История храма Спаса Нерукотворного Образа села Уборы неразрывно связана с историей этого подмосковного населённого пункта и с древним родом знатных русских бояр Шереметевых. На левом берегу Москвы-реки, у впадения в неё речки Уборки, расположено старинное село Уборы. Оно возникло вблизи Звенигородской дороги, знаменитой тем, что русские цари ездили по ней на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и игравшей важную стратегическую роль на подступах к Москве. Звенигородская земля всегда славилась по красоте природными ландшафтами, густыми сосновыми лесами и заливными лугами, и издавна места эти назывались "Русской Швейцарией". Впервые упоминание об этих землях встречается в Разъезжей грамоте великого князя Ивана III Васильевича своему сыну Юрию Ивановичу (1480-1536) на города Дмитров, Рузу, Звенигород, составленный летом 1504 года. Иван III послал князя В. И. Голенина и дьяка М. Горина, чтобы они "розъезд учинили... от Московских станов и волостей Дмитровским и Рузским и Звенигородским станом и волостем". После смерти Юрия Ивановича его земли отходят Московскому княжеству.
Первым владельцем деревни Уборы, как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, становится думный дьяк Елизар (Елизарий) Данилович Вылузгин, выдвинувшийся в годы царствования Ивана Грозного. По всей видимости, за свои труды на ниве государевой службы он и получил от царя деревню Уборы. После смерти Елизара Вылузгина в начале ХVII века деревня Уборы переходит во владение его вдовы Стефаниды, которая в 1610 году выдаёт дочь Марию Вылузгину за стольника Ивана Петровича Шереметева, потомка в девятом колене Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка династии Романовых. В качестве приданого стольник получает за невестой звенигородские вотчины и деревню Уборы с пустошами, остававшиеся во владении рода Шереметевых в течение трёх столетий вплоть до 1917 года.
Пётр Васильевич Шереметев Меньшой (1650-1697), внук И. П. Шереметева, подражая примеру известных московских вельмож того времени, решает превратить Уборы в родовую вотчину и возводит здесь деревянный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа. По законам того времени, строительство храма превращало деревню в село, которое начинает отныне именоваться в документах "селом Спасским Убора тож". Царь Алексей Михайлович Романов, при дворе которого П. В. Шереметев занимал важные государственные должности и был комнатным стольником, дарит храму в подарок две печатные богослужебные книги - "Триодь постную" и "Триодь цветную". По указу царя они были изъяты из его личной канцелярии Приказа тайных дел и вплоть до закрытия храма в 1930-е использовались на службах.
Занимая к 1693 году высокий пост руководителя Поместного приказа, П. В. Шереметев решает через некоторое время не просто заменить деревянный храм Спаса Нерукотворного каменным, но и построить такую домовую церковь, которая могла бы затмить расположенные по соседству храмы в пышных усадьбах, других знатных московских бояр. Поэтому возводить каменный Спасский храм в Уборах П. В. Шереметев приглашает известного архитектора Я. Бухвостова. В конце 1693 года начинаются подготовительные работы. 10 января 1694 года "Янко Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семеновым" подряжается до 1 сентября того же года построить каменную Спаса Нерукотворного Образа церковь в селе Уборы. Вместе с храмом Бухвостов должен был возвести и новые боярские хоромы. Ситуация осложнилась тем, что параллельно с Уборами Я. Бухвостов строил ещё два объекта, находившиеся друг от друга на расстоянии более 200 километров: Успенский собор в Рязани и здание Ново-Иерусалимского монастыря. Разумеется, при такой удалённости объектов и загруженности работой он никак не мог сдать в срок храм в Уборах, что послужило появлению судного дела, подлинник которого сохранился в Российском государственном архиве древних актов. Благодаря этому сегодня можно в деталях проследить все перипетии сооружения каменной Спасской церкви и противостояния боярина и зодчего.
Началось всё с того, что, заключая подряд, Бухвостов знал, что нужные строительные материалы Шереметевым ещё не закуплены. Но надеялся использовать это обстоятельство в своих интересах и оттянуть начало работ в Уборах, сосредоточившись на завершении объектов в Новом Иерусалиме и Рязани. Проводя большую часть времени в Рязани, Яков не мог часто приезжать в Уборы и не знал, что туда к сентябрю 1694 года уже завезли весь необходимый материал. Строительные же работы так и не начались. Разгневанный П. В. Шереметев, видя, что архитектор относится к выполнению условий подряда спустя рукава, подал челобитную на имя совместно правивших тогда царей Иоанна V и Петра Алексеевичей. Он просил составить опись произведённых работ по возведению храма в Уборах, а Бухвостова с товарищами "сыскать и взять в Приказ каменных дел" для разбирательства. Подъячий и подмастерье Приказа каменных дел Д. Калинин, которому поручили осмотреть стройку в Уборах, подтвердил вину Бухвостова. Сам же архитектор сбежал поначалу от посланных за ним в Рязань приставов, имевших приказ о его аресте, затем вместе со своими товарищами добровольно явился к Шереметеву, признал свою вину и заключил с боярином новый договор о завершении строительства храма к 1 июля 1696 года. Он обещал выполнить все оставшиеся работы в срок и за свой счёт. При этом он давал своей постройке десятилетнюю гарантию, если "церковному строенью какая поруха учинитца...".
Прошло ещё полгода, но церковь в Уборах оставалась недостроенной. П. В. Шереметев вновь подаёт челобитную, в которой сетует на "великие уроны", которые он терпит от задержки в строительстве. Бухвостов был доставлен из Рязани в Москву и посажен в "колодничью палату за решётку", где на допросе 28 сентября 1696 года подробно описал все обстоятельства своих договорённостей с Шереметевым. Вскрылась ещё одна причина задержки строительства храма. Оказалось, что П. В. Шереметев самовольно изменил первоначальный проект церкви и решил увеличить высоту здания. Это не было оговорено в договоре и вызвало дополнительные затраты, нести которые Бухвостов не собирался. Неизвестно, как долго бы продолжалась тяжба влиятельного вельможи и крепостного архитектора, но судьба была милостива к выдающемуся зодчему. Шереметев совсем не жаждал его наказания, а хотел скорейшего окончания строительства храма. 23 декабря 1696 года, когда архитектор всё ещё находился в заключении, боярин подал новую челобитную царю Петру I, в которой писал, что "на него Янку тебе, великому государю, об наказанье не челобитчик". Желание Шереметева пойти на мировую царь исполнил. Бухвостова освободили, и он, не понеся наказания, вернулся на стройку храма в Уборах, который закончил в конце следующего 1697 года. К сожалению, заказчик храма боярин Пётр Васильевич Шереметев скончался за несколько месяцев до этого и не увидел воплощение своей мечты.
Освятили Спасскую церковь только в 1701 году. После кончины Петра Васильевича Шереметева Меньшого в 1697 году все его родовые и выслуженные вотчины, в том числе и село Уборы с построенным Спасским храмом, перешли по наследству двум его сыновьям - Алексею и Ивану. Братья Шереметевы полюбовно поделили отцовское наследство. Они редко бывали в родовой вотчине, так как в 1708 году по указу Петра I их послали в Англию для изучения мореходства, где они и служили во флоте вплоть до 1715 года. После постройки каменного храма увеличилась сумма церковного налога, взимаего в Патриарший казённый приказ, составлявшая в течение 1715-1740 годов ежегодно "рубль шесть алтын с деньгою". Иван Петрович, находясь после возвращения из Англии на службе в Москве, несомненно, часто бывал в родовой вотчине, наслаждался охотой и посещал службы в Спасском храме. При нём прошла и первая перестройка церкви.
Отечественная война 1812 года затронула подмосковное село Уборы, подвергшееся разорению французскими войсками. После Бородинского сражения 26 августа, Наполеон отправил свои основные силы на преследование русской армии по Большой Смоленской дороге, а два корпуса послал на Боровскую и Звенигородскую дороги для прикрытия флангов. Четвёртый (итальянский) корпус под командованием Эжена де Богарне двинулся через Рузу на Звенигород, а далее на Москву по Звенигородской дороге прямиком через Уборы. О страшных событиях осени 1812 года, когда французскими войсками был осквернён и опустошён Спасский храм и разграблена усадьба, в российских исторических архивах сохранились свидетельства местных жителей. Так, при появлении неприятеля в Уборах священник запер церковь и забрался на колокольню. Французы увидев его, стали... пугать выстрелами, батюшке ничего не оставалось делать, как слезть и отпереть церковь. Храм был варварски разграблен и осквернён. Сюда были загнаны лошади французских мародёров. Когда французы двинулись из Убор в Москву, по свидетельствам тех же очевидцев, они заставили священника везти повозку, нагруженную разными вещами... После осквернения храма солдатами французской армии церковь Спаса Нерукотворного Образа была повторно освящена только 13 февраля 1813 года. Проведённый после победы над французами ремонт существенно изменил внешний вид здания - исчезли важные архитектурные и декоративные детали.
В 1918 году всё имущество и недвижимость последнего владельца Убор Сергея Дмитриевича Шереметева были национализированы, а многие ценности просто изъяты. До Спасской церкви новые власти добрались в 1930-е годы. Тяжёлым потрясением для прихожан стало изъятие 29 апреля 1932 года в присутствии представителя верующих всех ценных вещей из храма, икон и более 180 древних богослужебных книг, в том числе уцелевших во время наполеоновского нашествия. Внутреннее убранство было уничтожено, уникальный девятиярусный иконостас ХVII века сожжён прямо в храме, а серебряные колокола отправлены на переплавку. Дошло до того, что деревенские жители после разгрома храма щеголяли в одеждах, пошитых из облачений священников. Тем не менее, Спасский храм в Уборах оставался действующим до 20 января 1941 года, когда было принято решение исполнительного комитета Московского областного совета депутатов трудящихся об его окончательном закрытии и переоборудовании в клуб. После Великой Отечественной войны церковное здание приспособили под хранилище для сена. Храм в это время находился в плачевном состоянии: стены и резной орнамент были покрыты копотью и грязью, штукатурка частично обвалилась, барочные украшения окон восьмерика утрачены, стёкла в них выбиты, на крыше выросли кусты.
Распоряжением от 18 апреля 1950 года исполком Московского областного совета депутатов трудящихся разрешил Отделу по делам архитектуры произвести восстановительно-реставрационные работы фасадов памятника архитектуры бывшей Спасской церкви в селе Уборы. В 1952-57 годах восстановление храма проводила республиканская специальная научно-реставрационная производственная мастерская под руководством Е. Торжкова. На долгие годы Спасский храм в Уборах, получивший статус памятника архитектуры, был законсервирован. После съёмок режиссёром А. Кончаловским некоторых эпизодов для фильма "Дворянское гнездо" (по одноимённому роману И. С. Тургенева), Спасский храм попал и в другие кинокартины. Его можно увидеть в фильмах "Очи чёрные" (1987), "Сибирский цирюльник" (1998) Н. Михалкова и "Дубровский" (1988) режиссёра В. Никифорова. Попав в 1950-е годы под программу реставрации и консервации, шедевр нарышкинского барокко храм Спаса Нерукотворного Образа в Уборах избежал полного разрушения, но до начала 1990-х годов продолжал ветшать и разрушаться от времени и непогоды.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетив с пастырским визитом Уборы летом 1995 года, благословил восстановление церкви и начало приходской жизни. Храм вернули местной церковной общине. Возобновились и богослужения, но до 2006 года они проходили редко, так как постоянного священника в храме не было. Лишь в 2005 году в храм был назначен постоянный священник - отец Андрей Лейка, и приходская жизнь активизировалась. 3 июля 2006 года указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем церкви был назначен другой священник - Александр Сидоров, занимающий этот пост и сегодня. В 2008-09 годах внутри храма произведёны ремонтно-реставрационные работы: заделали многочисленные трещины, оштукатурили стены, вскоре появился новый иконостас, в новые киоты были вставлены старинные иконы, спасённые от уничтожения местными жителями. В феврале 2008 года на пожертвования благотворителей было установлено десять колоколов. Вес самого большого из них составил 1140 килограмм.
В январе 2017 года село Уборы и Спасский храм посетил прямой потомок Петра Васильевича Шереметева, стараниями и попечением которого в ХVII веке был построен Спасский храм, - граф Пётр Петрович Шереметев, проживающий ныне во Франции. Важнейшим событием, открывшим, без преувеличения, новую страницу в истории храма Спаса Нерукотворного Образа, стало состоявшееся 25 июня 2017 года Великое освящение храма, совершённое митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №337, 2019 г.