В западной части Волоколамска, на возвышенности, стоит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма восходит к далёкой старине. По преданию, на месте расположения церкви ещё в ХII веке князем Андреем Боголюбским был основан Покровский монастырь. Такое название монастыря явно неслучайно. Как известно, появлению в нашем церковном календаре особого праздника в честь Покрова Божией Матери мы обязаны усилиям именно этого святого князя. Волок был тогда отвоёван у Новгорода и некоторое время находился под властью Владимиро-Суздальского князя. Здесь Андрей Боголюбский праздновал свадьбу своей дочери.
Своеобразие Покровской церкви заключается в том, что за свою долгую историю она как бы впитала в себя духовное наследие двух некогда находившихся на этом месте древних монастырей - Покровского и Варваринского. Существование Покровского монастыря прослеживается до третьей четверти ХVIII века, на что указывает выписка хозяйственного характера (из Писцовых книг за 1636 г.), сделанная в 1670 г. "того монастыря попом Константином с причетники" (сохранилась в копии ХIХ - начала ХХ вв.). В дальнейшем никаких упоминаний об этой обители более не встречается. По-видимому, именно в это время монастырь прекратил своё существование, и лишь древняя деревянная монастырская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжала стоять до начала ХIХ века, став обычным приходским храмом.
Во второй половине ХVII в. значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственной близости от Покровской обители, монастырю во имя святой великомученицы Варвары. В Писцовых книгах ХVII в. под 1626 г. значится "на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью - по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игумена Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев..." По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение слобода. Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя Бориса Васильевича. Память святой Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары, часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви.
К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период ХVI-ХVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны. Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже ХVII-ХVIII вв. В этот период игумениями обители были Пелагия (1685 г.), Анфиса (Гагарина)(1691-1698) и Гегения (1703 г). Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной "за ветхостью" древней деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце ХVII в. церковная летопись связывает с проявлением особого внимания к монастырским нуждам со стороны царицы Наталии Кирилловны Нарышкиной - второй жены царя Алексея Михайловича, матери Петра I. Каменная Успенская церковь (ныне Покровская) построена на средства царицы и по её желанию. Начало строительства храма в Варваринском монастыре в 1695 году - одно из свидетельств возрождения города к концу ХVII в. Таким образом, в начале ХVII в. в монастыре существовали три храма: две старые деревянные церкви - во имя святой великомученицы Варвары и Покровская, а также только что построенный каменный Успенский храм. Новая монастырская церковь представляла собой простой кубический объём, покрытый четырёхскатной кровлей и венчавшийся восьмигранным световым барабаном с небольшой луковичной главой. Одновременно с возведением церкви перед её западным входом была построена небольшая, отдельно стоявшая шатровая колокольня, просуществовавшая до третьей четверти ХIХ в. Свой первоначальный облик церковь сохраняла лишь до второй половины ХVIII в.
В 1757 г. ввиду того, что древняя деревянная Варваринская церковь окончательно обветшала и её пришлось разобрать, к каменному, всё ещё называвшемуся Успенским, храму была пристроена трапезная с приделом во имя святой великомученицы Варвары. После упразднения монастыря в 1764 г. (по екатерининскому "Указу о штатах") Успенскую церковь приписали к древнему Покровскому храму. Деревянная Покровская церковь с каждым годом всё более и более разрушалась, являя, по свидетельству церковной летописи, "немалую опасность для служащих и богомольцев". Поэтому в 1803 г. Духовное правление распорядилось её разобрать, переименовав при этом "для памяти" соседнюю каменную церковь в Покровскую. Так церковь, целое столетие именовавшаяся Успенской, получила новое посвящение - Покровской, сохраняющееся за нею и ныне. В архитектуре Покровского храма соединены традиции древнерусского белокаменного зодчества. Кирпичный, бесстолпный, одноглавый храм, основной объём которого двусветный четверик с окнами, украшенными наличниками в стиле нарышкинского барокко, с небольшой трапезной - характерен для ХVII века. Храм сначала был двухпрестольный (главный престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, придельный - в честь великомученицы Варвары), а после пристройки южного придела в честь Успения Божией Матери, которую совершили в начале ХIХ в. (1806 г.) на средства волоколамского мещанина Осипа Калинина, стал трёхпрестольным.
В 70-х гг. ХIХ в. при церкви было решено устроить придел в честь святого мученика Уара; храм стал четырёхпрестольным (построен в 1870-1871 гг., освящён 14 мая 1872 г.). Так как малые размеры старой трапезной с Варваринским приделом не позволяли разместить в ней ещё один престол, трапезная в это время была перестроена. Для этого, сломав уже ветхую и мешавшую строительству колокольню ХVII в., удлинили стены старой трапезной, причём на новых участках был точно воспроизведён архитектурный декор ("поребрик") старых стен 1757 г. В 1878 г. было завершено строительство новой колокольни (автор проекта - академик архитектуры С. В. Дмитриев, ученик К. А. Тона). Строительство велось усердием церковного старосты П. Ф. Денисова. Причём, как оказалось, староста обладал незаурядным даром иконописца. Именно им созданы в духе академизма первой половины ХIХ в. в главном алтаре храма два запрестольных образа "Воскресение Христово" и "Богоматерь с Младенцем". Новая колокольня повторила основные архитектурные формы своей предшественницы ХVII в. И сегодня в силуэте храма господствует стройная колокольня в четыре яруса. Дошедший до нас интерьер храма создан в последней трети ХIХ в. Настенная живопись исполнена в традициях академизма.
При входе в храм верующие молятся у образов двух ангелов, изображённых на стенах нижнего яруса колокольни. Свиток в руках одного из них содержит грозное предостережение: "Дивлюсь, долготерпению Божию! Как не сойдёт с небес огонь и не попалит тех, кто дерзает в храме разговаривать во время Божественной службы". Вразумлённые наставлением ангелов, богомольцы проходят в трапезную часть церкви, где оказываются в окружении росписей, изображающих события из жития великомученицы Варвары. По сторонам трапезной размещены иконы в киотах. Здесь находятся небольшие алтари приделов великомученицы Варвары и мученика Уара с чтимыми иконами святых. В левой части иконостаса алтаря придела святого мученика Уара находится список иконы Божией Матери "Державная", явленный в марте 1917 г. Проходя между приделами, по сторонам можно увидеть минейные иконы, образа чтимых святых. Среди них - очень редкая икона, на которой изображены вместе со святителем Николаем преподобные Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий, которого почитают как особого покровителя города Волоколамска. В главной части храма, в четверике, сосредоточены главные святыни: икона Покрова Божией Матери в металлическом окладе, деревянный резной образ святителя Николая Чудотворца также в металлической ризе и образ высокочтимой иконы Божией Матери "Достойно есть", установленный в правой части четверика храма, у клироса. Живописные изображения на стенах главной, средней части храма обрамлены очень красивым, с различными оттенками разных цветов узором. Главный алтарь Покровской церкви украшает резной, золочёный, пятиярусный иконостас, созданный в 1873 году. Иконы в нём реставрированы в 1896 году Чистовым и частично в 1960-е гг. К тому же времени относится и большая часть икон. Ранее в иконостасе Покровской церкви находились две редкостные, особо почитавшиеся здесь иконы ХV-ХVI вв.: образ Успения Божией Матери и икона великомученицы Варвары (с 1964 г. хранятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике).
В заключение следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 (прил. 2) и п. 3 ст. 64 Федерального Закона от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" церковь Покрова Богородицы города Волоколамска является объектом культурного наследия регионального значения.
Из журнала: "Московские епархиальные ведомости". Выпуск №8-9, 2019