Кирпичная церковь в стиле ампир, построена в усадьбе Пятая Гора. Бесстолпная, овальной формы, облицованная известняком. По внешнему овалу размещены 24 колонны ионического ордера, внутри здания - ещё 12 колонн. С южного и северного фасада выполнены шестиколонные портики, а с восточного и западного - полуротонды-апсиды. Закрыта в 1943 г., в 1960-х г.г. снесён купол, началось активное разрушение здания. В 2007 г. обрушился южный портик.
https://svyatsy.org/churches/leningradskaya_oblast/volosovskiy_rayon/pyataya_gora/cerkov_troicy_zhivonachalnoy_v_pyatoy_gore/
Сейчас от церкви остались только руины, но даже они величественно возвышаясь на холме, ещё издалека производят на путешественников неизгладимое впечатление. Усадьба и парк XVIII-XIX вв., неподалеку урочище Донцо. Последним известным владельцем Пятой Горы был Фёдор Максимович Брискорн. Еще в 60-е г.г. XX в. храм был действующим. Федор Максимович Брискорн (1760-1824г.г.), тайный советник (1796), сенатор (1803), с 1773 г. в Министерстве иностранных дел, секретарь Русского посольства в Голландии, к 1796 г. - статс-секретарь императора Павла I, который пожаловал ему богатое поместье в Курляндии; награжден орденами Св. Владимира 4-й ст., Св. Анны 2-й ст. и Св. Иоанна Иерусалимского, имел двух дочерей.
После смерти Ф. М. Брискорна вдова начала в 1826 г. постройку над его прахом на Мызе Пятая Гора церкви Святой Живоначальной Троицы. Благоустроенная усадьба располагалась напротив храма. Господский дом был деревянным, хозяйственные строения каменными. На холме и его склонах раскинулся парк, фруктовый сад и пруды.
Сама деревня Пятая гора впервые упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии, составленной Я. Ф. Шмитом в 1770 году. В этом документе она названа «мыза Пятогорская». В 1834 г. карту губернии составил Ф. Ф. Шуберт, он назвал деревню «Пятая гора Брискорн». В 1885 г. в деревне было 8 дворов. Согласно переписи, спустя полтора века, в 2010 г. в ней живут 20 человек.
http://rodnik.spb.ru/objects/hram-svyatoj-troiczy
Комментарии и обсуждение
Марина Артовна Арабоглы в своем фундаментальном исследовании истории этой усадьбы "Три усадьбы-три судьбы" также аргументировано называет автором проекта храма Ивана Старова.