ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иудино. Церковь Рождества Христова.


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова, Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1763 и 1771.
Адрес:
Московская область, Сергиево-Посадский район, Иудино

Координаты:56.450958, 38.098394
Проезд:От Сергиева Посада на Константиново до остановки Иудино - 15 км


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с юго-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с юга, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с юго-запада, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с севера, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с северо-востока, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Надежда Лаврова
25 января 2014
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
16 августа 2013
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Борисов Андрей
8 апреля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
16 октября 2008
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Ярослав
11 августа 2004
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид Храма из п. Реммаш
Владимир
??
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
1 апреля 2017
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Чугунная памятная доска об истории и строительстве храма, отлитая и установленная в 1792 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
14 декабря 2012
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иудино. Церковь Рождества Христова.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
29 апреля 2012
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вид с востока
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Илья Смирнов
21 сентября 2007
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Илья Смирнов
21 сентября 2007
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15.06.2002 - 01.07.2002
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15.06.2002 - 01.07.2002
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел
15.06.2002 - 01.07.2002
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1987
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Завершение храма, фото с квадрокоптера
Иванов Дмитрий
9 апреля 2016
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Flash rockin' man
11 мая 2015
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иудино. Церковь Рождества Христова.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
14 декабря 2012
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Основной объем
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Купол храма
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Колокольня, вид с юга
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Купол правого придела
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Вход в храм
Иванов Дмитрий
11 июля 2009
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Придел в честь иконы Божией Матери-Знаменье.
Владимир
??
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
интерьер храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Каменев Андрон
22 января 2017
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Роспись главного Храма
Владимир
??
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994
Церковь Рождества Христова - Иудино - Сергиево-Посадский городской округ - Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1994



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  1 июля 2002

Церковь Рождества Христова выстроена на средства прихожан и князя Л.И. Несвицкого в 1763-1771 гг., колокольня с папертью - в конце XVIII в. В 1990-х гг. под надзором С.В. Демидова проведен реставрационный ремонт памятника: переложен свод трапезной, восстановлены кровельные покрытия, шпиль колокольни и пр.

Кирпичное здание с незначительным использованием белого камня в деталях - яркий образец архитектуры русского барокко. Доминирующий в композиции храм - восьмерик на двусветном четверике, с крупным граненым барабаном, - имеет ярусный характер. Вертикализм объема усилен параболическим очертанием высокого сомкнутого свода и характером декоративного убранства, в котором преобладают пилястры, рустованные лопатки и развитые наличники с треугольными сандриками; декорацию дополняют массивные накладные фронтоны. Плоскостному решению фасадов противостоит пластическая разработка масс алтаря и трапезной с помощью смягчения углов и округления фасадных поверхностей. Интересны детали здания из кованого железа - разнообразные по рисунку решетки окон, ставни, дверные полотна, ажурный крест. Архитектура двухъярусной колокольни, увенчанной шпилем, представляет переход к формам классицизма.

Обширное помещение трапезной перекрыто низким лотковым сводом, отчего пространство получило статичный, замкнутый характер. С ним контрастирует проникнутый динамикой интерьер храмовой части; здесь фрагментарно сохранилась настенная клеевая живопись середины XIX в., позднее прописанная маслом. Необычно изображение на своде одного из Вселенских соборов. Иконостас временный. Пол из метлахской плитки заменен новым, из керамических плит.


Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  23 декабря 2011

Село Иудино находится в 15 км от Сергиева Посада по Угличскому шоссе. До 1764 года село являлось вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Известно, что в 1713 году здесь уже существовала деревянная церковь Рождества Христова. Название села тесно связано с посвящением храма Рождеству Христову. Именно из колена праотца Иуды родился Христос Спаситель. Со временем здание храма стало ветхим, и в 1763 году на средства, собранные прихожанами, при участии князя Луки Несвицкого, закупившего кирпич и белый камень, началось строительство новой кирпичной церкви.

В 1767 году Преосвященным Сильвестром, епископом Переяславским и Дмитровским был освящен престол в трапезной. В первой половине XIX века с запада к церкви пристроили двухъярусную колокольню с переходом, ведущим в трапезную. Тогда же был заменен и главный иконостас. Главный престол – Рождества Христова. Престол в трапезной изначально был освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», затем переименован в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм принимал и русских царей, шествовавших по пути в Углич, и архиереев, о чем свидетельствует корона на кресте храма.

По официальной оценке специалистов–архитекторов, Рождественская церковь – один из наиболее интересных памятников на территории Московской области в стиле русского барокко. Из настоятелей храма XIX века известен священник Иоанн Смирнов, прослуживший здесь 50 лет и похороненный рядом с главным алтарем.

Храм был закрыт в 1936 году при последнем настоятеле священнике Алексеи Быстрицком. Отец Алексий был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. До него в храме служил священник Николай Громов. В 30-е годы был также арестован регент хора Андрей Ядренов. Его дальнейшая судьба неизвестна. Последним диаконом перед закрытием был Иоанн Васильев. После закрытия храм использовали как склад: вещевой, зерновой, для химикатов. В колокольне была устроена силосная башня. Колокола безуспешно пытались сбить из артиллерийского орудия.

Когда в 1970-е годы в стране началась кампания по реставрации памятников истории и культуры, руководство совхоза отказалось от пользования зданием, чтобы не быть обязанным проводить дорогостоящую реставрацию, и оставило храм бесхозным. Кровля, балки, стропила, окна, плитка пола были постепенно разворованы, внешняя сторона стен и своды обрушились. В 1991 году храм возвращен православной общине, с этого момента началось его возрождение. Понадобилось несколько лет кропотливого труда, чтобы выложить обрушившиеся своды трапезной, заново отстроить паперть, покрыть медью главу храма, начать восстановление часовни, возобновить каменную ограду вокруг церкви и кладбища. Роспись стен и сводов трапезной и четверика уже завершены. В настоящее время ведется подготовка к росписи притвора. Службы проводятся регулярно в трапезном приделе.

Источник: http://www.spblago.ru/?p=785


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  11 июля 2020

Церковно-приходская летопись Христорождественской церкви села Иудино, Владимирской епархии, Александровского уезда, составленная священноцерковнослужителями в 1883 году

Христорождественская церковь в селе Иудине находится по Углицкой дороге, в 15-ти верстах от Троице Сергиевой Лавры, в 160 верстах от губернского города Владимира и в 40 от уездного Александрова. Когда первоначально построена церковь об этом не сохранилось никаких сведений. Известно только что до 1763 года та существовала и была деревянная с приделом Знамения Божия Матери. В храмоздательной грамоте от 11 июля 1763 года говорится: «Благословили мы (Сильвестр епископ Переславский и Дмитровский) построить вместо обетшалой деревянной церкви вновь на другом благопристойном близ оноя же деревянной церкви в тож Рождества Христова именовали каменную церковь приделом Знамения Пресвятыя Богородицы». В церкви до сих пор сохранился антиминс, данный еще в прежнюю церковь при императоре Петре 2-м, освященный Игнатием митрополитом Коломенским и Каширским, 1729 года. Из прежней церкви перенесены в настоящую: запрестольный образ Божией Матери, на котором риза устроена еще в 1735 году попом Василием Ивановым; синодик, построенный ради вечнаго вписующих поминовения при священнике Иоанне Данилове, февраля в 8 день 1713 года. Следовательно, церковь существовала и в 1713 году.

Нынешняя каменная церковь в настоящем своем виде существует с 1763 года. Июля 11-го дня 1763 года дана была храмоздательная грамота, Сильвестром епископом Переславским и Дмитровским, которая сохранилась до сего времени. Вот ея содержание: «По благодати дару и власти Всесвятаго и Животворящего Духа, данной нам от самого первого архиерея Господа нашего Иисуса Христа чрез священныя его апостолы и их наместники и приемники, благословил епархии нашея Переславского уезду Залескаго вотчины свята Троицкия Сергиевы Лавры, села Иудина церкви Рождества Христова священника Петра Васильева, по прошению его, построить вместо обветшалой деревянной церкви вновь на другом благопристойном, близ оной же деревянной церкви и в том Рождества Христова именование, каменную церковь с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы, по чину греко-российскому, и по построению убрать оную церковь иконостасом святыми иконами по подобию прочих российских же церквей благолепно и благостройно. Из борных и благолепных и в перстосложении по раскольническому суетному мудрованию писанных икон в тех церквях отнюдь (бы) не было, дабы раскольники по прошествии будующих времен не льстили себе называть оныя старинными. А престолы построить в вышину не менее как аршин и шесть вершков в ширину аршин и четыре вершка. И чтоб оной той церкви погост был огорожен и все то окончить в непродолжительном времени. По совершенном же той церкви окончании всю церковную утварь сосудами и всего церковного круга книгами с подписанием по листам на имя той церкви удо(вольствовать), причем были б книги православного исповедания, букварь и духовный регламент, а по приуготовлении всего приличиствующаго ко освящению той церкви серебужского заказа заказчику села Константиновского священнику Никите Степанову освидетельствовать и все налично в ней описать со всяким обстоятельством, и при том оной церкви у священно и церковно служителей взять сказ, коликое число при означенной церкви какова звания в приходе дворов и в них обоего пола душ состоит, и по той сказке, и по той ему самому заказчику освидетельствовать, подать в консисторию купно с описью, и по осмотрении ежели та церковь с приделом, во всем вышеописанном будет удовольствована, то общении оных данных быть имеет особливый указ, а вышеописанную деревянную церковь по построении новой разобрать или с той церкви не на что оное употреблять, как на топление церковных печей или на печение просфор, а на месте том и к оной старой церкви престол есть построить безвходную часовню, дабы оное место ногами попираемо не было. Чего ради оному священнику Петру Васильеву данная сия храмоздательная грамота рукою нашею подписанная и печатию запечатанная в богоспасаемом граде Переславле Залеском. Лета мироздания 7271, воплощения Божия Слова 1763 июля 11 дня индикта 2».

Кроме того, до сих пор сохранились три надписи: а) на чугунной доске, прикрепленной к стене с южной стороны храма, б) на медной доске, находящейся в церкви и в) на длинном жестяном листе, прикрепленном к карнизу с внешней стороны алтаря. Последние две надписи не что иное, как краткое повторении первой. Первая же довольно подробно говорит о начале и обстоятельствах построения церкви. Содержание надписи сохранившейся на чугунной доске, следующее: «Молитва Богородицы к Сыну Своему и Богу нашему: Царю Небесный, прими всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое на всяком месте, идеже бывает память имени моего, освяти место оно и прослави прославляющего Тя именем моим, приемлющих всяку молитву и обещание тайну цареву добро хранити, а дела Божия проповедати преславно есть. 1763 года начата сия вновь каменная церковь вместо ветхой деревянной в том же именовании Рождества Христова и с приделом Знамения Богородицы вновь, по благословению синодального члена епископа Сильвестора Переславского и Дмитровского, по прошению тоя церкви священника Петра Васильева с причетники и приходскими людьми, по коему прошению и дана храмоздательная грамота и велено строить в то же именование Рождества Христова и Знамения Богородицы на хранящуюся церковную сумму 85 руб. и в коем в прибавке дана от консистории сборная книга на три года, по коей и собрано денег 4 138 р. И как началось строение то, услышал князь Лука Иванович Несвицкой и подал вкладу каменного кирпича 30 000, да белого камня 400, и просил онаго священника, чтоб вместо Знамения Богородицы освятить придельный храм во имя Казанския Богородицы и пожертвовал образ в осребренном окладе с ризою кованою и венцом позлащенными, которой в 1767 году по освящении церкви поставлен в храмовом месте, а по прошествии 24 лет и по смерти того священника некоим христолюбцем его родства, чтоб храм Знамения Богородицы не остался без празднования и в забвении таком и покойного священника обещание исполнить, того ради сей образ написан на стене шаровными писании и украшен медною позлащенною ризою и прочими украшении на собранную сумму от Московских христолюбивых подателей, за коих святая церковь непрестанно благомолит до скончания века. Аминь. Того ради сия надпись на доске чугунной вылита и поставлена в стене в память будущим родом 1792 года. А настоящий храм совершился в 1771 году случившуюся в Москве свирепую моровую язву».

Все писаные памятники свидетельствуют, что сначала, в 1763 году, построена трапеза (трапезная) с престолом Казанския Божия Матери вместо Знамения Пресвятыя Богородицы. Трапеза в основании имеет форму восьмиугольника, в юго-восточном углу которого устроен придельный алтарь. Над придельным храмом глава с осьмиконечным крестом. Настоящий храм совершен в 1771-м году и освящен в 1775. В основании он имеет форму квадратную, верх его столпообразный осьмиконечный, фонарь осьмигранный же; крест на главе храма железный, четырехконечный, с коронками на концах, внизу его полулуние укреплен к главе железными цепями. На верху храма, по стенам, на железных листах прикреплены образа: на восточной стороне храма – образ Спасителя, на северной – Казанской Божией Матери, на южной – Знамения Пресвятыя Богородицы. Алтарь настоящей церкви имеет вид полукружия; окна с полукруглыми верхами; при них, снаружи прежде были одиночные смежныя ставни, из которых до сих пор сохранился только один, – именно при южном окне алтаря; при некоторых других сохранились только крючья. В настоящем храме двои входныя двери с западной и с верной стороны с выступами и полуциркульными верхами, северная дверь одиночная железная. Иконостас вырезан в 1864 году, а в 1868 вызолочен; поставлен в Москве. Об этом прежнем иконостасе в надписи на медной доске говорится; сей иконостас и со светлыми иконами нижняго яруса Спасителя и Богородицы Владимирския куплен в царствующем граде Москве из церкви Владимирския Богородицы, что у Николаевских ворот в углу ценою за 80 на собранную с христолюбивых московских податей сумму».

Из икон в настоящем храме замечательны: образ Спасителя. Об этом образе говорится в надписи на медной доске: «вместо этого оставшегося в Москве Спасителева образа который был в иконостасе церкви Владимирской Божией Матери списан сей святый образ с нерукотворенного образа, что в Москве в Новоспасском монастыре точная копия дока того образа мерою по сему иконостасу меньше о принесении и о чудесах сего образа зри ниже сего. В лето 7153 а в рождества 1645 месяца июля 12 дня в городе Хлынове при церкви Живоначальныя Троицы, которая ныне применована в Милостивого Спас, в паперти пред Нерукотворенным образом, а в котором году как тот образ написан и поставлен того неизвестно города Хлынова житель Петр Палкин, который слеп был три года молился внизапну прозре и от того времени от сего святого образа производились чудеса многая и несчетная по сем чудесем в царство благовернаго государя царя и великого князя Алексия Михайловича при патриархе Иосифе прислан с Москвы на Вятку царским повелением Московского Богоявленского монастыря, что за восточным рядом игумен Пафнутий взял тот нерукотворенный образ по принесении его в Москву сперва поставлен был в Кремле в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы и потом в скором времени перенесен в монастырь Преображения Господня, что именуется на новом, а в котором году из вятки тот образ и в Москву принесен в записках не описано в лето 7156-1647 повелением предреченных царя и патриарха с помянутого чудотворного образа список сделан и в 7156 и 1648 месяца сентября тот список опущен на Вятку а для препровождения его до Вятки послан Московского Крестовоздвиженского монастыря игумен Варлаам и на Вятку… принесен того 7156-1648 году декабря в 17 день где ныне находится жители того града всякого звания люди и протчи окрестных стран случившихся в Москве за какими либо и делами не преминуют без поклонения и молебствия не исполнивши в домы своя не возвращаются и до дне такожде и Московския народы непрестанно приходят и молебствуют и в домы своя поднимают и всенощное бдение совершают 1788 а за написание означенного образа иконописцу дано 1054 и на оный же образ сделан венец серебряной чеканной весом 233 золотника с половиною по 22-ко золотник итого 51-ру, 37-ко … на 5-ру по 11 к. за укрепление оных в сребра дано 21-ру 50-ко за золото и за работу 13-ру 50-ко итого 91-ру 48-ко.

Образ Владимирской Божией Матери в надписи на медной доске о нем говорится следующее: вместо оставшегося чудотворного образа Владимирския Богородицы точное изображение и мера списана иконописцу дано за работу 12-ру и на оный образ сделан венец серебряной чеканной, и с короною за золото с работою 10-ру 20-ко, за камушки и за работу дано 16-ру за оплечье медное и с позолотой. На лицевой стороне образа находится следующая надпись: «1788 году чудотворного истинное изображение и мера с образа Пресвятыя Богородицы Владимирския обретающееся в царствующем граде Москве в городе Китае в углу, что у Никольских ворот в церкви списан в 1787 году декабря 1-го дня венец на оном образе положен серебряной позлащенный с короною убрус и повеском убранным каменьями». На обороте следующая надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворныя иконы Владимирския Богоматери, которая обретается в царствующем граде Москве в церкви, что внутри Китая города у Никольских ворот и сей святой список послан от некоего христолюбца Переславской епархии Переславского уезда Залесскаго в село Иудино в новопостроенную каменную церковь Рождества Христова, которая сооружена суммою от христолюбивых дателей и иконостас куплен и со святыми иконами преждебывшей в вышеописанной же Владимирской церкви ценою за восемьдесят рублей…». Образ Рождества Христова в медной посребренной ризе; венец на главе Божией Матери серебряный, украшен короною, уложенною камнями. Во втором и третьем ярусах иконостаса изображения царей, пророков и апостолов перемещены из старого иконостаса, купленнаго в Москве.

Запрестольный образ Божией Матери, неизвестно когда написанный, перенесен из прежней деревянной церкви. На ризе сего образа есть след. надпись: «сия риза построена 1735 года марта в 9 день села Иудина запрестольной Богородицы, весом 120 золотников рачением попа Василия Иванова, риза серебряная с позолоченными венцами».

Образ Федоровской Божией Матери в модной позолоченной ризе. Надпись на нем следующая: «сей святый образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы нарицаемого Федоровская яже во граде Костроме а явление того цельбоносного образа бысть в лето … году месяца августа ... день, празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено в прологе марта 14 дня той самый чудотворный образ Пресвятыя Богородицы великому князю Василию Георгиевичу (неразб.)».

В придельном храме во имя Казанской Божией Матери иконостас столярной работы, украшенный резьбою. Он построен в 1874 году на пожертвованныя прихожанами деньги, вместо прежнего обветшавшего, а в 1875 году вызолочен на пожертвованныя прихожанами деньги.

Из икон в придельном храме замечательны: образ Казанской Божией Матери. Риза на нем серебряная, на окраинах ризы шесть звезд из белых камней. Венец вызолочен, на венце корона, уложенная камнями. Оплечье бархатное уложено множеством жемчужных ниток и мелких камней. На ризе находится следующая надпись: «Октября 10 дня царствующего великого града Москвы христолюбивый Федор Алексеев с супругою приложили вкладу сей образ Матери Божия Казанския соукрашением весу серебра 155 золотников в село Иудино вновь построенную каменную церковь на христолюбную сумму во имя Рождества Спасителя нашего в придел изображение и мера с чудотворного ея образа, что в селе Богороцкове за Москвой у Казанския и жемчуг и прочее украшение от разных христоподателей, за что Матерь Божия непрестанно молит сына своего: «Царю Небесный, приими всякого человека», - (и т.д.) читается эта молитва на чугунной доске, прикрепленной с южной стороны храма. При этом образе находится серебряная привеска с 5 частями мощей свв. угодников и частицею древа Креста Господня. Образ Казанской Божией Матери, малаго размера, пожертвованный в 1763 году князем Лукою Несвицким, в серебряной позолоченной ризе.

Колокольня, построенная позже церкви, каменная, по высоте равна настоящему храму, соединена с приделом папертью, которая построена в 20-х годах настоящего столетия. Форма колокольни квадрат во второй половине, верхней сузившейся. Крыша она так же, как и церковь, крыта железом. Крест утвержден на шпиле и состоит из дерева, обитого железом жестью.

На колокольне 7 колоколов: 1) благовестный – большой; на нем – изображения Ильи Пророка, преподобного Сергия, Казанския Божия Матери и Рождества Христова и надпись: «Сей колокол вылит в царствующем граде Москве на заводе купчихи Богдановой, Александровского уезда в село Иудино к церкви Рождества Христова при священнике Иоанне Смирнове и старосте церкви Леонтие Никитине на пожертвованную прихожанами сумму 1859 годы февраля 8 дня весу 154 пуда 39ф. и вкладчика Зиновья Григорьева. 2) второй – с изображениями Рождества Христова, Николая и Сергия святителей, Знамения Божией Матери и Казанской Божией Матери. Надпись на нем: «Сей колокол отлит в Москве на заводе А.П.Финляндской, урожденный Богдановой, в село Иудино при священнике Иоанне Максимове Смирнове и старосте церковном Леонтие Никитине Гомозове усердием крестьянина Зиновия Григорьева с прочими христолюбивыми прихожанами 1861 года мая 30-го весу 81 пуд 36 фунтов». Остальные колокола старые, век их не означен, надписей на них нет.

Ограда каменная квадратной формы в основании на трех углах безвходные башни с херувимами на главах, а на северо-восточном углу часовня входная, круглая довольно обширная крыша куполообразная со шпилем, на котором утвержден деревянный покрытый жестью крест. В ограде ворота, деревянные одни на восток, а другие на север; построена в 1856 году с благоволения Иустина епископа Владимирского, при священнике Иоанне Смирнове и старосте церковном Леонтие Гомозове на счет церковной и кружечной суммы; построению его много способствовал деньгами крестьянин деревни Шубина Зиновий Григорьев.

Из церковной утвари замечательны по древности:

1) Евангелие в пол-листа, обложены малиновым бархатом, с медной посеребренной верхней доской. Евангелие это вложено некоим господином Шиловым в . На нижней обложке надпись: «1826 года сентября 1-го дня переплетена сея церковь великомученицы Варвары Евангелие церковным старостою Алексеем Ефимовым. Евангелие издано 1657 года. Евангелие большое, в листе на Александровской бумаге, в медных посребреных досках. На первом листе картина страданий и воскресения Иисуса Христа. Издано 1744 года.

2) Крест серебряный, чеканный беспробный с мощами. На нем надпись: «1767-го построен сей … в село Иудино в новостроящуюся каменную церковь Рождества Христова и придел Богородицы старанием тоя ц. строителя иерея Петра с причетники на собранную сумму от христолюбцев, весу в нем 244 золотника по 20 копеек золотник. Крест маленький серебряный позолоченный безпробный с мощами. На нем приписка: вклад московского купца Василия Амвросиева.

3) Священнослужебные сосуды: 1. потир, дискос, звездица, блюдечки серебряные 84 пробы позолоченные, приобретены в 1845 году за 250 р. асс. весу в них 205 золотников; 2. потир позолоченный, дискос, зведица, блюдечки старинного серебра, купленные еще во время построения церкви весу в них 294 золотника.

До 1837 года причт Христорождественской церкви села Иудина состоял из одного священника, одного диакона и двух причетников; в 1838 году пономарское место закрыто, а в 1856 году и диаконское, ныне из одного священника и одного причетника. За требоисправление причт получает годоваго вознагрождения от прихода от 350 до 400р. и процентов 5р. 58к. с вкладных капиталов: 1) 100 рублей, вложенных за поминовение крестьяном деревни Шубина Зиновием Григорьевым и 2) 20 рублей, пожертвованных за поминовение московским купцем Афанасием Степуриным.

Как прежде, так и в настоящее время приход состоит из 5 селений: села Иудина и деревень: Шубина, Козлово, Лискина и Мехова. От чего получило название село Иудино, с достоверностью определить трудно. Можно, впрочем полагать, что оно носит название лица, первого поселенца на этом месте: устные рассказы передают, что какой-то крепостной крестьянин Иуда откупился от крепостной зависимости и поселился на том месте, где теперь село Иудино, но о времени поселения этого лица сказать ничего невозможно по отсутствию сведений. Легче объяснить другое название села – «Кочерги». Это название получило от оврагов, лежащих на северной стороне по отношению к селу имеющих вид кочерг. Около села протекают две небольшия речки: одна Кунья по юго-западной стороне, которая вероятно получила название от куниц, живших и теперь, впрочем попадающихся в лесах около этой речки, а другая Вокся на восточной стороне. Последняя замечательна своими высокими и крутыми берегами, в иных местах едва доступными даже для пешехода. Около этой речки есть замечательная по своему названию пустошь Молохово близ этой местности по берегам речки, рассказывают, находятся клады. Близ речки Куньи, около Кузнецкого оврага, есть местность Кузнецы, где видно множество ям, свидетельствующих, что тут было поселение. И действительно: в первых годах настоящего столетия крестьяне села Иудина в одной из этих ям нашли дубовый сруб, а в нем рожь в зернах. На Кузнецах так же как рассказывают, есть клады.

По происхождению прихожане Великороссы, по сословию крестьяне, прежде вотчинные Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, исповедания православного, к храму Божию усердны. Их пожертвованиями устроена ограда, слиты колокола, построены иконостасы вызолочены, на их пожертвования украшается теперь придельный храм живописью.

Крестьяне села Иудина начали праздновать Знамение Божией Матери с 1842 года по случаю бывшаго в этом году скотского падежа, в деревне Козлове по случаю засухи, бывшей в 1850 году, стали праздновать Сошествию Св.Духа; в деревне Шубине по случаю холеры, бывшей в 1852 году, в пятницу пред Ильиным днем каждогодно совершаются молебствие, наконец, с 1856 года по случаю бывшаго в этом году градобития в деревнях Мехове и Лискине стали праздновать святителю Митрофанию (4-го июня).

В крестьянах видно стремление к грамотности; пятая часть прихожан умеют читать и писать. Крестьяне прихода села Иудина преимущественно занимаются земледелием и скотоводством. Немногие из них весною и зимою отправляются на промысл. Единственным промыслом здесь служит занятие пилкою леса и здоровью ближайших рощах. Занятия земледелием и скотоводством не доставляют средств для богатой, роскошной жизни. Крестьяне живут в деревянных домиках, покрытых соломой, в непривлекательной обстановке.

Архивные материалы из истории храма Рождества Христова села Иудино (орфография текстов в основном сохранена)



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Церковь Рождества Христова в с.Иудино Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624).

Кирилл Аминов 17 апреля 2015 г.

17 апреля 2015.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.