ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Лыщичи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Лыщичи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Параскевы Иконийской
Год постройки:1814.
Адрес:
Брянская область, Унечский район, Лыщичи

Координаты: 52.737235, 32.56886



Сортировка:

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лыщичи, Унечский район, Брянская область
Сергей Меркулов
10 декабря 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лыщичи, Унечский район, Брянская область
Сергей Меркулов
10 декабря 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лыщичи, Унечский район, Брянская область
shaman
29 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лыщичи, Унечский район, Брянская область
shaman
29 мая 2009
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Лыщичи, Унечский район, Брянская область
Сергей Меркулов
10 декабря 2023
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1984
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1984
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1983
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1973 г.<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
Фото 1973 г.
Елена Григорьева
1 июня 1973
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1973
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Утраченный главный иконостас. "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Лыщичи, Унечский район, Брянская область
Утраченный главный иконостас. "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Cергей Б.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Васильков
 
Дмитрий Васильков  2 августа 2007

Церковь Рождества Богородицы построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г., в 1909 г. надстроена и расширена, построена новая колокольня. В советское время закрыта, использовалась под склад . Красивые иконостасы в стиле барокко существовали ещё в 1970-х. гг., позже погибли, видимо, при пожаре, тогда же обрушилась верхняя часть храма.

По материалам: https://vk.com/wall-6523189_1023111


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 апреля 2010

Расположена в центре села на берегу реки, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1814 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г.; в 1909 г. надстроена и расширена трапезная с приделами по сторонам и сооружена новая колокольня; тогда же, видимо, появилось и нынешнее завершение храма. Стены здания кирпичные, оштукатуренные. Оригинальный крестообразный в плане храм в стиле позднего классицизма с пристройками в русском стиле. В объемной композиции выделяется высотой основной четверик с крупными сегментными окнами вверху и поздней четырехскатной кровлей, увенчанной декоративным пятиглавием. К четверику примыкают прямоугольные алтарь и боковые рукава креста в два света, украшенные четырехколонными портиками. Повышенная в средней части трапезная с приделами по бокам сильно изменила прежнее построение. Господствующую роль в нем стала играть огромная тяжеловесная пятиярусная колокольня с двумя нижними четвериками, объединенными с трапезной, массивными четвериками звона, имеющими срезанные углы, и восьмериком, увенчанным большой главой (ныне утрачена). Первоначальный позднеклассицистический декор храма строг и лаконичен: простые тяги и карнизы, упрощенные антаблементы и портики с фронтонами, большие полукруглые проемы вверху куба и внутри портиков, сочетающиеся с небольшими круглыми окнами второго света в квадратных нишах. Более сухо и дробно выглядит убранство фасадов колокольни и приделов в русском стиле.

В интерьере центральное помещение, сильно развитое в высоту, перекрыто деревянным восьмигранным сомкнутым сводом с плоскими парусами в углах. Перекрытия остальных частей плоские. Иконостасы в основном объеме и приделах характерны для стиля украинского барокко. Иконы утрачены. Цокольная часть главного трехъярусного иконостаса декорирована барочными круглыми рамками и филенчатыми пилястрами по сторонам. Нижний ярус объединяет местный и праздничный чин. Два верхних яруса, ступенчато повышающиеся к центру, имеют карнизы изломанных очертаний. Иконостас завершается килевидной композицией с крестом в центре. Ярусы отделены один от другого раскрепо-ванными карнизами, а иконы внутри каждого яруса - каннелированными пилястрами. Центр иконостаса выделен во втором ярусе своеобразными кронштейнами в виде волют. Резьба затейливого рисунка украшает пилястры, фриз нижнего яруса и обрамления икон. Царские врата (существовали до 1970-х гг.) с изысканной ажурной резьбой растительного характера и овальными иконами, очевидно перенесенные из другого храма, были выполнены в 1-й пол. 18 в.; они увенчивались короной - характерным элементом декора украинского барокко. Сходные между собой трехъярусные иконостасы в приделах сохранились фрагментарно. Представляют интерес карнизы нижних ярусов с арочными завершениями по осям и обрамление в виде квадрифолия над царскими вратами (северный придел). Киоты русского стиля с тяжелыми формами и суховатой резьбой относятся ко 2-й пол. 19 в.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997


Александр ДУДНИКОВ
 
Александр ДУДНИКОВ  24 февраля 2025

…Войдя в открытые церковные двери, и, оказавшись в притворе, невозможно отказаться от соблазна подняться на верхнюю площадку пятиярусной колокольни, где раньше располагалась площадка для звонаря. Идешь сначала по ярко-красного кирпича винтовому подъему, а затем поднимаешься по сбитой из прочных стропил деревянной лестнице… Бросив взгляд на фотографию, скептик скажет: «Ну вот, опять, развалины и церкви». Но у нас есть, что возразить на это. Знать прошлое своих мест надо для того, чтобы знать самого себя. В каждой среднего достатка европейской или американской семье имеется свое генеалогическое древо. Помнит ли кто-либо из нас имена своих прадеда или прабабки? Знаем ли мы о том, чем они занимались и что любили? На эти вопросы вряд ли можно услышать утвердительный ответ. Можно ли при таком беспамятстве рассчитывать на стабильность в будущем?

С двадцатиметровой колокольни церкви Рождества Богородицы в Лыщичи, что располагается на пути из Клинцов в Унечу, можно увидеть окрестные места за несколько километров вокруг. Деревню, растянувшуюся по берегам некогда широкой реки Днепровки, пастбища, перелески. Все здесь почти так и было в 1814 году, когда после победы в русской-французской войне была возведена эта церковь.

Лыщичи до войны с Наполеоном были одним из крупнейших сел Стародубского казачьего полка. История говорит лишь о том, что нынешние стены церкви возведены на месте разрушенной деревянной церкви. Возможно, прежний храм был уничтожен в ходе периферийных военных действий, то есть Лыщичи в войне были военным лагерем и перевалочной базой для казачьих войск.

Сама земля скрывает в себе еще массу загадок. Лыщичи – одно из городищ раннего железного века. Археологическую ценность села установил профессор Е.А. Шинаков в 1991 году. Расположено городище на мысу правобережной террасы безымянного ручья (левый приток реки Днепровка). «Площадка округлая, высота над поймой шесть метров. С напольной, северной, стороны укреплено валом высотой около одного метра. Поверхность распахивается. Найдена лепная керамика юхновской культуры», – так написал в отчете археолог. Поодаль от села он же раскопал курганный могильник Рамона, принадлежащий к эпохе бронзы. Захоронение расположено в трех километрах к северо-западу. Место это, известное археологам с конца XIX века, получило название «Урочище Рамона». Шинаков пишет: «Расположен могильник на водораздельной возвышенности. Семь курганов диаметром от 11 до 18 метров и высотой до 2 метров. По внешним признакам отнесен к эпохе бронзы».

Жизнь здесь, на этой земле, кипела задолго до Крещения Руси. Благоприятный климат служил мотивом для выбора этих мест для длительной остановки в постоянном скотоводческом кочевьи древним славянским племенам в первых веках нашей эры…

Церковь, отнюдь не характерной для сельских храмов классической архитектуры, болезненно переживала времена лихолетий. В главном нефе до начала 70-х годов внутри храма был цел трехъярусный барочный иконостас. Царские врата уникальной ажурной резьбы и киоты древнерусского стиля утрачены. В конце 1970-х гг. огонь уничтожил деревянные перекрытия, купол рухнул.

Внутри помещения храма лежит огромный двухметровый кованный крест с купола, обломки камня, обгоревшие бревна. Через кирпич к свету на месте бывшего алтаря вытянулись свечами березки. По кирпичным глыбам, огибая заваленные стволы деревьев, можно пройти храм наискось и выйти в маленькие дьяконские врата слева в алтарной части.

…Мы приглашаем читателя оглянуться в глубь веков не сторонним наблюдателем, а наследником, полноценным владельцем традиций прошлого. Войти в разрушенный монастырь или сельский храм, по шатким мосткам подняться на высокую колокольню, оглядеть окрестные поля и леса добрым, хозяйским взглядом. Понять, что это все вокруг – твое, ты здесь живешь, и иного тебе не надо…

О. Вечорко. Газета «Ваше Дело» № 1 от 04 января 2007 года, стр. 18. г. Клинцы (Брянская область)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.