Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает "Смоляная река", относится к середине ХVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин - директор-распорядитель "Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина" и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.
Небольшой шатровый храм высотой двадцать метров архитектор Фёдор Семёнович Харламов построил в северном стиле и украсил изящной резьбой. Церковь была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери 6 августа 1880 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского, Новгородского и Финляндского Исидора (Никольского). Многочисленные дачники были признательны Дурдину за строительство церкви и старались по мере возможностей жертвовать на её содержание, но всё же основная часть расходов ложилась на плечи храмоздателя. Для служения в новой церкви был приглашён постоянно проживающий летом в Териоках священник Константин Ветвеницкий. Андрей Иванович Дурдин скончался в 1888 году, через восемь лет после освящения построенного им храма, и заботы по содержанию церкви взяли на себя вдова Мария Исидоровна и старший сын Иван Андреевич. Ещё через несколько лет им стало понятно, что церковь уже не вмещает постоянно растущее количество дачников. В 1894 году Иван Андреевич Дурдин пригласил архитектора Юлия Фёдоровича Бруни расширить храм, что и было успешно проделано, а кроме того, Бруни надстроил колокольню в старомосковском стиле. Однако и расширенный храм вскоре стал тесен для обитателей Териок, многие из которых были уже не дачниками, а постоянными жителями. Во время больших праздников храм не мог вместить всех желающих.
В 1898 году была предпринята капитальная перестройка церкви - теперь она становится тёплым зимним храмом, в который может поместиться около тысяча верующих. Архиепископ Антоний (Вадковский) освятил перестроенный храм 17 мая 1898 года. Приход получил самостоятельный статус (до этого был приписан к православному приходу в Райволо), а настоятелем был назначен протоирей Пётр Поташев. Несчастье случилось зимой, когда в Териоках было мало народа: 5 декабря 1907 года Казанская церковь полностью сгорела. Николай Андреевич Дурдин переоборудовал свою летнюю дачу под временную церковь, но надо было строить новую, каменную. Но тут неожиданно разгорелись споры. Николай Андреевич по праву считал, что новая церковь должна стоять на прежнем участке, на месте старой. Часть прихожан поддерживала церковного настоятеля, протоирея Петра Поташева, который выступал за участок Василия Колодяжного: он был гораздо просторнее участка Дурдина, находился ближе к центру Териок, а главное располагался на возвышенности, с которой храм был особенно хорошо виден. Учитывая эти факторы, епархиальное начальство вынесло решение в пользу участка Колодяжного.
В 1910 году было начато строительство каменной церкви на участке Колодяжного. Закладка храма была приурочена к 200-летию взятия Выборга Петром I. Проект создал епархиальный архитектор Николай Никитич Новиков. В ходе строительства отдельно отмечались важные этапы: 8 июля 1913 года был торжественно поднят главный крест на купол храма, а 14 сентября того же года - другие девять крестов. Их поднятие было особенно торжественным, поскольку совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня. Высота колокольни вместе с крестом достигала почти 50 метров. Ещё через месяц были подняты все колокола, что вызвало особенную радость и гордость у местных жителей, заявлявших, что теперь у них "звон, как в городе". И кресты, и колокола были дарами зажиточных прихожан, один из них оплатил и работы по росписи стен и созданию иконостаса (стоит отметить, что иконы в иконостасе выполнил брат известного философа Василия Розанова - художник Павел Розанов). Благодаря щедрым пожертвованиям храм снабдили богатой церковной утварью и книгами, а приходской хор получил целую нотную библиотеку. Расчитанный изначально на 800 человек, храм в действительности вмещал почти в два раза больше прихожан. Торжественное освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери совершил 5 июля 1915 года архиепископ Финляндский Сергий, будущий Патриарх Московский и всея Руси.
Казанский храм был закрыт в 1939 году ровно на 50 лет. Эта удивительной красоты церковь выполнена с опорой на московско-ярославский стиль ХVI века. Отличительной чертой храмов подобной архитектуры, берущей своё начало в старинном ярославском зодчестве, является ассиметрия в плане и подчинённые объёмы приделов, притворов и галерей, расположенных вокруг основного четверика. С одной стороны, они визуально усложняют конструкцию, с другой - придают ей живописности, особенно если осматривать храм со всех сторон. Позже памятники такой архитектуры послужили одним из основных источников знаменитого псевдорусского стиля конца ХIХ века. Храм отличается от характерных образцов того времени отсутствием пёстрой окраски: вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в белый цвет. Здание храма представляет собой многоглавую церковь с высокой колокольней (её высота 49 метров вместе с крестом). Изначально главы были покрыты алюминевым порошком, отчего имели серебристый цвет, подчёркивающий белизну всего здания. Маленькая луковка на узком барабане придела так же красива, как и большой купол, однако миниатюрному варианту часто не хватает высоты. Архитектор решил эту проблему при помощи дуг-кокошников, которые располагаются друг над другом в два слоя, "лесенкой". Такой элемент визуально увеличивает верхушку, красиво завершая дуговую композицию. На фасаде храма ясно выделяются длинные узкие окна, обрамлённые колоннами-наличниками. Они визуально вытягивают окно, делая его ещё приметнее и красивее, а расположенные сверху коруны добавляют окнам изящества. Время массивных крылец и порталов миновало. На смену им пришли небольшие арки, которые часто делали двойными, разделяя пространство посередине так называемой гирькой, украшенной рельефными узорами. Визуальное деление храма на ярусы происходит за счёт поребрика - особой кладки кирпичей, создающей зубчатый узор, который происходит по всей длине фасада. Войти в Казанский храм можно через парадное крыльцо, оформленное в виде небольшой часовни со своей главкой, а также через боковые входы. По лестнице попадаем в притвор, являющийся нижним ярусом колокольни.
Трапезная очень просторная, с большими окнами, дающими много света. Она условно делится на три части - центральную, ведущую в главный придел, и две боковые. Два массивных столпа, образующие высокие арки, отделяют трапезную от основного объёма и левого и правого приделов. Левый (северный) придел был освящён 15 мая 1994 года в честь Святителя Николая Чудотворца митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), а правый (южный) - в честь преподобного Сергия Радонежского - 26 февраля 1995 года епископом Тихвинским Симоном (Гетей). В Сергиевском приделе ещё не до конца восстановленного храма прошла и первая литургия в праздник Архангела Михаила 21 ноября 1989 года. К столетнему юбилею храма, в 2015 году, по первоначальному пректу был восстановлен многоярусный иконостас главного придела из полированного белого мрамора, украшенного позолоченным декоративным орнаментом. Ряды колонн, отделяющие иконы друг от друга, выполнены из малахита, лазурита и родонита, а иконы написаны петербургским художником Виктором Бобровым. Иконостасы в боковых приделах также выполнены из белого мрамора, в одной стилистике с главным.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №267, 2017 г.