ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Ташкент. Ташкентский Николаевский женский монастырь.


Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1893. 1893 - построена Церковь Св. Николая и 1й келейный корпус, в 1897 г построен 2й, келейный корпус. В 1911 нач строит монастырского собора Успения Божией Матери .
Год утраты:1922
Адрес:
Прочие страны, Узбекистан, Ташкент (находился в селе Успенское в местности аула Карабатай, Ниязбекской волости)

Координаты:41.24196, 69.329711


Добавить фотографию
Ташкентский Николаевский женский монастырь - Ташкент - Узбекистан - Прочие страны
2-й келейный корпус в Ташкентском Свято-Николаевском женском монастыре. Фото из книги: "Путеводитель по Средне-Азиатской железной дороге." 1912г
Нуви
9 сентября 1900




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Нуви,  20 мая 2019

Николаевская монашеская женская община основана в 1893 г. по инициативе епископа Григория (Полетаева) и военного губернатора Сырдарьинской области Н.И. Гродекова.

21 апреля 1893 года преосвященный Григорий возглавил крестный ход, в которым около 3 тысяч горожан двинулись с пением молитв от Спасо-Преображенского собора по Куйлюкскому тракту к реке Салар, где архипастырь совершил освящение воды. Затем крестный ход направился к селу Успенскому в местности аула Карабатай, Ниязбекской волости, где епископ Григорий освятил место основания будущей обители.

17 мая преосвященный Григорий заложил первые камни в основание зданий храма и келейного корпуса. Благотворителями явились полковник Е.И. Ионов и его супруга М.Ф. Ионова, пожертвовавшие для будущей обители участок земли в 3,5 гектара с хозяйственными постройками и садом. Супруги Ионовы, также жена коллежского советника Н.А. Сахарова и жена купца Е.М. Смирнова помогли в постройке храма и келейного корпуса для сестер.

К концу 1893 года число послушниц в общине достигло двадцати, было построено здание для келий сестер. Здание состоит из большого дома, по средине которого идёт широкий коридор с кельями по сторонам. В конце коридора находится дверь, ведущая в церковь во имя св. чудотворца Николая.

15 февраля 1894 года состоялось освящение храма во имя святителя Николая Мирликийского. К храму примыкала высокая колокольня из жженого кирпича, имевшая девять колоколов, самый большой из них весил 100 пудов.

Императорским указом от 25 ноября 1894 года женской иноческой общине близ Ташкента присвоили наименование «Николаевская»; при этом царь Александр III подарил обители для ее расширения еще 40 гектаров земли в том же селе Успенском.

В 1895 году на должность настоятельницы Ташкентской общины была назначена инокиня Каллиста, прежде подвизавшаяся в Тихвинском монастыре. С собой она привезла в дар ташкентским сестрам копию Тихвинского образа Божией Матери. В 1896 году настоятельницей стала инокиня Лидия. В 1896 году настоятельницей общины была назначена игумения Евсевия, прибывшая из Казанского монастыря города Троицка. К тому времени число сестер возросло до пятидесяти, в одном здании им становилось тесно, и по благословению епископа Никона в 1897 году был построен и освящен второй, более обширный келейный корпус.

В 1900 году дворянкой Надеждой Искандер (жена великого князя Н.К. Романова) пожертвован участок земли мерою 4804 квадратных сажень, находящийся в Ташкентском уезде, Ниязбекской волости, в даче Карабашского сельского общества, в местности Тарлагач-Тепе.

19 сентября 1901 года указом Святейшего Синода общине был присвоен статус общежительного женского монастыря с наименованием «Ташкентский Свято-Николаевский».

В 1903 году император Николай II подарил обители участок земли в 524 гектара в 25 километрах от Ташкента, за селом Черняевским. Там было организовано монастырское подворье и построен храм, в 1911 году освященный во имя преподобного Серафима Саровского, по благословению епископа Димитрия (Абашидзе).

С 31 июня 1906 г. по 1 мая 1910 г. священником церкви Николаевского женского монастыря являлся Борисоглебский Иоанн Иоаннович. Состоял законоучителем монастырской церковно-приходской школы. Скончался 29 ноября 1910 года. Был похоронен в ограде Николаевского монастыря. С 1907 года настоятельницей Ташкентской Свято-Николаевской обители была назначена монахиня Лидия (Нагорнова).

Свято-Николаевский монастырский храм был рассчитан на 60-70 молящихся и уже становился тесен как для самих сестер, так и для все более многочисленных паломников и прихожан села Успенского. Тут же школа и деревянные дома для причта. Школа была открыта по благословению епископа Аркадия, в которой воспитываются и обучаются маленькие девочки, преимущественно сиротки, а также в монастырь на перевоспитание принимались малолетние правонарушительницы. Здесь учат Закону Божию, русскому языку, истории, географии, чистописанию, арифметике и рукоделию. Школа привлекает немало детей и из соседних хуторов.

В 1911 году преосвященный Димитрий (Абашидзе) освятил закладку монастырского собора во имя Успения Божией Матери. Храм проектировался пятиглавый, трехпрестольный, с боковыми приделами во имя святителя и чудотворца Николая и святителя Василия Великого. Автором проекта являлся выдающийся архитектор А. Щусев. Строительство было начато, но приостановлено из-за начавшейся Первой мировой войны.

К.К. Романов посетил монастырь лично, сделав пожертвование монастырю, в том числе в виде земель. Часть полученных земель использовалась и как монастырское место последнего упокоения. В 1916 году здесь подвизалось более ста сестер.

В 1922 году Ташкентский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт советской властью. В 1925 году в помещениях бывшего монастыря располагался реформариум - учреждение для перевоспитания малолетних правонарушителей.

Монастырская Николаевская церковь сохранилась в качестве приходской и после закрытия обители. Во второй половине 1920-1930 гг. церковь была известна под именем Успенской Куйлюкской церкви. В 1929 году протоиерей Андреев Михаил Михайлович служил в Куйлюкской Успенской церкви.

Источник: "К истории христианства в Средней Азии". 1998 г.; "По стопам Апостола Фомы"


Статью добавил(а): Нуви,  20 мая 2019

Воспоминания псаломщика М. Гаврилова о посещении Николаевского женского монастыря (Ташкент). 22 января 1912 г.

К 1902 году 52 гектара монастырской земли распределялись так: 30 гектаров - под хлебом, 14 гектаров - под клевером, по 4 гектара - под садом и огородами. Имелись 10 лошадей, 12 рабочих волов, 30 коров, а также косилка, жнейка, молотилка, веялка, плуги и конные грабли.

В период обустройства Свято-Николаевский монастырь существовал в основном на доходы от выпечки просфор для всех храмов Ташкента, чтения Псалтири над усопшими, шитья риз для священнослужителей, иконописи, а также на доброхотные даяния благотворителей. Хозяйство было малоприбыльным, никакой помощи от казны не поступало.

….И не успели мы еще надышаться свежим, здоровым воздухом, не успели налюбоваться стройными, высоко-высоко вытянувшимися тополями, как впереди влево от дороги приветливо выглянул перед нами купол монастырской церкви и сквозь зелень показался целый ряд слабоосвещенных окон.

С особою отличительною иноческой приветливостью и ласковостью встретила нас настоятельница монастыря матушка Лидия. Охотно рассказала нам об устройстве обители, образе жизни монахинь и их занятиях. Каких только отраслей хозяйства в монастыре нет: хлебопашество, скотоводство, садоводство, пчеловодство, живопись, ткачество, рукоделие. Исполняется много работ золотом и шелком. День в монастыре строго распределен, в полпятого утра все уже на ногах и после утренней трапезы каждая занята работой (заутрени в будние дни, обыкновенно отправляемой в больших монастырях, здесь не бывает) и после утренней трапезы чая каждая занята «послушанием» - работой. На трапезу подаются квас с огурцами или щи с капустой и с постным маслом, - вообще, пища очень суровая и скудная. В праздничные дни трапеза после обедни в 11 часов, причем обычный скудный монастырский стол разнообразится некоторыми прибавками, кроме щей подается каша с постным маслом; в монастырском обеде получается, таким образом, вместо двух - три блюда, а в двунадесятые праздники бывает и четыре, прибавляется картофельный суп или холодная рыба. Ужин обыкновенно бывает по кельям; дают то, что останется от дневной трапезы.

В монастыре есть школа, в которой воспитываются и обучаются маленькие девочки. Окончив школу, девочки выбирают себе деятельность по желанию и способностям. Если потом у них не будет влечения к монашеской жизни, их отпускают уже вполне подготовленными к занятиям в миру. “Но случаи ухода из монастыря в мир бывают очень редко, - тихо говорила нам мать игумения, - ибо кто здесь побыл и привык к монашескому порядку, тот никогда не уйдет”.

Рано утром мы отправились осматривать обитель. Она не поражает грандиозностью своих корпусов, зданий, церкви, но все красиво, уютно и все носит следы исполненной вкуса, упорной и неутомимой работы монахинь. Тут же школа и деревянные дома для причта, а кругом, точно темно-зеленая рама, - сады и сады... Сады и огороды - это, кажется, любимое детище монастыря. Из садов и огородов мы отправились на скотный двор, рядом с ним построены: погреб, людская, просфирня, кузница и проч.

Источник: "К истории христианства в Средней Азии". 1998 г. "По стопам Апостола Фомы"

Комментарии и обсуждение

В 1929 году в Успенском храме «на Куйлюке» (бывшем храме женской обители) митрополит Никандр, преосвященный Лука, при участии протоиерея Михаила (настоятель Куйлюкской церкви) совместно совершили торжественное богослужение.

Книга: "По стопам Апостола Фомы"

22 мая 2019, Нуви.

Священник церкви Ташкентского женского Николаевского монастыря Василий Никольский 31 Июля 1906 г. перемещен на место священника к Меркенской Рождество-Богородичной церкви, а на место священника к церкви Ташкентского женского монастыря перемещён Иоанн Борисоглебский из сел. Троицкого.

Туркестанские Епархиальные ведомости. 1906 г. Выпуск 1.

11 июня 2019, Нуви.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.