21 июля 1902 г. в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении прихожан состоялся крестный ход по Ильинской улице (ныне ул. Урицкого) во главе с прибывшим Тверским владыкой Димитрием, протоиереем Кимрской Вознесенской церкви П. Ершовым, священниками Покровского собора М. Комаровым, А. Молчановым, И. Никольским, священниками села Абрамове, И. Куницыным, села Каюрово В. Рассудовским. В конце улицы состоялась закладка нового каменного храма. Храм был заложен над ключом (родником), слывущим, по преданию, целебным. Проект новой церкви на 1000 мест был составлен архитектором Рыбинским в 1901 г.
Точной даты освящения новопостроенной церкви пока установить не удалось, однако известно, что с 1911 г. для службы в храме был утвержден притч в лице священника, дьякона и псаломщика. Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трехпрестольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Выстроен в древнерусских традициях. Композиционно состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания. По проекту храм должен быть был возведен с встроенной колокольней, но последнюю в связи с трудностями того времени построить не удалось. Поо соседству с храмом и была возведена временная небольшая деревянная колоколенка, с которой звонили восемь колоколов. Первыми служителями церкви стали священник Ф. К. Колеров, дьякон Н. Д. Завьялов, псаломщик В. Никольский которого вскоре сменил Г. Егоров.
К церкви были приписаны прихожане близлежащих улиц села Кимры и нескольких окрестных деревень. Улица, проходящая мимо храма, была названа Преображенской (ныне ул. Вагжанова). Место для приходского кладбища было отведено за селом, но левой стороне тракта Кимры - Ильинское (сейчас этого кладбища нет). При советской власти храм был закрыт.
Местные власти добросовестно выполняли указания свыше по борьбе с религией. На примере Кимр можно было видеть, как власти в 1927 г. передали небольшой группе обновленцев Скорбященскую церковь. Одним из примеров борьбы против церкви явился и запрет достройки каменной колокольни Преображенского храма. Местные власти мотивировали это тем, что в городе испытывается острая потребность в жилье, не хватает строительных материалов, и вообще возражали против колокольного звона, якобы мешающего больным расположенной по соседству больницы. Чтобы добиться от властей разрешения на достройку каменной колокольни, верующие на своем собрании согласились на прекращение колокольного звона и обязались собрать крупную сумму денег для строительства в Кимрах родильного дома. Но власти, уже приняв решение о закрытии церкви, отклонили просьбы и предложения верующих.
В 1927 г. Кимрский горсовет направил в Тверской губисполком ходатайство о закрытии Преображенской церкви, ссылаясь при том на пожелания трудящихся, нехватку жилья в городе и острую нужду в строительных материалах. Тверской губисполком одобрив ходатайство, в свою очередь направил его далее в Москву. В столице, естественно, вопрос этот будет решен положительно. Прихожане в свою очередь обратились к властям с ходатайством о оставлении храма их религиозной общине. 9 мая председатель ВЦИКа М. И. Калинин подписал документ, отклоняющий просьбу верующих (копия документа хранится в Кимрском музее).
19 мая в церкви состоялось прощальное богослужение. 20 мая специальная комиссия горсовета прибыла к храму с целью провести опись церковного имущества. Однако собравшаяся толпа прихожан не допустила ее в храм. Таким своим поведением верующие выражали протест против его закрытия. Зазвонили колокола. Толпа людей вскоре выросла за тысячу человек. Преображенский храм за считанные месяцы был переоборудован под культурный очаг — клуб кустарей. В клубе были оборудованы зрительный зал на 450 мест, читальня, три комнаты для кружковой работы, киноустановка. Кресты с храма были сняты, главы укорочены, на центральной его главе была укреплена огромная красная пятиконечная звезда. В культурном новоявленном очаге, разместившемся в бывшем храме, почему-то было не весело. Через несколько лет клуб закрыли, и в освободившихся помещениях был устроен склад зерновых культур.
В Кимрах в 1947 г. в ответ на просьбу группы верующих власти возвратили им Преображенский храм. В нем начались богослужения. В 1948 г. по приглашению иеродьякона Преображенской церкви Иннокентия в храме совершил службу игумен Пимен впоследствии Патриарх Всея Руси.
С той поры Спас-Преображенская церковь, а ныне Спасо-Преображенский собор, сияя позолотой крестов на главах, радует глаза и сердца прихожан не только своей великолепной архитектурной красой, но главным образом служит источником душевной радости при отправлении богослужений.
В 1982 г. в храме была возведена кирпичная пристройка, еще через десять лет здание было подключено к центральному отоплению (котельной трикотажной фабрики). В Спасо-Преображенском соборе замечательная стенная роспись, прекрасный иконостас. Здесь находится святая икона Иверской Божьей Матери, некогда присланная в дар Кимрскому Покровскому собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита и считающаяся покровительницей Кимр.
По материалам: http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/kimry/866-kimry-spaso-preobrazhenskij-sobor