоть до начала 1990-х годов в храме Рождества Богородицы показывали кино и устраивали дикие танцы на месте бывшей княжеской усыпальницы… И хотя от прежней настенной росписи остался только небольшой фрагмент, но смотря на него мы можем понять насколько прекрасна была роспись этого древнего храма.
Слева от Рождественской церкви мы увидим двухэтажный храм во имя Сошествия Святого Духа, а справа – реконструированные корпуса келий. Духовская церковь с трапезной палатой была построена по образцу трапезной Патриаршего подворья Московского Кремля при настоятеле Архимандрите (Шангине). Возводил эту церковь Яков Бухвостов. В ее украшении Бухвостов использовал различные архитектурные приемы. Так детали окон трапезной он сделал из белого камня с вставками из разноцветных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов. Такие же изразцы украшают и барабан главки купола. Причем, удивительно – ни один изразец по деталям барельефа и по своей расцветке не похож на другой. Этот редкостный мастерский подход является настоящим художественным произведением. Исскуствовед Александр Николаевич Бабий рассказывал, что секрет окраски изразцов Духовской церкви утерян, поскольку тот или иной цвет на изразце появлялся не путем нанесения красочного покрытия, а путем обжига отдельных его деталей различными породами дерева. К примеру, обжиг осиной дает синевато-зеленоватый оттенок, обжиг сосной – дает желтый цвет и так далее…
В нижнем этаже Духовской церкви находится восстановленный храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. Сама же церковь стараниями матушки Анимаисы и благотворителей ныне преобразилась. Внутри появились замечательные по художественному исполнению росписи, а снаружи храм отделан красивым красным декоративным кирпичем.
Напомним, что все сохранившиеся в монастыре каменные постройки, за исключением Рождественского собора Рождества, возведены в конце XVII века, когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. И лишь в западной части обители расположены хозяйственные здания начала XX в.
В Солотчинской обители имеются благодатные иконы и святыни. К ним относятся Казанская икона Божией Матери, икона Божией Матери Отрада и Утешение, ковчег с мощами святых угодников Божьих, честная глава благоверного князя Олега Рязанского…
С сайта: https://zyorna.ru/news/publications/igor-evsin-istorija-blagoustroenija-solotchinskogo-monastyrja.html