В Списке Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 г.г., письма и меры Андрея Загряжскаго, в Троицком стану, начиная с листа 201 (№ 542), село Поречье описывается следующим образом:
«Живо начальные Троицы Сергиева монастыря село Поречье на реке на Нерли а в нем церковь Рожество Пречистые Богородицы да в пределе великого чюдотворца Сергия древяна клецки а в церкви деисус двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье монастырское.
А у церкви во дворе поп Василей Макарьев, во дворе дьячек Федка Макарьев, во дворе пономарь Федка Федоров, во дворе проскурница Прасковьица Власьева да в кельях нищие питаютца от церкви божия, келья Костка Ларионова да Богдашка Кузмина, келья Грязнушки Омельянова. Пашни паханые церковные худые земли пять четей да перелогом три чети да лесом поросло двенадцать четей вполе а в дву потомуж сена по реке по Нерли на Максимкове пустоши двадцать кпен да в сележ двор монастырской а в нем живут монастырские слуги которые приезжают на приказ да в томже дворе дворник Митка Григорьев с сыном з Богдашком...»
В Дмитровской Переписной книге 7154 г., на л. 748 (№ 371), написано: «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря село Поречье а в нем двор монастырской а во дворе живет дворник Степанко Анфилеев сын медниньской здетьми...».
В другой Дмитровской Переписной книге 7186 Г., на л. 622 обор., № 404, читаем: «Живоначальные Троицы Сергиева монастыря село Поречье а в нем церковь Рожество Пречистыя Богородицы. У церкви во дворе поп Илья Петров, во дворе дьячек Якушко Васильев во дворе пономарь Тимошка Савельев да двор монастырской а во дворе дворник Сенка Иванов да в томже селе Поречье крестьян» (перечень)...
В клировой ведомости 1796 г. сказано: «Церковь Богородицерождественская с прид. Сергия Чуд., камен., постр. 1787 г. Свящ. Гавриил Данилов, 24 лет из богословии, посвящен в 1796 году. Церковной земли 49 дес.; 6 деревень; приход. дворов 120; д. м. п. 315, ж. п. 375».
По материалам издания: Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908
Церковь Рождества Богородицы расположена на северной окраине села, метрах в ста от берега реки Нерль, на старом кладбище, от которого осталась обсадка липами с северной и восточной сторон. В 17 в. село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. Согласно Дмитровской Писцовой книге 1627-1629 гг., здесь стояла деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом Сергия Радонежского.
В Дмитровских Переписных книгах 1646 и 1678 г. также упоминается деревянная Рождественская церковь, но без придела. Существующая церковь построена вместо Рождества Пресвятой Богородицы церковь. План.сгоревшего деревянного храма Рождества Богородицы в 1777-1787 гг. на средства крестьян деревни Саврасово братьев Игнатия и Карпа Иродионовых. Придел Сергия Радонежского в трапезной был освящен в 1779 г, а главный престол — в 1787 г.
В 1907 г. в нескольких метрах к северо-западу от церкви была выстроена сторожка. В 1906-1910 гг, вместо первоначальных трапезной и колокольни, по проекту и под наблюдением епархиального архитектора А.П. Федорова возвели новые. Один из приделов трапезной, по-видимому, имел прежнее посвящение; посвящение второго придела не установлено. Тогда же частично обновили убранство фасадов храма.
Стены и своды храма были в кон. 19 в. расписаны маслом (живопись сохранялась до кон. 20 в.). Лотки свода занимали изображения Новозаветной Троицы и архангелов, в обрамлении композиций был использован гризайльный орнамент с растительными мотивами и плетенкой. В основании свода проходил живописный карниз, имитировавший лепные формы. До кон. 20 в. в храме сохранялся также остов резного иконостаса в формах эклектики (2-я пол. 19 в.).
Сооружение в пять рядов с семью пряслами занимало всю восточную стену четверика, а дополнительные прясла заворачивали на его боковые стены. Рамы икон во всех рядах имели арочные завершения и фланкировались каннелированными пилястрами, над которыми раскреповывались карнизы. Кирпичные стены церкви оштукатурены, цоколь трапезной и колокольни белокаменный.
Архитектура первоначального храма сочетает приемы и формы, характерные для запоздалого провинциального барокко, с архаичными элементами, тяготеющими к допетровскому времени. Художественный облик трапезной и колокольни, относящихся к периоду поздней эклектики, определяют черты русского стиля.
По материалам издания: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. институт искусствознания Министерства культуры РФ. - М.: Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 4. / (отв. ред. Г.К. Смирнов]. - М.: Academia, 2015.
По материалам сайта: Православные храмы Тверской земли
Поречье - Рождества Пресвятой Богородицы церковь