Монастырь Рождества Богородицы в Солотче относится к обителям, которые были основаны не иноками, искавшими уединённого жития, не духовными властями, а светским правителем. Он возник благодаря трудам и заботам одного из наиболее выдающихся и почитаемых рязанских властителей - великого князя Олега Ивановича Рязанского. Князь Олег Рязанский основал Солотчинскую обитель в 1390 году неподалёку от своей столицы - Переславля-Рязанского, на месте своей встречи с двумя отшельниками в лесном краю. Первым был построен деревянный храм в честь Рождества Богородицы, затем - кельи, что и положило начало новой обители. Впоследствии здесь возвели деревянный Успенский храм и церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В древности Солотчинский монастырь с полным на то основанием называли Домом Божией Матери.
Согласно старинной легенде, монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. Но Солотчинская обитель отстоит от Рязани на расстоянии 20 километров, и трудно поверить, чтобы в ХIV веке возможно было проложить под землёй столь длинный тоннель. Эта легенда имеет в своей основе тот факт, что князь, видимо, рассматривал обитель не только как духовный центр, но и как крепость, оборонительный пункт и убежище, в котором можно было укрыться в случае военной опасности. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, принял здесь монашеский постриг с именем Иона, часто и подолгу жил в обители, выполняя послушания как обычный монах. Согласно преданию, князь постоянно носил власяницу, а под ней, в качестве вериг, стальную кольчугу весом более 7 кг. Супруга Олега Ивановича - княгиня Евфросинья - основала в Солотче Зачатьевский женский монастырь и постриглась в монашество с именем Евпраксия. В 1402 году, незадолго до своей смерти, князь принял великую схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинской обители.
На протяжении всего ХV века, периода независимости Рязанского княжества, Рождество-Богородицкий монастырь пользовался особым вниманием наследников князя Олега. Его сын Фёдор Олегович, внук Иван Фёдорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В ХVI-ХVII веках, несмотря на полное присоединение Рязанского княжества к Москве, Солотчинский монастырь не оставался в стороне от крупнейших политических событий. В 1552 году в нём останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казанского ханства. В связи с этим в 1560 - 70-х годах в честь казанской победы в обители была возведена шатровая церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (её разобрали из-за ветхости в 1847 г.). Коснулся монастыря и опричный террор Грозного царя: сохранились сведения, что по царскому приказу был казнён солотчинский архимандрит Исаак - его имя значится в синодике, в который Иван IV записывал для поминовения имена своих жертв.
В 1570 - 1580-х годах монастырь на Солотче считался одним из главнейших. Об этом говорит то, что его настоятелей, наряду с представителями других крупнейших монастырей, приглашали на Соборы. Так, в 1572 году настоятель Солотчинской обители участвовал в Соборе, где обсуждался четвёртый брак Ивана Грозного, в 1580 и 1583 годах - в Соборах, рассматривавших вопрос церковных имуществ. Значение Солотчинского монастыря подчёркивает и то, что он вошёл в число 46-ти обителей, перечисленных Патриархом Иоасафом в изданном в 1636 году "Лествице властем" - списке самых крупных и значимых епархий и монастырей. Из описания монастыря 1598 года следует, что в конце ХVI столетия в Солотче имелась каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Предтечи, церковь святителя Алексия Московского, надвратный храм преподобного Сергия Радонежского, а за монастырём - деревянная Успенская церковь с приделом святителя Николая Чудотворца, келии архимандрита и братии, множество хозяйственных построек. В 1618 году обитель подверглась опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, которые не смогли тогда взять Рязанский кремль и разорили окрестные города и веси. Документы, датированные тем годом, рассказывают, что "соборная церковь Рождество Пречистые Богородицы да придел Иоанна Предтечи каменная обвалилась, стоит без пения".
Новый расцвет монастыря пришёлся на конец ХVII столетие и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина), управлявшего Солотчинской обителью почти десять лет - с 1688 по 1697 год. Именно в то время она приобрела свой нынешний вид. При архимандрите Игнатии в ней началось большое строительство в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1689 году была возведена двухэтажная каменная церковь Святого Духа с трапезной и заложена при ней колокольня. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя святого Онуфрия. В 1698 году заново отстроили Святые ворота с новой надвратной церковью Иоанна Предтечи. Храм строился три года - в 1958 году в его стене обнаружили закладной камень с тайником, в котором хранился листок с надписью ХVII века. В тексте говорилось, что строительство храма началось "при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день". Примерно тогда же были построены настоятельский корпус и братские кельи, в 1694-1698 годах на восточной и южной сторонах возвели стены с угловыми башнями, причём в одной из башен устроили часовню. В ХVII веке при монастыре действовала собственная иконописная школа, в которой в ХIХ веке учился знаменитый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов. Что касается количества братии, то оно в разные времена колебалось от 40 до 65 человек, число же монастырских слуг доходило до 40 душ.
На протяжении веков светские власти делали большие пожертвования Солотчинской обители. В ХVII веке монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязаньщине. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (это более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озёра с рыбными и бобровыми ловлями; многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переславле-Рязанском и собственное подворье в Москве. В ХVIII-ХIХ веках монастырём по-прежнему управлял настоятель в сане архимандрита, но монастырская жизнь в этот период не была столь ярка и приметна, как в предыдущую эпоху. В 1720-1729 годах настоятелем Солотчинского монастыря был один из основателей Славяно-греко-латинской академии - первого высшего учебного заведения в России - Софроний Лихуд. Он вместе со своим братом Иоанникием внёс большой вклад в развитие российского просвещения на рубеже ХVII-ХVIII веков. В 1720 году Софрония назначили настоятелем Солотчинского монастыря. Игуменство его складывалось не вполне удачно: монахи не приняли настоятеля-грека, поставленного не по их выбору, а по решению церковного начальства. Между Софронием и братией начались распри. Насельники отказывались подчиняться его распоряжениям, держали его под арестом в келье и даже, как рассказывали источники, покушались на его жизнь. В результате Софроний в 1729 году бежал в Москву, откуда вёл тяжбу с братией Солотчинского монастыря. Скончался просветитель в Новоспасском монастыре в 1730 году. Вклад Софрония и Иоанникия Лихудов в развитие богословия и российского прсвещения велик. Учёные греки составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике на латинском и греческом языках, положили преподаванию философии в России, подготовили множество проповеднических сочинений, воспитали первое поколение российских учёных.
В 1735 году в обители закончили строительство колокольни Свято-Духовского храма. В 1741-1745 годах, наконец построили каменную ограду с северной и западной сторон. Много неприятностей доставляла река, подмывавшая монастырские стены. В 1768 году Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм, в котором находилось захоронение почитаемого святым князя Олега Рязанского и его супруги, княгини Евфросинии. Однако иноки успели перенести чтимые останки основателя монастыря в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с ним обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплён целой системой сложных каменных сооружений. Прошли годы, и в середине ХIХ века из-за размывания грунта вновь обрушилась западная угловая башня вместе с береговым откосом. Тем не менее, на свой страх и риск, на протяжении всего ХVIII века велось строительство различных монастырских зданий на территории в непосредственной близости от речного косогора - так, например, на берегу реки Солотчи были сооружены каменный одноэтажный (на подклете) настоятельский корпус и здание братских келий.
В 1920-х годах Солотчинский монастырь, как и большинство других российских обителей, был закрыт. На его территории представители советской власти организовали колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад хозинвентаря, а в церкви Святого Духа - клуб с кинозалом. К счастью, многие святыни из обители в 1923 году успели передать в Рязанский губернский музей, впоследствии ставший Рязанским историко-архитектурный музеем-заповедником, к примеру, мощи святого благоверного князя Олега и реликвии, связанные с его именем, хранившиеся в обители с 1402 года (супруги Евфросинии - с 1406 г). В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений для устроения здесь экспозиций филиала Рязанского музея-заповедника, но до начала 1990-х годов в церкви Святого Духа ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе "Солотча".
Лишь летом 1992 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы вновь появились золочёные кресты, а в апреле 1994 года монастырь передали Русской Православной Церкви. В том же году он был возрождён уже как женский. 17 апреля 1994 года митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил святую обитель, храм Святого Духа, куда позже вернулись мощи святого князя Олега, и благословил настоятельницу игумению Варвару (Самарину) на многотрудный путь по возрождению Солотчинского монастыря. 17 апреля 1994 года был освящён и храм Святого Духа, восстановленный стараниями насельниц обители. Спустя некоторое время были позолочены купола и иконостас в обновлённом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен сестринский корпус (1994), завершена реконструкция всех монастырских зданий, восстановлена монастырская ограда с башнями, возведены новые хозяйственные постройки. В обители имеется большое подсобное хозяйство, специализирующееся на птицеводстве и животноводстве. Число насельниц, ныне подвизающихся в Солотче, насчитывается 23 монахини. Стараниями игумении Варвары и насельниц обитель неузнаваемо преобразилась за последние 25 лет. Здесь вновь звучит молитва, течёт монашеская жизнь, храмы наполняются прихожанами и паломниками. С 25 декабря 2013 года игуменией монастыря является Анимаиса (Данилова).
Отдельно следует сказать о тех строениях, которые имелись ранее в Солотчинском монастыре, но не сохранились до наших дней. В третьей четверти ХVI века в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В ХIХ веке она обветшала и в 1847 году её разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче. В этом храме устроили придел во имя святителя Алексия Московского. Стоял в монастыре Покровский храм, первоначально построенный князем Олегом Рязанским. Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Храм находился у самой стены монастыря, на высоком берегу речки Солотчи. Год за годом вода незаметно подмывала обрыв. В середине ХVIII века часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное - монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. Как писал летописец, "После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой...". В ХV веке, сразу после причисления к лику святых преподобного Сергия Радонежского, в обители построили Сергиевский храм. Но к концу ХVII столетия церковь обветшала и на её месте возвели Святые врата с церковью Иоанна Предтечи, ныне являющиеся неотъемлемым украшением этой древней обители.
Из журнала "Православные монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №62, ООО "Де Агостини", 2019