ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь


Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Космы и Дамиана Римских
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1802 и 1817.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская область, Каширский район, Кашира, ул. Энгельса, д. 1

Координаты: 54.835175, 38.14976



Сортировка:

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
1 апреля 2024
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
9 мая 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Федоров
9 сентября 2019
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
T-Yoke
13 октября 2018
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Владислав Яровинд
8 августа 2018
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Владислав Яровинд
8 августа 2018
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 августа 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 августа 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
1 августа 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
8 марта 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
6 февраля 2012
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Дмитрий Васильков
28 октября 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Иванов Дмитрий
12 сентября 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
an-tonik
17 декабря 2006
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1988
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
1 апреля 2024
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
1 сентября 2018
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Верхний ярус колокольни, фрагмент<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Верхний ярус колокольни, фрагмент
oldboy
31 мая 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Иванов Дмитрий
12 сентября 2007
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, общий вид интерьера<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 октября 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1916
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Открытка начала века<br>, Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Открытка начала века
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Кашира, Каширский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
24 октября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Сол  15 марта 2013

Генеральным планом города Каширы 1779 года предусматривалось создание торговой площади, которая получила название Хлебная. На ней были построены торговые ряды (большая часть их разобрана на кирпич в 1930-х годах). В 1802-1817 годах в центре площади возведена ныне существующая каменная церковь Введения во храм Божией Матери с приделами Воздвижения Креста Господня и святых мучеников и бессеребренников Косьмы и Дамиана. Колокольня до 1860-х годов была 5-ярусной, на средства купца Перцева надстроен 6-й ярус, в котором были установлены часы с боем. Храм был расписан в технике гризайль. В советское время закрыт, погибло внутренне убранство и роспись. В помещении устроили склад, потом мастерские. В 1991 году храм возвращён общине верующих.

Источник: О. Пэнэжко "Г. Кашира. Храмы Каширского района". 2001


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 июня 2013

Город Кашира, Введенская церковь.

В состав прихода этой церкви, кроме городской части, входит подгородняя Стрелецкая слобода. Всего в приходе 162 муж. пола и 174 жен. пола. Время возникновения прихода неизвестно. Приходский храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с правым приделом во имя Воздвижения Креста Господня и левым во имя бессребреников Космы и Дамиана построен в 1802 -17 гг.; в пользу храма получаются проценты с 2118 руб. 12 коп. и доходы в размере 553 руб. за отдачу каменных лавок, принадлежавших церкви.

Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, причт получает проценты с капитала в 6883 руб. Полевой земли 15 десятин, луговой 29 десятин, из них неудобной 9 десятин. С 1892 года в приходе существует церковно-приходская школа.

П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Каширский уезд, стр. 395.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 апреля 2016

Строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире было начато в самом начале 19 века. Закладной камень был помещен в ее основание в 1801 году, по благословению первого Тульского епископа Мефодия. О другой Введенской церкви было известно еще с середины 18 века. В частности, сохранились данные о том, что церковь была каменной, стояла в Стрелецкой слободе, была приходской и находилась за линией городских укреплений. Всего же в Кашире того времени имелось три храма внутри городских стен и четыре, включая Введенский, за их пределами.

Первое здание Введенской церкви было разобрано как ветхое, а на его месте появилась жилая застройка. Во второй пол. 18 века Кашира утратила значение как крепость и стала развиваться как торговый город. В связи с этим жители Стрелецкой слободы стали заниматься земледелием. Для проведения сезонных ярмарок в слободе была построена Торговая площадь, которая впоследствии переименована в Хлебную. Участок под постройку храма был отведен в северо-западной части площади. Такая постановка храма, со смещением относительно главной оси города и геометрического центра площади, обеспечивала беспрепятственное движение гужевого транспорта и раскрытие панорамы на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Церковь строилась на пожертвования прихожан свыше 15 лет, до 1817 года. К 1804 г. было завершено строительство трапезной. Престол в честь Воздвижения Креста Господня в юго-восточном углу трапезной был освящен 3 октября 1804 года, 31 октября 1813 года в северо-восточной части был освящен престол во имя бессребренников Косьмы и Дамиана. В 1812 году из-за Отечественной войны строительство храма было приостановлено и возобновлено только после ее окончания.

Храм поставлен на белокаменном цоколе, имеет традиционное трехчастное продольно-осевое построение. Двусветный четверик храма с полукруглой алтарной апсидой оформлен полуколонными портиками тосканского ордера, несет массивную световую ротонду с куполом, увенчанным световым барабаном. Купольная ротонда восходит мотивами убранства к школе архитектора М.Ф. Казакова, обработана по сторонам света креповками с полукруглыми окнами и небольшими треугольными фронтончиками в завершении, перекликающимися с фронтонами портиков нижней части здания. К основному объему храма примыкает обширная четырехстолпная трапезная, перекрытая системой парусных и коробовых сводов с распалубками.

Примыкающая к западному фасаду трапезной колокольня первоначально была пятиярусной. Она аналогична колокольне Никольской церкви в Веневе, которую исследователи связывают с творчеством тульского губернского архитектора Никифора Сокольникова. В 1877 году колокольня приобрела современный вид. На средства серпуховского рыбопромышленника Александра Перцева на колокольне была осуществлена надстройка со шпилем и часами-курантами. Часы были изготовлены на фирме "Ф. Винтер" в Санкт-Петербурге.

Храм был украшен росписями в технике "гризаиль", в которой рисунок выполнялся двумя цветами. Таким способом в интерьере храма был сымитирован лепной декор. Часть здания во второй четверти 19 века была украшена росписью в стиле классической живописи. На западной стене храма находилась композиция, повторявшая известную картину А. Иванова "Явление Христа народу".

В первом десятилетии 19 века рядом с незавершенной еще церковью была построена богадельня на 12 человек, содержавшаяся за счет каширских купцов. К 1830-м годам архитектурный комплекс Введенской церкви был дополнен каменной часовней, поставленной в середине ограды на восточной стороне церковного участка: по сторонам часовни располагались каменные лавки, сдававшиеся разным лицам внаем. Также в это время были возведены здания торговых рядов. Каменные, частью деревянные ряды, выстроенные в виде полуциркульных арок в два яруса, охватывали площадь.

В 1930-е годы церковь оказалась закрытой. В 1960-е годы в здании располагался склад продуктов и тары, затем мастерские. Использование здания не по назначению привело к многочисленным утратам, внутреннее убранство и настенная роспись не сохранились. К этому времени пришла в негодность железная крыша трапезной, была частично разрушена кирпичная кладка, а также белокаменный архитектурный декор на фасадах здания. В 1970-х годах проведены реставрационные работы (архитекторы В. Цукерман и Н. Свешников). В 1991 году церковь была возвращена Русской Православной церкви, в ней возобновились богослужения. Сейчас Введенский храм признан одним из самых величественных и выразительных достопримечательностей исторического центра Каширы.

Сайт: www. prav-kashira.prihod.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 февраля 2019

Известно, что в письменных источниках Введенская церковь впервые упоминалась в середине ХVIII столетия (1756). Она была каменной и располагалась в Стрелецкой слободе. Согласно данным, приведённым в "Топографических известиях" за 1771 год, в черте города располагались "три церкви: 1) соборная Успения пресвятыя богородицы и 2) приходская Живоначальныя Троицы; 3) приходская святителя Петра Митрополита деревянная; за городом все приходския: 1) Введения пресвятыя богородицы каменная; 2) Вознесения Господня; 3) святых мучеников Флора и Лавра; 4) святаго великомученика Георгия деревянныя". Прошло ещё несколько лет, и Кашира из крепости превратилась в торговый город, где на рынках предлагали скот и хлеб на продажу. Поэтому жители Стрелецкой слободы, к примеру, занялись хлебопашеством.

В 1777 году Каширу причислили к Тульскому наместничеству (с 1779 года - губернии), она получила свой герб и регулярный план. При этом во многом сохранилась прежняя планировка - дорога, проходившая между двумя проездными башнями, стала, что называется, главной осью города. Большая Московская (Советская) улица пересекала городской центр и словно ориентировалась на Троицкий Белопесоцкий монастырь. На её оси располагались Главная и Торговая (потом - Хлебная, Базарная, а ныне - Урицкого) площади. На Торговой несколько раз в год устраивались ярмарки. Причём, самой знаменитой считалась апрельская Георгиевская, когда вовсю торговали лошадьми, рогатым скотом и хлебом. Введенская церковь к тому времени изрядно обветшала, её разобрали, а землю под ней отдали под городскую застройку - в 1793 году там уже возвели несколько десятков домов. Тогда же, после пожара, начали заново отстраивать Хлебную площадь. На ней появились деревянные лавки, на смену которым позже пришли каменные торговые ряды. Забегая вперёд, стоит сказать, что большая их часть была разобрана в начале 1930-х годов. А в 1802 году в северо-западной части Хлебной площади в присутствии епископа Тульского Мефодия был заложен новый Введенский храм. Любопытно, что храм целенаправленно ставили не в центре площади - дабы не препятствовать проезду транспорта и не перекрывать панораму на Белопесоцкий монастырь. Поскольку церковь возводилась исключительно на пожертвования, то строительство заняло пятнадцать лет.

В начале ХIХ века, когда ещё сам Введенский храм не был завершён, рядом с ним на средства прихожанина Прокопия Казакова построили богадельню. Двухэтажное здание было рассчитано на 12 человек; содержали учреждение каширские купцы, причём львиную долю средств выделил купец С. Л. Лепёшкин, а также предприниматель по фамилии Красильников. Потом началась Отечественная война 1812 года. И, хотя Каширу как таковую она не затронула, строительство храма замедлилось. В октябре 1813 года закончили и освятили престол во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в северо-восточной части трапезной. И только к 1817 году Введенский храм был "ко освящению всеми нужными вещами приготовлен и благолепием украшен". Осенью храм освятили на прежнем антиминсе. К 1830 году Введенский храм дополнили каменной часовней, по сторонам которой поставили торговые лавки. Кроме того, на самой Хлебной площади на средства местного купечества построили каменные торговые ряды. К середине ХIХ века храм расписали "как внутри, так и по местам снаружи". Таким образом, Веденская церковь стала не только местом для молитвы, но и настоящей достопримечательностью города. Что касается интерьера Введенского храма, то внутри он был украшен росписями, выполненными в технике гризайль, который должен был сымитировать лепной декор. Во второй половине ХIХ столетия на стенах появились классические живописные росписи. Например, известно, что на западной стене находилась копия знаменитого "Явления Христа народу", оригинал которого, как известно, принадлежит кисти художника Александра Андреевича Иванова. Забегая вперёд, стоит сказать, что всё великолепное оформление после революции было уничтожено.

Примечательно, что имя автора проекта Введенского храма до сих пор остаётся неизвестным. Специалисты выдвигают различные версии. Одни полагают, что архитекторами были братья Сокольниковы; другие уверены, что храм строил Н. В. Урюпин; третьи приписывают церковь Ивану Пименову. Кто же все эти люди? Иван Пименов, например, был архитектором Тульского оружейного завода и как раз на рубеже ХVIII-ХIХ веков работал в Кашире, где, например, разработал проект Вознесенского храма, который, правда, так и не был осуществлён. Николай Васильевич Урюпин занимал должность тульского губернского архитектора. Ученик В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, он постигал мастерство в школе при московском Каменном приказе, а потом вместе с Баженовым трудился над ансамблем в Царицыне, а позже - в экспедиции Кремлёвского строения в команде М. Ф. Казакова. И наконец, ещё одни "кандидаты" в архитекторы Введенской церкви - братья Никифор и Козьма Сокольниковы. О них известно, что прежде они были механиками Тульского оружейного завода. Потом Никифор служил архитектурным помощником К. И. Бланка, когда тот возводил Екатерининский дворец в Лефотове. После этого он получил назначение на должность архитектора на Оружейный завод, а к концу 1790-х годов дослужился до поста тульского губернского архитектора. К 1850 году в храме решено было сделать ремонт. Утеплили придел, установили ограду - металлическую решётку на каменном фундаменте. На втором этаже богадельни разместили Каширское духовное правление. На площади, прилегающей к храму, регулярно проходили ярмарки, а два раза в неделю собирался городской базар. Кроме того, на Московской улице построили каменные лавки - в одной из них торговали свечами, а остальные сдавали в аренду.

В 1862 году неожиданно возникла проблема с колокольней. Сохранилось письмо каширского головы Ильи Казакова благочинному соборному протоирею Никанору Успенскому, из которого следует, что "существующая в настоящее время при Введенской их г. Каширы церкви колокольня в верхней своей части пришла в ветхость до такой степени, что шпиль оной угрожает падением, а потому для избежания могущей произойти от этого опасности... желательно перестроить его вновь с добавлением однаго каменнаго этажа". Проектированием надстройки занялся архитектор Васильев, взяв за образец похожий проект по реконструкции Венёвской колокольни. В 1863 году работы начались, но затянулись на несколько лет, - в процессе было решено дополнить колокольню ещё одним ярусом. Таким образом, у обновлённой колокольни появилось два яруса в виде четвериков, верхний немного меньше нижнего. Отмечалось, что кладка надстройки была тонкой, но прочной, благодаря железным "связям", расположенным по всей её высоте. Вот только вешать колокола там всё же не разрешили, порекомендовав разместить их в старых ярусах. В общей сложности на перестройку ушло почти десять лет. Уже упомянутый выше И. П. Казаков информировал благочинного протоирея Никанора Успенского: "Имею честь уведомить, что кровля колокольни при Введенской церкви, как-то: купол, крест, шпиль, яблоко и кругом купола бордюр, покрыты красною английскою медью вызлощенного чрез огонь червонным золотом: работы эти кончены в сентябре месяце сего (1872) года и 14 числа того же сентября поставлен крест, стоимость покрытия этой колокольни с разными на ней украшениями простирались до двадцати четырёх тысяч рублей серебром". Прошло ещё пять лет, и колокольня получила свой нынешний вид - ей сделали надстройку со шпилем и часами-курантами. Однако это - не просто часы, а что называется, с историей. Рассказывают, что серпуховской рыбопромышленник Александр Фёдорович Перцев, ведший дела во многих городах, в том числе и в Кашире, однажды влюбился в дочь местного купца Попова. Попов против свадьбы не возражал, однако поставил условие: раз уж доченька покинет родной город, жених должен что-то этому городу подарить. Разговор шёл в доме как раз напротив Введенской церкви. Предприниматель задумчиво взглянув на колокольню и вдруг пообещал установить там часы-куранты - "чтобы со всех четырёх сторон гляделось время и каждые четверть часа, каждый час отзванивалось". Причём часы влюблённый бизнесмен заказал не абы кому, а фирме "Фридрих Винтер в Санкт-Петербурге".

В 1899 году отмечалось столетие создания Тульской епархии. К этому юбилею Введенский храм отремонтировали - поновили масляную настенную живопись, полы выложили разноцветной плиткой, а саму церковь заново освятили. В праздничных мероприятиях тогда принимал участие архимандрит Новосильского Свято-Духова монастыря Геронтий. После посещения Каширы он написал очерк, в котором отмечал, что город утопал "в пышной зелени местных садов, пестревших всевозможными красками осенних колеров, над коими высились купола церквей, увенчанные преимущественно золотыми крестами...

В городе Кашире, кроме женского монастыря, ещё шесть храмов, несмотря на то что жителей менее 3000 душ. Первый - собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй - Троицкий с приделом во имя святителя Николая, носящий особенное местное название "Николы Ратного"... Третий храм во имя Входа во Храм Пресвятыя Богородицы, с башенными хорошими часами на колокольне, которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за 50 верст... Все храмы отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе, но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан".

Вскоре после революции власти заговорили о закрытии Введенской церкви. Чтобы спасти храм, местные горожане даже зарегистрировали Введенскую православную общину. В 1926 году в ней состояло более 200 человек, и они даже безвозмездно передали уездному управлению милиции двухэтажное здание бывшей богадельни и одноэтажную постройку с торговыми лавками. Однако в начале 1930-х годов церковь всё же закрыли. Только смотритель регулярно поднимался на колокольню - чтобы следить за часовым механизмом. После Великой Отечественной войны в помещении бывшего Введенского храма устроили склад продовольствия и тары, а после - мастерские. Поскольку сохранность интерьеров никого не волновала, внутреннее убранство и росписи были утрачены. Кирпичная кладка местами развалилась, белокаменный декор на фасадах осыпался, крыша трапезной вообще пришла в негодность. Поэтому к началу 1970-х годов Московская областная специальная научно-реставрационная мастерская разработала проект восстановления этого памятника архитектуры и отреставрировала его под руководством главного архитектора В. Цукермана и ведущего архитектора Н. Свешникова.

В 1991 году Введенскую церковь вернули верующим. Прихожане занялись приведением в порядок своего храма. Иконы и церковная утварь собирались общиной заново. Теперь здесь наряду со старинными образами есть и написанные совсем недавно, среди которых выделяется образ Новомучеников и Исповедников Каширских, освящённый в 2013 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, а также чудотворные иконы Святой Блаженной Матроны Московской и Святителя Николая Чудотворца, украшенные дарами, принесёнными верующими в благодарность за скорую помощь по молитве. Стоит сказать, что через некоторое время после возобновления богослужений храм взялся духовно окормлять каширский следственный изолятор №5. 15 лет назад при Введенской церкви открылась воскресная школа для взрослых, а в 2011 году при храме открылся молодёжный клуб. 

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по свтым местам". Выпуск №323, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 февраля 2019

Введенская церковь - бузусловно, один из лучших архитектурных памятников Каширы, подлинное украшение города. Тут всё: и вырезанные пропорции ротонды, и высоченная колокольня, и выигрышное место - в самой высокой точке приокской кручи. Возведение храма сформировало новый важный архитектурный центр в городе, зафиксировало зрительно композиционную ось от Соборной до Хлебной площади. С колокольней всё самоочевидно: шесть ярусов - явление, мягко говоря, не рядовое для отечественной архитектуры! Её высокая башня складывается из последовательно уменьшающихся, но пропорционально повторяющих друг друга квадратных в плане объёмов (в классицизме в подобных случаях чаще применялась компоновка "цилиндр на четверике"). Нижние пять ярусов шестиярусной колокольни возводились согласно строгим требованиям классицизма. Верхний, построенный позже, отличается от остальных и фиксирует башню колокольни, как бы "тормозя" бесконечное движение вверх последовательно уменьшающихся идентичных по пропорциям кубических объёмов. Стоит обратить внимание на главку самой церкви.

На старинных фото, если приглядеться, заметно, что вместо нынешней луковичной главки, характерной для традиционного русского храмового строительства, церковь венчает более свойственное классицизму небольшое, строго сферическое "яблоко" с крестом. Сфера была "правильней по стилю", зато луковичка придала храму неожиданное дополнительное стремление вверх - церковь стала как бы тянуться за своей колокольней. Удивительно, но казалось бы, такая мелкая деталь может решительным образом изменить облик храма! Об эстетике господствующего архитектурного стиля напоминает декоративное убранство: спаренные трёхчетвертные колонны на пилонах каждого яруса, украшенные архивольтами арки, и неизменно повторяемое завершение - классический антаблемент. То есть, правило классицизма, требующее, чтобы каждый элемент сооружения являл собой завершённое целое, в принципе соблюдено. Антаблемента нет только у последнего шестого яруса, но, как мы помним, его возводили позже.

Что касается самого храма, то он поставлен на белокаменном цоколе и имеет традиционную продольноосевую композицию "кораблём". Четверик двусветный, оформленный тосканскими полуколонными портиками, увенчанный массивной световой ротондой с куполом. Ротонда - это важный, но неочевидный (всё внимание забирает колокольня!) элемент в облике каширского храма. Оригинальная, обработанная по сторонам света креповками с полуциркульными окнами, такими же нишами и треугольными фронтонами, аппелирующими к портикам четверика, своими мотивами она восходит к казаковской школе. Так вот, эта ротонда была первой в Кашире, и, что называется, "задала тон": в течение буквально пары-тройки десятилетий в городе были возведены ещё несколько храмов аналогичной композиции: Вознесенская церковь, церковь Николы Ратного, церковь Великомученика Никиты (будущая монастырская). Ротонда на четверике - стандартное решение в стилистике классицизма. Можно считать это эволюционным развитием барочного "восьмерика на четверике". Ротонда усложнена креповками. Полуколонны портиков нижнего яруса - тосканского ордера. К основному объёму с запада примыкает широкая и простая по внешнему оформлению трапезная - четырёхстолпная, перекрытая системой парусных и коробовых сводов с распалубками. Алтарная апсида - полукруглая. Традиционная для отечественной культовой архитектуры продольно-осевая планировка по линии "запад-восток" оставляла не так уж много места для вариативности в смысле композиции внутреннего пространства. Притвор под колокольней - трапезная, в блоке с которой обычно организовывались отапливаемые приделы, - основное здание храма, к которому тоже могли примыкать придельные помещения, - алтарная часть.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире ни на йоту не отступает от этой "обкатанной" планировки. И всё же, несмотря на кажущуюся на первый взгляд простоту организации пространства, интерьеры храма впечатляют. Архитектор ушёл от контраста "низкая трапезная - высокий храм", характерного для старинного русского зодчества. Своды трапезной неожиданно высокие, несущие широкие арки, внутреннее пространство благодаря богатому остеклению (по пять больших окон в северной и южной стенах) отличается обильным естественным освещением. Справа и слева располагаются приделы, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана - каждый со своим небольшим одноярусным иконостасом. Переход из трапезной в основное храмовое здание оформлен в виде относительно длинного коридора с многочисленными иконами на стенах, при которых слева и справа от прохода стоят ряды кандил. Основной объём трёхсветный (два яруса окон четверика плюс ротонда).

В интерьере главной части храма в настоящее время ведутся реставрационные работы, призванные вернуть убранству былое великолепие. Уже сейчас можно отметить прекрасный трёхъярусный иконостас с позолоченными декоративными элементами. Над арочным проёмом перехода из трапезной расположены хоры, лестница на них - справа, если стоять лицом к алтарю. К сожалению, за то время, что здание церкви использовалось под продуктовый склад, было утрачено и внутреннее убранство, и ценные росписи, включая гризайль, и целые настенные картины на библейские темы. Сейчас стены трапезной выбелены, основной храм расписывается заново в оригинальной технике.

Из журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №323, 2018 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 апреля 2024

У каждого города есть свое неповторимое лицо, свой запоминающийся атрибут. И конечно же такое лицо, растиражированное на открытках, сувенирных магнитиках, картинах и фотографиях есть у Каширы. Это - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В настоящее время этот памятник архитектуры фактически является туристическим брендом подмосковного города на Оке. Современный вид, устремлённый в небеса, Введенcкой церкви сложился далеко не сразу.

В наши дни церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, находится на пересечении улиц Советская и Энгельса в южной части исторического центра Каширы, за чертой земляного вала ХVII века. Самые ранние сведения о Введенском храме относятся к середине ХVIII века. Храм тогда был каменным и располагался на землях пригородной Стрелецкой слободы. В ризнице храма хранились планы церковной земли, датированные 10 июня 1756 года и 9 июня 1760 года. Храм «Введения пресвятыя Богородицы» упоминается в справочнике «Топографические известия» 1771 года как каменная приходская церковь, находящаяся за городом. К 1779 году церковь была в плохом состоянии, довольно ветхой. По регулярному плану застройки Введенская церковь за ветхостью была разобрана, а на участке земли, где она стояла были разбиты городские кварталы .

Вскоре поблизости была спланирована восьмиугольная в плане площадь (размером 180 х 160 м), получившая название Торговая (позднее Хлебная, Базарная, ныне площадь Урицкого). Застройку новой Торговой площади ускорил пожар старого торга 1784 года, когда сгорели торговые ряды и часть ближайших жилых дворов. Расположение новой Торговой площади, находившейся на краю города, было удобным для проведения ярмарок, так как приведённые на продажу гурты скота не надо было гонять через город. Здесь проходили ярмарки – весенние Вознесенская, Георгиевская, Пятницкая, и осенние – Никитская и Покровская. Самой известной была весенняя - Георгиевская ярмарка, проходившая 23 апреля. На ней торговали лошадьми, рогатым скотом, хлебом. Два раза в неделю на Хлебной площади собирались городские базары.

Именно здесь, на Хлебной площади, было принято решение построить новое здание храма. Строительство нынешнего здания церкви Введения на Хлебной площади было начато в самом начале XIX века. Закладной камень был помещен в ее основание в 1801 году, благословение на это дал первый епископ Тульский Мефодий. О подготовке к строительству Введенской церкви Каширским благочинным, протоиереем Афиногеном Некрасовым был составлен рапорт: «По благословении Преосвященного Мефодия и по данной им 10 августа 1801 года храмозданной грамоте о перенесении на Хлебную площадь и построении вновь церкви во имя Введения Божия Матери с приделами Воздвиженья Честнаго Креста Господня и безсеребренников Космы и Дамиана состоялась закладка храма».

Церковь строилась на пожертвования прихожан. строительство затянулось на долгие годы и завершилось только в 1817 году. Участок под постройку храма был отведён в северо-западной части Хлебной площади. Постановка храма с небольшим смещением относительно главной оси города и геометрического центра площади, обеспечивала беспрепятственное движение транспорта и раскрытие панорамы на Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь за Окой. К тому же это позволило избежать повторения ансамбля главной площади Каширы – Соборной, где храм занимает центральное место, и соблюсти принцип классической иерархии.

К сожалению, имя автора проекта Введенского храма неизвестно. Возможно, им был один из работавших в Туле на рубеже 18-го и 19-го веков братьев-архитекторов Сокольниковых – Никифор или Козьма, поскольку во второй половине 1790-х годов Никифор Сокольников был тульским губернским архитектором.

Для скорейшего начала службы, в храме в первую очередь к 1804 году была построена трапезная. 3 октября 1804 года в юго - восточном углу трапезной был освящён престол в честь Воздвиженья Креста Господня. События Отечественной войны 1812 года задержали строительные работы Введенской церкви. Престол во имя безсребренников святых Космы и Дамиана в северо-восточном углу трапезной был освящён лишь 31 октября 1813 года, а к 1817 году были завершены строительные работы и внутренняя отделка церкви. Здание было выстроено в стиле классицизма.

Храм поставлен на белокаменном цоколе, имеет традиционное трёхчастное продольно-осевое построение. Двухсветный четверик храма с полукруглой алтарной апсидой оформлен (с севера и юга) полуколонными портиками тосканского ордера, несёт массивную световую ротонду с куполом, увенчанным световым барабаном. Купольная ротонда мотивами убранства восходит к школе архитектора М. Ф. Казакова, обработана по сторонам света креповками с полукруглыми окнами и небольшими треугольными фронтонами в завершении, перекликающимися с фронтонами портиков нижней части здания. К основному объёму храма примыкает обширная четырёхстолпная трапезная, перекрытая системой парусных и коробовых сводов с распалубками, колокольня примыкает к западному фасалу трапезной и первоначально была трёхъярусной. Главный придел храма был холодным (неотапливаемым), но приделы в трапезной были тёплыми (отапливаемыми).

В апреле 1837 года священник Введенской церкви Михаил Добросклонский и церковный староста, каширский купец Михаил Кириллович Челюскин направили Преосвященейшему Дамаскину, епископу Тульскому и Белевскому прошение о позволении расписать храм для большего благолепия. На росписи было затрачено 3000 рублей из «кошельковой суммы». 22 ноября 1837 года благочинный соборный протоиерей Никанор Успенский направил рапорт в Тульскую духовную консисторию о том, что «Введенский храм, как внутри, так и по местам снаружи расписан».

Роспись интерьеров Введенской церкви середины 19- го века совмещала имитацию лепнины, исполненную в технике «гризайль», с живописью академической школы. На западной стене храма, находилась композиция, повторявшая известную картину Александра Иванова «Явление Христа народу». К 1850 году, в церкви были проведены ремонтные работы: утеплены приделы, вокруг храма была поставлена ограда на каменном фундаменте с железной решёткой. В 1862 году церковный староста, каширский городской голова Илья Павлович Казаков обратился к благочинному г. Каширы соборному протоиерею Никанору Успенскому с прошением, в котором писал: «Существующая в настоящее время при Введенской их г. Каширы церкви колокольня в верхней своей части пришла в ветхость до такой степени, что шпиль оной угрожает падением, а потому для избежания могущей произойти от этого опасности он желает перестроить его вновь с добавлением однаго каменнаго этажа». Проект надстройки колокольни был выполнен архитектором Васильевым. Вероятно, за образец был взят проект надстройки четвертым ярусом колокольни Николаевской церкви в Веневе, осуществленный в 1860 году на средства церковного старосты М. П. Гладушева и других благотворителей. Тульская губернская строительная и дорожная комиссия, рассмотрев и одобрив проект надстройки колокольни верхним ярусом со шпилем, представила его в Тульскую духовную консисторию, которая указом от 4 сентября 1863 г. утвердила проект к исполнению. Работы по сооружению надстройки растянулись на несколько лет.

В ходе строительных работ было принято решение о надстройке колокольни еще одним ярусом. Верхние ярусы в виде четвериков, уменьшаясь в размерах, точно повторяют друг друга. В 1871 году инженер Тульской губернии Савич в акте об освидетельствовании надстройки колокольни писал: «Хотя кирпичная кладка этой надстройки несколько и тонка, но что таковая скреплена большим количеством железных связей, расположенных на высоте всей надстройки чрез каждые полтора аршина в три ряда, и потому, принимая в соображение как это обстоятельство, так и то, что таковая надстройка стоит уже несколько лет непокрытой, без малейших существенных повреждений в перемычках и устоях оной, полагаю, что сомневаться в прочности и устойчивости названной надстройки нет никаких оснований. Затем для устранения и на будущее время всяких опасений в устойчивости этой надстройки, я нахожу, что вешание колоколов в Введенской колокольне может быть допущено только в ея первоначальном корпусе; что же касается вновь произведенной надстройки, то обременять таковую вешанием в оной колоколов не следует. Наконец, что касается покрытия колокольни кровлей, то, так как оно не только ни в каком случае не может принести ущерб прочности постройки, а напротив, должно предохранять таковую от порчи, то покрытие это должно быть произведено, по моему мнению, безотлагательно».

В сентябре 1872 годы работы по надстройке колокольни были завершены. Церковный староста Введенской церкви и городской голова И. П. Казаков сообщал благочинному г. Каширы, соборному протоиерею Н. М. Успенскому в ноябре 1872 года: «Имею честь уведомить, что кровля колокольни при Введенской церкви, как-то: купол, крест, шпиль, яблоко и кругом купола бардюр, покрыты красною английскою медью вызлощенного чрез огонь червонным золотом; работы эти кончаны в сентябре месяце сего года и 14 числа того же сентября поставлен крест, стоимость покрытия этой колокольни с разными на ней украшениями простиралась до дватцати четырех тысяч рублей серебром».

В 1899 году колокольня приобрела современный вид. Шестой ярус, необычайной по тем временам высоты колокольни (56 м), с часами и шпилем был надстроен на средства купца первой Гильдии Александра Фёдоровича Перцева, С храмом Введения связанна одна из самых красивых каширских легенд. А дело было так: серпуховской рыбопромышленник – купец Александр Фёдорович Перцев, потомок семейства, переселённого когда-то ещё Екатериной II в Рыбацкую слободу и разбогатевшего на поставках московским, тульским и петербургским вельможам свежей окской рыбы, имел ряд собственных лавок и складов в Серпухове, Озёрах и Кашире. Естественно, ему довольно часто приходилось по делам бывать в нашем городе и здесь он случайно встречается с дочерью владельца каширской суконной фабрики господина Попова - красавицей Глафирой. Будучи холостым Александр Фёдорович не долго думая, посватался к родителям девушки. Присутствовавшие при сватовстве купцы Зубовы, полушутя -полусерьёзно заметили, что за такую красавицу и выкуп полагается немалый. Влюблённый рыбопромышленник воспринял шутку всерьёз и решил покорить родственников своей возлюбленной и всех каширян, сделав необычный подарок всему городу. Нахождение торгового дома Поповых рядом с Введенской церковью подсказало направление дальнейшей бурной деятельности жениха. Александр Фёдорович, имея большие связи в Москве, Туле, Коломне, добивается разрешения на строительство шестого яруса колокольни Введенского храма с установкой на них часов со звоном.

По тем временам часы с боем были вещью весьма редкой и дорогостоящей. Их пришлось выписывать и привозить из Петербурга. До сих пор на каширских курантах, отбивающих каждую четверть часа, есть надпись немецкой фирмы-изготовительницы «Ф. Винтер в Санкт-Петербурге». У часов сложный механизм на бронзовых шестерёнках, соединённый с тремя маленькими колоколами, отбивающими мелодичный перезвон каждые 15 минут, и одним большим колоколом отсчитывающим часы. Большой 59 пудовый колокол для часов отлили в Коломне и привезли по Оке на барже, в Кашире его тянул в гору десяток лошадей. На колокольню колокол подымали силами более 100 человек. Диаметр каждого из четырёх циферблатов – 2 метра, высота цифр 35 сантиметров, Минутная стрелка достигает метра в длину, часовая - 80 см. Маятник весит полтора пуда и равен росту человека. Чтобы завести часы, часовой бой и бой четверти часа нужно сделать до 45 оборотов лебёдок с тросами, поднимающими часовые гири весом более 12 пудов каждая. И в наши дни, часы продолжают действовать и своим боем напоминают нам о любви серпуховского рыбопромышленника и дочери каширского купца.

Архимандрит Свято-Духова монастыря Геронтий, приезжавший в 1899 году на празднование столетия открытия Тульской епархии, писал: город утопал «в пышной зелени местных садов, пестревших всевозможными красками осенних колеров, над коими высились купола церквей, увенчанные преимущественно золотыми крестами». «В городе Кашире, кроме женского монастыря, еще шесть храмов, несмотря на то, что жителей менее 3000 душ. Первый — собор во имя Успения Пресвятыя Богородицы, второй Троицкий с приделом во имя святителя Николая, носящий особенное местное название «Николы ратнаго»… Третий храм во имя Входа во Храм Пресвятыя Богородицы, с башенными хорошими часами на колокольне, которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за 50 верст. Четвертый храм во имя Вознесения Господня, пятый кладбищенский во имя Всех Святых и шестой во имя св. мучеников Флора и Лавра. Все храмы, кроме последнего, отличаются редким благолепием тем более это удивительно в малом уездном городе, но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан» .

К сожалению, в 30-е годы ХХ века церковь оказалась закрытой. В 1960-х годах в храме находился склад продуктов и тары. Использование здания не по назначению привело к многочисленным утратам, внутреннее убранство и настенная роспись не сохранились. К этому времени пришла в негодность железная крыша трапезной, была частично разрушена кирпичная кладка, а также белокаменный архитектурный декор на фасадах здания. Во второй половине 1960-х годов в Московской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской были разработаны проектные предложения по реставрации храма (главный архитектор В. Цукерман, начальник НИО Н. Недович, ведущий архитектор Н. Свешников). В 1970-х годах проведены реставрационные работы. В 1991 году церковь была возвращена Русской Православной Церкви, и в ней возобновились богослужения. Сейчас внутреннее убранство храма практически восстановлено, появились хоры, великолепная роспись покрыла алтарь.

Расположенные на самой высокой отметке центральной части города, ротонда и высокая колокольня Введенской церкви заняли одно из ведущих мест в силуэте Каширы. Введенская церковь стала украшением города, его архитектурным символом и вошла в число запоминающихся культовых зданий Подмосковья. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы является памятником архитектуры регионального значения.

И, по-прежнему, как и двести лет назад, каждые 15 минут бьют куранты, отсчитывая минуты, часы, месяцы, годы нашей Каширы… Поистине Введенский храм – это сердце старинного подмосковного города Кашира.

С сайта: МБУК "Каширский Краеведческий Музей" Московская область (Шершнева Светлана, ведущий методист Каширского краеведческого музея. Доклад на научно-практической конференции "Культура. Духовность.Общество", Ступинский историко-краеведческий музей, 2018 г.)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 апреля 2024

Старинная Кашира имеет богатую историю и, конечно же, хранит множество легенд. Одна из самых известных и красивых каширских легенд – о красавице-невесте Глафире Поповой и каширских курантах. Легенда гласит, что серпуховской купец-рыбопромышленник Александр Федорович Перцев приехал на одну из ярмарок в Каширу, где встретил дочь местного купца Попова, красавицу Глафиру, влюбился и решил жениться. Но за красивую невесту попросили выкуп – часы с боем на Введенскую колокольню. К легенде много вопросов… И хочется разобраться, что в ней правда, а что нет. Кто такой Перцев? Была ли Глафира? Являются ли часы выкупом за невесту? И когда же их все-таки установили?

Что касается самого Александра Федоровича, то такой человек действительно был, его имя не раз упоминается в исторических документах. Александр Федорович родился около 1850 г. предположительно в Кашире, однако торговал в Серпухове, где и был приписан к купеческому сословию. Являлся купцом 2-й купеческой гильдии. Действительно с 1898 г. торговал рыбой и имел торговые лавки на Главной площади в Серпухове. С конца 90-х гг. XIX в. Перцев стал часто бывать в Кашире и помогать городу. С 1897 г. он являлся Почетным членом церковно-приходского Попечительства Введенской церкви.

В 1904 г. в Кашире состоялось торжественное освящение здание Каширского женского приходского училища, которое было сооружено на средства Перцева. В дальнейшем он являлся его Попечителем. С 1910 г. Александр Федорович был Попечителем еще и мужского училища, которое с 1915 г. стало именоваться 1-м мужским приходским училищем. А также на доход с капитала Перцева содержалась в Кашире богадельня для престарелых и увечных женщин и мужчин (в разные годы там содержалось от 3 до 6 мужчин и до 8 женщин). К сожалению, на данный момент информации о семье Александра Перцева найти не удалось.

Наибольшее количество вопросов породила путаница с годом установки часов на Введенской колокольне – можно встретить множество вариантов. Чаще всего можно встретить ничем не подкрепленный 1863 г., когда якобы впервые раздался бой каширских курантов. Однако против этого выступает тот факт, что на механизме часов имеется надпись – название фирмы-производителя «Ф. Винтер в Санкт-Петербурге». Магазин данной фирмы был открыт в России лишь в 1867 г. Да и самому Александру Федоровичу в это время было 12-13 лет… Встречаются также такие датировки, как 70-е, 80-е, 90-е гг. XIX в.

Появление часов на Введенке связано с учреждением церковно-приходских попечительств при всех церквях в Тульской губернии в 1897 г. Их целью является благоустройство и благосостояние церквей. Учреждается и Введенское попечительство, которое в дальнейшем оказывало «существенную пользу не только для храма, но и для бедных нуждающихся семей в приходе». В 1898 г. в Введенском попечительстве состояло 35 членов, среди которых был и А. Ф. Перцев. На его средства «производится вновь и исправляется живопись Введенскаго храма».

Работы по возобновлению храма велись с весны по осень 1898 г., вся живопись была выполнена Ф. Р. Кузьмичевым: «Вас поражает искусно и тщательно написанный купол храма; на нем изображение «Славы», Господь Саваоф, сын Божий и Дух Святый. Им предстоит многочисленный сонм святых, прославленных Богом. <…> Выше иконостаса изображен град Иерусалим и очень к месту «Распятие Иисуса Христа» и «Елеон», с котораго вознесся Господь. Весьма хорошо скопирована картина: «Явление Иисуса Христа народу».

Торжественное освящение храма состоялось 10 октября 1898 г., на которое прибыл и Александр Федорович – «самый крупный жертвователь Введенскаго храма». За помощь Введенскому храму в 1898 г. члены Введенского попечительства подают ходатайство о награждении Александра Федоровича серебряной медалью с надписью «за усердие», для ношения на шее на Станиславской ленте:

«От 10 августа 1898 года в общем собрании Попечительства Председателем онаго и членами предложено возбудить ходатайство пред Епархиальным Начальством о представлении к награде Почетнаго Члена Введенскаго церковно-приходскаго попечительства Серпуховскаго купца Александра Федоровича Перцева за возобновление живописи в двух теплых пределах Введенскаго храма, на которое израсходовано им тысячу рублей в 1897 году, в 1898 году им же Перцевым по званию почетнаго члена Попечительства представлено в оное 1200 рублей исключительно на предмет исправления и написания вновь живописи в настоящей и алтаре храма; кроме сего он Перцев как почетный член Попечительства, заявил председателю, что он намерен ежегодно, при помощи Божией, представлять в Попечительство до тысячи рублей, пока не доведет Введенский храм до совершенства».

По всей видимости, Перцев слово держит, и старается облагородить Введенку, «довести до совершенства». Ведь в сентябре того же 1898 г. Попечительством было подано прошение об установке на колокольню «часов с боем» на средства жертвователя – А. Ф. Перцева. Причем отмечается, что у колокольни уже надстроен ярус специально для постановки часов, и таким образом Попечительство «выполнит намерение храмоздателя».

Точного дня установки и открытия часов на данный момент найти не удалось. Однако можно назвать приблизительную дату путем несложных вычислений. В одной из заметок в Тульских губернских ведомостях за февраль 1899 г. сообщается, что часы только планируют установить: «Введенский храм встретил поддержку и обновителя в лице, ныне серпуховскаго купца, Александра Федоровича Перцова. Храм отделан заново. Предположено установить на колокольне часы, стоимости около 2000 р.». О часах, но уже установленных, упомянул и архимандрит Геронтий, посетивший Каширу в октябре 1899 г.: «Третий храм во имя Входа во Храм Пресвятыя Богородицы, с башенными хорошими часами на колокольне, которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за 50 верст». Таким образом, можно смело говорить, что часы были установлены весной-летом 1899 г. Также в расходах Попечительства за 1899 г. есть пункт «Часы с колокольным звоном». На данный момент нет информации о том, был ли Александр Федорович Перцев действительно женат на купеческой дочери Глафире Поповой. Но смело можно заявить, что часы не были выкупом за невесту. Также легенда верна в том, что часы были делом дорогим. Обошлись они Попечительству в 1806 руб. 42 коп.

Таким образом, каширские куранты в 2024 г. отметят свое 125-летие.

С сайта: МБУК "Каширский Краеведческий Музей" Московская область/ЗАЙЦЕВА А. СКОЛЬКО ЛЕТ КАШИРСКИМ КУРАНТАМ?/"Известия Каширы" №49 от 15.12.2022.



Комментарии и обсуждение


Храм построен в 1802-1817 гг.

Церковь действующая.