В нескольких минутах ходьбы от платформы Троицкая в одноименном поселке городского округа Истра находятся рядом два храма, имевшие изначально одинаковое посвящение в имя Живоначальной Троицы: большой каменный храм и старинная деревянная церковь. Каменный Троицкий храм строился в 1904-1913 годы на средства Товарищества Ивановской текстильной фабрики С. М. Попова. Деревянная церковь была воздвигнута во второй половине XVII века, но впоследствии несколько раз переделывалась. Обе церкви не закрывались в советские годы.
В. И. Холмогоров в «Исторических материалах для составления церковных летописей Московской епархии» писал, что село Троицкое – бывшая деревня Бобырево на речке Бобырке Сурожского стана Московского уезда – в первой половине XVII века была вотчиной Григория Григорьевича Колединского. В 1643 году Бобырево купил Роман Федорович Бобарыкин. Он же построил в деревне до сих пор сохранившуюся деревянную церковь, по имени которой село стало называться Троицким. Вот что писал архимандрит Леонид Кавелин о Троицком в книге «Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении»: «Троицкое, погост близ реки Истры, в 8 верстах от Воскресенска, с деревянной церковью во имя Св. Троицы, построенною во второй половине XVII столетия при усадьбе боярина Р.Ф. Бобарыкина. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич купил оное село с деревнями у Бобарыкина и приписал к Воскресенскому монастырю».
Архимандрит Леонид указывал на особую связь церкви в Троицком с находившимся неподалеку Ново-Иерусалимским монастырем: Троицкий погост был одним из четырех приходов округи, наряду с Воскресенским, Воздвиженским (Дарна) и Преображенским (Никулино), духовенство которого всегда участвовало в праздниках, крестных ходах и других монастырских торжествах в Новом Иерусалиме. Упоминавшийся строитель деревянной церкви в Троицком Роман Федорович Бобарыкин был владельцем земель, на которых патриарх Никон построил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, а позже возник город Воскресенск – современная Истра.
В Русском биографическом словаре указано, что Р. Ф. Бобарыкин был окольничим, в 1625, 1628 и1630 годах служил в звании стольника, был воеводой в Шацке, Яблоновой, Козлове, Кукенойсе, строил город Тамбов. В церковную историю Бобарыкин вошел как участник «Бобарыкинского дела» – судебной тяжбы с патриархом Никоном за земли, располагавшиеся вокруг Ново-Иерусалимского монастыря. В 1656 году Никон купил у Бобарыкина несколько вотчин, в том числе село Воскресенское, где затем построил Новый Иерусалим. Бобарыкин пожертвовал в дар Воскресенскому монастырю и сельцо Бобырево (позднее ставшее Троицким) с землями и сенными покосами. Когда Никон удалился от патриаршего престола и потерял свое политическое значение, Бобарыкин захотел вернуть себе обратно земли, пожертвованные или проданные в свое время монастырю. Спор разгорелся в 1661 году. Никон велел крестьянам на спорной земле, которую Бобарыкин вновь стал считать своей, сжать рожь и скосить сено. Бобарыкин пожаловался на «самоуправство» Никона царю Алексею Михайловичу, попутно обвинив монастырских крестьян в покушении на его жизнь. Никон в ответ называл Бобарыкина в письме к царю «сосудом злоначального змия».
В 1681 году Троицкое было выкуплено царем Федором Алексеевичем у Бобарыкина и передано Ново-Иерусалимскому монастырю. Сохранилось описание Троицкого храма в отказной книге примерно этого времени: «Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы, деревянная, клетцки, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы Сергиево видение, образ Покрова Пресв. Богородицы, образ Успения Пресв. Богородицы, образ Николая Чудотворца; образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной цке (доске)». Древние образы Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского и икона «Сергиево видение» подтверждают местное предание о том, что в окрестностях села Троицкого останавливался преподобный Сергий на пути в обитель к своему ученику преподобному Савве Звенигородскому.
На иконе «Сергиево видение» изображено явление Божией Матери преподобному Сергию, которое описано в его житии. Однажды Сергий молился в своей келье перед образом Божией Матери, прося ее быть заступницей его обители и всего человеческого рода. После молитвы преподобный сказал находившемуся в келье ученику Михею о том, что их ждет «чудесное и неизреченное посещение». Раздался голос: «Пречистая грядет», и комнату наполнил яркий свет. В келью вошла Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Святой упал ниц, а Богородица, коснувшись его рукой, обещала не покидать устроенную им обитель и его учеников, говоря: «И по отшествии твоем к Богу я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Впоследствии на месте кельи, в которой было видение Сергию и его ученику Михею, в Троицком монастыре был построен небольшой храм, который называют «Михеевской церковью». Предание о посещении этих мест великим святым живо и сейчас.
Деревянный храм, построенный в конце XVII в., раньше имел приделы и был трехглавым. Нынешняя церковь, по мнению специалистов, “характером основного объема гораздо ближе образцам начала XVIII в., периоду, когда село Троицкое находилось во владении Воскресенского монастыря. Высокий двухсветный одноглавый четверик храма с граненой апсидой и трапезной, несмотря на переделки, сохраняет колорит древней постройки: сдержанный язык архитектурных форм и характерные пропорции”. Храм поновлялся в 1830-х гг. под стены был подведен фундамент из белого тесаного камня, расширены окна, сруб обшили тесом. Здание приобрело черты стиля ампир. В 1850-х гг. на средства известного благотворителя П. Г. Цурикова была сооружена новая колокольня о трех ярусах (до этого была небольшая колокольня “на крыше” самого храма). После построения храма в XVII в. был освящен только один, главный престол, а два другие оставались неотделанными и в 1850—1853 гг. были упразднены “как лишние пристройки”.
Когда в 1985-1986 гг. во время реставрации с церкви сняли тесовую обшивку, разновременность трех частей здания стала очевидной: “Серые, сильно выветренные средней толщины бревна собственно храма сохранили след долгого пребывания на открытом воздухе, были видны швы переделок. У трапезной и колокольни толщина бревен, способ их обработки совсем другие, и по цвету бревна, особенно у колокольни, выглядят гораздо новее”.
Деревянная церковь во имя Сергия Радонежского — летняя, богослужения в ней проходят только в теплое время года и очень редко, ради того, чтобы сберечь ее и иконы от сырости и перепада температур. Служба в малом деревянном храме проходит три раза в год, а именно: на Духов день, 18 июля - день почитания прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. До самого последнего времени здесь не было ни электрического освещения, ни охранно-пожарной сигнализации. В деревянном храме находятся трехъярусный иконостас и утварь конца XIX в. Когда весной 2000 г. после зимнего перерыва храм был вновь открыт, священник и прихожане пришли в изумление: обновилась, сверкала новыми красками икона Пресвятой Богородицы. В иконостасе иконы Святой Троицы, Архистратига Михаила и некоторые другие мироточили, образ Архангела был в сплошных застывших потоках мира!
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Деревянный храм в Троицком.