ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Звенигород. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке.

Звенигородский Успенский собор на Городке


Звенигород. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Раннемосковский
Год постройки:Между 1396 и 1399.
Адрес:
Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Звенигород, Городок

Координаты: 55.733089, 36.840226
Проезд:электричкой с Белорусского вокзала до станции Звенигород (конечная), далее до города ходят автобус, но можно и дойти пешком около 3-4 км.





Сортировка:

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Алексей Кротов
4 августа 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Hramsohran
22 июня 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
МОРПЕХ879
17 декабря 2012
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Александр Шутов
6 сентября 2012
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Владимир
29 сентября 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Вид с валов Городка<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Вид с валов Городка
Михалыч
30 июня 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Вадим Павлов
17 июля 2006
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 2004
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 2004
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Андрей Агафонов
1 ноября 2004
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, вид с запада<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
вид с запада
Александр Викторович Шипилин
28 марта 2004
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Михаил Суханов
8 марта 2004
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, И солнце крест позолотило...<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
И солнце крест позолотило...
Иван Трифонов
1 июня 2003
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Юрий Менделеев
25 марта 2001
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Юрий Менделеев
25 марта 2001
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, храм в процессе реставрации<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
храм в процессе реставрации
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2020
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
3 июня 2016
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
26 января 2016
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Hramsohran
22 июня 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Основание апсиды<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Основание апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
19 мая 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, ярус звона, вид с юго-запада<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
ярус звона, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 февраля 2013
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Елена Громакова
10 ноября 2009
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, интерьер (свод храма)<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
интерьер (свод храма)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2020
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
8 марта 2020
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фреска Андрея Рублёва<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фреска Андрея Рублёва
Евгений Спиваковский
20 марта 2019
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фреска Андрея Рублёва<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фреска Андрея Рублёва
Евгений Спиваковский
20 марта 2019
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фрагмент иконостаса. В нижней части столба фрески А.Рублева со товарищи.<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фрагмент иконостаса. В нижней части столба фрески А.Рублева со товарищи.
Михалыч
30 июня 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фрагмент каменной резьбы<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фрагмент каменной резьбы
Евгений Спиваковский
20 марта 2019
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Роспись: Коронование Богородицы<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Роспись: Коронование Богородицы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
26 января 2016
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Владимир
3 октября 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фото из журнала "Художественные сокровища России".<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фото из журнала "Художественные сокровища России".
Андрей Агафонов
1903
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, , Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Артур 955
28 декабря 1899
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, С сайта: pastvu.com<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
С сайта: pastvu.com
Алексей Кротов
1899
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фото 1889 года из собрания Государственного Исторического музея<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фото 1889 года из собрания Государственного Исторического музея
Елена Григорьева
1 июня 1889
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Рис. из книги И.Снегирев "Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице." М.1864.
Андрей Агафонов
1864
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фото с сайта http://andcvet.narod.ru<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке, Раскрашенная почтовая открытка кон. ХIХ в.<br>, Звенигород, Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск, Московская область
Раскрашенная почтовая открытка кон. ХIХ в.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Успенский собор на Городке построен около 1400г. князем Юрием Звенигородским на своем дворе внутри крепости. Городище, стоящее на высоком холме, над Москвой-рекой, в начале XVв. было обнесено мощными земляными валами.

Четырехстолпный одноглавый собор сложен из белого камня. Своды собора коробовые. В западной части расположены хоры, на которые ведет внутристенная лестница. Фасады по середине высоты, верх барабана и апсид украшены белокаменными поясами орнаментальной резьбы. Собор завершается рядом закомар. Диагональные кокошники и кокошники верхнего яруса утрачены при замене покрытия четырехскатной кровлей. Декоративные формы подчеркивают стройность и вертикальную направленность объема храма. Этому же служит сужение кверху четверика, апсид, барабана и оконных проемов. Каждая стена разделена на три прясла лопатками, к которым приставлены декоративные колонки с капителями, украшенными орнаментальной резьбой. На углах четверика колонки собраны в пучки. В центрах трех фасадов расположены перспективные порталы.

По архитектурному мастерству и изысканности форм собор принадлежит к лучшим памятникам своего времени. В интерьере на стенах, столбах и барабанах фрагментарно сохранились фрески XVв., приписываемые кисти Андрея Рублева. Облик памятника в XIXв. искажен растеской окон, переделкой покрытия. Трехпролетная двухъярусная звонница перед западным фасадом, воспроизводящая тип древнерусских звонниц, выстроена в начале XIXв.

При недавнем ремонте продолжилось искажение памятника, упрощены основания лопаток и порталы, установлены двери, не гармонирующие с обликом здания. У востоку от собора в 2000-х гг. построена новая церковь в эклектичных формах.


Кирилл Бычков  7 ноября 2004

Звенигородский Успенский собор на Городке является одним из памятников зодчества и живописи раннемосковского времени, и, безусловно, имеет выдающееся историко-художественного значения. По мнению многих исследователей собор построен в районе 1400 года, хотя известны датировки и более поздние - 1417 год, и более ранние - 1390-ые годы. Постройка собора связывается с именем звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Дмитрия Донского.

Подворье Саввино-Сторожевского монастыря


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2017

Время построения звенигородского Успенского собора неизвестно, по предположению архимандрита Леонида, оно относится к 1390–1434 гг. («Московский Звенигород и его уезды». Архимандрит Леонид. Москва 1878 г. стр. 6-7, 32-33).

Собор находился в числе ружных церквей и получал из Приказа Большого Дворца по окладной ружной книге 1699 г. ругу в год: «на свечи, ладан и на вино церковное рубль, за 3 пуда воску 3 руб. 20 алтын, протопопу 10 руб., ржи 5 четвертей с осьминою, овса тож, просвирне 2 руб., ржи 2 чети, овса тож, на просворы ржи четь и овса тож… всего денег и за хлеб 20 рублев 3 алтына».

В записной книге Патриаршего Казенного Приказа о выданных антиминсах за 1703 г. значится: «11 сентября против челобитья звенигородского протопопа Иосифа выдан антиминс в Звенигород, в соборную апостольскую церковь Успения Пресвятой Богородицы; того ж собору поп Федор антиминс взял и росписался». При соборной церкви находились протопопы: Симеон (1593 г.), Герасим (в начале XVII ст.), Иван Иванов (1624–39 гг.), Иван Неронов (1673–78 гг.), Яков Иосифов, определенный на месте своего отца протопопа Иосифа, в 1737 г.

В 1739 г. протопоп звенигородского собора Яков Осипов входил в контору правительствующего сената с доношением об исправлении ветхостей в соборе. В доношении его написано: «по состоявшемуся в 1730 г. ее величества указу велено, которые храмы святые, от скудности или иных каким образом опустели, возобновить и всеми потребными удовольствовать, а в вышереченной церкви Успения Пресвятой Богородицы имеются утвари церковные… ветхие, книги церковные ветхие, лики святые в деисусе весьма ветхие же, на которых и лику не имеется; …на той соборной церкви кровля и глава деревянная все сгнили, и крест на главе весьма поколебался и едва держится; в окнах окочницы стеклянные развалились и выпали, и сквозь своды во многих местах в летнее время идет дождевая вода. При той же соборной церкви имеется колокольня деревянная, на ней 5 колоколов, вся сгнила, а приходских людей при соборной церкви и вкладчиков нет и за нестроением в той соборной церкви ныне служба Божия отправляется с великою нуждою, потому что в летнее время в церковь набивает дождем и зимою наносит снегом, и просил: показанною церковною утварью соборную церковь наградить, также и церковную ветхость строением возобновить и прочее, что показано выше, зданием произвесть».

20 июля 1741 г. определением Коллегии Экономии велено: «для осмотра и учинения сметы сколько чего к тому исправлению надлежит и на какую сумму вся та ветхость исправиться может, послать архитектора Мичурина». В том году же от Мичурина представлена в Коллегию Экономии опись, в которой значится: «в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в иконостасе образ Богоматери Одигитрии, образ Живоначальной Троицы, образ Воскресения Христова, образ Успения Богоматери, образ Сергия Чудотворца и преподобного отца Саввы Звенигородского чудотворца, означенные образа надлежит починить красками и золотом; северные и южные двери местами обветшали, надлежит починить красками и золотом; в означенной церкви в алтаре стенное письмо облиняло, надлежит возобновить; также к трем дверям затворы железные надлежит вновь сделать; в оной же церкви под главою в шее 22 окончины разных мер ветхи, надлежит вновь сделать стеклянные, да над церковью над приделом и алтарем крыша тесовая ветха, надлежит вновь сделать. В приделе великомученика Георгия иконостас и в нем 5 образов, также царские и северные двери – оное все подлежит местами починить красками и золотом. При упомянутой церкви колокольня деревянная шестиугольная, брущатая, ветха, надлежит разобрать и вновь сделать, оная по окружению 27 аршин, высотою 15 аршин; всего на сумму 406 руб. 96 коп. с работой».

Какое сделано было распоряжение об исправлении Успенского собора - из дела не видно.

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 марта 2018

В документах Звенигород упоминается довольно поздно - лишь около 1336 года, когда Иван Калита завещал его своему второму сыну Ивану Красному. 1389 годом обозначается начало периода звенигородской истории, когда Дмитрий Донской завещал Звенигород своему сыну Юрию. Именно ему принадлежит, как утверждают исследователи, постройка новой системы укреплений, состоявшей из земляных валов и бревенчатых стен, а также белокаменных храмов - Успенского собора на территории детинца и Рождественского в Саввино-Сторожевском монастыре. Долгое время принято было считать, что Успенский собор строился на том же месте и вместо существовавшего до него храма. Во время археологических исследований в 2008-2009 гг. на территории Городка был сделан важнейший вывод, который удалось сделать в ходе исследований, - собор построили не на княжеском дворе, как считалось ранее, и не на месте предшествовавшего храма, следы которого на территории Городка пока не обнаружены. Собор был воздвигнут на распаханном пустыре, в который превратилась древняя торгово-вечевая площадь города... Бывшая когда-то многолюдной, площадь в конце ХIV века регулярно распахивалась, о чём красноречиво свидетельствуют следы борозд от плуга, хорошо видимые в слое, предшествовавшем началу каменного строительства.

Что касается времени постройки Успенского собора, то её большинство исследователей ограничивают 1390-ми годами. Наиболее определённо высказался в своём исследовании "Московское зодчество конца ХIV и первой четверти ХV столетий", где подробно рассмотрен звенигородский памятник, Б. А. Огнев. Он пишет: "Сопоставляя данные исторических изысканий и анализа уцелевших фресок и надписей-граффити внутри памятника, можно с достаточной уверенностью принять как приблизительную дату сооружения Успенского Звенигородского собора 1399-1400 годы". Согласно его же мнению, работали на Городке те самые мастера, что несколькими годами ранее выстроили в Московском Кремле по заказу княгини Евдокии (матери князя Юрия) церковь Рождества Богородицы, причём мастеров этих Огнев, указывая на совершенство каменной кладки и декора, называет "самыми передовыми и авторитетными зодчими своего времени". Сразу после постройки, то есть на рубеже ХIV-ХV веков, Успенский собор был украшен фресками. Применительно к ним в общеупотребительной литературе принято говорить об авторстве Андрея Рублёва, но на самом деле, как указывают искусствоведы, опираясь на стилистический анализ росписей, в Звенигороде трудилась артель мастеров, среди которых, действительно, мог быть Андрей Рублёв, а также и его "старшие товарищи" - Даниил Чёрный, Симеон Чёрный и Прохор с Городца. В убранстве собора от фресок уцелели лишь малые фрагменты, остальное было сбито со стен в ходе ремонта 1830-х годов и, судя по результатам сравнительно недавних раскопок, просто вынесено из храма и брошено поблизости. Но помимо этого, действительно катастрофического по своим последствиям для древних фресок, ремонта Успенский собор веками стоял - из-за отсутствия средств - нетронутым. Вплоть до ХVII века об Успенском храме нет никаких сведений.

Следующее упоминание о соборе относится к середине ХVII столетия, когда в соседнем Саввино-Сторожевском монастыре велось, по почину царя Алексея Михайловича, обширное строительство. Не забыл монарх и о виденном им, должно быть, не раз (в Звенигород он наезжал часто) Успенском соборе, находившемся, судя по его указанию "на соборную церковь... дати остаточную главу деревянную и чешую и кровельное дело", в плачевном состоянии. Никаких сведений о том, была ли в итоге вычинена кровля собора, не сбереглось. Но факт монаршей заботы история сохранила. Самым важным документом конца ХVII века является опись, составленная подъячим Кузьмой Журавлёвым (1693). Целью своей она имела выяснение необходимых поновлений ("своды ветхи, разседались, и над престолом висят 4 камня, а у алтарей из стен многие камни вывалились, и левкас отстал", "Глава на той церкви крыта деревянною чешуею, ветха", "в семи окнах окончины ветхи, а в восемнадцати окнах окончин нет", "колокольня деревянная рублена на шесть углов, исподния бревна огнили и верх тое колокольни столбы с шатром пошатнулись"), но, помимо того, в описи зафиксировано общее состояние внутреннего убранства собора. Особое внимание подъячий обращает на иконостас, являвшийся, как следует из описания, четырёхъярусным (три пояса деисусов" и ещё местные образа). Но ремонта так и не произошло, о чём свидетельствует челобитная царю Петру, составленная в 1694 году соборным протопопом Андреем. Отец Андрей сообщал, что уже после визита Журавлёва "колокольня, подгнив, упала". Да и в остальном дело обстояло не лучше: "Над престолом в сводах в небе висят камение многое. Летом от дождя, а зимою от слякоти идёт в церковь теча великая, кровля на церкви Божии вся огнила. Великий Государь, смилуйся!" Из следующей челобитной протопопа (1696) можно заключить, что "ветхости" в самой соборной церкви к этому времени были устранены (во всяком случае, о них не упоминается). Но вот с колокольней всё обстояло не так просто. После очередной челобитной о. Андрея (1698) в Москву по поводу возведения новой звонницы, в Приказе строго-настрого приказали Земскому старосте с посадскими людьми строить колокольню "безо всякой отговорки... а буде не построите, и вам за то быть в великом наказании". Надо полагать, что новая колокольня у собора всё-таки появилась (или была каким-то образом поправлена, с устройством нового шатра). Косвенно проведение большого ремонта в Успенском соборе в начале ХVIII века подтверждает выдача в собор антиминса (в 1703 году), что могло означать лишь освящение храма после серьёзных ремонтных работ.

Прошло несколько десятилетий, и звенигородский Успенский собор вновь оказался в том же печальном положении, что и при протопопе Андрее. Протоирей Иаков Осипов в 1739 году пишет в Правительствующий Сенат: "На соборной церкви кровля и главка деревянная вся огнила, и крест на главе весьма поколебался и едва содержится, а в окнах оконнницы стеклянные развалились и выпали, и сквозь своды во многих местах в летнее время идет дождевая вода... А приходских людей при соборной церкви нет и вкладчиков нет, и за нестроением в той соборной церкви ныне служба Божия отправляется с великой нуждою, потому что в летнее время в церковь в окна набивает дождем и зимою наносит снегом, и птицы в церковь таскают всякий сор..." Лишь в 1741 году Коллегия Синода постановила "всю ту ветхость исправить" и отправила в Звенигород для составления описи архитектора И. Мичурина. О ремонте, между тем, из последующих документов ничего не слышно. Известно лишь, что та смета, составленная Мичуриным, затерялась потом в Синоде. В 1753 году в том же духе тревожил Синод новый настоятель храма о. Алексий Васильев. Только после, в буквальном смысле, вопля из Звенигородской ратуши о том, что в соборе "все згнило и отвалилось" дело из Синода ушло в Московскую духовную консисторию. В консисторию оно ушло, а до Звенигорода так и не добралось. Вплоть до конца ХVIII века ремонта храм не знал - за исключением южного Георгиевского придела, в скором времени, кстати говоря, упразднённого. Решительные меры к исправлению ветхостей Успенского собора принял лишь митрополит Платон (Левшин), управляющий Московской епархией с 1775 по 1812 год. Правда, меры эти, заключавшиеся в отделении части дохода от пустошей, доселе бывшего источником пропитания соборян, на поправку собора, причту понравиться не могли. Тем не менее, с 1777 года по 1813 год "пустошные суммы" исправно отчислялись на ремонт. Соборяне теперь уже не жаловались на ветхости, но напротив, стремились продемонстроровать начальству, что всё уже починено и "суммы" можно вернуть в их распоряжение. Так, в 1810 году протоирей Василий сообщает: "Ныне... собор довольно поправлен, как то: крыша на соборе покрыта железом, иконостас вновь вызолочен, собор расписан и с наружи выбелен, пол вновь переслан". Приблизительно в 1820 году у собора появилась новая колокольня - та, которую мы видим сейчас. Правда, тогда она стояла отдельно.

Во второй половине 1830-х годов собор подвергся серьёзному ремонту - в том числе связыванию "толстыми железными оковами". Не служили в нём с 1832 года, видимо, по ветхости всего здания. Ремонты ХIХ века хотя и предохранили здание от полного разрушения, в известной степени исказили его облик. Исчезли древние фрески, позакомарное покрытие кровли, были растёсаны окна... Во второй половине столетия эти утраты уже осознавались многими именно как утраты. Так, посетив собор в 1866 году, епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) в дневнике отмечал: "Рука варвара протопопа из узких прелестных окон прошибла безобразно широкие, рука его преемника размазала стены живописью, рука третьего хочет внести печи, отчего белокаменное здание рыхлеет и рушится". В 1880-е годы, в преддверии очередного поновления, в Звенигород приезжала комиссия по сохранению древних памятников, указавшая на необходимость при проведении ремонта "сохранить древность деталей". Правда, "научная реставрация" скорее навредила фрескам - точнее, тому, что осталось от них. Стоит упомянуть значимое событие, связанное с древними иконами Успенского храма. В 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора участниками Центральных государственных реставрационных мастерских обнаружили три иконы, по виду весьма древние, в очень плохом состоянии. Их раскрытие обернулось историческим открытием. Иконы - Спасителя, Архангела Михаила и апостола Павла И. Э. Грабарь определил как принадлежащие кисти Андрея Рублёва. Сейчас иконы из так называемого Звенигородского чина находятся в Третьяковской галерее.

Закрытый перед войной, с 1946 года Успенский собор вновь стал действующим. На протяжении ХХ века он не раз исследовался, проводились и реставрационные работы. Последняя реставрация началась в 2009 году с замены окон в барабане собора. Рамы, установленные, судя по всему, ещё в конце ХIХ века, за сто лет настолько обветшали, что превратились в труху, когда их стали вынимать. Спустя недолгое время реставраторы приступили к очистке белокаменных резных деталей на фасадах собора. Кроме того, были выполнены работы по восстановлению изначальных окон, декоративных элементов входных порталов, водосточные трубы заменены на медные. Ставят своей целью реставраторы и воссоздание позакомарного покрытия Успенского собора.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №101, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 марта 2018

Внешность Успенского собора явственно напоминает хрестоматийно-знакомые образы одноглавых церквей Владимиро-Суздальской Руси - храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире и др. Все они строились ещё до монголо-татарского нашествия. Потом каменное строительство надолго остановилось, с тем чтобы возродиться уже в, условно говоря, московскую эпоху. Стремление московских зодчих было тогда "припасть к истокам". Ближайшие "истоки" находились здесь, во Владимиро-Суздальской земле, поэтому именно здешняя архитектурная парадигма легла в основу зарождавшегося московского зодчества. Из ранних московских памятников Успенский собор - самый сохранный.

Звенигородский храм - не копия владимирских церквей, хотя традиции владимиро-суздальской храмовой архитектуры и оказали на него существенное влияние. Как писал Б. А. Огнев, автор диссертации, посвящённой раннемосковскому зодчеству, посвятил в конце 1940-х - начале 1950-х годов несколько лет именно Успенскому собору: "Умелое сочетание внешних и внутренних форм, хорошо продуманная связь их между собою и подчинение общему замыслу говорят о мастерстве и опытности строителей, свободно ориентировавшихся в сложных вопросах композиции". И далее: "Звенигородский Успенский собор в первоначальном своём виде представлял собою замечачательно цельное по замыслу и выполнению произведение талантливых русских зодчих, вполне овладевших архитектурной формой и приёмами композиции". Успенский собор принадлежит к наименее "зареставрированным" памятникам раннемосковского зодчества, а его исторические искажения (утрата закомар и растёска окон) типичны и не представляют непреодолимой преграды для взгляда исследователя. Южный, западный и северный фасады "обвернуты" трёхъярусным орнаментальным поясом, причём резьба выполнялась, как предполагал Б. Огнев, "уже после укладки камней на место". "Резьба орнамента, - писал он, - уверенная, грани четки и остры, изгибы ветвей и цветов красиво очерчены, изобличая опытную руку мастера-резчика, прекрасно знавшего растительный орнамент и умело видоизменявшего его сообразно своему замыслу". Лопатки на фасадах собора оформлены полуколонками. Капитель каждой из них, как пишет Б. А. Огнев, "представляет собой связку из призматических брусков, веерообразно расходящихся кверху, перевязанную по низу двумя кручёными жгутами, а сверху покрытую невысокой прямоугольной плитой... Импост имеет вид высокой массивной плиты... боковая его поверхность украшена резным орнаментом из овальных, заострённых кверху листьев, расположенных "в перебежку", в три ряда друг над другом..." Большой пояс (имеется в виду орнаментальный пояс на южном, западном и северном фасадах, неоднократно подвергался побелке. Побелка совершенно забила рисунок пояса и местами сделала его почти неразличимым. Как и фасады, барабан украшен орнаментальным поясом, хотя и более узким. Форма главы и венчающий крест - поздние; изначально глава имела, по всей видимости, шлемовидную форму и была покрыта лемехом. Входы в собор расположены с трёх сторон и оформлены перспективными порталами, составленными из трёх полуколонок (две внутренние - с дыньками) и завершёнными килевидными архивольтами. Как отмечает Б. А. Огнев, порталы "целиком должны быть отнесены к первоначальной постройке".

Успенский собор имеет внутри устройство, типичное для одноглавых крестово-купольных храмов. Важно отметить, что - как, например, и в храме Покрова на Нерли, - зодчие здесь озаботились созданием особого рода пространственной иллюзии. Изнутри храм кажется больше и выше, чем снаружи. Это достигнуто, во-первых, за счёт широко расставленных столпов (средний продольный неф шире, чем боковые), а во-вторых - за счёт их сужения к верху. Благодаря подобным ухищрениям подкупольное пространство кажется просторным и высоким. Рама соборного иконостаса относится к ХVII веку (хотя впоследствии не раз поновлялась). Иконы также, по большей части, ХVII столетия, за исключением праздничного ряда, утраченного и написанного заново уже сравнительно недавно. Как правило, путешественники устремляются в Звенигород, окрыляемые надеждой увидеть сохранившееся фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе. И, увы, бывают разочарованы. Фрески бледны, плохо различимы, похожи на тень от самих себя. Но и в таком виде поддерживать их непросто. Причём в 1918 году, когда росписи были "освобождены" от заслонявших столпы частей иконостаса, вид они имели совсем иной. Беда, однако, в том, что реставрация реставрации рознь. Особенно вред фрескам нанесла реставрация начала 1960-х годов. Подобным образом - с укреплением красочного слоя казеином и "задублением" формалином - реставрировались и звенигородские росписи. "По сути, - констатирует современный реставратор Д. А. Седов, - подлинного красочного слоя уже нет, остались только подкладочные слои, и следовательно, далее терять уже нечего. Данную живопись правильнее называть не фреской, а воспоминание о фреске. Размеры собора: длина четверика без учёта алтарных апсид - 12,94 м, ширина - 13,4 м.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №101, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  9 ноября 2019

Древнейшим из дошедших до нас памятников московской архитектуры конца ХIV столетия является Успенский собор на Городке в Звенигороде. Это был придворный храм соперника Василия II князя Юрия Звенигородского. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, с лёгкой главой, храм изысканно и сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершённые килевидными закомарами, тройные ленты плоского резного орнамента опоясывают здание на уровне хоров, идут по верху апсид и барабана главы. Маленькое оконце, освещающее идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлено в виде нарядной фигурной розетки; узкие окна обрамлены тонкими тягами; к перспективным порталам с килевидными архивольтами ведут лестницы. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Собор имеет ступенчато повышающуюся конструкцию сводов. Снаружи над сводами расположены диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками. Характерной особенностью звенигородского Успенского храма является несовпадение наружных членений их фасадов с внутренними конструктивными членениями. Такой приём свидетельствует о совершенно ином, чем у домонгольских зодчих, принципе композиционного подхода. Он позволял независимо решать пропорциональные построения внешнего и внутреннего объёмов здания. В отличии от монастырского Рождественского собора Саввино-Сторожевской обители, Успенский собор не восстановлен в первоначальных формах.

Из книги: "История Русского искусства". Том 1. - Москва: "Изобразительное искусство", 1991


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 июля 2024

Подмосковный Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты, относящейся к началу 30-х годов XIV века. Однако южнорусское название, как и материалы археологических раскопок, говорят о более древнем, домонгольском времени возникновения города. Иногда можно встретить утверждение, что Звенигород был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, но это не более чем гипотеза. По завещанию Дмитрия Донского город достался его второму сыну Юрию.

Древний кремль Звенигорода, Городок, находится за пределами современного города, между двумя ручьями – Жерновкой и безымянным, текущими по дну глубоких оврагов и впадающими в мелководную тут Москву-реку. На вершине Городка высится белокаменный одноглавый собор. Несмотря на определенное сходство с владимиро-суздальскими храмами, эта небольшая церковь отличается от них простотой и скромностью архитектурного убранства. Поставленный на высокий цоколь, храм строен и изящен. В его облике присутствует то чувство меры, которое отличает истинные произведения искусства.

Белокаменный Успенский собор на Городке построен по заказу князя Юрия Дмитриевича Звенигородского в 1417–1422 годах. Строившие собор зодчие руководились теми художественными навыками и приемами, которые сложились в архитектуре Москвы к концу XIV века. Нетрудно заметить их стремление создать единое и ясное по своей природе здание. Храм прост и строг, он не осложнен ни башнями, ни галереями, ни притворами, которые были так характерны для владимиро-суздальского зодчества.

Издали собор выглядит совсем небольшим. Скромно белеет он на вершине холма, словно вырастая из него. Но вблизи храм производит впечатление внушительного сооружения. В действительности же высота его от уровня земли до кровли всего 12,5 метра, при ширине северного фасада 13 метров. Так же, как и церковь Покрова на Нерли, собор на Городке на близком расстоянии кажется выше, чем он есть на самом деле. В этом был особый замысел зодчих. Даже на глаз заметно, что и куб собора, и основные архитектурные элементы (проемы окон, барабан и др.) кверху сужаются. Движение вверх подчеркивают заостренные килевидные завершения порталов и обрамления узких, удлиненных окон. Даже камни, из которых сложен собор, имеют большую высоту, нежели ширину (обычно наоборот).

Звенигородский Успенский собор, по образному выражению художника П. Радимова, напоминает красавца-богатыря в холщовой вышитой рубахе и золотом шлеме. Сохранив простоту и ясность, спокойную величавость и монументальность белокаменных храмов времен Юрия Долгорукого, которые сегодня можно видеть в Суздале, в Переславле-Залесском, Успенский собор на Городке утратил их суровость, тяжеловесность. Зато его создатели многое восприняли от изысканного изящества Дмитровского собора Владимира, легкости церкви Покрова на Нерли, хотя собор на Городке и уступает им в великолепии и богатстве отделки.

Стены собора на Городке украшает тройной резной пояс шириной немногим более метра. Такие же, но более узкие ленты плоской резьбы тянутся на барабане и апсидах. Узор был вырезан на камне уже после его укладки каменных блоков, и он почти не уступает лучшим образцам работы древних мастеров, даже таким уникальным, как в Юрьеве-Польском. Только нет здесь ни львов, ни грифонов и сирен, ни человеческих масок. Их заменил геометрический и растительный орнамент – переплетения стилизованных цветов и стеблей, присущие сербским орнаментальным формам (Москва в это время поддерживала оживленные сношения с Балканами). Украшением собора на Городке являются и его перспективные порталы.

Многочисленные ремонты и поновления отчасти изменили первоначальный облик Успенского собора. Храм сильно пострадал в годы Смутного времени, был разграблен и долгое время оставался поврежденным. Документы XVII столетия свидетельствуют: «…кровля вся сгнила, и в дождевое время бывает капель великая и своды размывает, и церковному строению чинится поруха большая». В 1830 году во время ремонта стены собора были стянуты железными полосами. С западной стороны к собору была пристроена небольшая звонница. Существующий крест на главе собора, превосходный по красоте рисунка, относится к концу XVII века.

Внутри собора поражает его высота. Сверху из восьми окон барабана льется свет, заполняющий все верхнее пространство храма. Как и во владимирских и раннемосковских придворных храмах, в западной части устроены хоры для княжеской семьи. На хоры ведет лестница, проложенная в толще стены.

Для росписи Успенского собора князь Юрий пригласил Андрея Рублева. Прославленный русский художник работал в Звенигороде со своими учениками. Сохранившиеся фрагменты рублевских фресок были раскрыты из-под записей позднейшего времени. На западных гранях восточных столбов уцелели поясные изображения Лавра и Флора (от последней фрески сохранились лишь фрагменты). Ниже этих фресок расположены другие – Варлаам, Иосиф и Пахомий с ангелом, но по мастерству исполнения они уступают верхним фрескам. Известный историк искусства И. Грабарь после их открытия писал: «…кто хочет получить представление о фресках начала XV века, должен ехать отныне в Звенигород… Небывалое сочетание трех цветов, объединенных как трезвучие в музыке, нежность и деликатность оттенков, легкость туше», – вот отличительные особенности этих превосходных произведений мастеров круга Андрея Рублева.

Существующий ныне иконостас относится к концу XVII века. Первоначальный же иконостас Успенского собора был создан в начале XV века Андреем Рублевым. Часть икон, написанных Андреем Рублевым для этого иконостаса, чудом сохранилась и была случайно обнаружена в 1918 году художником-реставратором Г. О. Чириковым.

Три большие иконы, первоначально входившие в состав деисусного чина, были, как обветшалые, сложены в сарае близ Успенского собора. Одна икона служила ступенькой лестницы, а две другие лежали в сарае под поленницей дров… Так был обретен ныне всемирно известный «Звенигородский чин» Андрея Рублева.

Были произведены реставрационные работы. Сразу было высказано предположение, что создателем икон мог быть только Рублев, а время их создания относится к началу XV века. Первоначально в состав «Звенигородского чина» входило девять икон, а после установки нового иконостаса он был разрознен. 

Иконы «Звенигородского чина», принадлежащие кисти Рублева: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», – ныне находящиеся в Третьяковской галерее, причисляют к величайшим шедеврам, когда-либо созданным в мире кистью живописца.

Принадлежность «Звенигородского чина» Рублеву ни у кого не вызывает сомнений. «Она доказывается не только его высочайшими качествами, но и теми вполне конкретными стилистическими аналогиями, которые эти иконы находят в других работах мастера», – писал В. Н. Лазарев.

Новым подтверждением того, что иконы «Звенигородского чина» написаны Андреем Рублевым, является обнаруженная сотрудниками Звенигородского музея запись в приходно-расходной книге Саввино-Сторожевского монастыря за 1738 год. Среди записей расходов значится: «Куплено к деланию иконостаса Рублева клею пуд…» Видимо, в то время иконостас поновлялся, и было известно, что писан он Рублевым. Но были ли написаны эти иконы для Успенского собора, или для Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре, или для первоначального деревянного храма того монастыря? Это до сих пор не установлено и продолжает оставаться загадкой, каких немало в истории русского искусства.

Источник: Низовский А. Ю., Знаменитые храмы Руси. ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2016

royallib.com


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 ноября 2024

«…Городком называют холм на левом берегу Москвы-реки, километрах в четырех от станции Звенигород, на вершине которого зародился город. Подобно большинству городов Залесской земли, Звенигород был основан на возвышенном мысу у слияния двух рек. Естественные преграды защищали его от вражеского нашествия со всех сторон: с юга речка Жерновка, с востока и севера глубокие овраги. Возможно, что с напольной, самой опасной для города, стороны был вырыт ров, со временем превратившийся в глубокий овраг.

На высокой плоской вершине холма возвышается памятник раннемосковского зодчества Успенский собор «на Городке». С трех сторон его сохранились насыпные земляные валы древнего Звенигородского кремля; с четвертой, южной, стороны они уцелели только местами. Общая протяженность валов составляла почти 800 метров. Ширина их в основании до 20 метров. «Звенигородский собор является едва ли не лучшим по архитектурному мастерству и изысканности памятником рубежа XIV-XV вв. В нем отражено большое искусство московских мастеров, творчески развивших владимирскую традицию и создавших на редкость гармоничный памятник... При удивительно стройных пропорциях, позволяющих вспомнить лучшие постройки Владимира, достигнуто почти идеальное равновесие масс». Так высоко оценивает Успенский собор «на Городке» автор капитального труда о зодчестве Северо-Восточной Руси профессор Н. Н. Воронин.

Сохранив простоту и ясность, спокойную величавость и монументальность белокаменных храмов времен Юрия Долгорукого, которые сегодня можно видеть в Кидекше под Суздалем, в Переславль-Залесском, собор «на Городке» утратил их суровость, тяжеловесность. Зато многое восприняли его создатели от изысканного изящества Димитриевского собора Владимира, легкости и грации церкви Покрова на Нерли, хотя собор «на Городке» и уступает им в великолепии и богатстве отделки. Он скромнее, беднее своих владимирских предшественников, строже, лаконичнее их. Но лаконизм его не переходит в сухость, а строгость - в суровость. Ему присуще характерное для времени Рублева соединение грации и строгости.

Вместо почти сплошного скульптурного узора Димитриевского собора, только скромный резной пояс шириной немногим более метра украшает стены собора «на Городке» да более узкие ленты плоской резьбы на барабане и апсидах. Узор был вырезан на камне уже после его укладки и, как утверждают специалисты, почти не уступает лучшим образцам работы древних мастеров, даже таким уникальным, как в Юрьеве-Польском. Только нет здесь ни львов, ни грифонов и сирен, ни человеческих масок. Их заменил геометрический и растительный орнамент - переплетения стилизованных цветов и стеблей. Украшением собора «на Городке» являются и его перспективные порталы, высеченные в толще стен.

Так же, как и древние храмы Владимира, собор «на Городке» имеет в плане почти квадрат с тремя закругленными выступами с восточной стороны (апсидами). Его глава и довольно высокий и широкий барабан со щелевидными окнами также опираются на четыре столба-пилона, установленные внутри храма. Наружные стены по вертикали делятся также на три части. Три входа в храм оформлены в виде перспективных порталов.

С воздвигнутыми в ХІІ в., еще до монгольского нашествия, небольшими одноглавыми храмами Северо-Восточной Руси звенигородский собор роднит и одинаковая кладка белокаменных стен каждая состоит как бы из двух облицовочных стенок, пространство между которыми заполнено битым камнем и залито крепким известковым раствором. Раствор проникал в тончайшие зазоры между каменными блоками изнутри. 

Неизвестные зодчие Успенского собора нашли удивительно верные пропорции, во всем соблюли то чувство меры, что отличает истинные произведения искусства. В построенном по его образцу Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, кажется, все то же. Те же и композиция, и план, и украшения, но в изысканном изяществе и художественной целостности образа он уступает собору «на Городке».

Любопытно, что собор «на Городке», так же, как и церковь Покрова на Нерли, - этот «не только самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства» (И. Грабарь), - на близком расстоянии кажется выше, чем он есть на самом деле. В том был особый замысел зодчих, во многом предопределивший всю архитектурную композицию храма.

Издали собор выглядит совсем небольшим. Скромно белеет он на вершине холма, словно вырастая из него. Но вблизи даже на нас, привычных к высоким зданиям, храм производит впечатление внушительного сооружения, а уж в старину и подавно считался, наверно, «зело превеликим». В действительности же высота его от уровня земли до кровли всего 12,5 метра, при ширине северного фасада 13 метров.

Такой оптический обман достигнут за счет множества «хитрых» приемов. На глаз незаметно, а обмеры показали, что и куб собора, и основные архитектурные элементы (проемы окон, барабан и др.) кверху сужаются. Заостренные килевидные завершения порталов, а прежде и сводов, и обрамлений окон, узких, удлиненных, устремлены вверх. Средние окна были к тому же подняты на целый ряд кладки над боковыми. Даже камни, из которых сложен собор, имеют большую высоту, нежели ширину (обычно наоборот). Все это было сделано с целью придать зданию вертикальную направленность, устремленность вверх, чтобы оно казалось выше.

Прежде звенигородский собор казался значительно выше. Хотя и сохранился он лучше всех своих современников, большинства из которых вообще уже давно нет на земле, но и он дошел до нас не совсем в том виде, в каком был создан. И время, и люди несколько исказили первоначальный его облик.

Как и человек к старости, собор стал ниже ростом. Отчасти оттого, что осел, а главное, возле него без малого за 600 лет накопился культурный слой почвы высотой почти с метр. Часть цоколя и нижние ступени каменных лестниц, ведущих к трем входам, оказались под землей. А прежде высокий цоколь как бы приподнимал здание над землей. Лестницы, идущие снизу вверх, также усиливали общее впечатление. Но более всего такое впечатление создавал верх собора. Он-то и претерпел особенно сильные изменения.

И не посвященному в тайны архитектуры видно, что стены его заканчивались тремя полукружиями закомарами, которые потом были срезаны, а пазухи между ними заложены. Кровля собора была не четырехскатной, как сейчас, а позакомарной. Ничто не сдерживало тогда, не перерезало по горизонтали устремленных вверх вертикальных линий.

Но, помимо этого, как установили исследователи П. Н. Максимов и Б. А. Огнев, между закомарами и главой имелось еще двенадцать кокошников. Возвышаясь от краев к середине и уменьшаясь при этом в размере, они создавали постепенный, ступенчатый переход от основного объема собора, куба, - к барабану. Такое многоярусное завершение имели собор в Коломне, воздвигнутый по повелению Дмитрия Донского и, как предполагают, некоторые храмы Московского Кремля.

Сейчас, при четырехскатной кровле, Успенский собор утратил былую торжественность, а его барабан без кокошников выглядит словно пестик цветка без лепестков. Собор был к тому же и живописным - главу и апсиды покрывала кирпично-красная черепица с голубовато- зеленой поливой.

Когда входишь внутрь собора, поражает его высота. Сверху из восьми окон барабана поступает свет, заполняющий все верхнее пространство храма. У западной стены, почти посредине ее высоты, обращают внимание редко где сохранившиеся хоры. Они сделаны не для хора певчих, а для князя, его семьи и придворных. Это непременная принадлежность придворных храмов - свидетельство неравенства феодального общества: во время богослужения князья возвышались над простым народом.

В толще стены в северо-западном углу на хоры проложена лесенка, как и во владимирских и раннемосковских придворных храмах, и такое же круглое оконце освещает эту лестницу. С фасада оконце оформлено в виде шестилепестковой розетки, как и в церкви Рождества Богородицы, построенной в Московском Кремле в 1393 г. матерью Юрия Звенигородского (сохранилась частично). Одинаковыми были у них порталы, обрамления окон, профилировка цоколя, резьба узорного пояса и сама кладка стен. Проведенное Б. А. Огневым тщательное сравнение их выявило «столь явное совпадение индивидуальных особенностей деталей, которое позволяет предполагать, что оба храма строились руками одних и тех же мастеров». Н. Н. Воронин также считает, что «...оба памятника строились одними мастерами». То были, по-видимому, мастера князя Василия Дмитриевича, а их мог попросить у брата князь Юрий только до того, как между ними началось «нелюбье». Это обстоятельство не просто подтверждает раннюю датировку собора «на Городке», но и помогает воссоздать облик не дошедших до нас ранних каменных храмов Москвы.

В Московском Кремле на месте церкви Спаса «на Бору» (1330) был обнаружен большой кусок тесаного белого камня с резным узором, близким к тому, что украшает звенигородский собор. Известно, что церковь Спаса «на Бору» также была небольшой, одноглавой, четырехстолпной, почти квадратной в плане. Все это, вместе взятое, позволило ученым сделать вывод, что собор «на Городке» имеет много общего не только с церковью Рождества Богородицы, но и с другими не дошедшими до нас более ранними памятниками архитектуры. Поэтому изучение раннемосковской архитектуры начинают обычно со Звенигородского собора «на Городке». От него и ведет свою историю общерусское национальное зодчество XV-XVI вв.

Этот уникальный памятник мог дойти до нас в лучшей сохранности. В документах XVII столетия о нем говорится: «...кровля вся сгнила, и в дождевое время бывает капель великая и своды размывает, и церковному строению чинится поруха большая». В таком виде собор стоял не год и не два. В другом документе читаем: «Звенигородский соборный храм, разграбленный поляками, по своей "бедности" долгое время не мог быть исправлен и представлял плачевный вид».

Как же прочно надо было построить, чтобы, несмотря на все это, стены собора сохранили почти целиком первоначальную кладку, уцелели порталы, обработка фасадов и даже резной пояс, над которым резчики предусмотрительно сделали нависающие полочки с отливом! Устойчивость стен, помимо тщательной кладки и крепкого раствора, обеспечивалась также связями из дубовых брусьев, которые были примерно на уровне резного пояса. В 1830 г. во время ремонта стены были стянуты еще железными полосами. К счастью, они не так сильно торчат наружу, как после подобного ремонта в церкви Покрова на Нерли.

Художественная ценность Успенского собора увеличивается еще и тем, что в нем за росписью позднейшего времени обнаружены фрагменты древней фресковой живописи начала ХV в. (на западных гранях восточных столбов поясные изображения Фрола и Лавра). Помимо этого, в 1918 г. художник-реставратор Г. О. Чириков обнаружил поблизости от собора «на Городке» три большие иконы с поясными изображениями Спаса, апостола Павла и Архангела Михаила. Одна служила ступенькой лестницы, другие лежали в сарае под поленницей дров. Теперь это всемирно известный «Звенигородский чин» - одно из ценнейших сокровищ Третьяковской галереи.

Принадлежность «Звенигородского чина» Рублеву ни у кого не вызывает сомнений. «Она доказывается не только его высочайшими качествами, но и теми вполне конкретными стилистическими аналогиями, которые эти иконы находят в других работах мастера» (В. Н. Лазарев). Но были ли написаны эти иконы для Успенского собора или для Рождественского в Саввино-Сторожевском монастыре, или для первоначального деревянного храма того монастыря, - до сих пор не установлено. Это одна из загадок, каких немало в истории русского искусства. Новым подтверждением того, что иконы «Звенигородского чина» написаны Андреем Рублевым, является обнаруженная недавно сотрудниками Звенигородского музея запись в приходно-расходной книге Саввино-Сторожевского монастыря за 1738 г. Среди записей расходов значится: «Куплено к деланию иконостаса Рублева клею пуд...» Видно, в то время иконостас поновлялся, и было известно, что писан он Рублевым.

На запад от Успенского собора стоит необычное сооружение, предназначенное для колоколов, но мало похожее на колокольню. Это звонница, построенная в XIX в. Куполообразная кровля придает ей не свойственную звонницам форму. Хотя и находится она возле собора, но совсем не связана с ним.

Собор «на Городке» стоит величавый и одинокий, как веха, оставленная нам далекими предками. Старейший из сохранившихся на земле Московской, собор донес до нас образы более ранних творений древнерусских зодчих.

Жизнь храма продолжается и сегодня. Один из немногих, он был возвращен Православной Церкви в суровые годы Великой Отечественной войны. Нынешний настоятель храма архимандрит Саввино-Сторожевского монастыря Иероним…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 560-564


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 декабря 2024

«…Другой храм более интересный для нас, как более сохранившийся и типичный, находится в самом Звенигороде. Это - Звенигородский Успенский собор. Поэтому считаем нужным на нем остановиться несколько подробнее.

Успенский собор - кубическаго типа. План его почти квадратный, с востока приходятся три полукруглые выступа алтаря. Внутри собор имеет четыре столба и на запад хоры. Изследование этого храма, произведенное Далем, а потом архитекторами Никитиным и Поповым, дает ясно понять, что внутренние столбы собора переставлены, разстояние между ними увеличено, стало быть, не только глава, но и все своды, опиравшиеся на средние столбы, новые. Действительно, своды и арки внутри собора расположены неправильно. Снаружи, выше капителей колонн, в разных местах начинаются неправильности.

Снаружи фасад по приему архитектурной отделки со своими длиными полуколоннами, аркадой у дверей с колонками и бусами напоминает Спас на Бору; пояс под окнами походит на Саввинский храм, а весь белокаменный склад весьма напоминает владимирское зодчество. Очевидно храм построен до итальянцев. Мы готовы его постройку даже предпослать Саввинскому храму. Очень может быть, что его глава подвергалась той же печальной участи, как и упавшия главы всех вышеприведенных храмов, от той или другой причины. Для нас понять весьма важен факт ея разрушения, указывающий, что стены собора только до арок дают на первоначальныя формы храма. Но и этого уже достаточно, чтобы заключить, что формы эти несомненно сделаны под влиянием владимирскаго зодчества.

Какое было первоначальное покрытие на этом храм с достоверностью сказать невозможно; снятие крыши, конечно, ничего не может обнаружить, так как весь чердак новый; но, имея в виду, что все отверстия на храме (кроме растесаных позднее) имеют заостренное подвышение, надо полагать, что и первоначальное покрытие было по аркам с заостренным подвышением. Глава была в роде существующей, но поменьше диаметром, с наличниками окон в роде окон на том же храме, еще не растесанных, т.е. обведенных профилем с заостренным подвышением, что так характерно для XIV века.

В обществе любителей древней письменности есть псалтирь 1397 г., писанный в Киеве; в нем есть прекрасная миниатюра, представляющая пятиглавую церковь; главы - в виде луковиц, именно той формы, какую видим на Звенигородском соборе. Покрытие плеч, как церкви киевской, сделано по аркам без заострения.

Всматриваясь в детали Звенигородскаго собора, находим большое сходство средняго пояса с поясом в Саввинском монастыре и церкви Св. Сергия Радонежскаго, в Сергиевской Лавре, того же времени, хотя орнаменты и капители представляют нечто своеобразное, самостоятельное.

Не менее заслуживают внимания и наружные углы, имеющие план несколько выходящий из ряда вон. Они напоминают отделку готических столбов. Есть ли это явление случайное или перенесено с запада решить трудно. Да и решение этого вопроса не может изменить положения дела. Заключение будет одно и тоже: храм этот, очевидно, - сколок с владимирских храмов. Все вышеуказанныя переделки произведены, видимо, вскоре после первоначальнаго построения храма.

Внутри храм расписан. Стенопись, относят, не позднее ХVІІ века. Многия иконы замазаны впоследствии; но есть и такия, которых контуры рисованы иглой по сырой штукатурке. Восточные столбы храма теперь заставлены иконостасом, но прежде они были открыты, потому что на них написаны иконы. Следовательно, первоначальный иконостас стоял между столбами…»

Древности. Труды Моск. Арх. Общ., т. XI, Москва, 1886 г. Стасов. Славянский и восточный орнамент. Табл. XLV.

По материалам книги: Павлинов, Андрей Михайлович (1852-1898). История русской архитектуры / / Соч. акад. А.М. Павлинова. — Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894, стр. 114-117.

НЭБ



Комментарии и обсуждение


Церковь Успения на Городке построена в начале 15 века. Действует.

19 марта 2003, Юрий Менделеев.

Идет новая реконструкция церкви, старый кирпич отбит, вставлены блоки, просто новодел, куда смотрит архнадзор, позор, одни бабки и откаты в голове.
22 августа 2013.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.