1849-1918. Один из крупнейших русских архитекторов рубежа XIX-XX вв., работавших на церковных заказах, наиболее плодовитый церковный зодчий Санкт-Петербурга 1890-1910-х гг.
Выходец из крестьян Пошехонского уезда Ярославской губернии, в столицу перебрался в 1860-х. Как и некоторые архитекторы-современники, не получил систематического образования: с 1872 по 1881 Никонов числился вольнослушателем в Академии художеств, но был отчислен за плохую посещаемость. Реальную квалификацию получил на стройках, работая помощником И.А. Монигетти и особенно сотрудничая с И.П. Ропетом, идеи которого ("ропетовский стиль" и вообще пристрастие к обильной декоративности) сказались на всём дальнейшем творчестве Никонова. Ещё не имея должности участвовал в проектировании Политехнического музея в Москве и известного доходного дома Басина в Петербурге. Право на производство построек (1885), а затем и звание архитектора (1891) Никонов получил фактически "по совокупности заслуг".
В 1893 г., уже имея за плечами два реализованных церковных проекта в столице (подворья Ново-Афонского монастыря и афонского Андреевского скита), Никонов был принял на должность Санкт-Петербургского епархиального архитектора, которую занимал до 1906 г. В столице в этот период велось чрезвычайно интенсивное церковное строительство (храмы, подворья, общественные здания духовного ведомства), что автоматически сделало Никонова одним из самых плодовитых архитекторов своего времени: одних только реализованных проектов храмов насчитывается около 50 штук. Никонов не был ярким новатором и экспериментатором, в его творчестве довольно мало оригинальных находок, которые расходились бы на "цитаты". Тем не менее, именно творчество Никонова определяет лицо храмостроительства Петербурга в период "зрелого" русского стиля, до массового увлечения эстетикой модерна, которое примерно совпало с выходом Никонова в отставку.
Большинство построек Никонова достаточно однообразны в композиции, планировке и особенно декоре. Однажды найденные удачные рецепты мастера пользовались спросом и могли реализовываться по много раз с небольшими вариациями. Самый популярный мотив - трёхчастный храм (шатровая колокольня + трапезная + главный объём в виде четверика с пятиглавием, "вырастающий" из боковых приделов), позаимствованный из церкви Петра митрополита в Ульянке архитектора В.Ф. Харламова. Сильно вытянутые в высоту и покрытые ковровым пёстрым декором в духе московско-ярославского узорочья, такие церкви удачно вставали на тесных участках в Петербурге и выделялись среди монотонных доходных домов.
Для сельских церквей Никонов обычно предлагал более спокойные и бюджетные композиции в эклектичном русском стиле, для дачных пригородов столицы - деревянные храмы с элементами "ропетовского" декора. В неовизантийском стиле Никоновым спроектированы два самых масштабных объекта в его творческой биографии: комплекс Иоанновского монастыря в Петербурге и Ново-Афонский монастырь в Абхазии. Кроме того, руке Никонова принадлежал многочисленные "околоцерковные" здания в Петербурге, строившиеся для благотворительных обществ и духовных братств, а также и обычные гражданские доходные дома.
После выхода в отставку продолжал брать частные заказы, в т.ч. церковные. Так, уже незадолго до революции по проекту Никонова была окончена Казанская церковь в Териоках (Зеленогорске). В 1917 уехал к сыну (также Николаю и также архитектору) в Самару, где через год умер после долгой болезни.