ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сижно. Церковь Михаила Архангела.


Сижно. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:приблизительно 1730 - 1745.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Ленинградская область, Сланцевский район, деревня Сижно

Координаты: 59.08614, 28.21195



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Галина Букина
29 августа 2015
Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Дмитрий
6 июня 2010
Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Андрей Гапон
12 августа 2006
Церковь Михаила Архангела, Деталь над входом в церковь<br>, Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Деталь над входом в церковь
Дарья Серебрякова
25 ноября 2012
Церковь Михаила Архангела, , Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Галина Букина
29 августа 2015
Церковь Михаила Архангела, Святые ворота<br>, Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Святые ворота
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, Церковный колодец.<br>, Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Церковный колодец.
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, Погост Сижно. Крестный ход перед закрытием храма. 1951. Добавил В.И. Будько.<br>, Сижно, Сланцевский район, Ленинградская область
Погост Сижно. Крестный ход перед закрытием храма. 1951. Добавил В.И. Будько.
БУДЬКО ВЛАДИМИР
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Святого Архистратига Михаила в погосте Сижно Каменная, когда устроена, не известно. Священник Петр Семенович Фортификантов, 27 лет, рукоположен 1866 г., из Новгородской Eпархии, студент Ceминарии. Диакон Bacилий Федотович Пикалев, 42 лет, рукоположен 1851 г., из Петербургской Eпархии. Приход: дворов 312, душ м. п. - 1123, ж. п. 1154, обоего 2277.

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии Выпуск Х СПБ. 1885

Церковь Архангела Михаила в погосте Сижно Погост Сижно находится в 180 верстах от Петербурга и в 45-ти от Гдова, у речки Сиженки, близ проселочной дороги из Луги в Нарву. Церковь построили гг. Хвостовы и Коновницыны. Церковь каменная, из булыжника и плиты, по¬священная сперва чуду Архистратига Михаила (6 сентября – Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех – Б.В.), потом — празднику 8 ноября (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – Б.В.). Впоследствии пристроены: теплый придел Рождества Богородицы и холодный — Николая Чудотворца. Антиминс главного алтаря освящен и подписан епископом Венедиктом; антиминс теплого придела освящен Венедиктом и подписан митрополитом Серафимом. Антиминс холодного придела подписан Симоном, архиепископом Пскова и Нарвы 1759 года, мая 4. Иконостас, в 5 ярусов, возобновлен в 1866 году, Михаилом Ивановым Чернышевым. Каменная колокольня, высотою в 9 в сажень, пристроена в 1816 году. План и межевые книги имеются с 1780 года; исповедные с 1805 года, метрические с 1801 года. Причт прежде состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан и Иepoфeй, служивщие в прошлом веке; Федор Филимонов (1795 — 1836), имевший орден Влидимира 4-й степени за усмирение бунта, бывшего в 1826 году, Иоанн Саввин, много сделавший для благолепия церковного. Ныне (в 1885 году - Б.В.) священствует Петр Семенов Фортификантов (рукоположен к храму в 1866 году – Б.В.), студент Новгородской духовной семинарии, бывший учителем в Тихвинском духовном училище. В числе священных предметов замечательны: два Евангелия, в лист (Москва, 1796 и 1688 гг.); иконы: Архангела Михаила, за левым клиросом, Спасителя и Святого Николая — в Никольском приделе. На образах — серебряные ризы, с вызолочен¬ными венцами. Риза на образ Михаила пожертвована полковником Александром Мартыновичем Сычевским, а остальные ризы — бывшим церковным старостою, деревни Выскатки, крестьянином Стефаном Никифоровым. До штатов причт содержался землею, доходами за требы и ругою. Руги собиралось больше 80 четвертей на причт. Петровщина состояла из коровьего масла. С 1843 году причт отнесен к 3-му разряду и получал 460 рублей серебром в год. Ныне священник получает 220 рублей, псаломщик — 70 руб. С получением жалованья сбор руги ограничился семью четвертями в год. Церковной земли 45 десятин. Из них — усадебной 1 десятина 650 саж., пахотной — 22 десятин 2,152 саж., сенокосной — 6 дес. Остальная земля неудобная, под лесом. Церковного до¬хода получается до 800 рублей. Часть его составляют проценты с 971 рублей, положенных на вечное поминовение. При церкви де¬ревянная сторожка. У членов причта свои дома. Церковных денег в бумагах 700 рублей, а наличными — 400 рублей.

Приход граничит с Выскатским, Черновским и Польским приходами. В нем находятся следующие мызы и деревни. Мызы: Сижно, Шапки и Сукновщина; деревни: Попкова Гора, Глазова Гора, Папаницы, Вязище, Горбово, Перебор, Пуговичина, Клин, Белошуково, Строки, Погорелец, Новинка, Савиновшина, Песвицы, Дворище, Мельничище, Ищево, Забородка, Березняк, Залесье, Кукшина Гора, Пустынька, Вербит, Закуп, 3амошье, Боровня, Щучкино, Вощенег, Шевцово, Казино и Горка. Всех прихожан мужского пола 1273, женского 1304. Озера в приходе следующие: Кушела и Глухое, речки: Кушелка, Боровенка и Сиженка. Леса: Сиженский и Сукновский. Занятия прихожан следующие: в Попковой Гopе, Глазовой Горе, Папаницах, Залесье, Вязище, Новинке, Строках и Клину — арендуют фруктовые сады и продают фрукты; зимой продают рыбу, покупая ее на Чудском озере; иные обрабатывают колеса, сани; есть каменщики, слесари; в Патреевой Гopе есть горшечники, конные барышники и прочие. Остальные заняты земледелием. Приходское училище, основанное в 1847 году, сперва поме¬щалось у священника, а в 1862 году, по желанию прихожан, переведено в деревню Выскатку. В 1863 — 1864 годах здесь было до 80 учеников и до 20 учениц. Второе училище, от¬крытое в 1862 году в деревни Савиновщине, имело до 26 учащихся; в третьем, открытом в 1863 году, в деревне Вербит, училось до 15 человек. Ныне есть начальное училище в Попковой Горе, в 2-х верстах от церкви. В храм Божий прихожане ходят исправно: в праздники их бывает до 500 человек. Кроме общих праздников празднуют Архангелу Михаилу — почти во всех деревнях; Воздвижение — в Горке, Патреевой Горе, Савиновщине, Казине и Дворище; Николаю Чудотворцу — в Клину и Белошукове; Дмитрию Солунскому — в Новинке; Георгию (26 ноября) — в Погорельце; Покрову — в мызе Шапках и Мельничище; пр. Илии — в Клину и Белошукове, по случаю повальной болезни; Флору и Лавру — в Большом Вербите, в память скотского падежа; Ильинской Пятнице — также по случаю пожара; Рождеству Богородицы в Пуговишине и Рождеству Христову — в Казино в память бывших некогда урожайных годов. Крестные ходы совершаются: в день Флора и Лавра в Большой Вербите; в Рождество Богородицы — в Пуговичину — в День Святого Духа — в Выскатку, учрежденный в 1856 году, в память прекращения повальной болезни. В этом Крестном ходе участвует почти весь приход.

19 февраля в Залеское волостное Правление, в память освобождения крестьян. При свадьбах особенности следующие: при сватовстве сват прыскает вином в глаза невесты; при выезде к венцу дружка осматривает вокруг поезда, и если увидит тряпку или узелок, или бумажку, то ударяет по оному кнутом, в предупреждение порчи. Над умершими особенности следующие: больного иногда умывают тою водою, которою обмыли иконы; после выноса покойника из дому, избу метут не тотчас, а пocле большого промежутка; в поминальные дни умерших поминают питьем, закуской и причитаниями, на дороге, за селением и в этом участвуют все жители: кутью выстуживают на окне, чтобы парами ее питались умершие. При крещении кума полощет ризки в ручье, тотчас по совершении таинства и делает это с поспешностью, чтобы младенец начал ходить скорее; при пожарах обходят вокруг пожарища с зажженною свечою, которая была во время чтения 12 Евангелий; при постах кладут в семена частицы просфоры, вынутой в Благовещение; в Егорьев день стараются выгнать скотину никак не раньше других, — боясь какого-либо несчастья, а при начале молотьбы стараются что- нибудь занять у соседа, но не дают взаймы, из опасения неудачи в молотьбе. Многие также, из опасения несчастий, не работают в Преполовение, в праздник Обновления Царьграда и в Ильинскую пятницу. В Святки не прядут во весь вечер до полуночных петухов, боясь вредного действия злого духа. К древностями прихода относится старинное кладбище, простирающееся до 250 квадратных сажень; там находят круглые, как бы надгробные, камни и каменные кресты. Думают, что тут погребены воины шереметевского отряда. Военным кладбище считают потому, что на нем, когда то, крестьянин деревни Савиновщины нашел старую саблю, а памятником Шереметевского похода считаются остатки деревянного моста близ деревни Казино. Часовни находятся: в честь Воздвижения — в Патреевой Горе, в Горке, в Савиновщине, в Казине и в Попковой Гopе; во имя Архистратига Михаила — в Кукшиной Горе, в Папаницах и Сукновшине; во имя Святого Николая — в Клину. В часовне, которая в Попковой Горе, есть каменные кресты.

В приходе есть предание о бывшем Никольском монастыре и о церкви, бывшей у деревни Савиновщины: ряды камней там напоминают церковный фундамент. Говорят, что здесь когда-то нашли серебряный крест. За Сиженкою на 1/4 версты от погоста, есть «Городище» — холм в 2 версты длины и высотой до 3 сажень. Часть холма, ближайшая к погосту, называется Коломище; тут попадаются камни, в виде плиты. Около деревни Шевцова есть холм в виде стога сена. Попечительство открыто в 1871 году. Председатель его сперва был отставной штабс-капитан гвардии Никита Кондратов Шмит (очевидно, один из владельцев усадьбы Сижно – Б.В.), потом — коллежский советник Яков Андреев Тягунов (владевший небольшой мызой Шапки близ деревни Кушела – Б.В.), ныне — местный священник (Петр Семенов Фортификантов – Б.В.). Попечительством построена в 1883 году новая деревянная сторожка ценою в 87 рублей. В последние три года собрано до 450 рублей и они истрачены на поддержку храма. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии Выпуск Х СПБ. 1885 Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда Из записок крестьянина Ефима Андреева Сижно Погост Сижно, до 1780 года состоял в Псковской епархии, Гдовского уезда, Кушельской губы; ныне находится в северной части Гдовского уезда, в 7-ми верстах oт погоста Полей, к востоку, при речке Сиженке и усадьбе, называемой «Малое Сижно». С трех сторон окружен лесом и рощами. Древнейшая церковь Сиженского прихода находилась в 10-ти верстах от настоящей к востоку, близ деревни Савиновщины; она была каменная, складенная из известковой плиты, во имя Воздвиженья креста; разрушена шведами или Литвой; основание ее и кладбище видны доселе. В начале нынешнего века, у деревни Савиновщины, в корнях березы, нашли древний крест, обложенный серебряной позолоченной басмой (позументом), вероятно скрытый туда во время нашествия неприятелей.

Местность погоста Сиженского получила свое имя от бывшего, во вре¬мена Иоанна 3-го и Иоанна 4-го, в здешнем краю «Сиженья», т.е. военного сторожевого поста, для наблюдения за неприятелем и для охранения пределов русских от нападения. В 3-х верстах к полудню от Ма¬лой Сижны (где теперь погост), был главный пост, на высокой местно¬сти, при речке Кушелке, на правой стороне ее. Место это доныне назы¬вается «Большое Сижно», по просторечию Нагинщина. Здесь, до половины 18-го столетия, была церковь, во имя Архистратига Михаила, построенная в половине 17-го столетия и достоверно существовавшая в 1698 году. Она разрушилась от ветхости около 1730 г., при помещике Жеребцове. Другой помещик, около 1830 г., употребил бывшие в основании ее камни на постройку скотного двора. Около 1730 г., во время голода при Бироне, построена в Малой Сижне из плиты и булыжника церковь во имя св. Арх. Михаила, помещиком Хвостовым, с сестрами. Она существует доныне. Представляя собою 4-х-стороннее здание снаружи, имеет 6 симметрически расположенных окон, украшенных изящными, высеченными из красного цоколя, пилястрами, с древнерусскими украшениями. Верхушки окон, с острою серединою, полукруглы, в роде готических; под крышею, вм. (вместо – Б.В.) карниза, сделана из камня сквозная решетка, с такими же, как и у окон, украшениями... К капитальным стенам церкви с обеих сторон прилегают низкиe приделы, подпертые каменными отводами (быками). Главная церковь освящена, по преданию, 6 сентября 1745 г., при архиепископе Псковском и Нарвском Симоне. Престол устроен глухим ковчегом. Придел Рождества Пресв. Богородицы освящен в 1824 году, теплый придел, справа, во имя св. Николая, и холодный, слева, представляют собою печальный пещеры. Последний весьма сыр. Посему устроенный в 1836 г. прекрасный иконостас испортился. На двух местных иконах ризы сделаны в 1841, 1846 и 1848 гг. усердием крестьян дер. Выскатки Степана и Дометия Никифоровых, а третья — крестьянином деревни Строк Васильем Васильевым... В алтаре, над царскими вратами, помещается образ преп. Евфимия Нового. На другой стороне иконы, по приказанию бывшего священника Феодора, написана, им самим составленная, надпись: «В храм св. Архистратига Михаила, на день сына моего, многогрешный иконописец Андрей Саввин». У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г. Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь. Феодор Филимонович в Павлове погосте (Гдовского уезда) провел детство свое в крайней бедности, и в ближней деревне пас свиней но берегу Чудского озера. Горька была участь малютки Феодора, и, к горю его, безграмотный отец не мог и его приучить к грамоте; и уже проходили годы детства его в неведении, но он жаждал научиться грамоте. С горькими слезами мать проводила его к дяде своему, в Елеазаровскую пустынь, за 100 верст от Павлова, Феодор, имея один медный пятак, данный матерью в благословение, прошел страшную пустыню Сорокового бора, питаясь сухариками, и наконец достиг до деда своего, иepoмoнaxa той пустыни, но много вытерпел от жестокого старца, дотоле, пока не научился книжной мудрости — читать псалтирь. И чего-ж еще более? Тогда не много знали и священники сельских мест, а Феодор об этой должности и мечтать не мог. Но вот беда! Отца его исключили из духовного звания, и Феодора записали в кантонисты. Мать не могла выдержать такого горя и пошла пешком, с котомкою, в столицу, упала в ноги архипастырю и слезно умоляла его возвратить ей сына. Тронутый до глубины души добродетельнейший архипастырь слезами матери, взялся исходатайствовать Феодору возвращeниe в духовное сословие, но послал и самую мать с просьбою к во¬енному генерал-губернатору. С большим трудом нашла она доступ к губернатору и, пав на колена, подала ему просьбу, заливаясь слезами. Просьбы ее услышаны, Феодор возвращен ей и определен пономарем к Андреевскому собору, на Васильевском Острове. Такова судьба о. Феодора в его детстве». Протоиерей И.Г. Покровский Ефим Андреев пишет о смерти отца Феодора, что тот умер 23 августа 1836 года. На кресте же четко читается дата – 1838 год. Разницу в цифрах можно отнести на счет ошибки Ефима Андреева, который писал свой материал много позже смерти отца Феодора или на счет ошибки наборщика. В старые годы брак, сделанный типографским наборщиком, как правило, провинциальными авторами не выправлялся. «У входа в ограду церковную, с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович…».

«В 1826 году многие крестьяне Гдовского уезда взбунтовались, требуя от помещиков воли; для усмирения мятежа посланы были воинские команды. Один из священников привел крестьян к присяге – стоять за волю, но другой священник, благоразумно действовавший в этом случае, 1826 года 16 июля удостоен награды – ордена Святого Владимира 4-й степени». Памятная книжка по С.-Петербургской епархии Под редакцией Н.М. Кутепова СПБ. 1899 Церковь во имя Святого Архистратига Михаила, что в погосте Сижно Церковь каменная. Когда и кем по¬строена не известно. Престолов в ней три: во имя Святого Архистратига Михаила, Рож¬дества Божией Матери и Святого Николая Чудотворца. Земли при церкви имеется 45 десятин 1542 квадратных сажени. Здания, принадлежа¬щие церкви: дом со службами для помещения священника, дом для просвирни и сторожка, все строения деревянные. Церковной суммы наличными и в % бумагах 600 рублей. В приходе имеется 11 часовен, из коих одна каменная, построенных в разных деревнях. В приходе находятся деревни: Попкова Гора; Глазова Гора, Перебор, Пуговичино; Клин, Беломуково, Пананищи, Вязище, Горбово, Строки, Новинки, Погорельцы, Закуп, Ищево, Замошье, Большое и Малое Залесье, Песвицы, Мельничище, Щучкино, Пустынька, Куклина Гора, Вощенега, Заборожек, Патреева Гора, Шевцово, Горка, Мельничище 1-ое, Сукновищино, Савиновщино, Козино, Дворище 1-ое и 2-ое, Березняк, Малое Вербите и Большое, Вербите 1-е, в расстоянии от церкви от 1 до 14 верст, 421 двор, 1455 д, м. п. и 1478 д. ж. П. Причт состоит из священника и 2 псаломщиков. Священник получает жалованье от казны 300 рублей, псаломщик 100 рублей в год; второй псаломщик жалованья не получает. Капитал причта 1171 рублей. Священник и просвирня помещаются в церковных домах. При церкви имеется церковно-приходское попечительство и в приходе ее одна церковно-приходская и две школы грамоты. Священник Фелицын Владимир Васильевич. Окончил курс в СПБ духовной семинарии в 1891 году, рукоположен во диакона к Осьминской Георгиевской церкви, Гдовского уезда, рукоположен во священника к сей церкви в 1897 году. Диакон (на вакансии псаломщика) Семеновский Василий Кондратьевич. Выбыл из Боровичского духовного училища. В 1865 году определен псаломщиком к Воскресен¬ской Передольской церкви Лужского уезда, в 1865 году, перемещен к Выскатской церкви, Гдовского уезда, 1866 году, перемещена к сей, Сижненской, церкви в 1879 году, рукоположен во диакона в 1893 году. Псаломщик Пикалев Михаил Васильевич, из СПБ епархии. Выбыл из 3 класса Александро-Невского духовного училища в 1877 году, определен к сей церкви псаломщиком в 1894 году. Церковный староста Кирилов Василий, крестьянин, в должности с 1895 года. Просвирня - Сампсониевская Александра Михаиловна, вдова псаломщика, в должности с 1894 года. Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии Часть I Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский и Петергофский Петроград. 1915 Михаило-Архангельская церковь в Сижне Погост Сижно находится в 180 верстах от Петрограда, в 45 от Гдова, в 30 от Нарвы у реки Сиженки. Сообщение от Нарвы на лошадях сначала по шоссейной дороге, ведущей к Гдову, а затем по большой проезжей, что составит 40 верст.

Церковь каменная, построена господами Хвостовой и Коновницыными. В ней три престола: во имя Святого Архистратига Михаила, Рождества Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. К церкви приписано 11 часовен, находящихся в разных местах прихода. Церковной земли 45 десятин. Приход составляют деревни: Сижно, Замошье, в версте от церкви, Ищево, Залесье и Попкова Гора (3 версты), Песвицы, Куклина Гора, Глазова Гора (4 версты), Заборышки, Клин и Березняк (4,5 версты), Б. Вербита, М. Вербита, Пананичья, Вощенеги, Беломукина, Горбова (5 верст), Вяжище и Щукина (6 верст), Строки (9 верст), Погорелец (10 верст), Новинка (11 верст). Всего в приходе 5 школ: одна церковная в Клине, 3 земских: в Попковой горе, Песвицах и Вербите и одна министерская в Попковой Горе. Крестные ходы совершаются: 18 августа в Б. Вербиту, в день Святого Духа в Выскатку, 19 Февраля в Залесье. Соседние приходы: Выскатский, Черновский и Польской. При церкви существует церковно-приходское попечительство. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалованье от казны: священнику — 400 рублей, диакону — 200 рублей, псаломщику — 100 рублей в год. Священник - Тихомиров Василий. Окончил курс Духов¬ной Семинарии, состоял учителем Лужской церковно-приход¬ской школы, определен псаломщиком к Петропавловской церкви в Лесном в 1901 году, рукоположен во священника к сей церкви в 1909 году. Состоит помощником благочинного II-го округа Гдовского уезда. Имеет скуфью с 1914 года. Диакон - Малиновский Михаил. Обучался в Петроградской Духовной Семинарии; определен псаломщиком к Павловской Воскресенской церкви Гдовского уезда. В 1890 году перемещен к Кресто-Ольгинской церкви. В 1893 году рукоположен во диакона. В 1896 году перемещен на вакансию диакона к сей церкви в 1902 году. Диакон (на вакансии псаломщика) Семеновский Василий. Обучался в Боровичском Духовном Училище; определен псаломщиком к Передольской церкви Лужского уезда в 1865 году. Перемещен к Выскатской церкви Гдовского уезда в 1866 году, перемещен к сей церкви в 1879 году, рукоположен во диакона в 1893 году. Имеет орден Святой Анны 3 степени с 1913 года. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885 Памятные записи о церквях и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский и Петергофский. Петроград. 1915 Архивные изыскания Н.Н. Наумова Священники храма По Историко-статистическим сведениям 1885 года в ХVIII столетии в храме села Сижно были известны священники: Симион, Евдоким, Афанасий, Стефан, Иepoфeй В XIX столетии служили: Феодор Филимонович 1795 – 1836. Иоанн Саввин с 1836 года. Петр Семенович Фортификаторов с 1866 года. Владимир Васильевич Фелицын с 1897 года. Василий Николаевич Тихонов В источнике 1915 года указана фамилия – Тихомиров с 1909 года. Помощник благочинного 2-го Гдовского округа. Алексей Николаевич Заборовский с 1915 года. Благочинный 2-го Гдовского округа

В.И. Будько Архитектура Сиженской церкви По книге «Север Гдовщины». - Псков, 2005

По епархиальным сведениям постройка храма Архангела Михаила в Сижно относится к 1730 году. Храмоустроительством здесь занимался некий помещик Хвостов (или Горихвостов). Иные источники прибавляют в число добродетелей и графов Коновницыных. Примечательно, что Хвостов строил храмы Вейно и Прибужа. Последний близ Чернева на Плюссе. Специалисты относят тип четверика церкви Сижно к второй половине XVII века, то есть к 1650 и более поздним годам. Об устройстве колокольни известно конкретнее — 1816 год. Два нижних её яруса сложены из плитняка. Сама башня поначалу была отдельно стоящей, как в Прибуже. До неё наверняка существовала колокольня из дерева. Левая и правая пристройки колокольни и приращение сверху произведены в 1898 году, из кирпича. Известно, что притворы правого и левого приделов единовременны постройке колокольни. Устройство четверика единовременно строительству обеих приделов и трёхчастной апсиды (заалтарной пристройки). Приделы во имя Святого Николая и Рождества Богородицы были холодный и тёплый. Сам храм представляет безусловный архитектурно-исторический интерес, ибо не имеет аналогов по стилю в Ленинградской области. Дело в том, что типологически специалисты определили его как постройку каргопольского типа. Каргополь — райцентр в Архангельской губернии на реке Онега близ озера Лача. Известен многими храмами и народными промыслами. Какая-то из бригад мастеров и была автором первоначального храма в Сижно. Традиции анонимных строительства, иконного письма и книжного дела — вполне в духе Руси. Безусловной особенностью первоначального объёма сооружения являлись его архаичные детали. Со временем необходимо раскрыть декоративные камнетёсные карнизы - бегунки и узорочье барабанов, которых было три (два из них на приделах). Пригласив мастеров - специалистов, следует реконструировать изначальные килевидные наличники окон верхнего света. Снесённые приделы и апсида должны быть только по историческому существу из местного плитняка с прямой расшивкой наличников. Штукатурка в сегодняшнем состоянии «под линейку» не соответствует изначальной. Правильно было бы делать старинным способом «под варежку», как уделывались храмы Пскова и Новгорода. Это придаст искомую достоверность. Не секрет, что для грамотного производства работ есть проект реставрации 1989 года, которым и следует руководствоваться при всех ремонтах и реконструкциях. Сижно Имение и мыза В 1838 году имением и селом Архангельское Сижно владела лично помещица Дарья Харламова. В Сижно при ней проживало 29 душ крепостных. Ей же в это время принадлежала деревня Мельничище (28 душ). Имение и село были приобретены одновременно с приобретением имения и деревни Заудоба. Здесь проживало 123 человека крепостных крестьян. Имение Заудоба некогда располагалась по дороге из села Выскатка к деревне Кушела. Количество земли в Сижно и Заудобе совокупно было 3814 десятин. Заудоба принадлежала совокупно всем членам семьи Харламовых. Господам Харламовым в то же время принадлежали деревни: Заборошка (54 души), Пантелейково (129 душ) и Гоянщина (74 души). В позднейшей статистике, к исходу XIX века, Сижно и Заудобо отмечаются как мызы, т. е. владетельные хозяйства с известным набором сельскохозяйственного производства.

Наследникам Николая Харламова, степень родства которого с Дарьей Харламовой сегодня проследить сложно, в 1838 году принадлежали далеко находившиеся от Сижно деревни Бор (124 души) и Падалицы (221 душа). Обе деревни находились на территории современного Гдовского района. Майор Александр Харламов, степень родства которого с Дарьей Харламовой сегодня тоже определить невозвозможно, в 1838 году владел деревнями Пелеши и Перебор. Перебор находится в приходе Сижно. В Пелешах и Переборе было 49 и 10 «крестьянских душ» соответственно. В 1838 же году ближайшие владельцы усадеб и деревень в приходе Сижно были: Качалов (Березняк), коллежская секретарша Катерина Деденева (Сукновщина, Шавцово), адмиральша Рожнова (Шапки, Мельничище, Залесье), полковник Александр Сычевский (сельцо Большое Сижно, современная Нагинщина, Куклина Гора, Юдино, Пустынька, Песвицы, Дворище, Савиновщина), генерал – майорша Лихардова (Патракеева Гора, Ващеног, Дворище), Мейер (Закуп), Алексеев (Замошье), Князь Дондуков-Корсаков (Казино; родовое имение Дондуковых-Корсаковых - Верхоляне, малое имение, в ряду прочих, – сельцо Гавриловское), Ларион Беклешев (Горка). Мейеру и Качалову совместно принадлежало Вербито. Ведомству Павловского городового правления принадлежали: Попкова Гора, Клин, Пуговищино, Беломукино, Горбово, Перебор, Глазова Гора, Пананицы, Вяжище 2-е, Заплатино, Борок, Строк Сорокина, Погорельца. В некоторых источниках владельцем Большого Сижно (Архангельского) походя называют помещика Сычевского, но это, очевидно, не так, т.к. полковник Александр Сычевский в 1838 году владел сельцом Большое Сижно – Нагинщиной. От идентичных названий двух известных тогда владений - Сижно Большое и Сижно Малое происходит теперешняя путаница. Сижно Архангельское – как бы дополнительное название села Малое Сижно. Название села произошло от названия погоста. Кроме Большого Сижно в это время во владении Сычевского находились деревни: Куклина Гора, Юдино, Пустынька, Песвицы, Дворище и Савиновщина. Всего у Сычевского было 378 человек крепостных, а в поместном сельце в 1838 году насчитывалось 24 человека.

Епархиальным источником 1885 года особо указывалось, что полковником Александром Мартыновичем Сычевским на храмовый престольный образ Архангела Михаила была пожертвована серебряная риза. По источнику 1888 года владельцами мыз Сижно и Заудобо были Д.Ф. Харламова и М.Н. Шмит, дворяне. Характер родства Харламовых и Шмит, если таковое было, источник не указывает. Сижно к этому времени полностью сдавалось в аренду. Указывалось, что оно сдавалось «вместе с живым инвентарем» - скотом. Мыза сдавалась «некоему эстонскому уроженцу» на 6 лет из расчета: 2 года по 1200 рублей, 2 года по 1400 и далее по 1500 рублей в год. Приказчик при этом получал 200 рублей в год. Иногда статисты указывают арендаторами Сижно и Заудобы «остзейских уроженцев». Остзейским краем в России называлась Прибалтика, а ближайшее Занаровье – Лифляндией. Вот что писали об Остзейском крае и об остзейских арендаторах в известном словаре Брокгауза и Ефрона: «…(Остзейский край) — состоит из 3-х губерний: Курляндской, Лифляндской и Эстляндской. Хотя край этот с 1876 г. не составляет особой административной единицы (генерал-губернаторства), но во многих отношениях губернии, его составляющие, имеют немало общего между собой и резко отличаются от других местностей России. Эти особенности объясняются историей края». …«Курляндская и Эстляндская губернии по пространству самые малые в России...». …«Сельским хозяйством (здесь) занимаются, кроме помещиков, и пасторы, имеющие крупные земельные участки, а также арендаторы из семей помещиков и пасторов. Они арендуют целые помещичьи и казенные мызы, сдаваемые с постройками, жилым и мертвым инвентарем». …«У большинства крестьян хозяйство также сделало большие успехи; более состоятельные выкупили свои земли, которые также переходят обыкновенно к одному из сыновей, не дробясь. Многие эсты и латыши переселились в соседние губернии, от СПБ до Ковенской, где земли дешевле, сначала арендуя, а затем покупая земли и вводя хозяйство, принятое в Прибалтийском крае». Год сдачи в аренду Сижно (на 6 лет) и Заудобы (на 8 лет) – 1886 год. Сижно сдавалось совокупно за 1500 рублей (сверх того ежегодно уплачивалось продуктами на 80 рублей). Пашенной земли в Сижно было 89 десятин, а в Заудобе 111 десятин. Усадебной земли в Сижно имелось 3 десятины. В Заудобе было арендовано 47 голов скота. Заудоба сдавалась в аренду «эстонцу на 8 лет за 1200 рублей и продуктами на 143 рубля», т.е. совокупно за 1343 рубля.

По причинам, которые мы здесь не рассматриваем, правительством во второй половине XIX века проводилась фактически политика обезземеливания дворянства, что ослабляло все мыслимые основы государства. В результате этой политики, после 1861 года, некоторые имения достаточно часто стали менять владельцев и арендаторов. По источнику 1891 года мызой Большое Сижно (Нагинщина, 264 десятин земли) стал владеть некий В.Е. Линденблум, житель г. Нарвы. Этот же источник указывает пришлых арендаторов гдовских имений (без фамилий и имен): Вейно – немец, Марьино, Гавриловское, Казино, Кярово – остзейские уроженцы и т. д. Появились и многие владельцы из местных и приезжих крестьян. Некоторые из них со временем стали купцами. Это были очень известные в свое время люди: Громовы, Черновы, Любомудровы, Абрамов (все из села Скамья), Антипов (Рожки), Федосеев (Кошелевичи), Гаврилов (Ожево), Баранов (Попкова Гора) и другие. По источнику 1899 года известны имена и фамилии новых владельцев мыз: Гавриловское – Э.Н. Пельцер (владелец льнопрядильной мануфактуры в русской Нарве - Ивангороде), Долгая Мельница - Л.А. Таубе, баронесса (до нее владел В.К. Пальмер, англичанин). Нагинщина – Р.А. Буре, бюргер, Заудоба – К.А. Антипов, крестьянин (д. Рожки), Сижно – П.К. Громов, купец (с. Скамья), Леонтьевское – Н.Н. фон Энден, действительный статский советник, (в 1888 году владела Е.Л. Эллиот, жена действительного статского советника), Донск – А.А. Янович, дворянин. Из прежних владельцев мыз остались: Вейно – М.Н. Бландова, вдова статского советника с совладельцами, Марьинское – В.М. Дондуков-Корсаков, князь, Шапки – Я.А. Тягунова наследники, дворяне, Медвежки – А.К. Штакельберг, барон, коллежский советник, Завастье – Н.М. Янович, жена действительного статского советника. К 1898 году в Сижно появился новый хозяин из крестьянского сословия – Петр Кондратьевич Громов. Это был выходец из села Скамья, известный храмоздатель и известный гдовский купец 2-й гильдии. Он приобрел в Сижно совокупно 2200 десятин земли – угодья и лес. Петр Громов являлся одним из основоположников купеческой династии. Его фото в качестве храмового старосты воспроизведено в издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская Епархия, 1908. V выпуск. Иногородние церкви».

Уже в 1880-х годах на Чудском озере была известна судовая компания-монополист «Громов, Абрамов и Ко». Основной статьей дохода Громовых были лес и торговля. Мыза Заудоба в это же время указана как покупка известного предпринимателя из крестьян - А.К. Антипова – приход Рудно, деревня Рожки. Антипов приобрел здесь 1096 десятин земли. Нагинщина тоже сменила хозяев, но она не была значительной мызой. Здесь хозяева владели всего 269 десятинами земли. Мызы стояли на той или иной степени капитализации сельскохозяйственного производства и зачастую имели зачатки специализации. В наше бы время сказали, что это фермы. Прогрессивные и беспечные хозяева, часто жившие в столице или в других местах государства, приглашали на мызы управляющих – специалистов своего дела из оборотистых местных или из крестьян со стороны. Иногда приглашали выходцев из-за границы, тоже, якобы, специалистов. Эти часто бежали от своей заграничной кабалы и долгов. Иногда, по молодости, они работали в России, занимаясь подчас самым черным трудом. Управляющие, если им удавалось тем или иным путем разбогатеть, изредка покупали мызы где-либо поодаль от прежнего места работы. Те, кто не смог разбогатеть, оставались при своих интересах. Иностранцы в случае неудачи экономического вояжа возвращались домой, где их не всегда ждали с распростертыми объятиями. В этом смысле показательна судьба многочисленных выходцев из Лифляндии и Остзейского края. Они тоже прибывали в Гдовский уезд, имея разный финансовый статус. У кого-то были деньги на покупку земли, кому-то их предстояло заработать у российских землевладельцев и даже у своих земляков. Так на Гдовщине образовывались целые национальные землячества, чаще из Эстляндии. Это т.н. «чухонщины», - хутора в Принаровье, Подсосонье (близ с. Рудно), Темницах (бл. д. Криуши), Дехино (бл. д. Малафьевка), на Долгой Мельнице (бл. Ложголово) и в других местах.

Литература. Материалы по статистике народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. Выпуск IV. Частновладельческое хозяйство в Гдовском уезде. Издательство С.-Петербургского уездного земства. СПБ. 1891. Материалы по статистке народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. Выпуск XIV. СПБ. 1891. Памятная книжка С.-Петербургской губернии на 1899 год. СПБ. 1898. Будько В.И. Север Гдовщины. Псков. 2005). Восстановление, охрана и использование памятников истории и культуры Сланцевского района. Т. II. Натурные исследования. Книга II. Л. 1978. 

Волостной староста Выскатки Ефим Андреев в Историко-статистическиех сведениях о С.-Петербургской епархии (1885), касаясь погоста Поля писал, что: «В 18 столетии деревянная церковь Святого Николая в Польском погосте сгорела, и прихожане ее (были) причислены к Сиженскому приходу». Очевидно, что создалось сложное положение для причта и верующих, возникли многие неудобства. Сведения Андреева о пожаре храма в Полях можно отнести к разряду легендарных, т.к. в ЦГИА СПб, в архиве, есть данные о приписке прихода Польского погоста к Сиженскому погосту ввиду ветхости Никольского храма. Дело о приписке было начато 22 октября 1800 года и окончено 26 февраля 1803 года. Оно свидетельствует об обращении благочинного священника Лавра Стефанова (погост Доможирка) к митрополиту Амвросию по поводу ветхости Польского храма «которые делают неблагопристойность Святому месту». Отец Лавр пишет: «В ведомстве благочиния моего, в Польском погосте, во имя Святителя Николая Чудотворца, деревянного строения церковь подобно в ветхом весьма имеется положение, так, что необходимо предложить надобность другую вновь построить…». Через какое-то время на имя Амвросия из Духовной Консистории поступил доклад о приписке Польской церкви с приходом к церкви Сиженского погоста. При этом указывается: «В Польском погосте ревизских мужских душ 236, полагается по 4 души на двор, причитается 59 дворов, в т.ч. 84 души ведомства государственного и прочих крестьян помещичьих… Священника нет, а находившейся при той церкви священник Семен Алексеев в 1802 году переведен в Ольгин погост… Только при оной дьячок и пономарь и оба холостые… Наличную церковную сумму той ветхой церкви и имеющиеся там церковную утварь, ризницу и прочее имущество… благочинному отдать в упомянутую Сиженскую церковь под расписку священника и церковного старосты с подтверждением им, чтобы церковная сумма без согласия польских прихожан ни на что для церкви Сиженской употреблена в расходе не была. Дьячку и пономарю Польской церкви объявить, чтобы они приискивали для себя места» (26 января 1803 года). Строительство нового храма в погосте Поля (в Никольщине) продолжалось до 4-х лет. Освящение храма состоялось 8 или 9 декабря 1805 года. Антиминс освящал епископ Венедикт (21.10.1834). В храме простой и невзыскательной архитектуры потолки возвели накатом. По сведениям Ефима Андреева спасенный от пожара (?) иконостас «водрузили опять». - Нам представляется, что легенда о пожаре храма - очевидная ошибка известного автора, ибо вряд ли из горевшего деревянного храма тушившие его люди смогли бы вынести иконостас – внушительное многорядное сооружение из дерева.

В 1850 году по Историко-статистическим сведениям о С.-Петербургской епархии к церкви пристраивается каменная колокольня, а храмовое место обводится каменной же оградой. Там же об иконостасе пишется, что он был «возобновлен» (?). – Что это значит, не совсем понятно. Возможно, что иконостас был поновлен (реставрирован и прописан заново), а возможно, что сделан заново. Известно, что из-за ветхости старого храма, да, очевидно, и из-за бедности прихода с 1799 года «никто не желал поступать сюда в священники». После построения нового каменного храма не очень добросовестные прихожане Полей официально обязались платить причту 100 четвериков ржи и ячменя – очень достойную ругу. Известно, что ранее в Польском погосте бедствующие священники даже нанимались в работники к поселянам и не могли иной раз справить себе достойную ризу. Через год после декабрьского 1825 года выступления в С.-Петербурге, в 1826 году, в Никольском погосте произошло выступление крестьян. Оно было неблагоразумно поддержано священником Никольщины - Иоанном Тарасовым. Крестьяне под присягой, произведенной самим пастырем «поклялись крепко стоять за свою волю» и отказались работать на помещика. Присяга эта могла производиться в храме. Очевидно, отец Иоанн очень сочувственно относился к нелегкой доле прихожан и к притеснениям их со стороны владельцев села Гавриловского. Этим селом в означенное время владели господа Мейер. Выступление имело серьезнейшие последствия. Смутьяны были наказаны. Многие сосланы в Сибирь. О Иоанне Тарасове известно, что «в 1826 году он был сослан в Сибирь». Е. Андреев написал, что: «Священник умер в тюрьме».

В.И. Будько История храма в погосте СИЖНО Источники и комментарии Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии СПБ. 1867

Литература. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.



Комментарии и обсуждение


Кроме самой церкви Михаила Архангела, построенной в 1690-е гг., архитектурную ценность представляют также ворота.

13 октября 2002, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Василий Шелёмин.

Фотографии храма в погосте Сижно:
http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/view/208961?p=0&page=0&#_child-1-63603441
Сижно. Усадебный парк Д.Ф. Харламовой:
http://fotki.yandex.ru/users/budko-vowa/album/99955/
8 июня 2010.