Смоленский храм в Софрине был возведён в 1690-х годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе "село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина". В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь "церковное место".
В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом (то есть храм в нём уже действовал), а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова - повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, - красивейший Смоленский храм, выполненный в формах "нарышкинского барокко". Храм начали возводить рядом с ветхой деревянной церковью и старинным погостом. В 1740 году ветхую сельскую церковь было решено заменить на такую же деревянную. В одном из выпусков "Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества" А. Мартынова и И. Снегирёва (М., 1860), в статье, посвящённой сафаринской церкви, указывалось, что на её колокольне имеется колокол, отлитый, согласно надписи на нём, в 1694 году. Этим же годом датировались иконы из иконостаса. Таким образом, с большей вероятностью можно допустить, что именно 1694 год является годом окончания строительства и освящения Смоленского храма.
Софринская Смоленская церковь, стоявшая близ дороги в монастырь преподобного Сергия Радонежского, повидала в своих стенах несколько царственных особ. На протяжении более чем трёх веков своего существования она знала времена упадка, но неизменно возрождалась и обновлялась. В 1730-х гг. Сафарино оказалось в руках графа Михаила Гавриловича Головкина, женатого на племяннице В.Ф. Салтыкова. В 1741 году, по восшествии на престол Елизаветы Петровны, он угодил в опалу и был сослан в Якутию; Сафарино же отошло в казну. При передаче усадьбы в казну её описали - это первое сохранившееся описание палат и церкви в Сафарине. Оно свидетельствует о некотором неустройстве: "В этой же церкви Божьей, - говорится в нём о Смоленском храме, - в трёх ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц не имеется, показанные в двух ярусах за ветхостью оконниц заперты ставнями, и расписаны те ставни наподобие оконниц краской". В 1742 году Елизавета Петровна по пути к Троице заезжала в Сафарино. Это был не первый её визит сюда - но первый в качестве императрицы. Состояние бывшего головинского имения оставляло желать лучшего. Срочно дому и храму требовался ремонт. Оперативно всё исправили, большую роль в переделке дома сыграл известный архитектор М. Земцов. Но до церкви, вероятнее всего руки не дошли, потому что по описи 1759 года его состояние видится ещё более удручающим: "Да на каменной церкви под главой колокольня, на ней пять колоколов без весу, и с той церкви глава и жесть и крест железной от ветру свалились и крест весь изломан, тако ж и жесть с главы вся ободрана и изломана... И та церковь сверх сводов каменных покрыта лещедью и жестью; а алтарь и трапеза сверх сводов покрыта ж тёсом; да в той же церкви в трёх ярусах двадцать четыре окончины слюдяных ветхих; да одно окошко по правую сторону церковных дверей круглое забито досками". Помимо прочего, эта запись даёт понять, что изначально Смоленская церковь относилась к типу "иже под колоколы" - звонница была устроена в верхнем восьмерике; отдельной же колокольней она обзавелась гораздо позже. Последней владелицей Сафарина стала Варвара Николаевна Ягужинская. Вскоре посе переезда, в 1808 году, Ягужинская настояла на том, чтобы домовый Смоленский храм получил статус приходской церкви. В нач. 19 века в храме была проведена реконструкция, по завершении которой он лишился обходной галереи.
В 1860-х гг. храм расширили, пристроив к основной его части трапезную и колокольню; западной стеной трапезной при этом стала бывшая восточная стена барских палат, из чего можно сделать вывод, что разборка дворца, с использованием его кирпича на строительстве трапезной и колокольни, производилась незадолго до этого. Впоследствии работы в храме продолжились. В 1880-х годах на средства купца В. Аигина, жившего неподалёку, в Талицах, был заменён иконостас с сохранением в нём прежних икон ХVII века; царские врата нового иконостаса были родом из деревянной Смоленской церкви, простоявшей в селе до 1878 года и разобранной за ветхостью. Этот же купец пожертвовал 220-пудовый колокол. В 1889 году в церкви выполнили масляную роспись - до этого фрески украшали лишь свод и тромпы (имелись ещё орнаменты, обрамлявшие окна). В начале 1900-х гг. у храма появилась южная пристройка - во втором её этаже освятили Никольский придел, а первый заняла церковноприходская школа. В таком виде Смоленская церковь сохранилась до наших дней.
Смоленский храм, прошедший через " изъятие церковных ценностей" в 1922 году, оставался действующим до 1938 года. Бывшая церковноприходская школа по-прежнему занимала первый этаж пристройки, но была преобразована в обычную советскую школу. Именно её учительница инициировала процесс закрытия церкви, мотивируя необходимостью этого тем, что "шумные", с пением и колокольным звоном, богослужения мешают проведению уроков. Для софринских детей бывший храм (а точнее, его пристройка) оставался школой до конца 1960-х гг. В основном помещении довольно долго располагалось зернохранилище, но уже в 1960-е гг. в помещение бывшего храма жили студенты, мобилизованные на осенние сельскохозяйственные работы. Здание при этом, лишённое какого бы то ни было ухода, ветшало и напоминало руину - главы были срублены, на крыше росли кусты, кирпичная кладка осыпалась.
Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику "Усадьба Мураново", который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.
Журнал: "Православные храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №221, 2016 г.