ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Почеп. Собор Воскресения Христова.


Собор. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Захарии и Елисаветы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1765 и 1771.
Архитектор:Ж.Б. Валлен-Деламот (?); А.Г. Яновский (производство работ)
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Брянская область, Почепский район, г. Почеп, Октябрьская пл., д. 3

Координаты:52.928, 33.4547
Проезд: автолюбителям надо ехать из Брянска по шоссе А 240 (примерно 70 км от Брянской окружной дороги). В Почепе несколько раз в день останавливаются электрички,идущие из Брянска на Туросну,Унечу,Новозыбков и,собственно,Почеп. От вокзала до Октябрьской площади,где расположен собор,- около получаса пешком п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда автолюбителям надо ехать из Брянска по шоссе А 240 (примерно 70 км от Брянской окружной дороги). В Почепе несколько раз в день останавливаются электрички,идущие из Брянска на Туросну,Унечу,Новозыбков и,собственно,Почеп. От вокзала до Октябрьской площади,где расположен собор,- около получаса пешком по улицам Толстого и Ленина. Для тех,кому необходимо остаться в городе на ночь,на площади есть гостиница эконом-класса.


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Сергей Сол
21 февраля 2019
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Сергей Сол
21 февраля 2019
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Алексей Кротов
1 октября 2018
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Вид из городского парка
Yardkeeper
1 апреля 2017
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Воскресенский собор 1765 г.
Клёцкин Николай
6 июля 2015
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
8 октября 2004
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
8 октября 2004
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Алтарная часть
Yardkeeper
1 апреля 2017
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
28 сентября 1942
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1942
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 августа 1942
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото из журнала "Живописная Россия".
Андрей Агафонов
1 января 1903
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фото с сайта mglin-krai.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Фотография размещена на страницах книги Ф.Ф. Горностаева "Дворцы и церкви юга", серия "Культурные сокровища России", выпуск восьмой, издательство товарищества "Образование", Москва, 1914 год, стр. б/н
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Собор Воскресения Христова - Почеп - Почепский район - Брянская область
Алексей Кротов
1 октября 2018



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Дмитрий Васильков,  3 августа 2007

Воскресенский собор возведён в 1765–71 гг. вместо деревянной церкви 1715 г. по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота (А.Ринальди?) архитектором А.Г. Яновским на средства графа К.Г. Разумовского. Первоначально входил в ансамбль усадьбы Разумовского (разрушен во время Великой Отечественной войны). Собор реставрирован в 1980-х гг. (арх. А.Г. Азаров). Замечательный памятник архитектуры, один из первых образцов раннего классицизма. Великолепный иконостас выполнен по рисунку В.В. Растрелли, иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского.


Статью добавил(а): Вадим кр,  30 мая 2016

В самом сердце неприметного древнего провинциального городка Почеп, что в 80 км от Брянска, красуется величественный Воскресенский собор, красота которого не уступает великолепию столичных сооружений. Первый камень фундамента православного храма в Почепе был заложен еще в 1765 году по приказу нового владельца города светлейшего графа Кирилла Разумовского, гетмана Малороссии. Великолепный, ослепительно-белоснежный храм сооружался согласно проекту талантливого итальянского зодчего XVIII века Антонио Ринальди, чьи творения до сих пор служат основным украшение культурной столицы Петербурга. Ансамбль Воскресенского собора воплотил в себе синтез архитектурных идей классицизма и барокко. Двухэтажное здание в форме латинского креста в западной своей части располагает четырехъярусной колокольней с острым шпилем. Барочная роскошь просматривается и в интерьере собора, украшенного потрясающим иконостасом, золочеными капителями пилястр, оконными витражами и дивными иконами работы украинского художника Г. Стеценко (XVIII век). Уже в апреле 1771 года Воскресенский собор был освящен и с тех пор храм не прекращает свою службу.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/voskresenskiy-sobor-13346.html


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  23 апреля 2019

Храм в честь Воскресения Христова, или, как его называют в народе, Воскресенский собор, пережил все невзгоды более чем двух столетий. Храм возводился в 1765-71 гг вместо деревянной церкви 1715 года постройки на средства гетмана Войска Запорожского графа К. Г. Разумовского. Строил почепский храм по проекту присланному из Санкт-Петербурга придворный архитектор А. Г. Яновский. На западной стене второго этажа сохранилась с ХVIII века уникальная надпись, которая сообщает нам о дате основания собора. Она гласит: "при державе Благочестивейшей Великой Государыне Императрицы Екатерины Алексеевны Второй самодержицы всея России и при наследнике ЕЕ Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Павле Петровиче основан храм сей Воскресения Господня 1765 июня 4 дня, а за совершением освятися 1771 апреля 17 собственным коштом господина генерал-фельдмаршала сенатора и разных орденов кавалера сиятельнейшего графа Кирилла Григорьевича Разумовского". Екатерина II ликвидировала вместе с автономией Украины Гетманский титул, но пожаловала графу в качестве компенсации в вечное владение обширные земли в число которых входил и Почеп с окрестностями. В память этого события и был построен Воскресенский собор. Сегодня это одна из самых значительных достопримечательностей области, замечательный памятник русского зодчества ХVIII века, один из образцов позднего барокко.

После Полтавской битвы Почеп с волостью получил сподвижник и фаворит Петра I А. Д. Меншиков. По некоторым сведениям, он построил на берегу Судости "земляной город, прозываемый Александрополем". В нём располагались дворец, более 20 каменных палат и церковь Александра Невского. В 1760 году императрица Елизавета Петровна пожаловала город и волость гетману К. Г. Разумовскому "в вечное и потомственное владение". Привыкший жить в роскоши, граф и сенатор построил в своих владениях дворцы и церкви по проектам знаменитых архитекторов и устроил прекрасные парки. Дворец Разумовского был сооружён по проекту известного петербургского зодчего Ж. Б. Валлен-Деламота из кирпича разобранного дворца Меншикова. Видимо, поэтому ему приписывали и авторство входившего в дворцовый комплекс Воскресенского собора. Впоследствии было установлено, что проект церкви принадлежал архитектору Антонио Ринальди. В пользу авторства итальянского зодчего говорят и стилистические особенности сооружения - изысканные гармоничные формы с тонко прорисованными деталями, которые кажутся особенно выразительными в условиях скромного окружения. Сочетание приёмов барокко и классицизма осуществлено поистине мастерски. Особенно характерна для творчества Ринальди архитектура колокольни. Основной объём имеет форму латинского креста. Северный, восточный и южный рукава закруглены. Над средокрестием возвышается небольшой четверик, увенчанный яйцевидным куполом. На куполе размещён двусветный цилиндрический барабан с полусферическим покрытием. Нижний (тёплый) престол двухэтажного собора посвящён родителям Иоанна Предтечи св. Захарию и Елизавете, верхний (холодный) - Воскресению Христову.

Поражает воображение просторная и залитая светом летняя церковь Воскресения Господня с деревянным иконостасом. Его композиция - витые колонны, сильный контраст света и тени - задумана как чудесное видение. Великолепный двухъярусный иконостас выполнен предположительно по рисунку В. В. Растрелли, а иконы написаны придворным художником Григорием Стеценко. Это уникальный памятник монументального искусства в стиле барокко. В его восхитительном декоративном убранстве главное место отведено эффектной позолоченной резьбе, которая создаёт торжественный парадный вид. В советское время отдельные детали иконостаса, к сожалению, утрачены. По преданию, иконостас был перевезён из села Перово (ныне район Москвы), где императрица Елизавета Петровна тайно венчалась с Алексеем Разумовским, братом будущего гетмана Кирилла Разумовского. Некоторые историки считают, что собор ещё и своеобразный памятник роду Разумовских, поднявшемуся из простых украинских пастухов до ранга первых лиц империи и давшему не только вельмож, но и известных деятелей российской культуры - Антония Погорельского, Алексея Толстого, братьев Жемчужниковых. Первоначально храм входил в усадебный ансамбль, дворец которого разрушен во время Великой Отечественной войны. Во время Гражданской войны Воскресенский собор был разграблен красноармейцами. В 1934-37 гг. в соборе служили протоиерей Исаак Козлов и протоиерей Леонид Лапчинский, старостой храма являлся Ефрем Медведев. В 1937 году они были арестованы и расстреляны, а храм закрыт. Во время немецкой оккупации церковь открыли. Воскресенский собор действовал до 1956 года, после чего в здании располагался музей.

Храм Воскресения Христова реставрировался в 1980-х гг по проекту архитектора А. Г. Азарова. Богослужения возобновились в 1990 году, а в 1999 году в храм возвращены иконы иконостаса, которые находились в реставрационном центре И. Э. Грабаря в Москве. 13 сентября 2016 года, ночью, в храме произошло возгорание; сработала сигнализация на пульте дежурного. Двое сотрудников вневедомственной охраны сержант Игорь Тетера и старший сержант Александр Ленючев вовремя прибыли к месту начавшегося пожара, не задумываясь вскрыли запасной вход в храм и потушили горевший к тому времени деревянный пол и шкаф до приезда пожарных. Благодаря этим людям было спасено старинное здание храма и его уникальный иконостас, который находится под охраной ЮНЕСКО.

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014 и газеты "Брянский рабочий", №38, 22 сентября 2016 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  20 августа 2019

В древнем брянском городке Почеп стоит удивительный Воскресенский собор. Его история неразрывно связана с историей самого Почепа. Хотя бы уже потому, что его строили из кирпича, оставшегося после разбора дворца подвижника Петра I - А. Д. Меншикова, героя Полтавского сражения.

С 1709 года Почеп принадлежал князю Александру Меншикову. При нём заработала полотняно-парусиновая мануфактура (в середине столетия её перенесли в село Рёвны). А в 1760-м местечко сменило владельца. Им стал граф Кирилл Григорьевич Разумовский. Он возводит здесь шикарный дворец, разбивает парк и вместо деревянного храма сооружает каменный. Храм освятили в честь Воскресения Христова. Долгое время считалось, что архитектором Воскресенского собора был Жан Деламот. Эта точка зрения высказывалась даже известным исследователем Ф. Ф. Горностаевым в его книге "Дворцы и церкви юга" (Москва. Издательство "Образование", 1914 год). В главе, посвящённой Почепу, есть таки строки: "Дворец и храм существуют и поныне. Они построены архитектором Яновским по проекту Деламота, о чём сказано в надписи на генеральном плане дворца и подписи чертежа поперечного разреза храма, хранящихся при дворце. Проект Почепского храма составлен Деламотом ещё до его заграничных поездок. Он весь дышит тяготением к барокко и, может быть, как нигде в других его произведениях, оно так сильно здесь выражается в многочисленных раскреповках ионических пилястр, обильно рассыпаных по всем фасадам храма. Почепский храм, к счастью, мало искажён поправками и ремонтом, и его детали довольно чисты от штукатурных загрязнений, что прибавляет много прелести оригинальному, изящно нарисованному памятнику, близкому предвестнику наступающей поры расцвета классицизма". Однако уже в советские годы ленинградский искусствовед А. Ф. Крашенинников, проделав огромную исследовательскую работу, установил: автор проекта Воскресенского храма на самом деле  Антонио Ринальди. Деламоту же принадлежал только проект дворца Разумовского.

До 1917 года местные жители всех сословий принимали активное участие в благоукрашательстве Воскресенского собора. При этом отчёты о вкладах регулярно публиковали в "черниговских епархиальных ведомостях". А потом наступили лихие времена. Почти сразу после октябрьских событий храм разграбили мародёры. К 1937 году были арестованы и расстреляны все клирики Воскресенского собора - протоиерей Исаак Козлов и Леонид Лапчинский, а также староста храма - Ефрем Медведев. Правда, во время Великой Отечественной войны было принято решение открыть храм. В нём возобновились богослужения, которые продолжались вплоть до 1956 года. Потом в его стенах разместили музей.

Воскресенский собор вернули верующим только в 1990 году. В его стенах снова зазвучали молитвы. Интересно, что примерно часть икон из Почепа находилась в Москве на реставрации в знаменитом центре И. Э. Грабаря. Со слов настоятеля храма отца Росислава Козака, когда прихожане обратились с просьбой вернуть образы в храм, мастера решили пойти им на встречу. А вскоре после того как состоялась передача икон, был принят закон, согласно которому святыни и церковная утварь, если они находились в музеях, должны были оставаться там.

В 1999 году в Воскресенском соборе Почепа началась реставрация. Однако, к сожалению, здесь не удалось избежать ошибок. Например, часть икон изначально были в деревянных окладах. Но в связи с тем, что некоторые из них оказались сильно повреждены, их решено было заменить гипсовыми. Что буквально "убило" написанные на холсте образы. Ведь гипс прекрасно впитывает влагу, от которой неизбежно страдают иконы. В результате холсты "вздулись" и, скорее всего, будут утрачены. Между прочим, зарубежный фонд, который занимается регистрацией и поддержанием в должном состоянии всех памятников архитектуры, созданных Антонио Ринальди, узнав о Воскресенском соборе в Почепе пообещал выделить ему средства. Однако дальше намерений дело не пошло - против нашей страны были введены санкции...

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №351, 2019


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  20 августа 2019

В Воскресенском соборе великолепно всё. И зодческое исполнение (под стать столичной архитектуре), и высокохудожественная отделка интерьеров, и место, на которое он поставлен - над зелёным массивом при реке Судости. Собор формирует чётко выраженный градостроительный центр, осевую доминанту городской панорамы. Искусствовед М. А. Ильин в статье "Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре" отмечал: "Переход от барокко к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750-х годов - ещё расцвет барокко. Середина 1760-х годов - уже время широкого распространения классицизма. За крайне незначительный срок в пять-семь лет происходит полное изменение эстетических вкусов".

Воскресенский собор Почепа, выстроенный в 1765-1771 годах, как раз и стал одним из первых образцов раннего классицизма, сохраняющим при этом такие характерные черты барокко, как сложная пластика архитектурных форм, тяга к криволинейным обводам и роскошное убранство. Непросто найти в провинции подобные по высоте исполнения здания переходного периода, современные почепскому храму. Нечто подобное возникало лишь там, где заказчик был достаточно образован и влиятелен и где работали истинные мастера своего дела. В окрестностях Санкт-Петербурга краткий период от барокко к классицизму представляет Ринальдиев собор Святой Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп), выстроенный в 1764-1782 годах. К югу от Москвы образец раннего классицизма - казаковская церковь Спаса Нерукотворного Образа в усадьбе Рай-Семёновское (1765-1783). Как видим, везде - и спецзаказ, и мастистый архитектор в качестве исполнителя. Тут и начинается архитектурная "вилка". Пройдя короткий переходный период, столицы и крупные города практически полностью переключаются на классицизм, в то время как провинция продолжает строить "по-старому", развивая региональные барочные зодческие школы: торопецкое барокко, осташковское, смоленское и т. д. Особенно ярко в это время начинает цвести вятское, уральское и сибирское барокко. Классицизм уверенно шагнёт в провинцию значительно позже.

Теперь подошло время рассмотреть сам Воскресенский собор, который величественно вознёс свой купол и шпиль колокольни к небу, возвышаясь тем самым над рядовой застройкой центра города. Массивный основной объём представляет в плане латинский крест с закруглёнными рукавами (кроме западного, переходящего в трапезную). Завершения рукавов - аттиковые ярусы с круглыми люкарнами. По углам четверика - крупные пилястры ионического ордера. Сам четверик возвышается над центральной частью креста; его углы скошены на восьмигранник. Центральная часть здания увенчана куполом в форме вертикально вытянутой полусферы с восемью люкарнами. Они настолько крупны и расположены так плотно, что на первый взгляд кажется, что кровля купола сплошь состоит из люкарн. По краю крыши основного объёма установлена балюстрада, которая, как предполагают специалисты, могла в прошлом служить оградой видовой площадки. Высокий цилиндрический барабан имеет окна в два света: нижний ряд - традиционные четырёхугольные, над ними - циркульные. В простенках размещены пилястры, дробящие поверхность цилиндра. Барабан завершён полусферой с характерным для классицизма фигурным постаментом, увенчанным крестом, без традиционной для русского зодчества луковичной главки. Короткая трапезная соединяет с храмом высокую четырёхъярусную колокольню, остающуюся высотной доминантой как архитектурного ансамбля, так и всей центральной части города. Три яруса - вертикально развитые четверики, верхний - цилиндр, перекрытый купольной полусферой; на ней на четырёхугольном основании - крупный, но стройный шпиль. Притвор храма выполнен в малороссийских архитектурных традициях, увенчанный куполом. Прежде это необычное для русской архитектуры крыльцо соединяло храм с дворцом К. Г. Разумовского. Интерьеры храма под стать внешнему декору.

В честь Воскресения Христова освящён пресол в верхнем, летнем храме. Нижний посвящён святым Захарии и Елисавете, родителям Иоанна Предтечи. Крестообразный основной объём имеет над рукавами креста коробовые своды в обоих этажах; над апсидами - гранёные конхи. Храм Захария и Елисаветы перекрыт сомкнутым сводом. В верхнем храме ребристые подпружные арки с парусами несут купол в виде вытянутой полусферы; прорезающие его конхи в обилии пропускают солнечный свет, который, сливаясь со светом из фасадных окон, создаёт замысловатую игру, визуально осложняя организацию интерьеров. "Барочному ощущению пространства в высоком и светлом основном помещении собора (верхний этаж) способствуют ионические пилястры, оформляющие выступы стен и простенки, а также антаблемент с раскреповками", - говорится в книге "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". Под редакцией В. П. Выголова. М., "Наука", 1998.

Особого внимания достоин двухъярусный иконостас. По одной из версии, его привезли в Почеп из подмосковного села Перово, из той самой церкви, где императрица Елизавета тайно венчалась с Алексеем Разумовским. О нём современники говорили, что его витые колонны и контраст света и тени задумывались как "чудесное видение". Иконы для него писал придворный художник Григорий Стеценко. Однако любопытно, что дарёный иконостас оказался почепскому собору слегка "не по размеру". Но не отказываться же было от подарка! В итоге иконостас приспособили, при этом поставить его вплотную к восточной стене всё же не получилось. Он отстоит от неё на небольшое расстояние и зафиксирован металлоконстукциями. Правда, заметно это только из алтаря. Двухъярусный иконостас ХVIII века, чей замысел приписывается В. В. Растрелли, с выдающейся по художественному воплощению позолоченной резьбой, специалисты называют уникальным для Брянской области памятником монументального искусства. Иконостас, ныне требующий комплексной реставрации, также характерен для стиля барокко; при этом он очень умело вписан в чисто классическое подкупольное пространство верхнего храма, не противоречит ему, художественно взаимодействует с ним. Центральная часть иконостаса, расчленённая натрое, выступает вперёд; боковые крылья двухчастные. Горизонтальное членение - антамблементы с крупными, рельефными карнизами; вертикальное - спаренные витые колонны. Иконостас завершён аттиком с фигурами ангелов вместо капителей, над ним - скульптурная группа "Распятие с предстоящими". Превосходна покрывающая иконостас ажурная резьба; она создаёт выразительный фон, не посягая на ордерную ясность и композиционную целостность всего сооружения. В целом рельефная резьба и храмовая скульптура, характерная для западно-христианских традиций, занимает значительное место в интерьере собора, подчёркивает его высочайшую декоративную выразительность. От вида изящного убранства Воскресенского собора и старинных икон у каждого паломника либо туриста,  зашедшего в храм Божий, захватывает дух.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №351, 2019



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Собор двухэтажный. Нижний престол посвящен св. Захарию и Елизавете, родителям Иоанна Предтечи. Верхний - в честь Воскресения Христова. Был действующим до 1956 г., после чего был превращен в музей.

24 июля 2009, иер. Николай.

Действует с начала девяностых годов
23 сентября 2012, Юрий Андреев.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.