«…В Лядинах на старом погосте находится целый архитектурный ансамбль: две церкви и колокольня. В «Подлинной дозорной книге по городу Каргополю» (1648) говорится: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятые Богородицы, да другая церковь страстотерпца Христова Георгия, строение приходных людей...» Однако церкви эти до нас не дошли, в ХVІІІ веке они были заменены другими, существующими и поныне.
Шатровая Покрово-Власьевская церковь построена В 1761 году (по другим данным – в 1743 году). Хотя на возведение шатровых храмов был наложен запрет еще с середины XVII века, но на Севере, в глуши, и в ХVІІІ веке воздвигались многие шатровые храмы, в том числе и огромный лядинский. Покровская церковь поражает своими размерами – это величавые хоромы. Срубить такую махину могли только мастера, вооруженные многовековым опытом. Внешне – обычный тип шатрового храма восьмерик на четверике, но увеличенный едва не вдвое, растянутый по боковому фасаду за счет прирубов – двухэтажной трапезной с притвором, алтарной апсиды, квадратной в плане, перекрытой массивной бочкой. Особенно величав шатер храма, едва ли не самый огромный среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья – Онеги, в ясную погоду он виден далеко с печниковской дороги. Храм огромен, но громадность его не давит, он соизмерим с человеком.
Интерьеры церкви также значительны. Здание, как мы сказали, двуххрамовое. Внизу находилась Власьевская зимняя церковь с трапезной – сумрачное помещение с приземистым потолком. Верхнее помещение Покровской церкви более просторное, облегченное. Как в верхней трапезной, так и в нижней мощный брус потолочной матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого профиля.
В верхней церкви сохранился резной позолоченный иконостас и расписное небо. Небо двенадцатичастное. В центральном круге изображен Бог-Отец на престоле, в косяках – апостолы, архангелы, по четырем углам – трубящие ангелы. Небо всегда придает внутреннему помещению храма нарядность: алые, зеленые одеяния фигур на голубом фоне, позолота – все необычно, ярко, красочно, наполняет полутемный интерьер храма трепетным сиянием.
В иконостасе Покровской церкви было обнаружено несколько интересных икон, как, например, иконы праздничного чина XVI века (Архангельский музей), царские врата (Эрмитаж, Ленинград). Заслуживает упоминания икона св. Евстафия XVI века (Архангельский музей). Сдержанная манера письма, плавность линий, мягкая моделировка лица, высветленные тона особенности этого произведения. Здесь нет упрощенной композиции, контурности в обрисовке фигур, обычно определяющих «северные письма». Икона на писана мастером-профессионалом, но безусловно местным, о чем свидетельствует манера наложения красок, некоторая плоскостность изображения и общий лирический склад произведения.
В трапезной верхней церкви в ряду местночтимых святых находились иконы основателей монастырей в Каргополье Кирилла Челмогорского (XIV век) и Александра Ошевенского (XV век). Жития этих святых содержат ценный материал как для историка, так и для искусствоведа. Так автор «Жития Кирилла Челмогорского», Иоанн, священник Покровской церкви в Лядинах, живший в середине XVII века, в тексте жития называет себя «иереем изографом» и сообщает, что написал три иконы преподобного.
В «Житии Александра Ошевенского» упоминается иконописец Симеон именем с сыном Иваном». Все эти факты лишний раз свидетельствуют о том, что авторами «северных писем» были не только профессиональные иконописцы, но в большинстве случаев местные жители, клирики и крестьяне.
Вторая лядинская церковь – Богоявленская – очаровывает своей прихотливой живописностью. По времени она позже Покровской – 1793 года. Церковь эта – прекрасный пример неисчерпаемости форм деревянного зодчества. Конструктивно здание очень просто: восьмерик на четверике с примыкающей трапезной, но все дело в том, как сумели распорядиться этими традиционными объемами мастера. Распорядились же превосходно: взяли и осыпали ее простой объем двенадцатью главками-шишечками, и стала церковь «преудивленной и преукрашенной», как выражались встарь.
Глядя на нее, вспоминается что-то знакомое Покровская церковь в Кижах (1764). Сходство, разумеется, неполное, но в деревянном зодчестве мы вообще не знаем ни одного памятника, в точности повторяющего другой, даже если тот служил явным прототипом. В отличие от кижской здесь на плоской восьмискатной кровле не девять, а только пять главок, и стоят они не на восьмеричках, а бесхитростно вырастают из кровли. Найдены и свои оригинальные приемы: по углам четверика поставлено по маленькой главке, также и трехчастная апсида на одиннадцать граней имеет одну бочку над центральной апсидой, увенчанную главкой, над боковыми же апсидами изящные главки поставлены на маленькие восьмерички. Затейливая разномасштабность оглавления радует взор.
Но есть у Богоявленской церкви еще одна примечательность, неповторимая больше нигде в памятниках деревянного зодчества – ее «круглое» крыльцо. Исследователи называют его «исключительным в древних деревянных церковных постройках» (В. Суслов).
Крыльцо имеет вид прислоненного к западной стене трапезной широкого растянутого тесового шатра, стоящего на резных столбиках, окруженных резными перильцами. С внешней стороны крыльцо имеет семь граней. Внутри крыльца между перилами и лестницей – дощатый обход – гульбище. Пятигранная лестница в четырнадцать ступенек ведет к церковным дверям. Все это раскрашено скромно, но изящно: лестница, перильца, столбики – красным и синим. Внутри свод шатра изображает синее небо, усыпанное белыми звездами. Когда ходишь по крыльцу, по его скрипучим половицам, испытываешь радостное чувство сказочного, наслаждаешься подлинным артистизмом древодельцев (пусть это слово и редко применимо к деревянному зодчеству).
Крыльцо это, как народная песня, вписанная в древний церковный сборник. Сравнение это правомочно в той степени, что просторное крыльцо у церкви, «дома божьего, служило целям мирской жизни: здесь было пестро и людно в дни больших праздников, здесь сходились сельчане, чинно раскланивались седобородые старики, обсуждали сельские дела и события, степенно шествовали отцы семейств с женами, лебединой походкой проплывали девушки в ярких сарафанах и кокошниках, шитых жемчугом, перешептывались, глядя на них, парни, резвилась детвора, сидя на ступеньках, тянули свои песни калики перехожие про Алексея, человека божьего, про «Голубиную книгу... Картины давнего, забытого быта оживают здесь, и картины праздничные, потому что таков облик самого крыльца. Оно радует глаз и веселит душу.
Третий памятник ансамбля – колокольня конца ХVІІІ века. Она имеет вид стройной башни с шатровым завершением. Колокольня срублена в шап, в лапу. Внутренняя конструкция ее обычна: восемь столбов, соответствующих граням, и центральный столб, проходящий через все сооружение до креста. В отличие от саунинской колокольни сруб основного массива – восьмерик – восходит не от земли, а поставлен на невысокий четверик. Такой прием, довольно распространенный в сооружениях подобного типа, вызывался необходимостью, дабы опорные столбы колокольни не касались земли и не гнили. В нижнем ярусе – четверике – устраивалось небольшое помещение, обычно под склад церковной утвари.
Следует отметить еще одну примечательную деталь в окружающем Лядинский ансамбль деревенском пейзаже - пять старых амбарчиков, вытянувшихся с запада вдоль погоста. Сами по себе амбарчики предельно просты – обычные приземистые срубы, крытые на два ската, с широкими двустворчатыми дверьми, но они так живописно стоят рядком, один к другому, так дружно и простодушно, что без них картина Лядин была бы неполной…»
Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному». - М. Искусство, 1974, стр. 68-78
Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch