Галерея. Великий Новгород. Фрески церкви Спаса на Ковалёве. Драматическая судьба постигла многие бесценные храмы Великого Новгорода. В их числе и Спас на Ковалёве. Эту скромную, очень новгородскую по облику кубическую одноглавую церковь возвели в четырёх верстах от города на берегу Волховца в 1345 г. на средства новгородского боярина Онцифора Жабина. Вплоть до XVIII в. она являлась соборным храмом Ковалевского мужского монастыря, позднее упразднённого.
В 1380 г. за одно лето, на средства некоего Афанасия Степановича и «подружи его Марии» (как сообщала древняя надпись над западным входом) храм расписали. Всего через месяц после этого произошла знаменитая Куликовская битва, и, хотя сражались русские полки с монголо-татарами далеко от Новгорода, предгрозовая атмосфера того памятного лета, очевидно, впиталась в ковалёвские фрески. В нижнем ярусе росписей находилось несколько выразительных фигур святых воинов. В 1941 г., когда настало время гибели Спаса, рухнувший свод впервые открыл их дневному свету, и все 900 дней, пока шли бои, святые пристально и гневно взирали на врага, а потом и сами были погребены под развалинами.
Работала над украшением храма артель мастеров - выходцев из Сербии (или выучеников тамошних изографов). На южнославянское влияние указывали многие детали: остатки позолоты на нимбах Христа, Ильи Пророка, Моисея из композиции «Преображение» (что для русских росписей не характерно); несходство с русскими типами ликов некоторых святых; появление ряда редких в русской иконографии (но обычных для Сербии) сюжетов: «Предста царица одесную тебе», «Проповедь 12-летнего Христа во храме Иерусалимском» и особенно грандиозная «Не рыдай мене, мати, зряще во гробе» - один из безусловных шедевров живописи XIV столетия. Лёгкой рукой, уверенно и свободно мастера покрывали фресками стены и своды храма. В куполе - Пантократор, в алтаре - евхаристия и святительский чин. На столпах апсиды - фигуры дьяконов, по низу стен и столпов - праотцы, святые, отшельники, апостолы, великомученики (в числе прочих - Борис и Глеб в пурпурном и зелёном плащах). По верхней части стен и сводов - евангельские сцены: «Преображение», «Оплакивание Христа», «Положение во гроб», «Распятие»... Писали при свечах, поскольку строили храм не для суетности, а для отрешённости и молитвы.
Всего четыре небольших щепевидных окна и два совсем крошечных окошечка в жертвеннике и апсиде давали возможность различить лишь очертания предметов. Зато когда загорались свечи, фрески проявлялись и подвижное пламя оживляло россыпь драгоценных красою сизо-стальных, оливковых, изумрудных, охристых, тёмно-серых, голубых, приглушённо-красных. Всего было создано около 450 кв. м росписей. В первозданной красоте они простояли недолго.
Уже в 1386 г., когда в монастыре случился большой пожар, церковь с её фресками пострадала. Потом, видимо в XVIII столетии, древнюю роспись сплошь забелили. В таком виде она находилась до начала XX в. Раскрывали стенопись в два этапа: в 1911-1912 и 1921 гг. под руководством блестящего реставратора Н. П. Сычёва. Результат его усилий произвёл сенсацию: 350 кв. м превосходных фресок XIV в., без единой записи и относительно хорошей (если сравнивать с другими храмами) сохранности, - редкость чрезвычайная.
До 1941 г. росписи усердно изучали, но подготовить полную публикацию так и не собрались. Осталось всего несколько случайных фотографий, кое-какие описания и копии. А потом грянула война. Когда Новгород освободили, на месте ковалёвского Спаса нашли пятиметровую груду обломков. В поросшем крапивой и бурьяном каменном крошеве изредка вспыхивали золотистым и голубым мелкие осколки бесценных фресок.
«Что погибло безвозвратно, того уже не вернёшь, - писал в 1947 г. знаменитый историк искусства В. Н. Лазарев. - Мы никогда больше не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалёва». Но потом произошло чудо.
В 1965 г. началась разборка завалов. Возглавил эту работу художник-реставратор А. П. Греков. Мусор просеивали через сита, кусочки фресок старательно отбирали, рассортировывали, складывали. Затем их смонтировали на специальных щитах - фантастическая по трудоёмкости работа! Так около трети ковалёвских стенописей возвратилось из небытия.
Источник: http://www.novgorodmuseum.ru/