Сельцо Пущино на реке Оке впервые упоминается в писцовых книгах 1570-х гг. в качестве имения двух разных помещиков из рода Пущиных. В1765 г., на средства нового владельца села Якова Ивановича Арцибашева была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Трёх Святителей. Этот храм находился при западном въезде в пущинскую усадьбу. В 1798 г. в местном приходе числилось 10 дворов, в 1798 г. – 16 дворов или 83 души мужского пола, в 1812 г. – 18 дворов, 89 душ мужского пола и 109 женского, около 1895 г. – 129 прихожан и 133 прихожанки. В 1890 г. Успенский храм в Пущино был возобновлён тщанием известного московского чаеторговца и мецената Сергея Васильевича Перлова, которому в то время принадлежала усадьба, им же пожертвован капитал в 800 руб. на содержание храма. Новые иконы для пущинского храма написал тогда монах Даниил, руководивший иконописными мастерскими при Оптиной пустыни и Шамординском монастыре, строителем которого был С.В. Перлов.
Храм с. Пущина закрыт в 1930-е гг., здание его было занято зерноскладом. В 1958 г., при ликвидации пущинского колхоза, Успенская церковь, по распоряжению колхозного начальства, разрушена до основания.
С 1823 г. церковь с Пущина, по малоприходству, была приписана к Спасо-Преображенскому храму с. Тешилова, отстоявшему от него всего на полверсты (ок. 800 м) к западу, у впадения р. Любожихи в Оку. Сыном тешиловского священника Иоанна был духовник великого князя Димитрия будущего Донского – поп Митяй (в монашестве Михаил) – выдвигавшийся князем на престол митрополита Московского. В 1379 г. он внезапно умер по пути в Константинополь, где его ждало возведение в сан главы Русской Церкви. С XVII в., в связи с продвижением границ Московии к югу, Тешилов утратил статус города-крепости, сделался селом. По местным преданиям, какое-то время здесь существовал Георгиевский монастырь. В Спасо-Преображенском храме вплоть до 1890-х гг. сохранялось священническое облачение из серебряной парчи, пожертвованной неким вельможей, получившим её в дар от Петра I. Вероятно, этим вкладчиком был петровский канцлер граф Гавриил Иванович Головкин, владевший Тешиловом с нач. XVIII в. Деревянный Преображенский храм с приделом во имя святого великомученика Георгия был построен в Тешилово в 1779 г. генерал-майором Даниилом Стефановичем Журавлёвым. К приходу также относились сельцо Шипилово, где с 1868 г. открылась церковно-приходская школа; деревни Присады, Мещериново, Семёновское, Зайцево и Глазово; приписное с. Пущино с деревней Салоново. В 1781 г. в тешиловском приходе состояло 200 дворов, в 1798 г. – 111 дворов и 667 душ мужского пола; в 1819 г. – 553 души мужского пола и 670 – женского; около 1895 г. – 686 прихожан и 738 прихожанок. В 1920-х гг. религиозное общество при храме с. Тешилово составляли 93 прихожанина обоего пола, в т. ч. 13 жителей с. Пущина.
С 1930-х гг. здание Преображенского храма занято клубом пионерлагеря серпуховских текстильщиков, прилегавшее к нему кладбище подвергается поруганию и разорению; в 1978 г., при реконструкции пионерского лагеря «Космос» — была окончательно снесена и церковь.
Нынешнему пущинскому храму чуть больше 20 лет. История создания православного прихода в академгородке тесно связана с именем ученого-математика Виталия Ивановича Крюкова, ныне игумена Свято-Данилова монастыря Феофана (Крюкова). Научный работник, материалист, однажды очарованный церковным пением, в начале 1980-х стал посещать богослужения в Ильинской церкви. Вскоре сам начал там петь. На службы в «Ильинку» ездили из Пущина и другие верующие. Встречаясь каждое воскресенье на автобусной остановке, эти люди постепенно объединились и стали «первой двадцаткой», которая в 1988 г. зарегистрирует православную общину в родном городе. «Двадцатку» составили в основном бабушки, что было естественно для социалистической еще России. Но было среди них и двое ученых: выпускник мехмата МГУ Владимир Седов (ныне настоятель Успенской Церкви в с. Кузьменки) и В.И. Крюков, которого выбрали старостой общины, тем самым доверив ему сложную миссию организатора прихода и ходатая перед советскими властями.
После регистрации с декабря 1988 г. члены общины каждую среду собираются на квартирах, читают акафисты, Евангелие, Псалтирь, каноны. В 1989 г. в Пущино присылают первого священника — отца Петра, который отслужил всего несколько служб, и 29 апреля 1989 г. в Пущино направляют архимандрита Иакова (Максимова) (1933-2002 гг., в схиме – Иоанн), который стал первым настоятелем Пущинского храма. Событием для Пущина стало первое освящение пасхальных куличей в здании ЖЭКа. Остро встает вопрос о помещении для молитвенных собраний. К переговорам с городской администрацией подключился Лев Андреевич Козлович, сотрудник Специального конструкторского бюро, депутат горсовета, очень много сделавший для Пущина и для храма в частности. После долгих переговоров и телеграмм в Совет министров верующим выделили деревянный домик – бывшую дачу Строительно-монтажного управления. Начались регулярные богослужения. Виталий Иванович был первым регентом. Сослужил отцу Иакову протоиерей Михаил Степанов, прибывший в Пущино из Троице-Сергиевой лавры.
Стены нового храма начали возводить вокруг деревянного домика, и в какой-то момент избушка оказалась внутри строящегося храма. После вечерней службы прихожане выстраивались в цепочку и разгружали кирпич. Лев Андреевич Козлович в сложные 1990-е годы находил средства для строительства, хотя в городе в этот период не строился ни один объект. Он нашел группу хороших конструкторов во главе с Ю.К. Шевченко, которые сделали расчет свода храма по проекту В.В. Варламова.
К моменту начала строительства храма должность главного архитектора города занимал Виктор Варламов, впоследствии посвятивший свою жизнь возведению православных храмов. Его причастность к жизни прихода не завершилась созданием проекта, а скорее только началась, поскольку воплощение проекта происходило при его непосредственном участии. Он был и архитектором, и инженером, и прорабом, и плотником, и каменщиком, и певчим и чтецом на клиросе. Виктор Варламов замыслил новый храм как экскурс в историю церковной архитектуры. Небольшой византийский храм угадывается в четверике, черты допетровского теремного зодчества прослеживаются в трапезной части, колокольня, возведенная в барочной традиции, завершает этот экскурс. Разнообразие стилей в облике храма-новостройки, от византийского до классицизма при доминировании форм русского церковного зодчества есть олицетворение 2000-летней христианской культуры и христианства в целом, к юбилею которого и был построен храм. Первое богослужение в новом храме состоялось на Пасху 2000 г.
Но этому предшествовал период богослужений в Доме причта. При архимандрите Иакове были в основном возведены стены нового храма, предстояли работы по внутренней отделке. К этому времени отца Иакова переводят на новое место служения, а настоятелем Пущинского храма становится молодой священник Дионисий Крюков — сын первого старосты Виталия Ивановича Крюкова, к тому времени принявшего монашеский постриг в Свято-Даниловом монастыре с именем Феофан. В 1995 г. храм из деревянного домика перемещается в построенный Дом причта. На первом этаже устраивается алтарь, в вестибюле — притвор, а на втором этаже располагаются трапезная, начинают работать библиотека и воскресная школа. Количество прихожан в воскресные дни заметно возрастает, а на Рождество и Пасху храм уже не вмещает всех желающих.
В 2000 г. храм-новостройка обретает благодетеля — Константина Малофеева, основателя Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Временный иконостас сменяется иконостасом белокаменным. Его проект рождается у Виктора Варламова под впечатлением, которое произвел на него знаменитый храм Покрова на Нерли. Растительные орнаменты, львы и птицы, вырезанные из камня, действительно очень напоминают декор белокаменных соборов Владимирской земли. Изготовлен был иконостас из владимирского камня владимирскими резчиками, так что можно сказать, что главный иконостас в Пущино — это частичка древней белокаменной Руси в современном храме. В трапезной части устраиваются два деревянных придела. Один — Успенский в память о том, что когда-то на территории Пущинской усадьбы стоял Успенский храм. Первые жители Пущина помнят еще остатки фундамента этого храма. Второй придел — в честь равноапостольного царя Константина — небесного покровителя главного ктитора храма.
Иконы для иконостаса были написаны признанными иконописцами современности Александром Лавданским, Андреем Бубновым-Петросяном, Анатолием Этенейером, Алексеем Лукашиным, Марией Фофановой, Людмилой Мининой. Стены храма украшают иконы святителей, выполненные Александром Чашкиным.
В 2004 г. для росписи храма была приглашена Монументальная мастерская ПСТГУ под руководством Самолыго И. Ю. За основу программы росписей художники взяли каноны Византийского искусства: в куполе — образ Христа Пантократора, в барабане — Архангелы, в парусах — Херувимы, в подкупольном пространстве, образующем в плане крест — евангелисты. Следующая ступень — арки — раскрывают нам тайну сотворения человека и его Искупления – «Пресвятая Троица», «Не рыдай Мене, Мати», «Спас Недреманное Око», Ангел Великого Совета на иконе «София — Премудрость Божия». От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов — композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле — события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре — поясной образ Богородицы Оранты, композиция «Причащение апостолов» и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века. Осенью 2006 г. росписи четверика были полностью завершены. И вскоре те же мастера приступили к росписи трапезной части. Если для четверика был выбран колорит небесно-голубой, прозрачный, хорошо сочетающийся с белым камнем иконостаса, то росписи трапезной части заметно более насыщенных цветов — синего, темно-красного, их задача — гармонировать с красным деревом приделов. Деисус, расположенный над аркой, ведущей в четверик, — как бы продолжение невысокого иконостаса. Присоединяются к молитве Богородицы, Предтечи и Ангелов святые, изображенные по периметру трапезной. Здесь в отличие от медальонов четверика представлены преимущественно русские святые более поздних веков, в том числе новомученики и исповедники Российские, святые Серпуховской земли и Серпуховские новомученики. Но главная тема росписи трапезной — «Архангел Михаил в деяниях». Икона из иконостаса Архангельского Собора Московского Кремля послужила основой для росписи Архангельского храма в небольшом подмосковном городке. Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.
Протоиерей Дионисий Крюков, настоятель храма. Захарова Л.А., директор Воскресной школы «Вертоград»
tsobor.ru/?p=1419