Про Богоявленский собор Вышнего Волочка говорят, что он представляет собой островок Царства Небесного на Вышневолоцкой земле. Действительно, похоже, - ведь он стоит, отражаясь в водах "Русской Венеции", в кольце, образованном Цной и Обводным каналом. В старину это место называли Отмойным островом. На нём располагалась деревянная Богоявленская церковь с приделом Архангела Михаила. В середине 1770-х годов храм обветшал, его разобрали, а престол решено было перенести в главный собор Вышнего Волочка - летний Казанский. Однако скоро выяснилось, что отведённый под святыню придел слишком мал. Сам причт Казанского собора заявил, что Богоявленский придел оказался "толико тесен, что по множеству жителей бывает для священнослужения неудобен; почему в зимнее время с великою как для священнодействующих, так и предстоящих нестерпимостию богослужение совершается в холодном соборе". Так что верующие обратились с просьбой возвести зимний Богоявленский храм. Достаточно быстро прихожане получили разрешение и в 1809 году направили в духовную Консисторию "план с фасадом" и смету, и уже через год строительство началось. Деньги на возведение собора взяли из суммы, собираемой Казанским собором, а также загородной Казанской часовней. Общая стоимость всех работ должна была составить "с покрытием кровель листовым железом и со всею чистою отделкою до двадцати шести тысяч рублей".
О закладке Богоявленского собора в буклете "Богоявленский собор - островок царства небесного", изданного собором по материалам исследований научного сотрудника Вышневолоцкого краеведческого музея Ф. Соловьёвой, сообщается: "... при столь значительном в жизни горожан событии (закладка зимнего храма) присутствовали и августейшие персоны. Тверской генерал-губернатор, принц Георг Ольденбургский, принимавший самое непосредственное участие в разработке проекта, и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, изволили шествовать на отведенное под строительство нового храма место с крестным ходом и... положить в основание два камня". Вот как описывал в 1810 году эти события благочинный Василий Петров в архирейской благословенной грамоте на строительство Богоявленского храма: "А как место, на котором все прихожане объявили желание построить оный храм, хотя и близ собора, но зближено с водяною коммуникациею, почему не осмелясь приступить к занятию онаго сами собою и просили разрешения у Его Императорского Величества Новогородского, Тверского и Ярославского Генерал Губернатора и водяных коммуникаций Главного Директора Принца Георгия Голстинолденбургского, который востребовав означенный план с фасадом приказал в некоторых местах дополнить и потом скопировав вновь и положа новую смету, которая помножилась против прежней до тысячи двух сот рублей: вся смета - двадцать шесть тысяч семь сот рублей - представил на высочайшее Его Императорского Величества утверждение. Всего на окончание строительства церкви требовалось три тысячи рублей. 8 августа 1807 г. Консистория пришла к выводу, что городской собор обязан выдавать эти деньги в заем городу в срок на девять лет. Тогда же консистория предписала соборному причту и потом минувшего мая 14 дня соизволила прислать при копии с рескрипта Его Императорского Величества Высочайше утвержденный план с фасадом к Вышневолоцкому Городничему, а сей посредством Городской Думы ко мне и с копиею с упомянутого Высочайшего рескрипта для начатия работы. Текущего июня 15 дня во время пребывания Ея Императорского Высочества Благоверной Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны и супруга Ея в городе Вышнем Волочке июня с 12 по 16 число по просьбе вышневолоцких граждан изволили Их Императорские Высочества шествовать на отведенное под строение храма место с Крестным ходом, и по совершении по чиноположению на сей случай молебствия и водружения Креста Господня положить собственными руками во основание два камня, и потом шествуя также до собора с Крестным ходом при колокольном звоне возвратились в квартиру, которую имели в доме Вышневолоцкого купца Стефана Хохрякова. О чем к сведению Вашему Высокопреосвященству сим покрнейше донося имею счастие представить и с Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта копию".
Через четыре года возведение храма было закончено. Исследователи пишут, что это был один из первых ампирных храмов в Вышнем Волочке. "Для прочности" он был покрыт железом. Стены оштукатурены. Интерьеры украшали прекрасные росписи и иконостас "коринфского рисунка". Что касается церковной утвари и книг, в том числе богослужебных, в соборной описи отмечалось, что их предполагается "заимствовать от Казанского собора". В июле 1814 года был подписан указ о выдаче антиминса, а в октябре благочинный Василий Петров освятил главный соборный придел. Во второй половине ХIХ века собор перестроили в "тоновском" стиле - он тогда как раз вошёл в моду. Храм расширили, в нём появились приделы - в честь Сретения Господня и во имя Михаила Архангела, - а также колокольня. Таким мы видим Богоявленский собор и сегодня.
Вышневолоцкий Богоявленский собор не закрывался вплоть до конца 30-х годов прошлого века. Но в августе 1939-го под арест попали соборные священники - Всеволод Зосимовский и Александр Кобаров. Обоих должны были отправить в ссылку в Казахстан. Однако, что с ними случилось потом - неизвестно. С июля 1940-го года службы в храме не проводились. Прихожане направили было в Москву официальную просьбу снова открыть храм, но тщетно. С тех пор все богослужения и требы стали совершаться на дому поочередно у священника Симеона Платонова, двух монахинь и одной из прихожанок. Осенью 1940-го Калининский облсовет поставил вопрос о закрытии церкви, принял соответствующее решение и направил его в Верховный Совет РСФСР. Однако из Москвы запросили дополнительные материалы по Богоявленскому храму и затребовали снимки "внешнего и внутреннего вида здания указанной церкви и акт технического осмотра здания". Кроме того, присланный в Вышний Волочёк документ гласил, что "до постановления Президиума Верховного Совета РСФСР здания церквей и культовое имущество ликвидировать нельзя". Всё равно храм был обречён. Власти расорядились отдать бывшее церковное здание "трудящимся под культурно-просветительное учреждение". В данном случае под культурно-просвтительным учреждением подразумевался кинотеатр, но переоборудовать храм не успели - началась война. Поэтому в бывшем соборе устроили склад. Что там хранили - неизвестно, только сохранились воспоминания горожан, которые отмечали, что тот склад охранялся "часовым с ружьём" и что мальчишки из любопытства пробирались внутрь "через купол по цепи, на которой когда-то висело паникадило". Старожилы также рассказывали, что перед Богоявленским собором к нынешней спасательной станции был пристроен тир. "Вольные стрелки" частенько вместо мишеней тренировались с стрельбе по церковным крестам и надкупольным яблокам.
Сразу после закрытия Богоявленского собора жители Вышнего Волочка начали борьбу за возвращение храма. Надежду им придавал тот факт, что всего в нескольких километрах от их родного города власти открыли одну из сельских церквей. Прихожане направляли в горисполком ходатайство за ходатайством с просьбой об открытии собора, ссылаясь на то, что "верующих религиозных граждан в городе находится много", но каждый раз получали отказ. Более того, городские власти распорядились разобрать соборное крыльцо, а решётки использовать "для благоустройства города". Разгорелся скандал, о котором вскоре узнали в Москве. В это же время Калининский облисполком уступил натиску и постановил передать общине кладбищенской церкви города... здание Богоявленского собора, а здание кладбищенской церкви оставить за общиной для отпевания умерших". Совет Министров СССР с позицией Калининского облисполкома согласился. Символично, что первая служба в Богоявленском соборе после его возобновления состоялась 13 апреля 1947 года, в светлый праздник Воскресения Господня. Потом люди вспоминали, что на то богослужение собралось огромное количество верующих, храм не мог вместить всех. В соборе ещё не было никакого убранства, и алтарь был прикрыт "занавесочками". Постепенно прихожане взялись за оформление интерьеров. Из неработающего Выдропужского храма привезли удивительной красоты иконостас ХVIII века. Согласно описи, составленной в начале 1960-х годов, у него были "золоченые колонны с 3-мя приделами и 42 иконами в нем". Также среди святынь, хранившихся в соборе, назывались "икона в иконостасе святителя Николая, резная в парчовом одеянии и металлической ризе, серебряный крестик, панагия с бисерной цепкой, икона Андрониковой Божией Матери в ризе с камнями, икона Казанской Божией Матери в парчовой ризе, три висячих лампады...".
Как отмечалось в документах специальной комиссии, "Здание (собора) является важным градостроительным элементом и основной вертикальной доминантой в городской застройке". Поэтому за его восстановление взялись достаточно активно. Пригласили реставраторов из Твери, которые занялись расчисткой настенных росписей академического письма ХIХ века. К настоящему моменту большая их часть уже приведена в порядок.
Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №331, 2019 г.