«…Даже те, кто ненадолго приезжает в Каргополь и не имеет возможности поездить по окрестностям, могут увидеть самый близкий по расстоянию замечательный памятник XVII века - церковь села Саунино в пяти километрах от города.
Дорога идет среди полей и лугов, пока за песчаным холмом, поросшим сосновым лесом, не завиднеется вершина шатра. Привычно для северного пейзажа, что памятники деревянного зодчества, «деревяшечки, как ласково называют их местные жители, стоят в живописном месте, обычно у реки или озера. Не так в каргопольской суши». Древняя церковь Иоанна Златоуста 1665 года стоит среди ровной местности. Ее окружение - золотистые поля. Стоит она на некотором удалении от села, на старом кладбище, некогда обнесенном стеной из валунов.
Церковь и стоящая рядом колокольня вносят поэтичность в окрестный скромный пейзаж, в однообразие полей, окруженных цепочкой поредевших лесов. Пейзаж был бы пуст и скучен, если бы не оживляли его эти стены из потемневших бревен, высоко взметнувшийся к небу шатер храма (высота от уровня земли до креста тридцать пять метров) и дополняющий эту вертикаль, господствующую над местностью, шатер колокольни.
Саунинская церковь является классическим образцом другого, наиболее распространенного, типа шатрового зодчества, так называемого восьмерика на четверике. Красота таких сооружений - в умело найденном соотношении нижнего четырехугольного сруба, поставленного на него восьмигранного сруба меньшей высоты и главного украшения храма самого шатра. Трудно передать словами то чувство удовлетворения совершенством архитектурных форм, которое испытываешь, глядя на расчетливо найденный угол наклона граней шатра, согласованную с ним цилиндрическую шейку в венчике обломов и завершающую луковицу в серебристом лемехе. Шатер обшит тесом в пять рядов, обрезные концы досок создают зубчатые пояски, скупо оживляющие плоскости его граней. У основания шатра над красивого профиля повалом нависают тесовые доски с резными концами, они выполняют роль водотечин. Все функциональные элементы деревянного зодчества имеют одновременно и важное эстетическое значение.
С восточной стороны к храмовому четверику примыкает апсида, квадратная в плане. Апсида традиционно перекрыта бочкой красивого криволинейного профиля, с острым верхним щипцом, из которого вырастает небольшая главка.
С западной стороны к четверику храма примыкает трапезная. (Ныне трапезная разобрана реставраторами, но, несомненно, будет восстановлена в преж нем виде). Как обычно, это прямоугольный сруб, крытый на два ската. Трапезная позволяла расширить помещение при большом стечении народа, была также местом обсуждения сельских дел и праздничных угощений. В трапезной нередко отправлялась служба. Для этого в ней устраивался алтарь с иконостасом - придел. Такой придел был в трапезной церкви Иоанна Златоуста - по южному скату кровли возвышается главка, обозначающая второй престол церкви.
Памятники архитектуры обычно содержатся закрытыми, и, к сожалению, не всегда удается увидеть их интерьер. Но если мы войдем внутрь, то сначала попадем в небольшой притвор, из которого низкая дверь ведет в просторную трапезную. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе - матице, а сама матица поддерживается двумя толстыми столбами. Столбы резные в виде трех поставленных друг на Друга дынек, разделенных поясками в виде жгута. Бревенчатые стены внутри затесаны, а углы выскоблены в лас.
Войдя из трапезной в храм, заметим еще одну характерную особенность шатровых церквей: эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное моленное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, так называемое небо. Небо обычно устраивается с легким уклоном ввысь к центральному кругу, в котором помещается изображение Спаса или Троицы, как в Саунино, и делится на четное число секторов - косяков, в которых изображаются двенадцать апостолов, либо четыре евангелиста и архангелы, как здесь. Тябла расписываются орнаментом, в них устраиваются специальные отверстия-резонаторы - голосники.
Трапезная, вероятно, была поставлена несколько позже храма - она срублена не вплотную с ним, а лишь примыкает к нему, так что образуется простенок, забранный стенкой из коротких бревен. Все это, по-видимому, не смущало древнего мастера. Он смело шел на обдуманное нарушение симметрии. В саунинской церкви трапезная сдвинута в южную сторону, где находится придел, так что стена трапезной здесь выступает за стену четверика. Северная же стена срублена вровень, в одну линию со стеной храма. Этот сдвиг с осевой линии хорошо заметен, если смотреть на церковь с алтарной стороны. Асимметрия создает интересную игру объемов, ощутимую при круговом осмотре памятника.
Саунинская церковь, как обычно для деревянных церквей, поднята на высокий подклет, так что окна трапезной оказались почти под карнизом. Часто в позднейшее время при ремонте здания окна расширялись. Первоначально, когда они были слюдяными, а слюда стоила дорого, их делали небольшими, и свет пропускали только некоторые из них, называемые красными, - обычно это средние окна, боковые же назывались волоковыми - они задвигались дощатыми щитами, заволакивались. Вход в церковь с южной стороны был устроен в прошлом веке. Первоначально вход был традиционно на западной стороне. К двери, высоко поднятой над землей, вела лестница на два всхода.
Колокольня, стоящая возле церкви с южной стороны, - красивое и оригинальное сооружение. Обращает внимание шестигранная форма ее сруба (чаще возводились колокольни восьмигранные), а также, в отличие от церковного здания, прием рубки в лапу, без выступающих концов продуманный прием, чтобы подчеркнуть прямую линию граней. Соответственно каждой грани внутри колокольни поставлены вертикальные столбы, которые на верхней раскрытой площадке образуют пролеты звонницы. По центру колокольни проходит осевой столб, с которым связывается крест. В отличие от рубленого шатра церкви, шатер колокольни стропильной конструкции…»
Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М. Искусство, 1974, стр. 57-63
Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch