В Воскресенском соборе великолепно всё. И зодческое исполнение (под стать столичной архитектуре), и высокохудожественная отделка интерьеров, и место, на которое он поставлен - над зелёным массивом при реке Судости. Собор формирует чётко выраженный градостроительный центр, осевую доминанту городской панорамы. Искусствовед М. А. Ильин в статье "Некоторые особенности переломного периода между барокко и классицизмом в русской архитектуре" отмечал: "Переход от барокко к классицизму был одним из самых быстрых в смене стилей отечественной архитектуры. Конец 1750-х годов - ещё расцвет барокко. Середина 1760-х годов - уже время широкого распространения классицизма. За крайне незначительный срок в пять-семь лет происходит полное изменение эстетических вкусов".
Воскресенский собор Почепа, выстроенный в 1765-1771 годах, как раз и стал одним из первых образцов раннего классицизма, сохраняющим при этом такие характерные черты барокко, как сложная пластика архитектурных форм, тяга к криволинейным обводам и роскошное убранство. Непросто найти в провинции подобные по высоте исполнения здания переходного периода, современные почепскому храму. Нечто подобное возникало лишь там, где заказчик был достаточно образован и влиятелен и где работали истинные мастера своего дела. В окрестностях Санкт-Петербурга краткий период от барокко к классицизму представляет Ринальдиев собор Святой Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп), выстроенный в 1764-1782 годах. К югу от Москвы образец раннего классицизма - казаковская церковь Спаса Нерукотворного Образа в усадьбе Рай-Семёновское (1765-1783). Как видим, везде - и спецзаказ, и мастистый архитектор в качестве исполнителя. Тут и начинается архитектурная "вилка". Пройдя короткий переходный период, столицы и крупные города практически полностью переключаются на классицизм, в то время как провинция продолжает строить "по-старому", развивая региональные барочные зодческие школы: торопецкое барокко, осташковское, смоленское и т. д. Особенно ярко в это время начинает цвести вятское, уральское и сибирское барокко. Классицизм уверенно шагнёт в провинцию значительно позже.
Теперь подошло время рассмотреть сам Воскресенский собор, который величественно вознёс свой купол и шпиль колокольни к небу, возвышаясь тем самым над рядовой застройкой центра города. Массивный основной объём представляет в плане латинский крест с закруглёнными рукавами (кроме западного, переходящего в трапезную). Завершения рукавов - аттиковые ярусы с круглыми люкарнами. По углам четверика - крупные пилястры ионического ордера. Сам четверик возвышается над центральной частью креста; его углы скошены на восьмигранник. Центральная часть здания увенчана куполом в форме вертикально вытянутой полусферы с восемью люкарнами. Они настолько крупны и расположены так плотно, что на первый взгляд кажется, что кровля купола сплошь состоит из люкарн. По краю крыши основного объёма установлена балюстрада, которая, как предполагают специалисты, могла в прошлом служить оградой видовой площадки. Высокий цилиндрический барабан имеет окна в два света: нижний ряд - традиционные четырёхугольные, над ними - циркульные. В простенках размещены пилястры, дробящие поверхность цилиндра. Барабан завершён полусферой с характерным для классицизма фигурным постаментом, увенчанным крестом, без традиционной для русского зодчества луковичной главки. Короткая трапезная соединяет с храмом высокую четырёхъярусную колокольню, остающуюся высотной доминантой как архитектурного ансамбля, так и всей центральной части города. Три яруса - вертикально развитые четверики, верхний - цилиндр, перекрытый купольной полусферой; на ней на четырёхугольном основании - крупный, но стройный шпиль. Притвор храма выполнен в малороссийских архитектурных традициях, увенчанный куполом. Прежде это необычное для русской архитектуры крыльцо соединяло храм с дворцом К. Г. Разумовского. Интерьеры храма под стать внешнему декору.
В честь Воскресения Христова освящён пресол в верхнем, летнем храме. Нижний посвящён святым Захарии и Елисавете, родителям Иоанна Предтечи. Крестообразный основной объём имеет над рукавами креста коробовые своды в обоих этажах; над апсидами - гранёные конхи. Храм Захария и Елисаветы перекрыт сомкнутым сводом. В верхнем храме ребристые подпружные арки с парусами несут купол в виде вытянутой полусферы; прорезающие его конхи в обилии пропускают солнечный свет, который, сливаясь со светом из фасадных окон, создаёт замысловатую игру, визуально осложняя организацию интерьеров. "Барочному ощущению пространства в высоком и светлом основном помещении собора (верхний этаж) способствуют ионические пилястры, оформляющие выступы стен и простенки, а также антаблемент с раскреповками", - говорится в книге "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область". Под редакцией В. П. Выголова. М., "Наука", 1998.
Особого внимания достоин двухъярусный иконостас. По одной из версии, его привезли в Почеп из подмосковного села Перово, из той самой церкви, где императрица Елизавета тайно венчалась с Алексеем Разумовским. О нём современники говорили, что его витые колонны и контраст света и тени задумывались как "чудесное видение". Иконы для него писал придворный художник Григорий Стеценко. Однако любопытно, что дарёный иконостас оказался почепскому собору слегка "не по размеру". Но не отказываться же было от подарка! В итоге иконостас приспособили, при этом поставить его вплотную к восточной стене всё же не получилось. Он отстоит от неё на небольшое расстояние и зафиксирован металлоконстукциями. Правда, заметно это только из алтаря. Двухъярусный иконостас ХVIII века, чей замысел приписывается В. В. Растрелли, с выдающейся по художественному воплощению позолоченной резьбой, специалисты называют уникальным для Брянской области памятником монументального искусства. Иконостас, ныне требующий комплексной реставрации, также характерен для стиля барокко; при этом он очень умело вписан в чисто классическое подкупольное пространство верхнего храма, не противоречит ему, художественно взаимодействует с ним. Центральная часть иконостаса, расчленённая натрое, выступает вперёд; боковые крылья двухчастные. Горизонтальное членение - антамблементы с крупными, рельефными карнизами; вертикальное - спаренные витые колонны. Иконостас завершён аттиком с фигурами ангелов вместо капителей, над ним - скульптурная группа "Распятие с предстоящими". Превосходна покрывающая иконостас ажурная резьба; она создаёт выразительный фон, не посягая на ордерную ясность и композиционную целостность всего сооружения. В целом рельефная резьба и храмовая скульптура, характерная для западно-христианских традиций, занимает значительное место в интерьере собора, подчёркивает его высочайшую декоративную выразительность. От вида изящного убранства Воскресенского собора и старинных икон у каждого паломника либо туриста, зашедшего в храм Божий, захватывает дух.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №351, 2019