…Войдя в открытые церковные двери, и, оказавшись в притворе, невозможно отказаться от соблазна подняться на верхнюю площадку пятиярусной колокольни, где раньше располагалась площадка для звонаря. Идешь сначала по ярко-красного кирпича винтовому подъему, а затем поднимаешься по сбитой из прочных стропил деревянной лестнице… Бросив взгляд на фотографию, скептик скажет: «Ну вот, опять, развалины и церкви». Но у нас есть, что возразить на это. Знать прошлое своих мест надо для того, чтобы знать самого себя. В каждой среднего достатка европейской или американской семье имеется свое генеалогическое древо. Помнит ли кто-либо из нас имена своих прадеда или прабабки? Знаем ли мы о том, чем они занимались и что любили? На эти вопросы вряд ли можно услышать утвердительный ответ. Можно ли при таком беспамятстве рассчитывать на стабильность в будущем?
С двадцатиметровой колокольни церкви Рождества Богородицы в Лыщичи, что располагается на пути из Клинцов в Унечу, можно увидеть окрестные места за несколько километров вокруг. Деревню, растянувшуюся по берегам некогда широкой реки Днепровки, пастбища, перелески. Все здесь почти так и было в 1814 году, когда после победы в русской-французской войне была возведена эта церковь.
Лыщичи до войны с Наполеоном были одним из крупнейших сел Стародубского казачьего полка. История говорит лишь о том, что нынешние стены церкви возведены на месте разрушенной деревянной церкви. Возможно, прежний храм был уничтожен в ходе периферийных военных действий, то есть Лыщичи в войне были военным лагерем и перевалочной базой для казачьих войск.
Сама земля скрывает в себе еще массу загадок. Лыщичи – одно из городищ раннего железного века. Археологическую ценность села установил профессор Е.А. Шинаков в 1991 году. Расположено городище на мысу правобережной террасы безымянного ручья (левый приток реки Днепровка). «Площадка округлая, высота над поймой шесть метров. С напольной, северной, стороны укреплено валом высотой около одного метра. Поверхность распахивается. Найдена лепная керамика юхновской культуры», – так написал в отчете археолог. Поодаль от села он же раскопал курганный могильник Рамона, принадлежащий к эпохе бронзы. Захоронение расположено в трех километрах к северо-западу. Место это, известное археологам с конца XIX века, получило название «Урочище Рамона». Шинаков пишет: «Расположен могильник на водораздельной возвышенности. Семь курганов диаметром от 11 до 18 метров и высотой до 2 метров. По внешним признакам отнесен к эпохе бронзы».
Жизнь здесь, на этой земле, кипела задолго до Крещения Руси. Благоприятный климат служил мотивом для выбора этих мест для длительной остановки в постоянном скотоводческом кочевьи древним славянским племенам в первых веках нашей эры…
Церковь, отнюдь не характерной для сельских храмов классической архитектуры, болезненно переживала времена лихолетий. В главном нефе до начала 70-х годов внутри храма был цел трехъярусный барочный иконостас. Царские врата уникальной ажурной резьбы и киоты древнерусского стиля утрачены. В конце 1970-х гг. огонь уничтожил деревянные перекрытия, купол рухнул.
Внутри помещения храма лежит огромный двухметровый кованный крест с купола, обломки камня, обгоревшие бревна. Через кирпич к свету на месте бывшего алтаря вытянулись свечами березки. По кирпичным глыбам, огибая заваленные стволы деревьев, можно пройти храм наискось и выйти в маленькие дьяконские врата слева в алтарной части.
…Мы приглашаем читателя оглянуться в глубь веков не сторонним наблюдателем, а наследником, полноценным владельцем традиций прошлого. Войти в разрушенный монастырь или сельский храм, по шатким мосткам подняться на высокую колокольню, оглядеть окрестные поля и леса добрым, хозяйским взглядом. Понять, что это все вокруг – твое, ты здесь живешь, и иного тебе не надо…
О. Вечорко. Газета «Ваше Дело» № 1 от 04 января 2007 года, стр. 18. г. Клинцы (Брянская область)