I. Старорусский соборный храм Воскресения Христова.
История собора. Примечательные святыни. Образ Старорусской Божией Матери и другие святыни. Колокольня. Сторожка.
Когда-то на берегу Полисти-реки, при впадении в нее Перерытицы, возвышались-красовались высокие городские стены с крепкими воротами. С давних пор стояли те стены деревянные, рубленые из дубу; кругом их были еще земляные валы, а по углам стояли каменные башни (Покровская, Тайницкая, Чертовесная, Глухая, Наугольная. Макарий. Церк.-историч. описание Старой Руссы). Это был городской острог. Здесь, близ Покровской башни, с давних пор была устроена маленькая церковка в честь Покрова Богоматери 1).
1) Тут же стоял воеводский дом, съезжая изба, подьяческая, казенные житницы, пороховой амбар или казна, лавки и кабак. В самом остроге проходили улицы: Большая, Средняя, Пробойная, Чертова и Щепья. Западная часть острога называлась задрём уголок.
Почитали Рушане эту церковку, а особенно полюбили ее, когда осталась она почти одна в городе после шведского разорения, — охранила Ее, знать, Матерь Божия. Погибла тогда соборная старорусская церковь Бориса и Глеба, устроенная Новгородскими купцами, и Покровская церковь заменила соборную.
Прошли года... Понизились, осели городские стены, а потом и совсем они были снесены, а древняя церковка по-прежнему стояла, старея и ветшая с каждым годом, и все же считалась она соборною церковью. Невдалеке от нее, на самом берегу Перерытицы, стояла еще небольшая колоколенка с пятью колоколами. Один из колоколов был большой, два средних, да два зазвонных. Совсем обветшали уже древние церковные стены. Наконец, собрались с силами горожане храмолюбцы. Зазорным показалось им иметь ветхую соборную церковь, когда в городе было много приходских казенных храмов. Нашелся и щедродавец. Соборный староста Михаил Федорович Сомров с прихожанами на свое иждивение решились перестроить храм, и в 1696 году, на месте маленькой деревянной церковки, вырос обширный каменный собор с главным алтарем в честь Воскресения Христова; справа был алтарь в честь Иоанна Предтечи и слева — Покрова Богородицы. Хотели храмоздатели сохранить память о древних, когда-то почитавшихся, церквах. Церковь Иоанна Предтечи была на Щепьей улице, а Воскресенская — на Воскресенской. Давно уже нет этих улиц. Уничтожены они при перестройках и перемежеваниях города, а тогда-то еще хранились, по-видимому, даже иконы из разоренных церквей, и благочестивым храмолюбцам всею душою хотелось на будущее время оставить память о них. Так появился соборный старорусский храм Воскресения Христова с двумя приделами, и три раза собирались горожане под его своды на торжество освящения престолов 1).
1) Покровская церковь освящена, с благословения митрополита новгородского Евфимия, в 1697 году 8 октября. Церковь Воскресения Христова, с благословения митрополита новгородского Иова, в 1705 году октября 2-го дня старорусским архимандритом Серапионом; а Предтеченская — освящена при том же митрополите в 1706 году июля 1-го дня, как видно из надписей на крестах. Макарий. Ц.-арх. описание Старой Руссы, 2 стр.
Столетие пролетело над храмом... На второе перевалило... Город увеличился... Тесноват стал собор, да очень обветшала у него кровля. А в городе в это время всюду шли постройки под команду военного начальства. Стали тогда хлопотать соборяне священники с именитыми прихожанами о перестройке и увеличении собора. Государь Император уважил их просьбу, дозволил даже выдать на это дело из капиталов существовавшей тогда комиссии духовных училищ 16546 р. 263/4 коп. ассигнациями. Тотчас же избрали соборяне комиссию для постройки, в которую вошли, между прочим, протоиерей собора, два священника и староста. Быстро началась разборка и постройка нового собора, но случившийся в это время в городе бунт задержал работы. Поэтому целых пять лет строился собор, и, наконец, в 1833 году были освящены его приделы, а в следующем году освящен был и главный престол его старорусским епископом Тимофеем.
Почти целое столетие стоял после этого собор нерушимо. Только в последние годы вдруг стали появляться трещины в его сводах. В 1906 году главный храм пришлось закрыть для богослужения, а иконостас снять. При освидетельствовании оказалось, что фундамент под задними столбами был слабоват, и они оседали. Вся центральная часть храма вследствие этого могла обрушиться, и потому главный и два малые западные купола были разобраны. Собрались тогда прихожане с горожанами, составили приходской совет, чтобы дружнее приняться за работу в своей великой нужде.
Целый год около собора продолжалась работа по перестройке и укреплению его, и, наконец, в следующем году (1907) 8 сентября исправленные части здания были освящены. Так было совершено последнее переустройство собора. Между тем, в течение векового существования стены его украсились живописью. В последние годы эта живопись была поновлена, a многое было переписано и заново. Но в общих чертах он остался таким же, каким быль устроен в прошлом столетии.
Стоит он, красуясь над речными берегами, отражаясь кокошниками и главами своими в спокойной глади вод. Все стены его почти одинаковы по своему протяжению; только в длину они на один аршин больше, чем в ширину. (В длину собор 17 сажен, а ширину 16 саж. 2 арш.). Выложены они из крепкого хорошо обожженного кирпича.
Довольно красив внешний вид собора... Стройно подымается над приделами и притворами его главная часть, завершаясь четырьмя малыми глухими и пятою большою сквозною трибуною посредине с луковичными главами. А притворы и приделы украшены поверх крыши рядами арочек в виде кокошников. Из этих кокошников по углам составлены небольшие пирамиды, оканчивающиеся маленькими главками с крестами.
Внутри собора высокая светлая главная часть его четырьмя колоннами, поддерживающими купол, разбивается на три нефа. Справа и слева к ней примыкают приделы, а с западной стороны — притвор. Таково внутреннее расположение в соборе.
Светло в его главной части. Впереди, в пять ярусов возвышается иконостас, завершаясь Распятием.
Не древен этот иконостас. Очевидно, он устроен в начале прошлого столетия, когда перестраивался собор, а в 1883 г. некоторые старые образа иконостаса были написаны вновь, другие пройдены колерами, на иных исправлены грунт и позолота. Самый иконостас быль позолочен и украшен всевозможными карнизами и арабесками. Все же проста, незамысловата отделка его, но она и хороша простотою своею. Стройно, рядами тянутся в нем св. иконы местные, двунадесятых праздников, апостолов, пророков и праотцев, вознося мысли богомольца к великим событиям явления Христова. В нижнем, местном ярусе есть и почитаемые горожанами св. иконы. Справа от царских врат стоит образ Фомина уверения, а по левую сторону образ Скорбящей Божией Матери — обычное изображение Богоматери, окруженной страждущими людьми. (Под образом есть надпись «1773 г. обещанием сей образ старорусского посадского человека Василия Мартынова, сына Скорляшникова, и как по душу мою Бог пошлет, у коея церкви тело мое погребено будет и поставить святой образ вечно в церкви»).
Дальше, в самом храме и приделах его почитаемых святых икон еще больше.
За правым столбом храма, под величественною сенью находится громадная икона Старорусской Божией Матери, поражающая своими размерами случайного богомольца (3 арш. 14 вер. х 2 арш. 14 в.). Это один из списков чудотворной Старорусской иконы Божией Матери, находившейся целых 300 лет в Тихвине, а ныне хранящейся в Старорусском Спасо-Преображенском монастыре. Незамысловата история соборной святыни. И полутора столетий не прошло еще, как появилась она. Тогда чудная икона Владычицы Старорусская находилась в Тихвине, но постоянно была она на памяти горожан. И хотели они, от всего сердца жаждали, возвратить свою святыню, да долго не удавалось это. Наконец порешили они снять хотя бы копию с чудотворной иконы. Отправился с этою целью соборный староста Илья Петрович Красильников в Тихвин, на свое иждивение нанял он там иконописцев, и списали они копию с чудотворной иконы, а Илья Петрович привез ее в свой родной город. Это было в 1788 году 4 мая. Наперед узнали горожане о возвращении старосты с иконою. Далеко за городом встретили они благочестивого радетеля о городе с образом Богоматери, и был этот день великим праздником для старорусцев. Поставили они тот образ Богородицын за правым клиросом на втором столбе от западной стены, и с этого времени широкою волною полилась народная молитва пред святым образом. Много милостей излилось около него на страждущие души, не раз видели усердные богомольцы чудную помощь Заступницы в бедах и скорбях. Даже в последние годы рассказывают о чудесных исцелениях от этой иконы. Сильна, знать, вера народная, сильна и молитва Заступницы рода христианского за всех прибегающих к Ней 1).
1) Между прочим, в соборной летописи приводится следующий рассказ о чудном исцелении у иконы Богоматери. Жена чиновника Анастасия Петрова Котлярева, 40 лет, страдала острым ревматизмом, колотьем в левой части своего тела, головными болями и онемением левого глаза, который был вовсе закрыт, и открыть который она не могла без сильнейшей боли. По совету доктора Горбунова, она прибыла в Руссу 5 июня для пользования минеральными водами. Как женщина верующая, она каждый день ходила в Собор к совершаемым богослужениям и особенно усердно молилась пред иконой Старорусской Божией Матери об избавлении от болезни, очень тяжкой и мучительной. 21 июня, после усердной молитвы в позднюю литургию, она внезапно получила исцеление. Левый глаз, который не открывался вовсе, открылся сам собою, ревматизма и колотья во всем теле не ощущалось, головные боли, коими она так страдала, совершенно прекратились, как будто их вовсе не было. О своем внезапном, чудесном исцелении Анастасия Петровна Котлярева рассказала многим, бывшим тогда в храме вместе с нею, и попросила священника о. Александра Хераскова отслужить благодарственный молебен, что было и исполнено. В настоящее время исцеленная женщина не чувствует никакой боли и совершенно здорова. В истинности случившегося удостоверили и дали свое заявление: нарочито прибывший в Руссу муж ее, чиновник Александр Александров Котлярев, сама исцеленная Анастасия Петрова Котлярева и квартирные хозяева — старорусские мещане — Алексей Федорович и жена его Анастасия Дмитриевна Федоровы... Все они засвидетельствовали о бывшей ее болезни, и о совершившейся перемене после молитвы 21 июня. Данные означенными лицами показания засвидетельствованные причтом Собора, хранятся при делах Собора, а подлинные, при рапорте за № 97-м отправленные к Архипастырю, Высокопреосвященнейшему Гурию, Архиепископу Новгородскому. Украсили горожане чудный образ Богородицы сребропозлащенною ризою, унизали ее жемчугом, да каменьями самоцветными.
Наконец, в город была принесена подлинная икона Богородицы из Тихвинского монастыря и поставлена в главном храме Спасо-Преображенского монастыря. Но тут оказалось, что св. лики расположены на этой иконе иначе, чем на соборной копии Ее. С кротостью смотрит чудный лик Богоматери в соборе на каждого подходящего к Ее образу. На левой руке Ее покоится Божественный Младенец Христос. Он отвернулся от Пресвятой Девы, вся фигура Его выражает как бы стремление прочь от Матери. Правою рукою Спаситель благословляет, а в левой — держит свиток. Правая ножка Богомладенца подвернута под левую так что видна стопа ее.
И в монастыре на иконе Предвечный Младенец изображен на левой руке Богоматери, но взор Его обращен на этой иконе к Пречистой Деве. Несказанно удивило горожан такое различие в написании икон, не знали они, как и объяснить это. Причина этого остается неразрешенною до сего времени; правда, это не имеет значения для верующих, прибегающих в молитве к Богоматери за помощью. Но все же создались предположения, имеющие в основе своей положительные данные. Есть предание, будто бы тихвинцы небрежно хранили Старорусскую святыню. От времени и копоти икона Богоматери так почернела, что почти невозможно стало различить на ней черты св. ликов. С большим трудом списали живописцы, нанятые соборным старостою И. П. Красильниковым, копию с древнего образа для Старой Руссы. А через несколько времени и тихвинцы решили поновить древний чудотворный образ. Заказали они на иждивение купца Климова дорогую серебряную ризу. При этом поновлении и придано было лику Спасову то самое положение, какое видим в настоящее время на монастырской иконе Старорусской Божией Матери 1).
1) В соборной летописи находится следующее подтверждение основательности этого взгляда: «В августе 1888 года старорусский купец Аристарх Сергеевич Берестенников, находясь по торговым делам в Рыбинске, слышал от рыбинского купца Александра Петрова Переславцева, старца лет 75, приказчика его Феодора Петрова Савина, тоже старца лет 70 с лишком, и других торговых людей Рыбинска следующее сказание: Старорусская икона Божией Матери в г. Тихвине стояла без почёта в летнем соборе, и от долгого времени и сырости краска на ней осыпалась. Тогда вздумали ее возобновить, но так как лика было не разобрать, то живописец и написал икону по образцу Тихвинской. Это было, по их словам, лет около 50 тому назад. Они даже называли имя и фамилию мастера, переписавшего икону, местного тихвинского жителя. Рассказчики эти поясняли, что они сами несколько раз бывали в Тихвине и видали Старорусскую икону, и хорошо помнят ее еще в том виде, когда на ней не было серебряной ризы»... Это предположение подтверждается тем еще, что древние иконы Старорусской Богоматери сходны по расположению св. ликов с соборною иконою 1).
1) Например, икона в иконостасе Владимирской церкви, по-видимому, появившаяся за много лет до Соборной иконы.
Другое предание говорит, что лик Спасов отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан. Но как бы то ни было — тот и другой образа Богоматери чудодействуют и цельбы даруют приходящим к ним. Не забыли и до сего времени горожане радостного дня принесения в город соборной копии Старорусской иконы Божией Матери. Ежегодно 4 мая празднуют они в память этого события, хотя торжество совершается, главным образом, в монастыре около монастырской иконы Богоматери.
Такова история одной из главнейших святынь старорусского собора.
За левым клиросом у столба стоит почитаемый образ Покрова Божией Матери. На нем изображено видение Богоматери во Влахернском храме св. Андреем с Епифанием. Глубока древность этого образа. Он один только и остался из древней Покровской церкви, стоявшей когда-то на месте собора. Вековая древность его проглядывает в стиле письма. Рушане с давних пор почитали этот образ. Зато и Император Петр Великий, когда посетил город (1724), с благоговением преклонил колена пред ним и пожертвовал на его украшение 100 рублей серебром.
За вторым, западным, столбом, с левой стороны, над изображением заснувшего в вечернем сумраке города с собором два ангела держат небольшой, всего 2 дюйма мерою, образок на грифельной доске. Это образ Цареградской Божией Матери. Трудно определить время его происхождения. Одно только известно о нем из предания, что когда-то в давние времена через Руссу проезжали два греческих монаха. Остановились они на несколько времени в городе, побывали в соборе за литургиею, а после нее и оставили на память о посещении образок Богоматери.
По другому преданию, образ Цареградской Богоматери дан был самим Константинопольским Патриархом одной старорусской женщине, возвращавшейся через Царьград из Иерусалима домой. Эта-то женщина будто бы и препроводила данную ей иконку в собор для всеобщего поклонения.
Чудным, во всяком случае, показался рушанам этот образок. С любовью приняли они дар и с теплою молитвою стали обращаться перед ним к Богоматери. Мало помалу явилась уверенность, что Божия Матерь не оставит молящихся пред чудным Ее образком, а особенно Она помогает при молитвах за младенцев. Вот почему около иконы в прежние годы стояла чаша со святою водою, освященною через погружение в нее маленького образка Богородицына. И облегчала болезни та вода от иконы Заступницы, и утихали скорби томительные у верных, с верою и мольбою припадавших к Богородице.
Много есть и еще в соборе святых икон, почитаемых народом, замечательных по письму своему или древности.
У левой стены главного храма находится образ Дамасской Богоматери, написанный масляными красками (2 арш. х 1 1/2). Спаситель на образе отвернулся от Пресв. Девы. В правой руки Его красная нить, привязанная к ногам двух голубей, находящихся в левой руке. На Богоматери мафорий украшен жемчужным шитьем с камнями. По краям образа в два ряда находятся лицевые изображения акафиста Богородице в 12 клеймах.
В соборе очень часто встречаются, между прочим, святыни Новгородского края. Икона Знамения Божией Матери видна почти на каждой стене его. Из этих икон есть некоторые древнего чудного письма. Всюду тут находятся и образа новгородских подвижников. Они есть в иконостасе, есть и на стенах храма и приделов.
Вот в Предтеченском приделе небольшой образ новгородских чудотворцев в сребропозлащённом окладе. В верхней части его Господь Вседержитель, Божия Матерь, Николай Чудотворец и другие святые, а ниже образ Софии Премудрости Божией с предстоящими новгородскими чудотворцами, или, там же, на северной стене — образ Господа Вседержителя с припадающими к Нему святыми — Варлаамом Хутынским и преп. Сергием Радонежским. Есть несколько образов и святителя Никиты.
Вообще видно, что с любовью относился пригород Новгородский к своей столице, к преданиям и святыням ее. Эта-то любовь к Новгороду унаследована и в последующие века, когда объединилась вся Русь, когда метрополией стала Москва, а за нею Петроград.
Между другими образами обращает на себя внимание образ Божией Матери Неопалимыя Купины. Здесь в лицах изображено все, предреченное и провиденное в ветхом завете о Пресвятой Деве. Образ невелик по размерам, но все персонажи исполнены отчетливо и художественно с соблюдением в подробностях древнего стиля. Находится он на южной стене Предтеченского придела. А в западном притворе, кроме многих образов древнего происхождения, находится интересный маленький иконостас. По-видимому — это памятник усердия какого-либо горожанина, желавшего иметь у себя дома любимое им подобие церкви. (Тут же в притворе похоронены известные в городе люди, напр. протоиерей Страхов (1874) и др.).
Много и других чудных образов собрано в Старорусской соборной церкви. Были щедродатели, жертвовавшие их на помин души своей или сродников своих. Например, образ Богородицы на престоле сидящей, поставленный соборным священником Кириллом Федоровым над могилою супруги своей Стефаниды. Ставило в последние годы и Старорусское общество иконы в воспоминание о каких-либо памятных событиях. Так, поставлена была икона св. равноапостольного князя Владимира в память тысячелетия крещения Руси.
Из других почитаемых священных предметов в соборе есть еще св. Крест с частицами мощей угодников Божиих. Устроен он в 1700 году. На верхней стороне его обычные изображения: посредине Распятие, по бокам снятие со креста и положение во гроб Спасителя, сверху Воскресение, а внизу изведение из ада праведников. Еще ниже, в клеймах, перечислены св. подвижники, мощи которых сохраняются в кресте, а именно: св. Екатерины, св. Марка, царя Константина, муч. Фотия и Никиты, Гурия и Варсанофия Казанских, Фоки, Лукиллана, Косьмы, Николая, Климента, Григория, Арсения и др. Находится этот крест в особом ковчежце, помещающемся в проходе из главного храма в Покровский придел, а рядом с ним находятся еще два креста, в которых хранятся часть ризы Богоматери и часть Животворящего Креста Господня. Кроме того, в алтаре хранится серебряный крест, примечательный по древности, а на нем надпись: «Лета 7172 марта в 1 день положил сей святой и животворящий крест Старорушен Успенский поп Козьма в Старой Руссе к соборной церкви к Покрову Пресвятой Богородицы на споминовение своих родителей: по отце иноке Макарии, по матери Фетинии и по священноиереи Козмы и по подружей своей Анны».
Хранится тут еще Евангелие, напечатанное в 1681 г. на александрийской бумаге, обложенное красным плисом, верхняя доска его покрыта серебряным окладом.
Такова соборная старорусская церковь. Под сводами ее скрыто много великих святынь для всего города. Оживает она во дни праздников, а праздники довольно часты. Празднуют соборяне в Воскресение св. ап. Фомы, празднуют в день Покрова Богородицы и Иоанна Предтечи. Это храмовые соборные праздники. А кроме того, особенно празднуют в день Скорбящей Божией Матери — 24 октября (начиная с 1803 г.). Много народу собирается у собора, когда отправляется от него крестный ход кругом соборной стороны в первый воскресный день после праздника Казанской Божией Матери, 8 июля. Да и так часто собирается народ к соборному храму по разным поводам, как и во всех городах.
Не раз были в истории его и выдающиеся события. Не раз принимал он под своими сводами царственных особ. Даже ныне благополучно царствующий Государь Император был в соборе и преклонился перед главною святынею его. В последние годы был в нем еще необычный гость — Патриарх Антиохийский Григорий. Посещали собор и другие высокопоставленные лица. (Подробнее о посещениях этих в истории города).
Таким образом, соборный храм является свидетелем старорусской жизни, центром, откуда бьется жизнь в лучших ее проявлениях.
Недалеко от собора, всего в 6 саженях, стоит высокая четырехъярусная колокольня. Построена она в 1801 году на месте ветхой древней колокольни, уцелевшей со своими пятью колоколами после литовского разорения. Поратовал тогда богатый купец — соборный староста Илья Красильников. На свое иждивение построил он колокольню, а прошло 10 лет, и другой горожанин — купец Михаил Сомров устроил на этой колокольне куранты со звоном в колокола через каждую четверть часа.
Настало время военных поселений, и колокольня снова была перестроена. Много тогда было рабочих рук из военных поселян, и город на свой счет взял перестройку. Теперь колокольня остается в том виде, как вышла она из рук работников. Выше всех городских зданий подымается она и далеко видна за городом.
В нижнем ярусе ее помещается обширный архив действовавшего в былые годы Духовного Правления, а в четвертом ярусе висят колокола, и несутся оттуда звуки вестников мира перед церковными службами, а порою слышны и звуки тревоги в часы несчастий над городом. Прорезая подчас ночную тьму, набат с соборной колокольни будит разоспавшихся горожан на борьбу с пожаром или другими несчастьями...
На юг от собора находится небольшое четырехэтажное здание-сторожка. Напоминает это здание архитектурою своею часовенку. На самом деле на это место хотели перенести Тихвинскую часовню, стоявшую невдалеке от собора. Начали уже рыть фундамент и вдруг натолкнулись на дубовые гроба с забитыми в них осиновыми кольями. Трупы оказались перевернутыми спинами вверх. Надо думать, что это были тела колдунов, проткнутые суеверными людьми осиновыми кольями, чтобы избавиться от их будто бы ночных похождений. Так и оставили тогда горожане мысль о перенесении часовни на это место, а тут устроили жилище для соборных сторожей.
В. Пылаев "Старая Русса". - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm