Главная достопримечательность Курбы — руинированный храмовый комплекс церквей Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери, являющейся жемчужиной православной архитектуры, как в архитектурном плане (в основе которого расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков (не встречающейся больше в сохранившихся церквях России!), так и в сохранности уникальной храмовой росписи.
Курбские церкви хранят воспоминания об ушедших эпохах и людях, объединявшихся когда-то здесь для молитвы. И всё же есть в этом уникальном храмовом комплексе ярославской земли, нескрываемая грусть. До недавнего времени, брошенные на произвол судьбы храмы, пребывли в ужасающем состоянии. Буквально несколько лет назад, появилась надежда на восстановление и реставрацию этих сооружений. Основная надежда на восстановление курбского храмового комплекса связана с активистами фонда сохранения культурного наследие «Белый Ирис». Его члены ведут сбор средств на восстановление храмового комплекса в Курбе, которые попали в такое же положение, как и церкви в селах Пёт Рязанской области и Аксиньино в Тульской области.
В чём же уникальность храмового комплекса? Курба раскинулась на высоком берегу речки Курбицы. С любой стороны на подъезде к этому селу видно, вонзающуюся в небеса, пятиярусную колокольню храма Казанской иконы Божьей Матери. Это величественное архитектурное сооружение могло бы стать украшением любого православного храмового комплекса в любом уголке России. Вопреки своей массивности колокольня выглядит необычайно лёгкой и стройной. Своей гармоничностью радуют глаз общие пропорции здания, соотношение высоты ярусов и пролётов арок. Нельзя не отметить то, с каким изяществом выполнены резные белокаменные детали. Силуэт колокольни зрительно обогащает далеко вынесенные карнизы, фигурные кровли верхних ярусов и главка сложной формы.
История церкви Казанской иконы Божьей Матери началась в 1770 году: построена она была на средства прихожан. Но вероятнее всего, строительство не обошлось без финансовой поддержки потомков рода Нарышкиных. Храм выделяется оригинальностью архитектурного облика и сохранившимся комплексом великолепных росписей ярославской школы, включающим в себя 350 сюжетов на библейские и исторические темы. Немного известно о причинах того, почему курбовчане решились на строительство новой большой церкви. По легенде, сама Богородица явилась девочке, жительнице села Курба. Царица Небесная повелела ей сообщить сельчанам, что строящийся храм должен быть освящён во имя Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, она сообщила, что при условии выполнения её наказа больше никто не умрёт от холеры, бушевавшей в тех краях.
Когда храм был построен, внутри него был найден образ Казанской Божией Матери. Именно это событие сподвигло к освящению храма во имя Казанской иконы. Эта святыня сохранилась до наших дней. В годы богоборчества прихожане спрятали Казанскую икону на кладбище. Сейчас образ хранится в храме соседнего села Васильевское, куда и был передан сельчанами в конце XX века. Два года Казанская икона была на реставрации в Троице-Сергиевой обители. Именно тогда специалисты выяснили, что создана она в середине XVI века. Также есть предположение, что икона является списком со знаменитого чудотворного образа Казанской Богоматери, явленного в городе Казани. В новом большом летнем храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. При храме были две часовни и кладбищенский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1872 году. Приход церкви был довольно большим. На службы сюда приезжали более полутора тысяч жителей окрестных деревень.
Церковь в селе Курба, по мнению специалистов, считается уникальной – таких больше нет в России, а, возможно, и во всем мире. Казанская церковь — уникальнейшее архитектурное строение, которое в народе принято называть «круглой церковью». И это не случайно. В основе храма расположен четверик, окружённый каменной галереей, состоящей из 16 лепестков. По словам различных архитекторов-реставраторов, занимающихся вопросом восстановления Казанской церкви, над возведением храма одновременно работало несколько строительных бригад, так как каждый «лепесток» стены отличается своей архитектурой. Второй ярус церкви представляет собой невысокий вытянутый четверик со срезанными углами. В высоком восьмигранном своде, который напоминает по форме купол, по четырём сторонам света расположены окна-люкарны. Мощные арки над люкарнами служат основаниями для барабанов четырёх глав, украшенных внизу мелкими декоративными кокошниками. Между ними находится центральная глава, расположенная на вершине восьмерика. В традициях ярославского зодчества выполнено чешуйчатое покрытие глав, имитирующее деревянный лемех и черепицу.
Наружное убранство стен Казанской церкви представляют барочные по рисунку, плоские, с треугольным завершением наличники окон первого яруса; и такие же, но с полукруглым завершением наличники окон второго яруса. Ложные окна второго яруса исполняли функцию киотов. В одном из них сохранились следы фрескового изображения св. Николя чудотворца. С большим изяществом выполнены резные белокаменные детали. Вместе с далеко вынесенными карнизами, фигурными кровлями верхних ярусов и сложной формы главкой они очень обогащают силуэт колокольни, делают ее зрительно необычайно легкой и стройной. В храмовый комплекс Курбы входит и Вознесенско-Никольская церковь, построенная в начале XVIII в стиле московского барокко. Она, наряду с другими курбскими храмами, представляет собой значительную архитектурную ценность. Общие пропорции храма, а также соотношение высоты ярусов и пролетов арок в нем найдены очень удачно. Остатки фрескового изображения Божьей Матери можно увидеть над окном второго яруса. Внутри храма четыре пилона принимают на себя основную тяжесть четверика и сводов.
Система фресковой росписи Казанской церкви такова: сравнительно небольшие живописные сцены располагаются одна за другой горизонтальными рядами. Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, изображения Святых. Первый ряд снизу посвящён изображениям Святых и называется апостольным. Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа. Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа.
Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. Наибольший интерес вызывают фресковые композиции, связанные с историческими моментами. Они расположены на пилонах, а некоторые из них — в медальонах между рядами фресок. На фресках можно увидеть былой облик села Курба, изображение А.М. Курбского спасающегося от царской опалы, а также его изображение в период проживания в Литве, момент освящения иконы Казанской Богоматери, облик иконостаса церкви.
К сожалению, 20-й век принёс много бедствий красивейшему храмовому комплексу ярославской земли и его приходу. В тридцатые годы местные власти ополчились против церкви, приказав уничтожить все иконы, находившиеся здесь. Позже, с 1930-х годов, в храме располагалась машинно-тракторная станция (МТС). Копоть и пары бензина и солярки от работавших машин, а также катаклизмы природы, уничтожили множество фресок. Человеческий фактор также имел место быть. Долгое время Казанская церковь пустовала и без должного ремонта начала разрушаться.
С 1988 года краеведы, архитекторы, искусствоведы и неравнодушная общественность стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры 18 века. Местная администрация даже выделила средства на проведение реставрационных работ. Жители Курбы организовали сбор пожертвований на восстановление уникальной Казанской церкви. Однако наступили трудные времена и собранных средств не хватило для реставрационных работ. Восстановить смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично, кладку стен. Но время неумолимо, и то, что было сделано с таким большим трудом, уже практически вновь проржавело и подверглось очередному разрушению. Стоит сказать, что в то время курбские церкви не были включены в перечень памятников федерального значения, охраняемых государством. Результат этих недоработок можно было видеть в конце ХХ - начале ХХI века. Это существенным образом негативно влияло на ход дел по их реставрации. В настоящее время идет процесс оформления храмов в региональную собственность.
За последние годы храм обрёл новую жизнь, разработан проект реставрации и проведена полная консервация: закрыты временной кровлей основной объем и свод храма, установлены деревянные конструкции и временные кровли над притворами, заколочены щитами окна и двери. Все это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя. Своё 255-летие храм встречает туристов и прихожан продолжающейся реставрацией...
С сайта: https://fishki.net/2521131/kurba-jaroslavskaja-oblast-jaroslavskij-rajon.html