ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Никологоры. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца.


Никологоры. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, пос. Никологоры

Координаты: 56.140638, 41.993523
Проезд:Из райцентра Вязники западный выезд по трассе М7. На четвертом км на юг отходит боковая дорога, следует доехать до ближайшего разворота сплошного разделительного барьера, далее вернуться к этому повороту и на юг от трассы 10км до Никологоры. В самом поселке двигаться по главной до центральной площади посёлка





Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, Колокольня ансамбля<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Колокольня ансамбля
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
14 октября 2009
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, Вид с запада<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Вид с запада
Олег Щёлоков
8 июля 2006
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, колокольня.юго-восточный фасад<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
колокольня.юго-восточный фасад
chirokov
21 августа 2002
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, колокольня.восточный фасад<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
колокольня.восточный фасад
chirokov
21 августа 2002
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, Шатёр колокольни<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Шатёр колокольни
Олег Щёлоков
8 июля 2006
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, , Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Вадим кр
16 июня 1910
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Христова и Николая Чудотворца, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1909-1916 г.<br>, Никологоры, Вязниковский район, Владимирская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века. 1909-1916 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  17 июля 2006

Поселок Никологоры под Вязниками стоит на речках Пенуха и Погостовка. В письменных источниках селение впервые упоминается в 1628 г. в патриарших окладных книгах, где было записано о церкви великого чудотворца Николы на горах, т.е. на высоком берегу. Она была построена в вотчине князя Ф.И. Мстиславского в Ярополческой волости Погост у Николы на горах или Никологоры – так называли первые его жители.

Село росло и к концу XVII в. становится крупным населённым пунктом, в котором помимо других получил развитие льнопрядильный промысел, для которого специально возводились отдельные избы. С XVIII в. два раза в год в селе проводятся ярмарки. Первая льнопрядильная фабрика крестьянина Серина появилась в 1827 году, затем были созданы ручные полотняные фабрики В. Городова, М. Федянина, И. Зеленина, А. Зайцева, М. Балакина. Продукция их уходила в основном в Москву. Сохранившиеся по сей день в Никологорах церкви и колокольни построены не скупясь, с размахом, добротно. Для этого по всей видимости приглашались хорошие мастера строительного дела, знающие не просто толк в своём деле, но и приемы московских зодчих, умеющие внести в сложившиеся традиции свои находки и талант. В центре поселка сложился красивый древний архитектурный ансамбль Никольской и Христорождественской церквей. Особенно впечатляет своей удивительной стройностью высокая колокольня Никольской церкви, возведенная на рубеже XVII-XVIII веков.


Вадим кр
 
Вадим кр  16 июня 2016

В письменных источниках селение впервые упоминается в 1628 году в патриарших окладных книгах, где было записано о церкви великого чудотворца Николы на горах, то есть на высоком берегу. Она была построена в вотчине князя Ф.И. Мстиславского в Ярополческой волости. Погост у Николы на горах или Никологоры, так называли первые его жители. Село росло и к концу XVII века становится крупным населённым пунктом, в котором помимо других получил развитие льнопрядильный промысел, для которого специально возводились отдельные избы. С XVIII века два раза в год (8 мая и в десятую пятницу по Пасхе) в селе проводятся ярмарки. Первая льнопрядильная фабрика крестьянина Серина появилась в 1827 году, затем были созданы ручные полотняные фабрики В. Городова, М. Федянина, И. Зеленина, А. Зайцева, М. Балакина. Продукция их уходила в основном в Москву.

Самым древним памятником является Никольская церковь, построенная в 1628 году, дважды потом перестроенная, в 1714 и в 1814 годах. Сейчас она представляет собой трехчастный сильно разрушенный храм, от первоначальной постройки уцелела без изменений только трапезная. Архитектурной руиной дошла до нас и Христорождественская церковь. Деревянная церковь Рождества Христова была построена в 1653 году. В 1790 году её сменила дошедшая до нас и дважды перестроенная – в 1839 и в 1880 гг. – каменная церковь. Сейчас это лишь уцелевшая трапезная и придел с поздними пристройками. Символом поселка считается Никольская каменная колокольня, построенная вместе с каменной церковью в 1790 году. Это трехъярусное сооружение со шпилевым куполом и крестом. Эти две церкви, входящие в единый архитектурный ансамбль, в свое время опоясывала каменная ограда. Уцелели лишь двое въездных ворот, состоящих из трехарочных проемов, опирающихся на четыре столба. За Северными воротами в 1912 году был открыт памятник царю Александру II.

http://familytrees.genopro.com/pozdeev/GenoProReport/place-place00356.htm?popup


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  10 декабря 2016

В 1911-1914 гг. во многих местах устанавливались типовые памятники Александру II. Одним из таких мест, где был поставлен такой памятник, стало село Никологоры Вязниковского уезда Владимирской губернии. Там фигуру царя водрузили на постамент, богато украшенный резьбой по камню. На передней его грани находилась надпись: "Осени себя крестным знамением, православный русский народ". Император был изображён в в полный рост, перечитывающим манифест об освобождении крестьян, который он держит в правой руке. Царь был в мундире с погонами и в плаще, наброшенном на левое плечо. В опущеной левой руке он держал фуражку. Памятник был торжественно открыт на площади перед Христорождественской церковью и храмом в честь св. Николая Чудотворца в 1912 году, а уничтожен он был в 1918 году.

Сокол К.Г. "Монументы Империи". Москва, 1999 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  26 мая 2017

Никольский погост при своём возникновении в начале ХVII века представлял собой кладбище с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца, помещавшаяся на правом берегу речки, небольшой и мелководной, которая звалась Погостовкой. Здесь в вотчине боярина Фёдора Ивановича Мстиславского, в 1628 году была выстроена первая деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Рядом в 1653 году поднялась другая церковь в честь Рождества Христова, тоже деревянная. Эти храмы по два раза перестраивались в связи с ветхостью зданий. Оба храма и колокольню, воздвигнутую в 1790-м году, входящих в единый архитектурный ансамбль, в своё время опоясывала каменная ограда, от которой сейчас уцелело лишь двое въездных ворот, состоящих из трёхарочных проёмов, опирающихся на четыре столба. Лучше всего сохранилась церковь Христорождественская. С точки зрения архитектуры церковь является типичным образцом стиля классицизм, центральный храм выполнен в форме неравнозначного крестовика с большим сферическим куполом на приземистом центрическом световом барабане глухого типа. Наружная отделка представлена многочисленным декором - полуколоннами и пилястрами, фронтонами над центральным входом, ступенчатым венчающим карнизом и рельефными фризами. Храм возвели на пожертвования местных крестьян ещё в 1796 году. Храм перестраивали в 1839 и 1880 годах. В 1930-х годах церковь закрыли. В здании, с которого были снесены купола и барабаны, размещались различные учреждения, а вплоть до недавнего времени там действовал клуб.

Восстановление поруганной святыни под руководством священника протоиерея Иоанна (Андрийцо) идёт уже несколько лет. Основной объём церкви и ещё один придел - в честь святителя и чудотворца Николая (он сооружён на месте Никольской церкви, когда-то давшей имя нынешнему посёлку) ещё до конца так и не отреставрирован. В январе 2012 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящён Крестовоздвиженский придел храма. Недалёк тот день, когда стены церкви освободятся от строительных лесов и храм предстанет во всем своём великолепии. Село Никологоры было знаменито текстилём. Здесь пряли лён, проводили ярмарки, слали ткани в Москву - короче говоря, жили богато. И церкви тоже строили с размахом, приглашая хороших мастеров. К сожалению, центральный храмовый ансамбль Никологор стоит обезглавленный, в очень плохом состоянии. Если судить по дореволюционным фотографиям, Никольская церковь с пятью главками - "вазами" в ярославском вкусе была чудом как хороша. О мастерстве храмостроителей остаётся судить по колокольне - на редкость элегантной, самобытной: насколько необычно можно было построить в рамках типовой конструкции "восьмигранный столп на четверике плюс шатёр"! Четверик низкий, чуть выше человеческого роста, приземистый, разлапистый, с четырьмя декоративными башенками по углам; восьмигранник - полная антитеза, на него приходится больше половины "роста" всей постройки. Шатёр узкий и стройный, с двумя рядами слухов. Выгодное расположение позволяет колокольне доминировать над окружающими постройками даже сейчас, когда она осталась одна, а вместо двух соседних церквей - обезличенные кубики... Будем надеяться, это дело поправимое!

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №242, 2017 г.


Сергей Ковров   21 мая 2018

Старинное село Никологоры, напоминающее планировкой и размерами небольшой городок, расположено к юго-западу от Вязников на равнинной слабохолмистой местности, характерной для Владимирской обл. В самом центре села, на правом берегу речки Погостовки (Пенухи) расположен крупный холм, на котором над полого поднимающейся длинной торговой площадью поставлена высокая шатровая колокольня. Именно этот холм дал поселению название, имеющее в некоторых давних источниках чрезвычайно своеобразную форму «Горный Никологорский стан». Никологорский погост возник на этом месте, предположительно, не позднее XVI в. В кон. 1600-х гг. его земли, относившиеся к Ярополчской волости, были подарены царем Василием Шуйским за «Московское осадное положение» князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому. Волость традиционно славилась выращиванием и выделыванием льна, выделяясь в этом промысле среди других северо-восточных земель. Существует версия, что именно эта производственная специализация, стратегическая для XVII в., после смерти Ф.И. Мстиславского в 1622 г. способствовала переходу его земель (поставлявших лен в царские мастерские) в государственное ведение: с 1623 г. эти территории стали слободой «государевой дворцовой Ярополчской волости Горного Никологорского стана», управлявшейся Приказом Большого двора.

К 1628 г. относится первое известное упоминание церкви Николая Чудотворца «на погосте на горах». При деревянном храме находились тогда дома священника и причта и кладбище. К сер. XVII в. население погоста увеличилось: в 1653 г. здесь уже было пять дворов поповых, дворы дьяконов, пономаря, просвирни. Кроме того, называются восемь крестьянских дворов, 32 бобыльских и четыре нищих. После 1653 г. рядом с Никольским храмом выстроили вторую, также деревянную церковь Рождества Христова с Никольским приделом (упоминается в окладных книгах с 1656). В описи 1678 г. отмечено существование напротив погоста, на левом берегу Погостовки, «слободки Новой» (в районе современной ул. Пушкинской) с 21 крестьянским двором «непашенных бобылей».

В кон. XVII – нач. XVIII в. Никологорский погост становится все более заметным торговым центром. К западу от храмового комплекса вытянулась обширная базарная площадь, ограниченная двумя дорогами (приблизительно на месте нынешних северной и южной сторон ул. Советской). Жилые части поселения, возникшие вдоль радиально расходящихся от площади улиц-дорог, получили названия «Поповы дома», «Замчалиха», «Лимониха», «Чёрная горка», «Красная горка». В 1714 г. на месте деревянной была возведена каменная Никольская церковь. Одновременно деревянный храм Рождества Христова перестроили, а его Никольский придел заменили приделом покровительницы торговли и льноводчества Параскевы Пятницы.

К сер. 18 в. местное крестьянство настолько окрепло, что в 1763 г. вместо прежней на средства прихожан была построена новая большая каменная церковь Николая Чудотворца в ориентированных на традиции XVII в. формах, характерных для провинциальной линии в архитектуре этого региона (церковь сильно разрушена в ХХ в. и сохранила лишь трапезную). Близкий к кубическому монументальный двусветный главный объем храма завершался двумя рядами полукруглых закомар и был увенчан пятью главами на высоких шеях. К никологорскому приходу было приписано уже значительное число крестьянских дворов (ок. 700) из тридцати окрестных деревень. Важное торговое значение Никологор во 2-й пол. XVIII в. было закреплено официальным утверждением в 1788 г. (наряду с другими крупнейшими поселениями губернии) базарных еженедельных дней по субботам, а двух ежегодных ярмарок – на девятую пятницу после Пасхи и в праздник Николая Чудотворца.

Экономический рост способствовал дальнейшему развитию центрального храмового комплекса Никологор; в кон. XVIII в. из кирпича были возведены еще два его основных сооружения. К 1790 г. в выразительных формах барокко построена церковь Рождества Христова: цельный вертикально вытянутый объем типа восьмерик на четверике завершался крупным высоким куполом, увенчанным одной небольшой главкой на стройном граненом барабане (восьмерик утрачен).

Более своеобразным и даже уникальным сооружением, ориентированным на традиции XVII в., явилась поставленная к 1790 г. между двумя храмами и выдвинутая на бровку холма чрезвычайно высокая восьмигранная колокольня, увенчанная заостренным шатром с тремя рядами слухов (новые архитектурные вкусы проявились в рисунке очелий слухов). Колокольня, почти полностью уцелевшая к нач. ХХ в., стала главной архитектурной доминантой не только Никологор, но и всей округи. Базарная площадь, вытянувшаяся к западу от храмового комплекса на пологом склоне холма, начала по периметру застраиваться капитальными жилыми купеческими усадьбами, а в средней зоне – постоянными и временными лавками, балаганами и навесами для торговли. В базарные дни площадь и все прилегающие улицы настолько заполнялись крестьянами-торговцами и подводами, что на протяжении почти всего XIX в. споры о разделе торговых зданий и участков на никологорской площади, а также доходов от их использования, между удельными и государственными крестьянами рассматривались в правительстве (бoльшая часть территории площади традиционно принадлежала Департаменту уделов).

http://svodpam.ru/index.php?m=rl4&place=61&region=vladimir002


Сергей Ковров   17 сентября 2018

Храмовый комплекс: церкви Николая Чудотворца, Рождества Христова и колокольня, середина XVIII–XIX в.

Расположен в центре старой части поселения, на возвышенном участке, у поворота дороги на Вязники; занимает близкую к округлой в плане территорию между двумя сторонами ул. Советской (с севера и юга) и 1-й Садовой ул. (с востока). К западу по наклонному рельефу простирается вытянутая старинная торговая площадь. Деревянный Никольский храм известен на этом месте с 1628 г. В 1714 г. его заменили каменным, который в 1763 г. уступил место нынешнему (как и первоначальный, он имеет придел Параскевы Пятницы). Второй деревянный храм Рождества Христова, возведенный северо-восточнее первого между 1653 и 1656 гг., первоначально имел Никольский придел. В 1790 г. комплекс получил новые крупные сооружения – каменную церковь Рождества Христова и отдельно стоящую между двумя храмами колокольню. В 19 в. обе церкви неоднократно подвергались перестройкам: в 1814 г. был устроен второй придел св. Екатерины в Никольской; в 1839 г. в Рождественской соорудили новую трапезную, где в 1847 г. освятили Воздвиженский придел; в 1880–81 гг. ее расширили и возобновили придел Николая Чудотворца. Видимо, тогда же была обстроена угловыми пилонами нижняя часть колокольни и перестроена возведенная еще в 1814 г. церковная ограда с воротами. Все сооружения комплекса кирпичные. К нач. 21 в. сохранились колокольня, трапезная Никольской церкви, нижние объемы Христорождественской церкви; ограда в значительной степени разобрана.

Высотной доминантой комплекса служит колокольня, господствующая в общей панораме поселка. Она выдвинута на бровку холма и стоит близко к середине западной границы участка. К юго-востоку от колокольни расположена Никольская церковь. Главное в настоящее время сооружение комплекса – храм Рождества Христова – возвышается в центре территории, северо-восточнее колокольни; к нему сходятся дорожки от прежних четырех ворот ограды, из которых ныне уцелели двое – северо-восточные и южные ворота. К югу от Рождественской церкви стоит небольшая сторожка. Частично сохранившийся храмовый комплекс, незаурядный по архитектуре его сооружений, выполненных в формах, связанных с традициями 17 в. (колокольня и Никольская церковь) и в стилистике запоздалого барокко (церковь Рождества Христова). Сохраняет роль композиционного ядра исторической застройки Никологор и благодаря очень высокой шатровой колокольне доминирует в окружающем пейзаже.

Церковь Николая Чудотворца – характерный для провинциальной архитектуры сер. 18 в. храм, в убранстве которого традиционные формы зодчества 17 в. сочетаются с элементами нарышкинского стиля. Больше других построек комплекса пострадал от утрат: сохранилась только трапезная. Первоначально здание имело высоту, длину и ширину, соответственно, в 50, 65 и 26 аршин. Высокий двусветный кубический основной объем, сближенные окна которого располагались по трем осям, завершался двумя ярусами кокошников; пологую четырехскатную кровлю венчало пятиглавие (с необычными по форме двухъярусными главками). Удлиненная пониженная пятигранная апсида по ширине чуть уступала храму, а по высоте равнялась трапезной. Окна апсиды и южного фасада трапезной были обрамлены наличниками с полуколонками и крупными разорванными фронтонами (у окон четверика им соответствовали полуциркульные сандрики). В отличие от других частей здания, карниз апсиды вместо пилы оформляли крупный бегунец и поребрик. Согласно метрике 1887 г. своды основного объема опирались на два столпа. Алтарь, куда вели три проема, был разделен на две части, в левой из которых находилась кладовая. Необычно высокий семиярусный деревянный иконостас имел ордерный декор и лепестковую резьбу. Интерьеры храма и плоскости закомар на фасадах были расписаны во 2-й пол. 19 в.

Существующий вытянутый по продольной оси прямоугольный объем трапезной крыт на два ската с вальмой на западной стороне. Основу фасадного декора составляют широкие лопатки на углах и на боковых стенах, валик над цоколем и высокий венчающий карниз с поясом из трехрядной пилы, ограниченной валиками. В западной половине асимметричного южного фасада сохранились две лопатки. В средней части стены из-за двух пробитых для пожарной части ворот первоначальные проемы утрачены. На западном фланге фрагментарно сохранилось окно с треугольным рамочным навершием и боковыми колонками наличника; на восточном – заложенное окно с остатками нарядного обрамления: профилированный архивольт и колонки с капителями, соединенными профилированным карнизом. На западном фасаде, разделенном промежуточным карнизом в три уступа (он заворачивается на боковые фасады до первого окна), в центре сохранилось завершение прежнего входа: перспективный дугообразный архивольт-бровка со сходящимися к проему ресничками (ныне проем переделан в окно и дверь). Над архивольтом, непосредственно опираясь на него, помещается киот со сходным завершением, врезанным в венчающий карниз.

Новые стены почти полностью изменили планировку интерьера; сохранились четыре столба в центре объема и арки, перекинутые между ними и продольными стенами, а также поперечно ориентированные своды: лотковый – средний, между парами опор, и сомкнутый, с распалубками над проемами, – в западной части трапезной. В восточной стене хорошо видны закладки трех близко расположенных арочных проемов (средний крупный, боковые пониженные), которые вели в основное помещение храма. До недавнего времени сохранялись полы кон. 19 в. из кафельной плитки.

Колокольня. Характерная для владимирского провинциального зодчества 18 в. и следующая традициям предшествующего столетия колокольня замечательна своим необычно крупным масштабом и стройным, подчеркнуто вертикальным силуэтом. Над поздним (кон. 19 в.) приземистым четвериком-основанием (в нем размещалась кладовая) поднимается мощный восьмигранный столп с ярусом звона, увенчанный сильно вытянутым шатром с главкой (высота шатра составляет более половины высоты нижней части сооружения). Своеобразие шатру придает значительно более узкое относительно яруса звона основание, что существенно усиливает его стройность. В оформлении нижнего четверика использованы отдельные псевдоготические формы. Его грани завершены крупными полуциркульными фронтонами, а углы оформлены в виде круглых башен: над их кровлями в форме усеченных конусов поставлены малые глухие барабанчики с заостренными конусовидными кровлями.

Выразительные формы декора столпа колокольни восходят к мотивам зодчества 17 в.: плоские лопатки огибают углы, пояски из поребрика между двух валиков оформляют его в нижней трети и вверху, в основании яруса звона – простой ступенчатый карниз из выпусков кладки. Редкие маленькие арочные окна имеют наличники с полуколонками и разорванными треугольными фронтонами с упрощенным «фиалом» в середине. Трехцентровые арки звона завершены уступчатыми архивольтами с раскрепованными импостами; глухой парапет под проемами украшен перспективными ширинками. Ребра шатра подчеркнуты валиками, грани прорезаны тремя рядами слухов (верхний декоративный). У наличников слухов боковые полуколонки поддерживают перспективные очелья разной формы: килевидные в нижнем ряду, стрельчатые – в среднем, арочные – в верхнем. На западном фасаде четверика-основания два входа: расположенный в центре ведет во внутреннее восьмиугольное помещение, перекрытое сомкнутым сводом; проем слева служит входом на лестницу, размещенную в юго-восточной башенке (выше лестница проходит внутри столпа).

Церковь Рождества Христова выстроена в характерных для провинции выразительных формах сильно запаздывающего барокко, мотивы которого достаточно точно повторены в частях 19 в. Первоначальная композиция храма была традиционной: к основному двусветному четверику, несшему завершенный куполом восьмерик, с востока и запада примыкали более узкие и вдвое пониженные объемы пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. После перестроек и расширений 19 в. трапезная получила необычную самостоятельную композицию, сопоставимую по своей роли с главным объемом храма. В интерьере главный четырехъярусный (сосновый с липовой резьбой) иконостас 19 в. был целиком позолочен; одноярусный двухрядный иконостас Воздвиженского придела был белым с позолоченной резьбой, его украшали 12 «колонных столбов»; стены и своды были расписаны: в храме – в 1857 г., в трапезной – в 1885 г. К началу 21 в. утрачены венчающие части здания: восьмерик основного объема с высоким куполом, завершенным граненым, вероятно световым барабанчиком (с гуськовой кровлей и маленькой луковичной главкой); главка над трапезной.

В композиции сохранившихся частей здания доминирует кубический двусветный четверик, к которому с востока примыкает апсида, а с запада – узкий переход, ведущий в трапезную. Почти квадратная в плане и значительно более широкая, чем основной объем, она в средней части имеет прорезающий крышу малый четверик, увенчанный высоким полусферическим куполом с четырьмя люкарнами. Цилиндрическая форма кровли притвора – поздняя.

Выразителен нарядный барочный декор фасадов основного объема. Его стены разделены посередине развитым карнизом, на северной и южной стенах в каждом ярусе расположены по три высоких окна (проемы нижнего света ныне заложены). На флангах поставлены поярусные парные пилястры с выпуском углов; такие же, но одинарные пилястры (также с выпуском углов) украшают грани апсиды. В завершении стен – профилированные и раскрепованные на пилястрах карнизы. Наличники арочных окон – двухслойные, крупные, типично барочные: с полукруглыми фартуками, ушами, серьгами и высоко поднятыми лучковыми сандриками сильного выноса. Аналогичное убранство, несколько упрощенное и огрубленное (особенно в профилях карнизов), имеет трапезная. На ее боковых фасадах, в пять проемов, средние части с дверью и двумя окнами по сторонам, выделены лопатками и завершены треугольными фронтонами.

В интерьере главный алтарь, соединенный с четвериком тремя проемами (заложены), перекрыт коробовыми сводом с тремя лотками над восточными гранями. Четыре крещатых столба в центре трапезной и перекинутые между ними и стенами арки делят ее на три нефа. В ячейках более узких боковых нефов выложены парусные своды; широкий средний неф имеет в центре купол на парусах и коробовые своды над крайними частями. Фрагментарно сохранилась штукатурная отделка стен.

Сторожка – небольшое сооружение в скромных формах эклектики. Прямоугольный в плане кирпичный объем под двускатной кровлей имеет деревянную пристройку у северного торца, где расположен вход. Углы закреплены широкими огибающими пилястрами, широкий венчающий карниз включает ряд сухариков. Окна с пологими лучковыми перемычками подчеркнуты дугообразными бровками.

Кирпичная ограда ныне существует в виде фрагментов, ее прясла, часто прорезанные щелевидными арочками, разделялись сдвоенными столбами, частично выступающими из плоскости стены.

Северо-восточные ворота – трехпролетная арка с широким и повышенным трехцентровым средним проемом; его фланкируют более массивные устои, оформленные на лицевых гранях вертикальными рядами прямоугольных нишек. В длинных боковых пилонах устроены арочные калитки. В завершении сохранился только простой кирпичный карниз, а треугольные фронтоны и главка над средним проемом утрачены.

Южные ворота представляют собой короткую массивную стенку с крупным арочным проемом, архивольт которого оформлен рустом. По сторонам проема поставлены пилястры, в западной устроена нишка-киот.

Материалы для истории Владимирской епархии. Владимир, 1894. Вып. 2, ч. 1. С. 38, 81; Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып 5. Владимир, 1898. С. 325–329; Плужников В. И. Барочные наличники Владимирской области // Архив наследия - 2000. М., 2001. С. 85–86; Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке / Сост. В. П. Машковцев. Владимир, 2003. С. 99, 102–103, 108; ГАВО. Ф. 556. Оп. 3. Д. 159. Л. 1–25; Оп. 108. Д. 2041. Л. 1–6; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р–III. Д. 391, 392.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.